Проекты основаны на проблемах реального мира и вопросах, волнующих самих школьников.
Изучение учебных проектов, обладающих перечисленными характеристиками, показывает, что школьники, принимающие участие в таких проектах добиваются равных или лучших результатов в учебе, по сравнению с теми, кто использует более традиционные учебные методы работы в классе. Измерение же показателей развития других учебных навыков, и в особенности навыков более высокого порядка – навыков 21 века – убедительно демонстрирует, что при проектном обучении они значительно выше, чем при традиционных методах: Многие исследования в области общешкольных моделей проектного обучения, таких как экспедиционное обучение9 или «Сo-nect школы»,10обнаруживают солидные успехи учеников на традиционных зачетах, по сравнению со школами, в которых применяются исключительно традиционные методы. Общешкольные модели привлекают к проектному подходу все классы, всех преподавателей и руководителей, а не только нескольких учителей-новаторов в некоторых классах. В одном из исследований об учащихся четвертых и пятых классов, работающих над проектом, связанным с жилищным кризисом в разных странах, результаты этой группы проектного обучения в тестах на оценку уровня критического мышления и уровня уверенности в вопросах обучения намного превысили результаты контрольной группы (группы традиционного обучения).11 Крупное трехлетнее исследование было проведено в Англии, в двух школах с одинаковыми учебными результатами и уровнем достижений учеников. По результатам этого исследования, Национальный экзамен успешно сдали значительно больше учащихся школы, в которой применяются проектные подходы к изучению математики, по сравнению со школой, где учатся по традиционным учебникам и применяют традиционные подходы. Учащиеся школы с проектным обучением также развили более гибкие и полезные знания по математике, чем их ориентированные на обучение «по книжке» сверстники.12
На проекте «Challenge 2000 Multimedia» (Калифорния) школьники, выпустившие мультимедийные проспекты, рассказывающие о проблемах бездомных школьниках, обошли своих соперников, использовавших более традиционные методы, по таким параметрам, как владение информацией, влияние на аудиторию и разработка средств коммуникации.13 Другие сравнительные исследования также зафиксировали множество преимуществ проектного метода: развитие способности формулировать задачи, развитие способности рассуждать логически, прибегая к недвусмысленным аргументам и улучшение планирования комплексных проектов; повышение уровня заинтересованности, улучшение отношения к обучению и совершенствование привычного стиля работы. Еще одно важное открытие состояло в том, что проектный подход принес большую пользу школьникам, которые справлялись и с книжно-лекционными подходами, поскольку он больше подходил им по стилю обучения или соответствовал предпочтениям, отдаваемым командной работе. Обучение, основанное на решении задач Такая разновидность проектного обучения, как обучение, основанное на решении задач, включает в себя проекты, сконцентрированные на решении сложных реальных проблем с применением подхода, характерного для метода анализа конкретных ситуаций (кейс-метода). Школьники при этом работают в небольших группах – они проводят тщательные исследования и находят решения задач, у которых может быть множество решений и способов их нахождения. Многие из таких исследований берут начало в сфере медицинского образования, где учащиеся должны установить верный диагноз, назначить необходимые анализы и прописать лечение для конкретного пациента (примеры таких задач основаны на реальных историях болезни). Этот кейс-метод также эффективно применялся в сфере юридического и коммерческого образования, а также в других областях профессионального образования, в том числе педагогического.
Изучение исследований по вопросам обучения, основанного на решении задач, показывает, что, аналогично методу проектов, практические результаты обучения, в котором применялись методики, основанные на решении задач, равны или выше, чем результаты обучения по традиционным схемам. В развитии же навыков 21 века, таких как гибкое решение задач, применение знаний в реальных условиях, навыки критического мышления (например, построение поддающихся проверке гипотез и выдвижение логичных объяснений) методики, основанные на решении задач, оказываются значительно эффективнее традиционных. Специальный Совет университета Вандербильт, занимающийся проблемами познания и технологий (CTGV), изучал проблемы подходов к обучению более десяти лет. В одном из этих исследований принимали участие более семисот учащихся из одиннадцати школьных округов. Они занимались решением видео-задач из популярной серии «Джаспер Вудбери», предложенной CTGV. В результате эти учащиеся преуспели гораздо больше, по сравнению с другой группой, по всем пяти измеряемым показателям: понимание математических концептов, решение задач на тождества, разработка подходов к решению задач, позитивное отношение к предмету и взаимодействие с учителями.14 Метод проектирования Подходы к обучению, в основе которых лежит проектирование (как процесс), применяются во многих дисциплинах, включая естественные и гуманитарные науки, технологию, технику и архитектуру. Конкурс по созданию веб-сайтов «SARS ThinkQuest», о котором говорилось ранее, представляет собой классический пример задачи на применение метода проектирования, которую решала команда школьников, совместно работавших над разработкой образовательного сайта на волнующую их тему. Еще один пример – конкурс по робототехнике «FIRST» (HYPERLINK «http://www.usfirst.org» www.usfirst.org), где команды школьников проектируют, строят роботов и управляют ими в состязаниях, подобных спортивным – на физическую выносливость.
Образовательный метод проектирования особенно популярен в сфере обучения техническим наукам, где, согласно учебным планам (таким как «Обучение техническим наукам через проектирование», разработанным Университетом штата Мичиган), школьники старших классов занимаются проектированием и строительством катеров, теплиц и катапульт. Учебный план «Обучение через проектирование», разработанный Технологическим институтом штата Джорджия, включает в себя широкий спектр проектных задач, которые помогают усвоить основополагающие научные законы. В ходе таких занятий ученики шестого класса разработали и собрали искусственные легкие и рабочие модели других органов дыхательной системы. Исследование показало, что школьники, занимавшиеся по учебному плану «Обучение через проектирование», изучили дыхательную систему гораздо более детально и узнали больше о ее строении и функционировании, чем другая контрольная группа, которая изучала работу и строение дыхательной системы по книгам, посредством зубрежки.15 По окончании пятинедельного проекта по разработке макета игровой площадки с целью представить основные законы геометрии, представители CTGV отметили значительные успехи пятиклассников с различным уровнем способностей в развитии навыков измерения и определения масштаба. Ребята получили высокие оценки за стандартные тесты по геометрии. Тридцать один из тридцати семи предложенных школьниками проектов игровых площадок (84%) были признаны пригодными для реального воплощения, что является очень высоким достижением.16
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|