От расогенеза к этногенезу
Когда мы описываем определенный этнос, то, в числе его признаков выделяем одну важную 1 Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа. — 1978. — № 12. — С. 98.30 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология группу черт, а именно — антропологические (расовые) признаки. Это означает, что раса лежит в основе этноса, причем: ♦ расы возникают в процессе антропогенеза раньше этносов; ♦ каждый этнос включает в себя людей одной расы или же двух и более рас и смешанных типов (расовых метисов). Таким образом, раса является субстратом этноса. Для понимания того, что из себя представляет данный этнос, мы должны раскрыть в первую очередь его расовый субстрат. При исследовании этногенеза определенного народа следует в первую очередь выявить лежащий в его основе или предшествовавший ему расогенез. Народ и нация Что такое народ? На этот вопрос еще в XIX в. пытались ответить основатели социальной психологии в Европе Лацарус и Штейн-тал. Вот что они писали: «Расу и племя человека исследователь определяет объективно; народ человек определяет для себя субъективно — он причисляет себя к нему; мы спрашиваем человека, к какому народу он себя причисляет... Народ есть духовное произведение индивидов, которые принадлежат к нему; они — не народ, а они его только непрерывно творят. Выражаясь точнее, народ есть первый продукт народного духа, так как именно не как индивиды творят индивиды народ, а поскольку они уничтожают свое отъединение»'. Это, конечно, не бесспорное определение, но в нем схвачен важный аспект понятия «народ»: это сообщество, члены которого «уничтожили» свое отчуждение, свою изолированность друг от друга. В приведенном выше определении есть еще один важный момент, который заметил также Г. Г. Шпет: народ есть постоянно создающееся историческое целое. Поэтому народ — историческая категория. Сознание народа, т. е. осознание им того факта, что он есть данный народ, есть особое переживание «народности» или национальности, приписывание себе определенных исторических и социальных взаимоотношений и противопоставление их другим народам.
Последнее, однако, уже попытка определения нации, и здесь нужны уточнения и разграничения. Выскажем несколько соображений. Народ есть весь этнос (но не популяция), проживающий на данной государственной территории. Когда мы говорим, что вследствие своего развития этнос превращается в нацию, то мы всегда имеем в виду, что не все индивиды, входящие в массу народа, являются членами на- Г лава 1. Этнические груп пы и задачи этнопсихологии ции. Нация — та часть народа, которая сознательно принимает свою принадлежность к данному этносу (француз, русский, армянин и т. п.). Индивид входит в нацию, если сознательно принимает свою принадлежность к ней, ее основные идеалы и цели, самоназвание, вообще идеологию этой нации. В нацию объединяется только часть народа и никогда или очень редко — весь народ. В составе любого народа встречаются индивиды смешанного этнического происхождения, но они не принадлежат данной нации (например, евреи во Франции, русские в Латвии и т. п.). Это никак не означает, что как личности они обладают какими-то недостатками. Вовсе нет. Главное в том, что они не признают основные ценности и цели, культуру и идеологию данной нации и поэтому ни объективно, ни субъективно ей не принадлежат. Метисы одновременно принадлежат двум или более народам, но редко — одной определенной нации. Вне нации остаются и те люди, которые, отчуждаясь от нее, покидают родину и вскоре ассимилируются в другом этносе. Отчуждение — предварительное условие ухода и ассимиляции с другими этносами. Такие люди еще некоторое время продолжают принадлежать своему народу, но затем, в результате смешанных браков, растворяются в новой этнической среде. Возможны, конечно же, случаи возврата благодаря мобилизации в личности ее этнозащитных механизмов. О психических процессах, связанных с маргинальностью (а именно об этом идет речь), мы более близко ознакомимся в главе, посвященной маргинальному статусу индивидов и этнических групп.
Один из основных критериев принадлежности индивида к данной нации — психическая идентификация с ней. Исходя из этого критерия, можно организовать эмпирические исследования и выяснить, какой процент того или иного народа составляет нацию. Для этого можно использовать методы опроса, тесты, беседы и другие способы получения этнопсихологической информации '. Есть еще одно понимание слова «нация», которое мы должны иметь в виду. Для белых американцев, как и французов и англичан, нация — это государство, в котором доминирует один язык и та культура, которая связана с этим языком. Национализм для американцев — это культ такого государства (политической системы). Такое понимание отличается от европейского, особенно немецкого понимания национализма. 1 Цитируется по: Шпет Г. Г. Сочинения. — М., 1989. — С. 573. 1 Для нашей проблемы полезны некоторые сведения о подобных исследованиях, приведенных в работе: Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.32 Ча сть I. Этнос, нация, этнопсихология Согласно немецким авторам, нация — единый народ с даренной богом культурой, которая живет долго и имеет свою особую судьбу. Эту точку зрения высказал и развил известный социолог Макс Вебер. Для него слово «нация» означает, что мы вправе ожидать от определенной группы людей специфического чувства солидарности перед лицом другой группы '. Франц Боас внедрил подобное понимание нации и национализма в антропологию. Он считал культуру уникальным явлением, происходящим из определенных исторических и природных условий2. В конце данного раздела приведем интересную мысль Уолтера Ба-гехота: нации — результат общения народов. По-видимому, это тоже путь нациогенеза.
Что такое «этнонация» В полиэтнических ранжированных обществах несколько этносов составляют иерархию этно- обществ. Это означает, что в таких обществах существуют господствующие и подчиненные этносы. Некоторые подвластные этносы могут терпеть свой низкий статус и униженное состояние, даже, как мы увидим позже, создавая идеологию подчинения, в которой значительное место занимают отрицательные стереотипы. Те этнические группы, которые стремятся достичь в полиэтнической стране достойного политического статуса, удовлетворения своих особых прав (например, установления местного самоуправления и признания своих языковых привилегий), превращаются в более высокий уровень этноса, получивший название этнонация3. В современной этнологии понятие «этнонация» употребляется именно в этом смысле4. Этносов с таким статусом в мире немало. Таковы, с нашей точки зрения, баски в Испании, народ Северной Ирландии в Великобритании, к такому статусу стремятся татары, чеченцы и другие этносы в Рос- 1 Weber M. On Nationalism, Ethinicity, and Race. In: Race, Ethinicity, and Social Change. Ed. by John Stone. North Scituate (MA): Duxbury Press, 1977. - P. 18-25. 2 Боас Ф. Ум первобытного человека. — М.; Л., 1926; Психологические проблемы антропологии. — М., 1910. 3 Тоболина Т. В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Этнология в США и Канаде. - М, 1989. - С. 148-176. 4 Тоболина Т. В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Этнология в США и Канаде. — М., 1989. — С. 150; см. также/actacm R. H. Ethnicity In: Social science concepts: A systematic Analisis. Ed. by G. Sartori. Beverly Hills. — London, 1984. Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии сии и т. п. Правда, карабахские армяне пошли значительно дальше и уже поднялись фактически на уровень нации, поскольку не только де факто независимы, но имеют такие важные признаки нации, как собственные государственные и судебные органы, армию и т. п. Все же этнона-цию можно считать промежуточной ступенью между национальностью и нацией в подлинном смысле слова. Следует упомянуть также введенное Ю. В. Бромлеем понятие «этносоциальный организм» (ЭСО). Этим термином он, по-видимому, обозначает моноэтническое государство, в котором этнос сопряжен с определенным обществом'. Правда, следует иметь в виду, что в современной социологии аналогия с организмом считается устаревшей: она может использоваться лишь как образное выражение. Этносоциальные организмы или моноэтнические государства, конечно, существуют. Таковы, например, Республика Армения и Нагорно-Карабахская республика в Закавказье, Северная и Южная Корея и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|