Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От расогенеза к этногенезу




Когда мы описываем определенный этнос, то, в числе его признаков выделяем одну важную

1 Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа. — 1978. — № 12. — С. 98.30

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

группу черт, а именно — антропологические (расовые) признаки. Это означает, что раса лежит в основе этноса, причем:

♦ расы возникают в процессе антропогенеза раньше этносов;

♦ каждый этнос включает в себя людей одной расы или же двух и более рас и смешанных типов (расовых метисов).

Таким образом, раса является субстратом этноса. Для понимания того, что из себя представляет данный этнос, мы должны раскрыть в первую очередь его расовый субстрат. При исследовании этногенеза определенного народа следует в первую очередь выявить лежащий в его основе или предшествовавший ему расогенез.

Народ и нация Что такое народ?

На этот вопрос еще в XIX в. пытались отве­тить основатели социальной психологии в Европе Лацарус и Штейн-тал. Вот что они писали: «Расу и племя человека исследователь опре­деляет объективно; народ человек определяет для себя субъективно — он причисляет себя к нему; мы спрашиваем человека, к какому народу он себя причисляет... Народ есть духовное произведение индивидов, которые принадлежат к нему; они — не народ, а они его только непре­рывно творят. Выражаясь точнее, народ есть первый продукт народ­ного духа, так как именно не как индивиды творят индивиды народ, а поскольку они уничтожают свое отъединение»'.

Это, конечно, не бесспорное определение, но в нем схвачен важный аспект понятия «народ»: это сообщество, члены которого «уничтожи­ли» свое отчуждение, свою изолированность друг от друга.

В приведенном выше определении есть еще один важный момент, который заметил также Г. Г. Шпет: народ есть постоянно создающееся историческое целое. Поэтому народ — историческая категория. Созна­ние народа, т. е. осознание им того факта, что он есть данный народ, есть особое переживание «народности» или национальности, припи­сывание себе определенных исторических и социальных взаимоотно­шений и противопоставление их другим народам.

Последнее, однако, уже попытка определения нации, и здесь нуж­ны уточнения и разграничения. Выскажем несколько соображений.

Народ есть весь этнос (но не популяция), проживающий на данной государственной территории. Когда мы говорим, что вследствие свое­го развития этнос превращается в нацию, то мы всегда имеем в виду, что не все индивиды, входящие в массу народа, являются членами на-

Г лава 1. Этнические груп пы и задачи этнопсихологии

ции. Нацията часть народа, которая сознательно принимает свою принадлежность к данному этносу (француз, русский, армянин и т. п.). Индивид входит в нацию, если сознательно принимает свою принад­лежность к ней, ее основные идеалы и цели, самоназвание, вообще идеологию этой нации. В нацию объединяется только часть народа и никогда или очень редко — весь народ. В составе любого народа встре­чаются индивиды смешанного этнического происхождения, но они не принадлежат данной нации (например, евреи во Франции, русские в Латвии и т. п.). Это никак не означает, что как личности они обладают какими-то недостатками. Вовсе нет. Главное в том, что они не призна­ют основные ценности и цели, культуру и идеологию данной нации и поэтому ни объективно, ни субъективно ей не принадлежат. Метисы одновременно принадлежат двум или более народам, но редко — од­ной определенной нации.

Вне нации остаются и те люди, которые, отчуждаясь от нее, покида­ют родину и вскоре ассимилируются в другом этносе. Отчуждениепредварительное условие ухода и ассимиляции с другими этносами. Та­кие люди еще некоторое время продолжают принадлежать своему на­роду, но затем, в результате смешанных браков, растворяются в новой этнической среде. Возможны, конечно же, случаи возврата благодаря мобилизации в личности ее этнозащитных механизмов. О психиче­ских процессах, связанных с маргинальностью (а именно об этом идет речь), мы более близко ознакомимся в главе, посвященной маргиналь­ному статусу индивидов и этнических групп.

Один из основных критериев принадлежности индивида к данной нации — психическая идентификация с ней. Исходя из этого критерия, можно организовать эмпирические исследования и выяснить, какой процент того или иного народа составляет нацию. Для этого можно использовать методы опроса, тесты, беседы и другие способы получе­ния этнопсихологической информации '.

Есть еще одно понимание слова «нация», которое мы должны иметь в виду. Для белых американцев, как и французов и англичан, нация — это государство, в котором доминирует один язык и та культура, кото­рая связана с этим языком. Национализм для американцев — это культ такого государства (политической системы). Такое понимание отли­чается от европейского, особенно немецкого понимания национализма.

1 Цитируется по: Шпет Г. Г. Сочинения. — М., 1989. — С. 573.

1 Для нашей проблемы полезны некоторые сведения о подобных исследованиях, приведенных в работе: Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженно­сти. - М., 1998.32

Ча сть I. Этнос, нация, этнопсихология

Согласно немецким авторам, нация — единый народ с даренной бо­гом культурой, которая живет долго и имеет свою особую судьбу. Эту точку зрения высказал и развил известный социолог Макс Вебер. Для него слово «нация» означает, что мы вправе ожидать от определенной группы людей специфического чувства солидарности перед лицом дру­гой группы '.

Франц Боас внедрил подобное понимание нации и национализма в антропологию. Он считал культуру уникальным явлением, происхо­дящим из определенных исторических и природных условий2.

В конце данного раздела приведем интересную мысль Уолтера Ба-гехота: нации — результат общения народов. По-видимому, это тоже путь нациогенеза.

Что такое «этнонация» В полиэтнических ранжированных обществах

несколько этносов составляют иерархию этно-

обществ. Это означает, что в таких обществах существуют господству­ющие и подчиненные этносы. Некоторые подвластные этносы могут терпеть свой низкий статус и униженное состояние, даже, как мы уви­дим позже, создавая идеологию подчинения, в которой значительное место занимают отрицательные стереотипы.

Те этнические группы, которые стремятся достичь в полиэтниче­ской стране достойного политического статуса, удовлетворения своих особых прав (например, установления местного самоуправления и при­знания своих языковых привилегий), превращаются в более высокий уровень этноса, получивший название этнонация3.

В современной этнологии понятие «этнонация» употребляется имен­но в этом смысле4.

Этносов с таким статусом в мире немало. Таковы, с нашей точки зрения, баски в Испании, народ Северной Ирландии в Великобритании, к такому статусу стремятся татары, чеченцы и другие этносы в Рос-

1 Weber M. On Nationalism, Ethinicity, and Race. In: Race, Ethinicity, and Social Change. Ed. by John Stone. North Scituate (MA): Duxbury Press, 1977. - P. 18-25.

2 Боас Ф. Ум первобытного человека. — М.; Л., 1926; Психологические проблемы антропологии. — М., 1910.

3 Тоболина Т. В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Эт­нология в США и Канаде. - М, 1989. - С. 148-176.

4 Тоболина Т. В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Эт­нология в США и Канаде. — М., 1989. — С. 150; см. также/actacm R. H. Ethnicity In: Social science concepts: A systematic Analisis. Ed. by G. Sartori. Beverly Hills. — London, 1984.

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

сии и т. п. Правда, карабахские армяне пошли значительно дальше и уже поднялись фактически на уровень нации, поскольку не только де факто независимы, но имеют такие важные признаки нации, как собствен­ные государственные и судебные органы, армию и т. п. Все же этнона-цию можно считать промежуточной ступенью между национально­стью и нацией в подлинном смысле слова.

Следует упомянуть также введенное Ю. В. Бромлеем понятие «этно­социальный организм» (ЭСО). Этим термином он, по-видимому, обо­значает моноэтническое государство, в котором этнос сопряжен с опре­деленным обществом'.

Правда, следует иметь в виду, что в современной социологии анало­гия с организмом считается устаревшей: она может использоваться лишь как образное выражение. Этносоциальные организмы или мо­ноэтнические государства, конечно, существуют. Таковы, например, Республика Армения и Нагорно-Карабахская республика в Закавка­зье, Северная и Южная Корея и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...