Основные системы музыкального образования (зарубежный период)
Вопрос 1. Педагогическая мысль и музыкальная практика в Западной Европе периода Средневековья.
Важной эпохой, сыгравшей значительную роль в истории музыкального образования, является Средневековье. Начало этой эпохи датируется падением Рима под натиском варваров (Vвек н.э.), конец –XVI–XVIIвв.
От греко-римского мира византийская школа унаследовала классическое образование, основу которого составляло изучение семи свободных искусств. Курс обучения, позволявший получить всестороннее образование, складывался из дисциплин тривиума и квадривиума.
Тривиум включал грамматику, риторику и диалектику.
Квадривиум – математику, музыку, астрономию и физику.
Однако содержание образования отличалось от античного: в его основе лежало религиозное начало. Именно религия на долгий период определила культурную жизнь Европы, в том числе и процессы, связанные с музыкой и музыкальным образованием.
Раннее средневековье (V-X вв.) на большей части современной Европы позднее назвали «темными веками». Отрицательное отношение христианской церкви к античному наследию определило резкое торможение образования. Церковь выбирала лишь те виды образования, которые считала нужными. В этот период царила безграмотность, и немногие школы, как правило, при церквях, не могли изменить положения.
Вместе с тем музыкальное образование сделало значительный шаг вперед именно в средние века, так как изучение музыки входило в содержание богословского образования. Епископские кафедры, на основе которых впоследствии, в среднее и позднее средневековье, возникли университеты, стали центрами изучения музыки. Это определило тот подход к музыкальному образованию, который российские исследователи называют «умопостижением» (Г.Б. Корнетов, О.Е. Кошелева).
Тесная связь музыки и теологии способствовала тому, что многие выдающиеся мыслители средневековья оставили труды о музыке. Это трактат Августина «О музыке», фундаментальный труд Боэция «Наставление к музыке», трактаты Кассиодора. В этих работах рассматриваются вопросы ритма, метра, движения, а также воспитательной роли музыки. Боэций теоретически обосновал структуру средневековой системы образования, в частности, ее высшей ступени – квадривиума, который был положен в основу образования среднего и позднего средневековья.
В средние века наиболее интенсивно развивалась теория музыки, в общем виде составившая впоследствии основу профессионального композиторского творчества и была начата реформа системы нотации.
Для музыкального искусства раннего средневековья в связи с диктатурой церкви огромное значение приобрело своеобразное разделение различных его областей:
1. профессионального церковного искусства, в принципе единого (на латинском языке) для различных народов, принявших христианство;
2. местного народного искусства на различных языках и диалектах.
Первое записывалось с прогрессирующей точностью, второе оставалось в устной традиции.
На протяжении II-VI веков шло формирование новых родов церковной музыки, которые в итоге образуют основу григорианского хорала как единого, обязательного свода песнопений, принятых римской церковью. Григорианский хорал (лат. cantus gregorianus) — традиционное литургическое пение Католической Церкви. Термин «Григорианский хорал» происходит от имени св. Григория I Великого (Папа Римский в 590-604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Первоначальная григорианская нотация восходит к началу Х века. Она устной традиции, не содержит нотных строк и состоит из значков прямо над текстами. Такой тип нотации опирается на ударения в латинском тексте. В Григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально они обозначались невмами (от греч. "пнеума" - "дыхание") - условными знаками, передававшими общее направление развития мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на этих линейках.
Начиная с XI века, в музыкальной теории происходит резкий поворот от математических исчислений к практике музыкального исполнения и образования. Главой этого нового направления явился итальянский ученый и педагог, бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо) (990-1050). Современная музыкальная теория обязана ему изобретением нотного стана и нотных знаков. В своем сочинении "Микролог" Гвидо рассматривает музыкальную теорию, прежде всего, как средство музыкального воспитания. Его интересует главным образом методика обучения пению, интонации, ритмике, чтению нот и т. д. Излагая основные принципы своей системы музыкального воспитания, Гвидо пишет:
"Кто хочет принимать участие в нашем обучении музыке, пусть выучит некоторые напевы, написанные в нашей нотации, упражняет руку на монохорде, внимательно обдумывает правила до тех пор, пока не поймет значение и существо звуков так, что будет в состоянии с приятностью спеть как знакомые, так и незнакомые мелодии".
Учение Гвидо положило начало целому направлению музыкальной теории, ориентирующемуся на музыкальную педагогику и практику.
Гвидо требовал от музыканта, наряду со знанием музыкальной теории, умения обучать других. Иными словами, от музыканта теперь требуется, чтобы он был одновременно и педагогом. "Кто хочет называться музыкантом, а не певцом, не только должен реветь волом, но и уметь других музыке учить и знать лады».
Гвидо произвел переворот в системе записи, введя еще две линии. Невмы стали располагать на четырех линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Четырехлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях. Примерно в то же время появились и названия для основных звуков - Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного монахом Павлом Диаконом "Святой Иоанн" (он считался покровителем церковного пения). Позднее слог Ut заменили на слог Do. Появилось название еще одного нотного звука – Si (образовано из первых букв словосочетания Sancte Iohanne - "Святой Иоанн"). Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей. В переводе с латинского текст звучит так: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн».
Во 2-й половине 12 в. во Франции (Парижская школа) и Италии появилась так называемая квадратная, или римская, нотация (nota quadrata, или nota romana), получившая своё название от квадратной формы нот.
Среди форм музыкального образования эпохи Средневековья преобладало хоровое пение, так как для богослужения требовались профессионально подготовленные музыканты. Певчие воспитывались при церквях и монастырях. Прошедший курс обучения певчий должен был владеть вокальным искусством, помнить наизусть музыку и текст множества песнопений, осваивать новые произведения, уметь руководить хором, сочинять новые песнопения. Синкретичность музыкальной деятельности уже тогда предопределила будущий тип музыканта-универсала.
В это же время в Европе начали появляться первые музыкально-педагогические руководства, ставившие своей целью оказание помощи музыкантам-практикам. В поле зрения педагогов стали включаться вопросы инструментоведения.
Музыкальные инструменты Средневековой Европы можно разделить на три основные группы:
Ударные инструменты.
1. К ним относятся колокола, как простые и одиночные, так и подобранные по нотам.
2. Гремушка - это металлический обруч с поперечными палочками, на которые нанизаны кольца.
3. Треугольник - древневосточный инструмент, он состоял из согнутого в виде треугольника металлического прута, иногда с украшением посредине. Гремушку сотрясали рукой, а на треугольнике играли с помощью металлической палочки.
4. Кроталы и тимпаны. Первые напоминали кастаньеты, тимпан — род барабана или литавры, состоит из металлического или деревянного корпуса, затянутого кожей, с прилагавшимися к нему билами. Тимпаны были неодинаковые по размеру и по величине, носили различные названия.
5. Барабаны были принесены на Запад с Востока. Учитывая это, можно считать, что известные в это время табореллус и накария (соответственно сходству названий с арабскими: табл — малый барабан и наккара — большой) являются такими же барабанами.
Духовые инструменты.
Туба и корну соответствовали военным трубам древних римлян.
Туба — все прямые трубы, а корну — изогнутые, несмотря на различную форму. «Корну» означало настоящий рог, тем не менее под этим названием существовал инструмент, у которого труба была согнута в один оборот, а оба параллельные конца равной длины соединены почти посередине двойной трубочкой. Этот инструмент назывался самбука. К подобным инструментам принадлежит и пандориум, о котором мало что известно.
Струнные инструменты
Струнные инструменты, в том числе смычковые, были слабо развиты. Струны перебирались либо непосредственно пальцами (одной рукой или обеими), либо особой палочкой — древним плектроном.
К последним принадлежала лира. По форме она была сходна с древнеримской, иногда отличалась от нее более широким корпусом, дугообразными, сходящимися на концах ручками, заменявшими горизонтальную палочку, на которую было натянуто от трех до восьми струн.
Кифара состояла из треугольной или продолговатой четырехугольной рамки, закругленной вверху, на которой было натянуто от шести до двадцати четырех струн. В рамках треугольной формы струны, находясь на одинаковом расстоянии одна от другой, направлялись от длинной стороны треугольника к вершине, где сходились на короткой поперечной палочке. В четырехугольных рамках струны шли параллельно диагонали от косой палки внутрь рамки.
Псалтерий состоял также из треугольной или продолговатой четырехугольной рамы с натянутыми внутри струнами. У четырехугольных рамок продольные стороны частью совершенно прямые, частью вогнутые внутрь, а у треугольных — две стороны рамки всегда сходятся под очень острым углом. Струны никогда не натягивались по всей рамке, иногда даже доходили только до ее середины. По другой части рамки, находившейся вверху от поперечника, к которой прикреплены были концы струн, перекрещивались два ремня, с помощью которых натягивался инструмент. Число струн бывало не менее десяти, но иногда увеличивалось вдвое.
В XII веке католическая церковь приняла орган, оценив силу его психологического воздействия на людей. С этого периода начало развиваться искусство игры на органе, которое передавалось от мастера-учителя к немногим наиболее способным ученикам.
Необходимо отметить также значительное просветительское воздействие, которое оказывала церковная музыка на массы прихожан. В условиях, когда светская и народная музыка находились под полузапретом, церковная музыка распространялась на огромные массы людей. И хотя круг эмоций, дозволенных церковью для культовой музыки, был ограничен, все же музыка, звучавшая в церкви, несомненно, принадлежала к высокому духовному уровню. Это позволяет констатировать важную музыкально-просветительскую роль, которую сыграла средневековая католическая церковь, подготовив тем самым сознание людей к грядущим культурным переменам периода позднего средневековья, получившего название Возрождения.
ООуП
Методы,формы и средства организации учебного процесса. Современные образовательные технологии.
Методы обучения - это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.
Классификация методов обучения по дидактической цели:
приобретения знаний;
формирования умений и навыков;
применения знаний;
закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).
Классификация методов обучения по источнику знаний
словесные методы
наглядные методы
практические методы
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся:
Объяснительно-иллюстративного метода
Репродуктивный метод
Метод проблемного изложения
Частично-поисковый (эвристический) метод
Исследовательский метод
Средства обучения - это источники получения знаний, формирования умений.
Классификации дидактических средств с точки зрения чувственной модальности:
визуальные (зрительные)
аудиальные (слуховые)
аудиовизуальные (зрительно-слуховые)
Классификация по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика:
Простые средства:
словесные
визуальные
Сложные средства:
механические визуальные приборы
аудиальные средства
аудиовизуальные
средства, автоматизирующие процесс обучения
ООУП вопрос 2
гос образ стандарт
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала
Основные направления реформирования современного образования:
гуманизация,ориентация на непрерывность обучения, перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную память ученика, переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения
Учебный план - документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на каждый предмет в год, неделю; продолжительность учебного года и каникул.
Учебник является источником учебной информации и выступает средством обучения, отражает цели и содержание обучения.
Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса.
Формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся:
Индивидуальная форма обучения
Фронтальная форма обучения
Коллективная форма обучения
Формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения:
аудиторные и внеаудиторные
классные и внеклассные
школьные и внешкольные
Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий
урок (в классическом понимании),
лекция,
семинар,
конференция,
лабораторно-практическое занятие,
практикум,
факультатив,
экскурсия,
курсовое проектирование,
дипломное проектирование,
производственная практика,
домашняя самостоятельная работа,
консультация,
экзамен,
зачет,
предметный кружок,
мастерская,
студии,
научное общество,
олимпиада,
конкурс
Урок - это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса).
Урок:
-ознакомления учащихся с новым материалом (сообщение новых знаний);
-закрепления знаний;
-выработки и закрепления умений и навыков;
-обобщающий;
-проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок)
это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают.
Лекции:
-информационные лекции;
-проблемные лекции;
-визуальные лекции;
-бинарные лекции (лекция-диалог);
-лекции-провокации;
-лекции-конференции;
-лекции-консультации.
семинар - учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов
конференция - организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
лабораторно-практическое занятие— формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы
предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию
Выделяют факультативы по:
-углубленному изучению базовых учебных предметов;
-изучению дополнительных дисциплин;
-изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности
дмпломное проектирование-применяется на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении.
заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста
производственная практика-Цели производственной практики - формирование профессиональных умений и навыков, а также расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности
домашняя работа- -составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям
Вид обучения - это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения
виды обучения:объяснительно-иллюстративное
догматическое
проблемное
программированное
развивающее
эвристическое
личностно-ориентированное
компьютерное
модульное
дистанционное
межпредметное
Воспользуйтесь поиском по сайту: