Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренний империализм




Ту форму межэтнической адаптации, которая возникла в США, некоторые американские авторы называют внутренним империализ­мом. Сердцевину этой модели составляет неравенство в обладании властью и ресурсами. Возникновение такой системы невозможно объяснить только процессами ассимиляции. Применение насилия, си­стематическое подавление и другие средства осуществления власти постоянно служат созданию и сохранению этнической стратифика­ции. Убедительным примером внутреннего империализма является национальная политика Турции, особенно начиная со второй половины XIX в., когда она стала обретать все более зловещие формы и заверши­лась геноцидом армян, греков и других народов, подлинных хозяев тех земель, на которых они жили. В начале XX в. курды сотрудничали с турками в деле уничтожения других народов, а теперь сами стали объектом геноцида и ассимиляции.

Если есть внутренний империализм, есть и внешний. Это, напри­мер, власть европейцев в Африке и Азии начиная с XV в. Внешний империализм переходит во внутренний, когда в новых независимых государствах власть переходит в руки определенных этнических и ра­совых групп. Например, система власти белых в Южно-Африканской республике есть пример внутреннего империализма, возникшего из внешнего. Внутренний империализм основывается на резком разде­лении расовых и этнических групп и на эксплуатации.

Средние группы В стратифицированных обществах существуют

не только «высшие» и «низшие», но и сред­ние страты. Эти страты занимает ряд национальных меньшинств (эт­нических сообществ) как сообщества, в расовом отношении наиболее неприемлемые для доминирующей группы.

Такое среднее положение в США, по мнению американских специ­алистов, занимают евреи и японцы. Они в основном занимаются мел­кой торговлей, посредничеством, имеют маленькие предприятия и т. д. Они выполняют такую работу, которую представители доминиру-

ющей группы не желают выполнять или же выполняют неохотно. Ев­реи и японцы в США вытесняются из крупного производства и часто служат в ресторанах в качестве сторожей, моряков на торговом флоте и т. п. Это мелкая буржуазия.

Вряд ли можно утверждать, что мелкобуржуазная деятельность по­добного рода — в национальном характере евреев, японцев, армян и других этнических групп, как иногда говорят. Если даже с течением времени у определенных этнических групп возникают устойчивые тенденции к определенным видам деятельности, то первоначально они обусловлены не национальным психическим складом, а дискримина­цией. Крупной буржуазии и ее государству невыгодно, чтобы в среде угнетенных этнических групп возникла крупная буржуазия. Эта тен­денция притеснения, с целью удержать подчиненные этнические груп­пы в средних слоях общества, наблюдается не только в экономике, но и в науке, культуре, и, конечно, наиболее отчетливо — в политике.

Например, в России среди чиновников среднего уровня всегда было предостаточно евреев и армян, но вот высших руководителей мало. И вовсе не потому, что среди них не было способных людей. Правда, в процессе демократизации России, с введением меритократических принципов, целая группа евреев за короткое время добилась в России самых высоких постов, не говоря уже о финансовой олигархии еврей­ского происхождения.

Недавно, уже в 90-е гг. прошлого века, один турецкий деятель, ха­рактеризуя живущих в Турции армян, отметил их деловую активность, но сказал также, что это в основном мелкие и средние дельцы, круп­ных предпринимателей среди турецких армян почти нет. Это правиль­ное описание положения вещей, но причина этого кроется в основном в дискриминации.

Этнические группы, занимающие средний статус, получают удары как сверху, так и снизу. Их бьют, например, те представители домини­рующего этноса, которые имеют низкий социально-экономический статус, у которых дела идут неважно. Эти неудачники считают, что в их бедах виноваты «чужаки». О тех ударах, которые «середняки» по­лучают сверху, мы уже знаем. Все эти удары заставляют их — евреев, китайцев, японцев и других — если брать средние этнические группы США — сплотиться и тем самым стать конкурентоспособными. Этим путем они соперничают даже с доминирующим этносом. Но все же их положение трудное, и к ним неприязненно относятся как торговцы англосаксонского происхождения, так и чернокожие, которые счита­ют их эксплуататорами.72

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

§ 5. От внутриэтнических к гражданским связям

Если внутриэтнические связи являются первичными, а в государ­стве живет много этносов, то каким образом совершается переход от первичных связей к вторичным (гражданским)? Иными словами, ка­ким образом из конгломерата этносов (наций) формируется единая нация (во втором смысле этого слова: как общество-государство)? И каковы различия между названными двумя типами связей?

Проблема эта актуальна не только потому, что существуют полиэт­нические общества и государства, в которых налицо осознание важно­сти этой проблемы'.

Дело в том, что есть страны (это в первую очередь США, а в послед­ние годы также Евросоюз), которые желают навязать свое понимание нации и национального государства другим народам, причем иногда — даже силой, как это имело место в Югославии в 1999 г. Эта концепция, следовательно, имеет прямое и даже прямолинейное применение в ми­ровой политике.

Один из известных современных социологов Эдвард Шилз писал: «Как я понимаю, современное общество не является ни одинокой тол­пой, ни ордой беженцев, бегущих от свободы. Оно не есть гезелшафт (нем. Gesellschaft — общество), без души, эгоистическое, лишен­ное любви и веры, крайне безличностное, в котором нет никаких ин­тегрирующих сил, кроме корысти и принуждения. Оно сохраняется бесконечной личной привязанностью, моральными обязательствами в конкретных обстоятельствах, профессиональной и творческой гор­достью, индивидуальной амбицией, первичными привязанностями и гражданским чувством, которое во многих людях слабо, в некоторых сильно, а у большинства умеренно»2.

Первичными или первородными (primordial) Эд. Шилз называет те интенсивные и всеохватывающие связи, которые обычно основаны на кровном родстве и проживании на общей территории. Это внутриэт­нические связи, и они являются, по мнению автора, позитивными бло­ками возникающих наций.

Эти идеи развил Клиффорд Гирц, которого интересовали проблемы новых, формирующихся наций. Он хотел получить ответ на следую-

1 Она обсуждается, например, в следующей работе: Арутюнян Ю. В., Дробиже-ва Л. М., Сусоколов А. А., Этносоциология. — М., 1998. — С. 29-30 и др.

2ShilsEd. Primordial, Personal, Sacred and Civil Ties/ British Journal of Sociology, 1958. - № 8. - P. 130-145.

Глава 2. Межэтнические отношения

щий вопрос: каким образом нужно формировать эффективную бюро­кратию, если в обществе преобладают внутриэтнические связи? Одним из путей он считает легитимизацию этничности и характерных для нее первичных связей. Нужно поднять на уровень национальной полити­ки кровное родство, язык этноса, расу и территориальность. Однако следует иметь в виду, что при создании общенациональной администра­ции «клановый подход» очень опасен. Для построения крепкого государ­ства необходимо постепенно осуществлять принцип меритократии.

Успех в развитии нации налицо тогда, когда этнические и граждан­ские чувства становятся совместимыми. Интеграция общества осуще­ствляется путем построения все более и более широких общностей на базе первичных этнических групп. В результате такого развития этни­ческие блоки становятся действующими единицами нации, а сознание первичной солидарности расширяется до осознания развивающегося порядка1.

Вообще роль первичных, в том числе этнических социальных свя­зей, в настоящее время вновь начинает осознаваться социологами и этнологами: ими признается, что они играют определенную роль в об­ществе.

Отмечается, например, что солдаты воюют и не дезертируют не столько из чувства патриотизма, сколько из-за своих первичных свя­зей на уровне мелких подразделений. Причем особенной сплоченно­стью отличаются моноэтнические подразделения и другие первичные (моноэтнические) группы. Хорошо сражаются те подразделения, в которых солдаты и офицеры долго служили вместе и доверяют друг другу.

Конечно, случаются конфликты между первичными и граждански­ми (национальными в западном понимании) связями. Но мы считаем, что без первичных внутриэтнических связей национальное государ­ство не может быть сплоченным. Между тем часть социологов считает, что для единства государства первичные этнические связи представ­ляют опасность и поэтому должны исчезнуть. Все граждане государ­ства должны говорить на одном языке м принадлежать к единой культу­ре. Но такая тенденция, которая реально осуществляется в некоторых государствах, представляет смертельную опасность для этнических меньшинств. Один из адептов этой точки зрения, Сеймур М. Липсет,

1 Geartz С. Primordial Sentiments and civil Politics in New States.- In: Old Societies and New States. Ed., by Clifford Geartz. - New York: Free Press, 1963; RoyceA. Ethnic Identity. 1982. - P. 97-98.74

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

считает, что процесс полной индустрализации и исчезновения этно­сов произойдет в три этапа и вместо этнических интересов возникнут классовые интересы.

Современная реальность, по-видимому, опровергает эту концепцию. Повсюду наблюдается усиление этнических связей. Национальные меньшинства предъявляют все более высокие требования к националь­ному государству, требуя все большей доли национального богатства или даже полного выхода из состава «нации». Усиливается национализм, вследствие чего во всем мире увеличивается число межэтнических конф­ликтов. Например, по данным ООН, в 1990-е гг. число межэтнических конфликтов значительно превышало число межгосударственных столк­новений.

§ 6. Типы и этапы развития межэтнических отношений

Развитие межэтнических отношений, этапы и результаты этого про­цесса зависят от того, каким образом впервые встретились два или большее число этносов. Исходя из этого различают несколько типов межэтнических отношений и, соответственно, этапы их развития. Рассмотрим эти типы и этапы, но будем иметь в виду, что нет еще еди­ного мнения о них, поскольку межэтнические отношения весьма слож­ны, многообразны и возникают в очень различных исторических и гео­графических условиях'.

Первый тип Данный тип впервые описал американский

социолог Р. Парк. Его точка зрения широко

известна особенно среди американских исследователей. Он имел в виду тот случай, когда какая-либо этническая группа или ее часть включается в уже существующее общество. В таких случаях (кото­рые весьма характерны для общества США) взаимоотношения этой группы и общества формируются, проходя четыре этапа.

Первый из них — этап первоначального контакта с одним или несколькими этническими группами, из которых состоит данное обще-

В данном случае свое изложение мы ведем по уже многократно упомянутой нами работе Т. Шибутани и К. М. Квана, дополняя материал другими источниками и собственными замечаниями. См.: Shibutani Т., Kwan К. Ethnic Stratification. -

/xi, ч ; Feagme R- Racial and Ethnic Relations. 2-nd et., Englewood Cliffs (N. J.), 1984. — P. 24.

Глава 2. Межэтнические отношения

ство. Здесь, конечно, имеет значение, является ли общество моноэт­ническим или многоэтническим.

Типичным является случай эмиграции в США все новых и новых этнических групп из Европы, Азии и Латинской Америки в то время, как многоэтническое и иерархизированное американское общество уже образовалось. Так, этнические группы итальянцев, которые по­явились в США в основном с конца XIX в. и особенно в первые деся­тилетия XX в., оказались именно в такой ситуации.

Другой пример: когда гунны (тюркоязычный народ) в середине IV в. н. э. начали свои походы в Восточную Европу, их вид и поведе­ние поразили эти народы своей необычностью и неэстетичностью. Так, византийский историк Аммиан Марцеллин, служивший в византий­ской армии, описал гуннов так: они коренастые, безбородые, «безоб­разные, похожие на скопцов», «приросшие к коням» в такой степени, что «считали позором ходить пешком». Они воюют только на конях, их оружие — меч, лук со стрелами и аркан. Поразило автора то, что гунны постоянно кочуют, как беглецы. «Придя на изобильное травою место, они располагают в виде круга свои кибитки... истребив весь корм для скота, они снова везут, так сказать, свои города, расположен­ные на повозках... Они сокрушают все, что попадается на пути» '.

Очень сходное описание гуннов мы находим и у армянских истори­ков. Гунны, как и все остальные тюркские племена, вызывали у христи­анских народов отрицательное отношение к себе из-за своего дикого поведения, безобразного облика и садизма, вследствие чего в отноше­нии их очень быстро создавались отрицательные стереотипы.

Второй — этап соперничества. После первых контактов наступа­ет соперничество из-за земли и рабочих мест. Вновь прибывшие начина­ют свою жизнь с самых низких социальных статусов и с выполнения таких видов труда, которые не требуют специальной профессиональ­ной подготовки. Иначе, по-видимому, и невозможно, поскольку они не владеют языком доминирующего этноса и не знают культуру дан­ного сообщества, а лучших условий обычно никто не предлагает. Не­смотря на это, иммигранты обычно работают с энтузиазмом, если ко­нечно, не подвергаются гонениям и геноциду, что тоже не редкость.

Третий — этап аккомодации следует за соперничеством и кон­фликтами. На данном этапе наблюдаются совместные согласованные действия этносов, между ними устанавливаются стратификационные отношения. Каждая из сторон начинает понимать, как следует дей-

1 Марцеллин А. История / Пер. Ю. Кулаковского. — Киев, 1906-1908.76

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

ствовать по отношению друг к другу. Нередко этнические группы спе­циализируются в определенных областях труда и даже создается впе­чатление, что они имеют естественную склонность к этим видам дея­тельности. На данном этапе борьба за существование превращается в борьбу за статусы в обществе. А статус, как известно, дает человеку или группе власть, богатство и уважение других людей. Создаются «этнические островки», в которых сохраняется и развивается соб­ственная культура. Такая относительная изоляция позволяет этносам сохранить свой язык и традиции. В США, например, существует це­лый ряд таких колоний: Гарлем в Нью Йорке, маленькая Сицилия — в Чикаго, Китай-город в Сан-Франциско и др. Эти центры притяги­вают к себе все новых представителей соответствующих этнических групп.

Четвертый— этап ассимиляции. Принимая культуру большо­го общества, члены этнического меньшинства с течением времени ас­симилируются в нем. Одновременно с принятием и усвоением куль­туры нового общества образуются смешанные браки. Ассимиляция ускоряется обычно начиная со второго и третьего поколений иммиг­рантов. Совершается переход от аккомодации к ассимиляции, в ходе которого колонии этнических меньшинств разлагаются. В них наблю­дается все больше случаев дезорганизации, девиантного поведения (преступления, проституция, употребление наркотиков и т. п.). Отме­чается снижение уровня уважения детей к своим родителям. Новые поколения оказываются в такой ситуации, когда поощряются откло­няющиеся от нормы образцы поведения. По этим причинам группы этнических меньшинств оказываются в центре пристального внима­ния полиции.

На этапе ассимиляции наблюдается постепенное повышение стату­са группы иммигрантов: эти люди привыкли упорно работать и у них сильна мотивация повышения своего статуса в обществе. Но в резуль­тате смешанных браков появляется новый физический (антропологи­ческий) тип. После смены нескольких поколений физический тип мигрантов исчезает. Исчезает также колония: она становится обычной частью большой социальной общности. Ассимиляция завершается.

Главным, а иногда и единственным реальным препятствием на пути ассимиляции этнического меньшинства является сопротивление обще­ства, где они стараются адаптироваться.

В некоторых случаях это сопротивление весьма слабо. Так, в США уже фактически исчезли в качестве специфических этнических «единиц» ирландцы, шотландцы, англичане, скандинавы и немцы. Некоторое эт­ническое самоопределение сохраняют пока что итальянцы, греки,

Глава 2. Межэтнические отношения

армяне и др. Не ассимилируются китайцы, мексиканцы и пуэртори­канцы.

Подобные процессы ассимиляции и различия между этническими группами наблюдаются и в других многоэтнических странах. Но описан­ная очередность не везде повторяется в точности так, как она наблюда­ется в США. Например, армяне в различных республиках бывшего СССР адаптировались и ассимилировались по-разному. Так, в Азербайджа­не они не отуречились, а обрусели, стали (не все, конечно) частью рус­скоязычного населения этой страны.

Второй тип Данный тип межэтнических отношений назы-

вают «завоеванием и доминированием». Это

тот случай, когда большое число иммигрантов вторгается на сравни­тельно слаборазвитую территорию, имея намерение остаться там для постоянного обитания. Во многих случаях оккупанты выселяют або­ригенов. Именно по этому типу европейцы осуществили завоевание Австралии, Новой Зеландии и Южцой Африки, а турки — тех терри­торий, которые сейчас считают своей родиной. Между подлинными хозяевами земли и завоевателями возникают конфликт и борьба. Ког­да завоеватели побеждают, вся жизнь страны меняется. Дальнейшее в различных случаях протекает по-разному: обычно число аборигенов начинает уменьшаться. Если общество аборигенов начинает разла­гаться, получают распространение различные виды отклоняющегося поведения и болезни. Многие покидают страну своих предков.

В тех случаях, когда аборигены оказывают серьезное сопротивле­ние, начинаются конфликты, кризисы й войны, взаимное истребление, иногда — массовое. Как отмечают Т. Ц}ибутани и К. Кван, хотя слово «геноцид» начали употреблять сравнительно недавно, практика унич­тожения целых народов имеет длительную историю. Основным меха­низмом, подготавливающим геноцид, эти авторы считают дегуманиза­цию аборигенов: психологически л^щ^в их подлинных человеческих качеств и считая, по существу, низкими животными, завоеватели тем самым преодолевают в себе всякую с ними идентификацию и начина­ют истреблять, изгонять из страны ц т. П., а в некоторых случаях — изо­лировать на определенных территориях (резервациях).

Эти представления можно конкретизировать на примере завоева­ния британцами Тасмании и истребления тасманийцев. Дело дошло даже до того, что британцы уничтожали этих людей, как говорится, из спортивного интереса: они охотились за ними, убивали и скармлива­ли их трупы своим собакам. Схватив их женщин, «культурные бри­танцы» связывали их, насиловали их Л затем убивали. Аборигены от­вечали актами возмездия, и начинались военные действия. Для тогоГлава 2. Межэтнические отношения

чтобы уменьшить число убийств, правительство колонизаторов назна­чило вознаграждение за живых тасманийцев. Наконец удалось убе­дить оставшихся аборигенов сдаться на милость завоевателей. Всех их поместили в резервацию, где последний из них умер в 1876 г.'

Не всегда местные жители до конца уничтожаются: чаще всего их превращают в рабов и изолируют, как это имело место в Южно-Афри­канской республике (апартеид).

Завоевание Северной Америки и почти поголовное уничтожение аборигенов сходно с тем, что имело место с тасманийцами: окончатель­ный итог почти такой же. Остатки так называемых индейцев в настоя­щее время ассимилируются в американском обществе. Как этническая группа индейцы так слабы и немногочисленны, что неспособны ока­зать сопротивление белым и жить самостоятельной жизнью.

Сходным образом китайцы завоевали Тибет и Тайвань. Много об­щего между этими процессами и теми, которые имели место в Малой Азии в результате завоевания этой части мира тюркскими племенами.

Третий тип Третьим типом или моделью взаимоотноше-

ний этнических групп является создание ко­лоний. Это тот случай, когда немногочисленные завоеватели, опира­ясь на свое экономическое и военное превосходство, подчиняют себе обширные страны, превращая их в придатки своей метрополии. Тако­выми были британские колонии в Африке и Азии. Что такое колони­альный порядок, мы подробно рассмотрим в одном из последующих параграфов. Здесь достаточно сказать, что колониальный порядок приводит к разложению культуры и социального строя подчиненных этнических групп, вследствие чего широкое распространение получа­ют преступления и аморальное поведение, рабский труд и другие при­знаки упадка. Ставятся под сомнение этнические символы и святыни. Одновременно происходят и другие процессы: в результате ослабления этноцентризма оказавшихся в рабском положении этносов создаются условия, способствующие объединению их усилий для совместной борьбы против завоевателей. Когда эта борьба успешно завершается, создаются предпосылки для возникновения новых многонациональ­ных государств. Возникает группа маргинальных людей, которая частич­но принимает образ жизни завоевателей, но одновременно преданна своим этническим традициям. Ее поведение — это реакция на куль-

турное давление колонизаторов. Организуются восстания, и колони­заторов, как правило, вытесняют. Остаются только те, кто готов асси­милироваться в местной культуре (таких людей обычно очень мало): ассимиляция этнических групп — всегда двусторонний процесс.

Четвертый тип Наконец, при этом типе взаимоотношений эт-

носов происходит следующее: этнос с высо­ким уровнем развития культуры, пользующийся большим авторитетом среди других народов, оказывается под игом другого народа, у которого низкий уровень культурного развития, примитивная культура и мыш­ление. Хотя военная и административная власть оказывается в ру­ках завоевателей, представители последних постепенно усваивают культуру подвластных народов. Очень поучительными являются следующие примеры: завоевание Рима варварскими германскими племенами, завоевание Китая маньчжурами и др. Создаются обшир­ные империи, разложение которых начинается ассимиляцией наро­дов, живущих на их окраинах. Представители этих народов и дети, рожденные от смешанных браков, постепенно проникают во все обла­сти жизни империи — в армию, сферу экономики и политики и т. п., и порой начинают играть в них видную роль. Достаточно, напри­мер, вспомнить заметную роль армян в истории Византии в тече­ние нескольких веков'.

Одним из путей ассимиляции являются браки женщин подвласт­ных народов с мужчинами доминирующего народа: дети, родившиеся от этих браков, принимают культуру своих отцов. «Ассимилирующие­ся» разлагают империю, и нередко власть переходит в их руки.

Каждая из рассмотренных выше моделей взаимоотношений этно­сов может сохраняться в течение многих десятилетий и даже веков, и их изучение порой является ключом к пониманию современных вза­имоотношений народов.

§ 7. Колониализм

Мы уже видели, что при определенных условиях между этнически­ми группами создаются особые, а именно — колониальные отношения. Теперь рассмотрим эту межэтническую ситуацию несколько под­робнее.

1 Shibutani Т., Kwan К. Ethnic Stratification: A Comparative Approach. — New York, London, 1968. - P. 133-124.

' История Византии / Отв. ред. С. Д. Сказкин.М., 1967. Т. 2; Лео. Собр. соч. Т. 2. - Ереван, 1967.

Часть I, Этнос, нация, этнопсихология

Проблеме колониализма следует уделить должное внимание по не­скольким причинам:

♦ это явление в истории человечества существовало почти всегда, хотя и в различных формах;

♦ оно существует и в наши дни в различных, часто замаскирован­ных формах;

♦ многие народы, получившие во второй половине XX в. независи­мость, долго жили в условиях колониализма, и, следовательно, их психический склад, как на индивидуальном, так и на группо­вом уровнях носит отпечаток этой долгой жизни.

Социальная психология и социология колониализма должны стать важным разделом современных социальных и человековедческих наук.

Что такое

«колониальная

ситуация»

В британских, французских и других колони­ях проведено немало социологических и ант­ропологических исследований. Достаточно вспомнить исследования М. Мид, В. Мали­новского и других специалистов. Однако наиболее четкое определе­ние колониализма дает Джордж Баландье '.

В комплексе колониальной жизни народа он видит три компонента:,

а) туземное общество;

б) иностранное меньшинство;

в) колониальную ситуацию.

Эти три составляющие так тесно связаны, что изменение одной из них приводит к изменениям двух остальных.

Каковы признаки того, что этот автор называет «колониальной си­туацией»?

Дж. Баландье перечисляет пять характеристик этой ситуации:

1) пришлое меньшинство устанавливает свою власть над тузем­ным народом, который численно превосходит его, но в матери­альном отношении значительно слабее (следовало бы, конечно, особо отметить военное превосходство иностранцев-колониа­листов);

1 Balandier G. The Colonial Situation: A Theoretical Approach. In: Social Change: The Colonial Situation. Ed. by Inunanuel Wallerstein. - New York: John Wiley and Sons, 1966; См. в книге: Royce /\. Ethnic Identification. Strategies of Diversity. Bloomington. — Indiana Univ. Press, 1982. — P. 54-55.

Глава 2. Межэтнические отношения

2) между доминирующей и подчиненной группами устанавливают­ся специфические виды отношений;

3) в хозяйственном отношении мощная индустриально развитая стра­на устанавливает свою власть над отсталой, обычно нехристиан­ской страной;

4) эти отношения носят антагонистический характер, поскольку ту­земный народ рассматривается в качестве инструмента в руках колониальной власти;

5) для психолога особый интерес представляет следующая характе­ристика колониальной ситуации: для сохранения своего господ­ства колониальная власть использует не только силу, но и целую систему оправданий и стереотипов '.

Колониальная ситуацияспецифический вид контактов двух эт­носов, и здесь упрощенная схема этапов этнических контактов вклю­чает конфликт, адаптацию, синкретизм и ассимиляцию (или контр-акультуризационную реакцию).

Этнические группы в старых и новых колониях по-разному реаги­руют на колониальную ситуацию. Направленность этих ответов зави­сит от трех факторов: власти, восприятия и цели.

Основные факторы, Теперь рассмотрим в отдельности эти три вы- определяющие шеперечисленных фактора.

поведение этнических Власть. Обладание властью часто с самого групп в колониальной начала определяет направленность будущих ситуации событий. Причем всегда наблюдается тенден-

ция применить больше власти, чем необходи­мо. Каждая сторона определяет создавшуюся ситуацию по-своему. На­пример, доминирующая сторона называет покоренную страну частью империи, тогда как другая сторона — независимой страной. Власть подчиненной стороны обусловлена тем, какие у нее возможности для оказания сопротивления. Если культура аборигенов сильна, завоева­тели сами могут ассимилироваться в массе покоренного народа, как это происходило в истории Китая: многие монголы и маньчжуры, заво­еватели Китая, исчезли в огромной массе этого культурно превосходив­шего их народа. Основную роль в этом играли китайская бюрократия

1 Balandier G. The Colonial Situation: A Theoretical Approach. In: Social Change: The Colonial Situation. Ed. by Immanuel Wallerstein. — New York: John Wiley and Sons, 1966; См. в книге: Royce A. Ethnic Identification. Strategies of Diversity. Bloomington. — Indiana Univ. Press, 1982. — P. 54-55.82

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 2. Межэтнические отношения

и богатство. В этой ситуации завоеватели потеряли свою подвижность и ассимилировались'.

Каковы основы власти колонизаторов?

Это, во-первых, военная сила, превосходство на поле брани.

Во-вторых, умелое использование раздоров туземцев, неко­торые племена которых сами обращаются к колонизаторам за по­мощью. Именно таким путем испанцы уничтожили государство ацте­ков, от которого хотели избавиться другие индейские племена. Турки же умело использовали курдов против армян, а сейчас уничтожают этих своих бывших союзников.

В-третьих, колониалисты стараются найти союзников среди туземных племен и обычно находят их.

В-четвертых, значительно усиливает власть колониалистов умелое использование религии: веру в бога, религию вообще они ис­пользуют для оправдания своей борьбы против язычников. Нередко утверждается, что завоеватели заботятся о спасении души этих за­блудших людей и хотят цивилизовать их.

Но подчиненные народы редко бывают полностью лишены возможно­сти вести борьбу против колониалистов. Возможности оказания сопро­тивления колониальной власти иноземцев определяются несколькими факторами, которые подразделяются на материальные и идеологиче­ские. В группу материальных факторов входят: достаточно большая территория, достаточно многочисленное население, независимые ис­точники жизнеобеспечения и развитая экономика, географические факторы, способствующие созданию автономных образований и их организационных структур. Из идеологических факторов наиболее важны: чувство единства народа, обладающего единой историей и про­исхождением, единая национальная символика и национальное само­сознание, обеспечивающие дух сопротивления.

Если даже все материальные условия налицо, сохранение иден-j тичности этноса и сопротивление завоевателям возможны только| при наличии этнической (национальной) идеологии. Но для созда­ния идеологии необходимо, чтобы народ был сплочен сильными внут-| риэтническими связями, единой историей, общими ценностями и целя-1 ми. Однако индивиды, члены этноса, будут поддерживать групповые!

ценности и цели только тогда, когда такое поведение адекватно создав­шейся ситуации и когда есть возможность сравнения с другими иден-тичностями.

В каких случаях этническая идентичность желательна для индивидов?

Исследователи отмечают следующие условия.

1. Чем длительнее история этноса, тем привлекательнее принадле­жать ему. Недаром многие современные этносы в лице своей интел­лигенции стараются углубиться в свою историю, восстановить свои корни — генетические, культурные и ввести их в «оборот» современ­ной жизни. В этом смысле большое значение имеют антропологиче­ские и этнопсихологические исследования. Быть членом группы с античными корнями всегда привлекательно, поскольку древность со­общает чувство непрерывности жизни. Для этнических групп это чув­ство важно потому, что уменьшает желание его членов искать себе иные референтные группы'.

Своя группа удовлетворяет чувство гордости и непрерывности су­ществования, поэтому человеку не нужна другая этническая иденти­фикация.

2. Человека удовлетворяет такая этническая идентичность, кото­рая проникает во все поры жизни, охватывает все ее аспекты, интег­рирует этнос, сообщает ему последовательность и единство суще­ствования. Такая идентичность увеличивает вероятность более долгой жизни этноса. Если же этническая идентичность фрагментарна, если заставляет человека время от времени совершать такие действия, ко­торые несовместимы с другими аспектами его жизни, то такая иден­тичность не может быть привлекательной. Этносу нужна своя филосо­фия, своя целостная и осмысленная идеология. В тех случаях, когда эта идеологическая основа сохраняется лишь для эпизодического со­вершения каких-либо ритуалов, подобная идеология уже не является активной силой и от нее легко отказаться 2.

3. Будет ли сохранена идентичность, или нетзависит также от четкости и ценности ее характерных черт. С большей вероятностью сохраняется идентичность, которая достаточно внушительна для того, чтобы соперничать с другими этническими идентичностями. Поверх­ностная и неадекватная этническая идеология не имеет шансов на вы­живание. Добавим, что этническая идентичность должна удовлетво-

1 Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - Т. 1-3. - М.; Л., 1950-1953; Eberhard W. A history of China. 3-rd ed., — Berkley-Los Angeles, 1969; Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - М„ 1967 и др.

1 Royce A. Ethnic Identification. Strategies of Diversity. — Bloomington, 1982 — P. 62.

2 Там же.84

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

рять потребности индивидов, иначе они станут искать такую, которая лучше соответствует мотивам. Достаточно вспомнить, ради чего поки­дают свою страну люди: эмиграция в значительной мере связана с не­достаточной интенсивностью этнической идентичности.

Чтобы быть внушительной, этническая идеология должна предло­жить людям собственную осмысленную историю. Эту идеологию сле­дует преподнести увлекательно: она должна иметь свой собственный стиль и тогда она будет иметь шансы на выживание даже в самых труд­ных условиях.

Существуют также идеологии преследуемых: идентичности, осно­ванные на идее вечной обездоленности. Как ни странно, подобные иде­ологии тоже способствуют сохранению чувства национальной иден­тичности людей.

В последние годы некоторые горе-теоретики и реформаторы стре­мятся вытравить из памяти армянского народа определенные отрезки его истории и даже отрицают необходимость иметь национальную иде­ологию. Эти люди не понимают, что даже трагическая история мо­жет быть фактором объединения нации и усиления ее мощи. Результа­ты зависят от того, каким образом излагается и интерпретируется история.

Восприятие. Фактор восприятия выступает в различных формах, в зависимости от предмета восприятия.

Восприятие людей и групп. Для понимания психологической при­роды колониализма следует выяснить, каково восприятие колониза­торами народов, оказавшихся под их властью. Каждый индивид, как этнофор и представитель социальной группы, несет в себе разные сте­реотипы, предрасположения и убеждения, через призму которых вос­принимает и оценивает других. У каждого свои представления о при­роде человека, о мире и о себе. Иначе говоря, каждый акт социального восприятия, как и восприятия вообще, осуществяется на основе ап­перцепции '.

Все эти психические содержания или часть их становятся понятнее, если мы обратим внимание на то, каким образом завоеватели оправ­дывают свои действия. Так, завоеватели, придерживающиеся христи­анского вероисповедания, в частности испанцы, оправдывали свои притязания и походы на чужие земли тем, что все земли мира должны

Глава 2. Межэтнические отношения

1 Под апперцепцией в психологии понимают дополнение актуального восприя­тия предметов, людей и ситуаций содержанием прошлого опыта воспринимаю­щей личности.

принадлежать христианам: ведь они — единственные подлинные но­сители цивилизации! Другие народы для них — варвары. В подобных случаях, если говорить на языке психоанализа, христианские догма­ты, идеология в целом, используются в качестве рационализации.

Несмотря на то что испанцы своими глазами видели убедительные воплощения культуры ацтеков (их архитектуру, золотые украшения и т. п.), тем не менее они считали их варварами и даже дикарями. На их восприятие оказало влияние также свойственное им разделение людей на три категории и соответствующее ему обращение: в первую группу входили аборигены, готовые для восприятия цивилизации. Они сохраняли свои позиции и продолжали управлять своим наро­дом, но уже от имени испанской короны. Вторую группу составляли те, кто, по мнению испанцев, обладали духовными возможностями для обращения в христианство. Они становились ремесленниками, живот­новодами и сельскохозяйственными работниками. Наконец, третью группу составляли те, кого колониалисты

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...