Цепочка создания стоимости в Эпоху Знаний
Необработанные данные " Информация " Знания " Опыт " Сбыт " Услуги [и продукция] Но что конкретно отличает опытного специалиста, эксперта от новичка? Благодаря десятилетиям исследований в области когнитивной психологии, нейробиологии и других науках, мы обладаем большим количеством «экспертных знаний об экспертах» — знаний о том, как эксперты, профессионалы думают и каким образом используют свои знания и навыки.16 Теперь мы знаем, что эксперты замечают важные черты и характеристики, которые новички упускают из вида – например, климатологи, соотносящие возрастающую концентрацию в атмосфере углекислого газа с повышением температуры на всей планете; обладают обширной внутренней базой данных, содержащей знания и опыт, упорядоченные законами и глубоким пониманием предмета – как адвокат, который знаком с важнейшими составляющими прецедентного права, связанными с судебными процессами по защите прав потребителя; легко могут выбрать из обширной базы знаний именно те законы, факты и принципы, которые лучше всего применить именно к той проблеме, решением которой они занимаются в данный момент – как, например, врач, который знает, какое именно лечение назначить больному с определенным типом легочной инфекции; Быстро и без особых усилий извлечь знания, имеющие отношение к данному вопросу – как опытный автомеханик, который может моментально определить неполадку в автомобиле по звуку его двигателя. Мы также знаем, что эксперты гораздо эффективнее и увереннее, чем новички, используют мощь образовательного инструментария и технологий. Эксперты используют доступные цифровые инструменты для того, чтобы расширять, систематизировать и углублять свой опыт, а также, чтобы помогать применять знания и навыки к новым и еще более сложным заданиям.
Эксперты часто страстно увлекаются тем, что делают. Они разделяют мотивы, ценности, отношения и убеждения с остальными членами их профессионального сообщества; их очень заботят вопросы и дилеммы, которые бросают вызов их профессии. Знания, навыки, инструменты мышления, мотивация, ценности, отношения, убеждения, сообщества практикующих специалистов и профессиональное лицо – все это жизненно важные части мира эксперта. По мере того, как мы углубляемся в 21 век, заинтересованные, увлеченные учащиеся и преподаватели будут разделять все больше и больше этих экспертных качеств и будут строить свое обучение по экспертной модели. Итак, как же это отразится на нынешних программах и моделях обучения 21 века? Различия между знаниями и навыками в сегодняшней модели радуги Р21 могут уступить место более целостной модели, в которой учащийся находится в самом центре расходящихся концентрических кругов поддержки обучения (см. Рисунок 8.6) Согласно этой модели, «целостные учащиеся», со всеми гранями экспертного опыта – знаниями, навыками, мотивациями, ценностями, отношениями, убеждениями, ощущениями, жизне- и работоспособностью, надежностью, стойкостью и другими качествами – находятся в самом центре. Учащиеся непосредственно окружены теми, кто больше всего влияет на их обучение – другими учащимися, коллегами, родителями, семьей, учителями, экспертами и всеми остальными. Следующий круг модели составляют все элементы целостной среды обучения – помещения, инструментарий, технологии, общественные ресурсы, неформальные образовательные пространства, (музеи и творческие студии) и формальные системы обеспечения образовательного процесса (образовательные стандарты, системы оценки, программы повышения квалификации учителей, руководство и образовательная политика).
Рис. 8.6. Возможная будущая модель обучения 21 века Два внешних круга модели это образовательные общества и сообщества. Основными компонентами образовательных сообществ являются группы людей, места и объекты, которые сопровождают учащихся в их образовательном путешествии. А образовательные общества это государственные национальные (и, все чаще, международные) образовательные учреждения и культурные услуги, которые способствуют образованию. Концентрические круги этой модели находятся в огромном мире образования – практические миры опыта и ментальные миры знаний, навыков и профессионализма. По мере того, как мы углубляемся в 21 век, все больше и больше стран будут уделять все больше и больше внимания образованию. Они будут внедрять образовательный опыт во все аспекты жизнедеятельности и культуры, и превращаться в образовательные общества, которые ставят высококачественное всеобщее образование превыше всего в списке национальных приоритетов. Глава 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ЖИЗНИ – СТРОИТЕЛЬСТВО ЛУЧШЕГО МИРА Поскольку мы живем в эпоху инноваций, практическое образование должно подготавливать личность к работе, которая еще не существует и которую невозможно четко описать. Питер Дрюкер В этой новой эре настоящий источник благополучия и богатства заключается не в материальных ценностях, а в человеческом разуме, человеческом духе, человеческом воображении и нашей вере в будущее. Стив Форбс С экранов телевизоров мы получаем новости со всех уголком планеты. Мы делаем телефонные звонки, благодаря глобальным взаимосвязанным опорным сетям связи. Наш бизнес, участники которого разбросаны по всему свету, работает двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Товары потребления собираются по кусочкам, проходя глобальную цепочку процессов, обеспечивающих выпуск продукции. Наши национальные экономики объединены в единый всемирный комплекс. И наши школьники связаны друг с другом, даже находясь на разных концах света. Мы вступили в исторический период, когда все виды границ и рубежей растворяются в воздухе, и перед нами открывается реальность, состоящая в том, что «все мы пассажиры одного очень большого космического корабля» (так любил говаривать изобретатель Бакминстер Фуллер).
Образование присоединилось к этой глобальной компании несколько поздновато, но оно быстро наверстывает упущенное. Во многих странах на стороне руководителей образования сегодня находятся бизнес-сообщества и правительства, ведь образование теперь рассматривается как золотой билет в светлое будущее экономики. Будущее благополучие, благоденствие и благосостояние каждого из нас определяется тем, насколько хорошо будут образованы наши дети – получат ли они навыки, необходимые для того, чтобы быть успешным в условиях мировой экономики. Недавний мировой спад экономики дал нам представление о том, какой может стать жизнь, если мы не сможем дать нашим детям образование 21 века. И, хотя причины этого экономического спада не связаны с образованием напрямую, его результаты преподали нам хороший урок. Болезненный кризис, который оставил очень многих людей без работы и без средств к существованию, может служить жестоким предупреждением о том, что может случиться с нацией граждан, получивших образование 20 века в мире века 21го. В мире есть множество стран, в которых подобная экономическая депрессия в течение долгого времени была частью повседневной жизни людей, и где существование на один доллар (или даже меньше) в день стало нормой. Никто не хочет жить в стране и в мире, где экономика находится в упадке. Низкий уровень жизни, непродуктивная экономика, низкий уровень социального обеспечения и подавленные, борющиеся за выживание семьи, у которых уже почти не осталось никакой надежды – такое будущее не хочет и не должна иметь ни одна нация в мире. Лучшей гарантией того, что такая печальная участь нас минует, и что наши лучшие надежды на светлое и более успешное будущее воплотятся в жизнь, может служить продолжение инвестиций в образование 21 века для наших детей, даже в сложные для экономики времена. Независимо от того, где они живут – в Индии, Индиане, Индонезии, Ирландии, Иране, Израиле, Исландии или Италии, – все школьники должны иметь возможность получать навыки 21 века, чтобы они могли получить достойную работу и сделать вклад в жизнь своего общества.
Поскольку все страны разделяют общее видение того, каким должно быть образование 21 века, и могут работать над достижением схожих образовательных целей и методов, каждая страна может внести свой вклад во всемирный фонд опыта в вопросах того, как лучше всего внедрять образовательную систему 21 века. Это может означать, что вложения, в результате которых может родиться успешная образовательная инновация в одной стране, могут произвести колоссальный эффект, если другие страны примут и адаптируют эту инновацию для собственного применения. С возрастанием международного взаимодействия и сотрудничества в области образования (что является важнейшим навыком 21 века!) каждая страна может играть значительную роль в строительстве глобальной образовательной сети, такой же мощной и всеобъемлющей, как существующее сегодня бизнес, финансовые и коммуникационные мировые сети. Как мы видим, школьники всего мира уже вливаются в эту сеть и учатся друг у друга, связываясь, принимая участие и сотрудничая по вопросам всякого рода образовательных проектов и учебной деятельности. Сегодняшнее интернет-поколение школьников каждый день помогает создавать эту новую глобальную образовательную сеть, ощущая свободу и получая удовольствие от обучения без границ. Мы уже прошли долгий путь к обществам, в которых обучение глубоко вплетается в узор повседневной жизни; где цифровые устройства, находящиеся в наших карманах, дают ответы на наши вопросы и связывают нас с нашими друзьями при помощи пары щелчков кнопкой; в которых школы и другие образовательные учреждения становятся полными жизни учебными и общественными центрами для окрестностей и села; где совместная учебная деятельность и проекты, как никогда, становятся неотделимы от родных очагов, музеев, кафе и общественных центров; где книжные, хозяйственные и компьютерные магазины предлагают обучение в их собственных образовательных центрах; где большая часть нашего рабочего времени уходит на то, чтобы становиться истинными профессионалами и новаторами. Мы можем жить в предвкушении времен, когда мощная глобальная образовательная сеть школ 21 века и образовательных служб, работающих в режиме онлайн, предоставит всем детям, вне зависимости от места их проживания, возможность иметь качественное образование 21 века и получать навыки 21 века и опыт, необходимые для успешной рабочей деятельности, счастливой семейной, насыщенной общественной жизни и получения удовольствия от обучения в течение всей жизни.
Есть масса дел, которые нужно сделать, чтобы все это стало реальностью 21 века для всех нас. Вот несколько последних примеров такой работы: Учащиеся «Школы мира» в Израиле, представляющие три религии (евреи, мусульмане и христиане), создали видео, демонстрирующее их взгляды на возможность установления мира на Ближнем Востоке. Они пригласили учащихся других школ в свою студию, расположенную в этой поликультурной школе, показали гостям это видео и помогли учителям организовать диалог на тему того, что может предпринять каждый школьник в борьбе за мир. Учащиеся класса робототехники средней школы «Palo Alto» (Калифорния) провели исследование, касающееся нужд квадроплегиков (людей с параличом рук и ног) и людей с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата. Они разработали «Лазерный палец» — устройство, которое использует лазерный аппарат, укрепляемый на голове, чтобы включать электроприборы и различные устройства. Они также составили план бесплатной поставки этих устройств всем, кто в них нуждается, и предложили его фирмам производителям, применяющим высокие технологии, и национальной организации инвалидов. Учащиеся одной из начальных школ в Нидерландах разработали проект ландшафтного дизайна для своей школы, включающий в себя деревья, многолетние кустарники и засухоустойчивый овощной огород. Проект был оценен экспертами в области садоводства и ландшафтного дизайна и признан самым лучшим. Городской фонд спонсировал воплощение проекта в жизнь. Учащиеся научнно-ориентированных старших классов одной из средних школ Сиднея объединились со школьниками из разных стран, провели измерения климатических показателей и занесли полученные данные во всемирную базу данных, отслеживающую тенденции глобальных изменений климата. Кроме того, школьники помогли местной организации, занимающейся охраной окружающей среды, На перекрестке, неподалеку от одной из средних школ Лондона, произошел несчастный случай с участием автомобилиста, в результате которого школьник, ехавший на велосипеде, оказался на волосок от гибели. После этого инцидента учащиеся гражданско-правовых классов этой школы провели серьезное исследование: они измерили скорость движения потока транспорта в разное время суток, сделали видеозаписи дорожной активности на перекрестке, и подготовили детальный план, отчет и предложения по установке нового светофора на этом перекрестке. Школьники представили полученные данные и свои аргументы и предложения муниципальному городскому совету, который проголосовал за установку нового светофора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|