Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проект запущен. Уклон дороги олицетворяет степень сложности, которую проект представляет для команды – крутой подъем в гору гораздо сложнее, чем поездка по ровной поверхности.




Сохранение равновесия также важно: если велосипед проекта слишком сильно наклоняется влево, учителя может заносить на поворотах (слишком много прямых указаний и подавляющий контроль); вправо – и тогда без необходимого руководства со стороны преподавателя, гарантирующего, что желаемая степень объективности достигнута и принципы работы понятны, поток креативности среди учащихся станет неуправляемым, а истолкование понятия «знание» будет искаженным (на видеозаписи о бактериологической лаборатории один из учеников назвал это «хаосом»). При таком типе обучения поддержка школы и общественности может послужить попутным ветром и помочь в продвижении проекта; отсутствие же такой поддержки будет выглядеть, как встречный ветер, препятствующий прогрессу. И, наконец, цель представляет собой богатый учебный опыт, включающий знание, понимание и закрепленный результат работы над многими навыками 21 века (см. Рисунок 7.3).

Рис. 7.3. «Велосипед» — модель проектного обучения 21 века

Удачная прогулка

Проект бактериологической лаборатории довольно точно следовал модели велосипеда. Цель проекта была четко обозначена, были стадии, управляемые учительницей и фазы, которыми руководили школьники, и, в тоже время, они честно и органично управляли всеми этапами работы над проектом все вместе. Учительница играла роль тренера, при необходимости прибегая к прямым указаниям, а ученики выполняли большую часть умственного труда – исследование, составление плана, анализ, сотрудничество, постановку опытов, оценку и коммуникацию.

Школьникам было предоставлено все необходимое – лабораторное оборудование, культуры бактерий, оборудование для «чистой зоны» (стерильной комнаты) и компьютеры для исследования. Проект проходил в комфортном для участников темпе (за исключением дня проведения непосредственно эксперимента, когда все были перегружены работой и очень торопились), и степень сложности проекта соответствовала уровню подготовки большинства ребят. Во время проведения проекта был достигнут правильный баланс между прямыми указаниями учительницы и самостоятельной учебно-исследовательской работой команд школьников. Будучи вовлеченными в практическую деятельность и задавая точные вопросы, которые, естественно, возникали в ходе исследования и эксперимента, ребята обрели более глубокое понимание того, что такое научная деятельность.

Во время работы над проектом школьники развивали многие из навыков 21 века – решение задач, коммуникацию, сотрудничество, информационную грамотность и компетентность в вопросах информационных и коммуникационных технологий, гибкость и приспособляемость, самостоятельность, лидерство и ответственность. Особо не акцентировались навыки креативности и новаторства, однако, экспертные знания в области биоинженерии, полученные школьниками, дали им некоторое представление о том, как ученые и инженеры рационализируют различные подходы к медицине и генотерапии.

Разработка и воплощение эффективного учебного проекта, такого как проект бактериологической лаборатории, — задача не из легких, ведь нужно стимулировать интерес абсолютно разных учащихся, согласовать цели проекта с учебным планом, доказать, что каждый ученик, принимающий участие в работе над проектом, обретает опыт и знания, и подготовить учеников, овладевающих навыками 21 века, к успешной жизни в реальном мире. Особенно сложно справиться с такой задачей учителям, которые не обучались подобным методикам преподавания.

Тем не менее, как показали описанные выше проекты («SARS» и «Бактериологическая лаборатория»), а также исследования и отчеты по успешным обучающим проектам со всего мира, такой тип обучения очень эффективен. Он пробуждает в детях глубокий интерес к учебе, исключает зубрежку, ведет к осмыслению и пониманию. В результате ученики, которые прежде обладали абсолютно разной манерой учиться и разным багажом знаний, добиваются в обучении больших успехов.

Развитие креативности в процессе работы над проектами

Воображение гораздо важнее знаний.

Альберт Энштейн

По мере того, как мы будем углубляться в наше путешествие по 21 веку, креативность и новаторство будут становиться самыми яркими звездами в созвездии навыков 21 века. Новые идеи, инновационные товары, новейшие услуги и свежие решения локальных и глобальных проблем будут придавать все больше сил нарождающейся Эпохе Инноваций.

Несмотря на то, что будет возрастать потребность в навыках из области науки, технологий, техники и математики, т.е. сферы STEM тематики (о ней упоминалось ранее), спрос на креативность, изобретательство и новаторство будет еще выше. Традиционным источником развития творческих навыков, креативности всегда служило искусство. Поэтому одной из самых важных целей образования будет включение в этот список шуманитарных наук и искусства (STEAM — эту аббревиатуру первым использовал автор книг для детей Питер Рейнольдс).

Как же лучше всего подготовить наших школьников к будущей работе, которая еще даже не существует, к профессиям, которые еще не придуманы, к экономике в которой ценятся еще не созданные вещи и которая включает STEAM в образовательный план каждого ребенка?

Том Келли, генеральный исполнительный директор известной компании «IDEO», ответил на этот вопрос одним словом – «проектировать».1 Том также является поклонником незамысловатого словосочетания, благодаря которому началась разработка тысяч проектов – «Как можно …?».

Для того чтобы подготовиться к Эпохе Инноваций, мы все должны стать лучшими проектировщиками, готовыми браться за решение принципиально новых задач и разрабатывать вещи и процессы, никогда раньше не существовавшие.2 Мы должны уметь пользоваться и мышлением, и ремесленническими навыками.

К счастью, процесс проектирования – это не тайный ритуал, открытый лишь культу жрецов, узкому кругу посвященных. В этом процессе может принять участие каждый, и как при игре на музыкальном инструменте или в спортивной команде – чем больше практики, тем лучше результаты.

Учебные проекты, опирающиеся на этапы проектного цикла, описанные выше, — формулировку, планирование, выполнение, анализ – способны пробуждать в детях глубокий интерес к учебной деятельности и формировать творческие навыки. Проектные соревнования, такие как конкурс по созданию веб-сайтов «ThinkQuest» или конкурс робототехники «FIRST», обладают большим потенциалом для развития у школьников навыков изобретательства и новаторства.

На счету сотрудников компании «IDEO» разработка улучшенных зубных щеток, тележек для товаров в магазинах самообслуживания, компьютерных мышей, медицинской техники для пунктов скорой помощи, создание предприятий, совершающих коммерческие операции через Интернет, и тысячи других практических решений злободневных проблем. Процесс проектирования в этой компании включает в себя все те же четыре этапа, но с некоторыми важными дополнениями, которые повышают вероятность появления у проектных групп инновационных идей и решений:

Формулировка. В центре внимания находятся задачи и проблемы, решение которых сделает многие вещи проще, лучше, быстрее, дешевле, эффективнее или приятнее. Вопрос, который начинается со слов «Как можно …» (например, «Как можно использовать энергию солнца для обеспечения сельских местностей, где нет электричества, импульсными лампами, которые можно было бы использовать в домах в ночное время?»), и следующее за ним определение задачи являются ключевыми условиями успешного начала проекта.

Планирование. Необходимо потратить некоторое время на то, чтобы понять потребителей, клиентов, разобраться в технологии, в сфере деятельности и занимаемой в ней нише, а также, чтобы ознакомиться со всеми возможными ограничениями, касающимися проблемы. Нужно внимательно и не один раз понаблюдать за тем, как реальные люди справляются с проблемами и различными обстоятельствами в реальных жизненных ситуациях, и создать подробное описание опыта среднестатистических людей, связанного с текущей проблемой.

Разнообразный, «разношерстный» состав проектных групп также играет немаловажную роль в процессе проектирования – чем больше разнообразия, тем выше шансы рождения свежего, нестереотипного решения. Так, например, культурное разнообразие состава команды, работавшей над проектом «SARS», в результате вылилось во множество инноваций при создании веб-сайта, что привлекло аудиторию из многих стран.

Выполнение. Используя разнообразные технические приемы визуализации и методику «мозгового штурма», предложите все множество возможных проектных решений и разберитесь в положительных и отрицательных сторонах каждого из них. Выберите наиболее перспективный проект и разработайте пилотную модель. Протестируйте ее с участием многих людей в реальных проблемных ситуациях и точно зафиксируйте все результаты.

Анализ. Оцените и доработайте серию опытных образцов, повторяя проектный цикл, каждый раз при этом устраняя сложности и неполадки, подчеркивая преимущества, находя компромиссы и тем самым улучшая решение в целом.

Фазы выполнения и анализа на этой стадии цикла в «IDEO» часто повторяются. Благодаря многократному поступательному движению то вперед, то назад между этими фазами, пройденные уроки лучше усваиваются, и создание еще более усовершенствованного опытного образца происходит незамедлительно, после оценки пройденного круга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...