Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Варны: общая характеристика




Слово «варна» означает «цвет», «способ» или «сущность». Варныдревнейшие социальные группы Индии, объединившие людей одинако-

1 Sherif M. Group Conflict and Cooperation: Their social Psychology. London, Rout-ledge and Kegan Paul, 1966.— P. 12; Brown R. Social Psychology. The 2-nd Ed. — New York, London, 1986. - P. 533.

2 Описание дается в основном по книге: Shibutani Т., Kwan К. Ethnic Stra­tification. A Comparative Approach. — New York, London, 1968. — P. 30-31; См.: также: Davis К. The Population of India and Pakistan, 1951; Govind S. Schurye. Caste and Class in India. — Bombey, 1950. См. также: Авдиев В. И. История Древнего Во­стока. — М., 1970; Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. - М., 1973.

вой профессии, одинаковой религии (и обрядов) и примерно одинакового социально-экономического положения. Хотя варна — социальная груп­па, тем не менее строгое соблюдение эндогамии внутри каждой варны увеличивает число родственных связей и тем самым создает в них роды и этнические признаки. Поэтому каждая варна, живущая в определен­ном районе, составляет сложную социально-этническую группу.

В «Ригведе», древнейшем памятнике индийской литературы, опи­сываются четыре варны. Они упоминаются и в «Махабхарате». Это древнейшее расслоение общества, оно возникло не позднее середины второго тысячелетия до нашей эры. Эта система закреплена в законах Ману и в сборнике законов Апастамба. Последующая кастовая система выросла из системы варн, поэтому следует начать обсуждение с описа­ния следующих четырех варн (и их взаимоотношений):

а) брахманы (религиозная каста);

б) кшатрии (воины);

в) вайшьи (свободные земледельцы, ремесленники и торговцы);

г) шудры (слуги, бесправные бедняки, оказавшиеся в полурабском состоянии.

В Древней Индии было также много рабов — домашних, государ­ственных, общинных и др.

Брахманы Самое высокое положение в древнейшем об-

ществе Индии занимала варна брахманов.

Брахманы считались хранителями религиозной и философской мудро­сти и национальных традиций. Они изучали священные книги и обу­чали представителей трех варн — брахманов, кшатриев и вайшьев. Обучать шудр они не имели права, да и не считали возможным. Уже только по праву своего рождения брахманы считались выше других людей. Согласно законам Ману, брахманы имели право обладать всем, что существует в мире. Особенно брахман должен был остерегаться общения с шудрами, поскольку это оскверняло его. Не только советов, но даже остатков своей пищи брахман не должен был давать шудрам.

Кшатрии Кшатрии также имели арийское происхожде-

ние. Хотя брахманы стремились к тому, чтобы

в списке варн их имя всегда стояло на первом месте, реальная власть находилась в руках кшатриев. Брахманы и кшатрии составляли при­вилегированный слой общества и обычно сотрудничали между собой, чтобы держать остальной народ под своей властью, тем не менее меж­ду ними имело место и соперничество. «Как правило, царями станови-60

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

 

лись представители кшатрийской варны, кшатрии стояли во главе го­сударственного управления, они же контролировали такой важный ин­струмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты»'. Влияние кшатриев еще более усилилось в империи Маурьев (IV—II вв. до н. э.). Цари обычно были из кшатриев. Представители этого сословия управляли армией и стали крупными землевладельцами. Часть наи­более богатых кшатриев носила титул «раджа», что давало им особое положение и влияние. Для получения этого титула кшатрии должны были пройти специальный обряд посвящения в священном водоеме. «За незаконное совершение обряда даже кшатрия ждала смертная

казнь»2.

В некоторых индийских государствах существовали советы раджей, которые решали самые важные государственные задачи. Из среды кшатриев царями или советом назначались чиновники, судьи и коман­дующие армиями.

Варна вайшьев

В эту самую многочисленную варну входили свободные общинники, торговцы и земледель­цы. Они тоже считались арийцами, но были трудящимся населением и основным податным сословием. В ранний, ведийский, период вайшьи имели некоторые политические права и участвовали в управлении го­сударством, хотя и в скромных масштабах.

Шудры Варна шудр занимала самое низкое положение в социальной иерархии Индии. Шудры считались «однажды рожденными» и были лишены права на посвяще­ние (упанаяна). Им запрещалось участвовать в религиозных ритуалах и изучать священные тексты. Это были бедные люди — обнищавшие ре­месленники и обслуживающий персонал. Они не имели права нести на костер тело умершего брахмана, ибо они этим препятствовали «вос­хождению покойника на небо».

Шудры не были рабами, но находились в полурабской зависимости от представителей высших варн. Им запрещалось переходить в более высокие варны «дважды рожденных». По-видимому, они были абори­генами Индии, порабощенными арийцами-завоевателями. «Поскольку в ранних частях «Ригведы» нет упоминаний о шудрах, это дало неко­торым ученым основание рассматривать их как аборигенов, покорен-

1 Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. — М., 1973.-С. 36.

2 Там же. - С. 93.

Глава 2. Межэт нические отношения

ных ариями. Так появилась точка зрения о превосходстве арийцев, чистоте их расы, о подавлении арийцами цветных аборигенов, кото­рых превратили в шудр. При этом защитники этой теории исходили из того, что одно из значений слова «варна» обозначает цвет» '.

Есть основание считать, что упомянутая Г. М. Бонгардом -Левиным теория верна: порабощенная расовая и (или) этническая группа была превращена в этносоциальную группу (общность) с самым низким социальным статусом. В примерно таком же положении в Османской империи оказались представители христианских народов, которых назвали «райя».

Каста (джата) В ведийский период в Индии существовали

упомянутые выше четыре варны. В послеведийскую эпоху внутри варн возникают более мелкие и замкнутые про­фессиональные группы — джаты.

Эти группы с самого момента своего возникновения носили имя «джата». Кастами же их стали называть в Европе начиная с XVI в., когда в Индию проникли португальцы. Это слово происходит от пор­тугальского «касто», что означает «чистый». Так португальцы стали называть также варны, имея в виду их эндогамию и стремление сохра­нить свою замкнутость и «чистоту» своего родо-племенного проис­хождения. В Португалии слово «каста» обозначает также «род» и даже «качество». И опять мы видим здесь намек на этническое происхож­дение этих, теперь уже социальных, групп. Это социально-этнические группы.

В первые века нашей эры число джат (каст) увеличивается. Они становятся наследственными, эндогамными и профессиональными группами людей. По сравнению с варнами это более мелкие группы. Образование джат продолжалось и в последующие века, вплоть до на­ших дней. Число каст особенно велико в городах, среди ремесленни­ков, но их число увеличилось и в сельских общинах. Кастовая система существовала и существует наряду с варнами и независимо от них. Но где начали возникать касты: в самих варнах или же вне их и наряду с ними? Брахманы считают, что касты возникают вследствие смешения членов различных варн. Исходя из этого они стремились строго со­блюдать чистоту варн. «Только от родителей, принадлежащих к одной и той же варне, потомство считалось чистым и законным. Даже брак брахмана с кшатрийкой рассматривался как отступление от «закона»

1 Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. — М., 1973.-С. 36.62

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

варн. Дети от смешанных браков зачислялись в другую по отношению к родителям группу, в определенную «джату».

Так брахманы попытались объяснить появление новых социальных общностей — джат. Как нетрудно видеть, члены джаты, по этой вер­сии, являются расовыми и этническими метисами.

Чандала (неприкасаемые)

Начиная с IV в. н. э. образовалась каста «не­прикасаемых» (чандала). Группы этой касты стоят вне системы варн и занимают самое низ­кое положение в обществе. Они работают мусорщиками, уборщиками на кладбищах, мясниками и т. п. К чандалам относились некоторые от­сталые племена.

В эту группу попадали, например, сын брахмана и шудрятки. При­косновение к нему оскверняло «дважды рожденных» (брахманов, кшатриев и даже вайшьев) как прикосновение к трупу. Закон ставил чандалов в положение всеми презираемых существ, изгоев общества. По мнению «благородных», чандалы были низшими из людей, сход­ными с животными. Здесь они подсознательно использовали такие психологические механизмы, которые сегодня мы назвали бы дегума­низацией и деперсонализацией: психологические инструменты, ко­торые играют существенную роль также при формировании представ­лений о рабах и рабстве. Иногда чандалы носили специальные знаки, свидетельствующие об их низком происхождении.

Чандалы должны были жить вне границ сельской общины. Исполь­зуемые ими предметы, домашняя утварь и т. п. должны были выбрасы­ваться. «Имуществом их должны быть только собаки и ослы, одежда­ми — одеяния мертвых. Пища должна им даваться в разбитой посуде»'.

Они должны постоянно кочевать, но ночью им нельзя бродить по деревням и городам.

Дхарма варн

и защитные санкции

Для каждой варны существовали свои прави­ла поведения и благочестия, так называемая дхарма. Буддизм, в свою очередь, старался

утвердить всеобщие правила благочестия, как бы общечеловеческую дхарму.

Брахманы, кшатрии и отчасти представители вайшьи, по-видимо­му, происходили из арийских завоевателей. Вся система варн должна была закрепить за ними господствующее положение в индийском об-

1 Авдиев В. И. История Древнего Востока. — М., 1970. — С. 533.

ществе. Брахманы-жрецы и воины-кшатрии составили родовую ари­стократию, обладавшую обширными землями и рабами. Их частная собственность бережно охранялась законом (см. гл. VIII, с. 320-322, законы Ману, которые предусматривали телесное наказание, вплоть до отсечения руки, за воровство).

«Виновный в нанесении телесного повреждения человеку высшей касты строго наказывался. Если человек поднимал руку или палку против человека высшей касты, ему следовало отрезать руку. Если кто в гневе лягнет ногой, у него следует отрезать ногу» '.

Одной из защитных санкций было следующее: в городах, во всяком случае в годы правления царя Ашоки (в III в. до н. э.), каждая группа населения, в зависимости от варны и профессии, занимала определен­ный участок.

Эндогамия была одним из самых действенных средств сохранения и упрочения варново-кастовой системы. Каждая варна считалась замкнутой системой. Это обеспечивалось строгим соблюдением эн­догамии: браки между людьми из разных варн запрещались. Обще­ние между мужчиной и женщиной из двух различных варн считалось грехом, а рожденный от их брака ребенок считался изначально греш­ным. Строгая эндогамия была призвана беречь чистоту крови высших варн. Такое положение вещей сохраняется до сих пор. В эпосе «Ма-хабхарата» смешение варн оценивается как «беззаконие». Греческий писатель Арриан в своей книге о походе Александра Македонского писал о том, что древние инды не имели права переходить из одной варны в другую.

Согласно данным исследования 1901 г., число джат достигает 2300, начиная с тех, что насчитывают всего несколько членов, и до много­миллионных подкаст. Джаты разделены на местные союзы, которые похожи на братства. У каждой из местных общин свое имя, в соот­ветствии с которым каждый индивид самоопределяется и устраивает свою жизнь. У каждой кастовой единицы свое традиционное занятие, которое считается святой обязанностью каждого индивида. Членство в касте имеет наследственный характер и сохраняется в течение всей жизни. Поскольку все касты строго следуют эндогамии, никто не мо­жет изменить свой наследственный статус.

Каждая каста имеет свои правила коммуникации с другими каста­ми. Эти правила касаются физических контактов, создания интимных ассоциаций, принятия пищи. Существуют также ритуалы очищения,

1 Авдиев В. И. История Древнего Востока. — М., 1970. — С. 535.64

Часть I. Эт нос, нация, этнопсихология

Глава 2. Меж этнические отношения

которые применяются тогда, когда кто-либо непроизвольно нарушает эти правила.

У каждого местного союза — свое правительство и свои способы налаживания и регулирования отношений. Так как переход из одной касты в другую невозможен, то каждый индивид может улучшить свое положение только путем улучшения положения («судьбы») всей сво­ей касты. Брахманы время от времени рассматривают и переоценива­ют различные местные союзы, но в целом стараются сохранить устой­чивую репутацию каждой из каст.

На «дне» общества, даже ниже шудров, как уже сказано, находятся люди, которые остались вне каст: это «неприкасаемые». К ним дей­ствительно запрещено прикасаться. Эти люди чаще всего работают уборщиками улиц, туалетов, дубильщиками, мясниками. Принадлеж­ность к этой категории тоже является наследственной, а дети этих лю­дей считаются оскверненными.

Все это сложно ранжированное общество сохраняется благодаря традициям и силе законов; оно закреплено также религиозной идео­логией. Считается, что человек всю жизнь должен выполнять для своего спасения тяжелую работу, и если он поступит так, то при следующем рождении может иметь в обществе более благоприятную позицию. Английские завоеватели заняли в Индии самый высокий статус. На­чиная с 1947 г., когда Индия стала независимой, новая конституция страны предоставила всем равные права, но сила традиций огромна. Некоторые изменения наблюдаются только в больших городах, в то время как в сельских местностях старые традиции и шаблоны взаимо­отношений каст сохраняются в полной мере.

Отдельной и интересной проблемой является следующая: какие факторы играли роль в образовании каст в Индии? Есть ли здесь расо­вые и этнопсихологические аспекты?

Оказывается, в образовании кастовой системы определенную роль играл цвет кожи как расово-этнический признак. Сами индийские ав­торы, говоря о предыстории своей страны, утверждают, что белокурые арийцы завоевали Индию и установили свою власть над темнокожи­ми туземцами («дасиас», врагами). Кастовая иерархия идет сверху вниз от светлой кожи к смуглой, дальше — к бронзовой и желтой и, в конце концов, к черной. Белые — арийцы, высшая каста. Это брах­маны, тогда как кшатрии и вайазии имеют бронзовый или желтый цвет кожи. Шудры — чернокожие, они имеют самый низкий статус в обще­стве, если не считать неприкасаемых. Все эти касты, как мы уже сказа­ли, соблюдают эндогамию, что способствует сохранению многих расо-

вых признаков, в том числе и цвета кожи. Смешанные браки и дети от них не одобряются обществом, они фактически все время преследу­ются. Эти вопросы подробно освещены в специальной литературе'.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...