Внутренний империализм
Ту форму межэтнической адаптации, которая возникла в США, некоторые американские авторы называют внутренним империализмом. Сердцевину этой модели составляет неравенство в обладании властью и ресурсами. Возникновение такой системы невозможно объяснить только процессами ассимиляции. Применение насилия, систематическое подавление и другие средства осуществления власти постоянно служат созданию и сохранению этнической стратификации. Убедительным примером внутреннего империализма является национальная политика Турции, особенно начиная со второй половины XIX в., когда она стала обретать все более зловещие формы и завершилась геноцидом армян, греков и других народов, подлинных хозяев тех земель, на которых они жили. В начале XX в. курды сотрудничали с турками в деле уничтожения других народов, а теперь сами стали объектом геноцида и ассимиляции. Если есть внутренний империализм, есть и внешний. Это, например, власть европейцев в Африке и Азии начиная с XV в. Внешний империализм переходит во внутренний, когда в новых независимых государствах власть переходит в руки определенных этнических и расовых групп. Например, система власти белых в Южно-Африканской республике есть пример внутреннего империализма, возникшего из внешнего. Внутренний империализм основывается на резком разделении расовых и этнических групп и на эксплуатации. Средние группы В стратифицированных обществах существуют не только «высшие» и «низшие», но и средние страты. Эти страты занимает ряд национальных меньшинств (этнических сообществ) как сообщества, в расовом отношении наиболее неприемлемые для доминирующей группы. Такое среднее положение в США, по мнению американских специалистов, занимают евреи и японцы. Они в основном занимаются мелкой торговлей, посредничеством, имеют маленькие предприятия и т. д. Они выполняют такую работу, которую представители доминиру-
ющей группы не желают выполнять или же выполняют неохотно. Евреи и японцы в США вытесняются из крупного производства и часто служат в ресторанах в качестве сторожей, моряков на торговом флоте и т. п. Это мелкая буржуазия. Вряд ли можно утверждать, что мелкобуржуазная деятельность подобного рода — в национальном характере евреев, японцев, армян и других этнических групп, как иногда говорят. Если даже с течением времени у определенных этнических групп возникают устойчивые тенденции к определенным видам деятельности, то первоначально они обусловлены не национальным психическим складом, а дискриминацией. Крупной буржуазии и ее государству невыгодно, чтобы в среде угнетенных этнических групп возникла крупная буржуазия. Эта тенденция притеснения, с целью удержать подчиненные этнические группы в средних слоях общества, наблюдается не только в экономике, но и в науке, культуре, и, конечно, наиболее отчетливо — в политике. Например, в России среди чиновников среднего уровня всегда было предостаточно евреев и армян, но вот высших руководителей мало. И вовсе не потому, что среди них не было способных людей. Правда, в процессе демократизации России, с введением меритократических принципов, целая группа евреев за короткое время добилась в России самых высоких постов, не говоря уже о финансовой олигархии еврейского происхождения. Недавно, уже в 90-е гг. прошлого века, один турецкий деятель, характеризуя живущих в Турции армян, отметил их деловую активность, но сказал также, что это в основном мелкие и средние дельцы, крупных предпринимателей среди турецких армян почти нет. Это правильное описание положения вещей, но причина этого кроется в основном в дискриминации.
Этнические группы, занимающие средний статус, получают удары как сверху, так и снизу. Их бьют, например, те представители доминирующего этноса, которые имеют низкий социально-экономический статус, у которых дела идут неважно. Эти неудачники считают, что в их бедах виноваты «чужаки». О тех ударах, которые «середняки» получают сверху, мы уже знаем. Все эти удары заставляют их — евреев, китайцев, японцев и других — если брать средние этнические группы США — сплотиться и тем самым стать конкурентоспособными. Этим путем они соперничают даже с доминирующим этносом. Но все же их положение трудное, и к ним неприязненно относятся как торговцы англосаксонского происхождения, так и чернокожие, которые считают их эксплуататорами.72 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология § 5. От внутриэтнических к гражданским связям Если внутриэтнические связи являются первичными, а в государстве живет много этносов, то каким образом совершается переход от первичных связей к вторичным (гражданским)? Иными словами, каким образом из конгломерата этносов (наций) формируется единая нация (во втором смысле этого слова: как общество-государство)? И каковы различия между названными двумя типами связей? Проблема эта актуальна не только потому, что существуют полиэтнические общества и государства, в которых налицо осознание важности этой проблемы'. Дело в том, что есть страны (это в первую очередь США, а в последние годы также Евросоюз), которые желают навязать свое понимание нации и национального государства другим народам, причем иногда — даже силой, как это имело место в Югославии в 1999 г. Эта концепция, следовательно, имеет прямое и даже прямолинейное применение в мировой политике. Один из известных современных социологов Эдвард Шилз писал: «Как я понимаю, современное общество не является ни одинокой толпой, ни ордой беженцев, бегущих от свободы. Оно не есть гезелшафт (нем. Gesellschaft — общество), без души, эгоистическое, лишенное любви и веры, крайне безличностное, в котором нет никаких интегрирующих сил, кроме корысти и принуждения. Оно сохраняется бесконечной личной привязанностью, моральными обязательствами в конкретных обстоятельствах, профессиональной и творческой гордостью, индивидуальной амбицией, первичными привязанностями и гражданским чувством, которое во многих людях слабо, в некоторых сильно, а у большинства умеренно»2.
Первичными или первородными (primordial) Эд. Шилз называет те интенсивные и всеохватывающие связи, которые обычно основаны на кровном родстве и проживании на общей территории. Это внутриэтнические связи, и они являются, по мнению автора, позитивными блоками возникающих наций. Эти идеи развил Клиффорд Гирц, которого интересовали проблемы новых, формирующихся наций. Он хотел получить ответ на следую- 1 Она обсуждается, например, в следующей работе: Арутюнян Ю. В., Дробиже-ва Л. М., Сусоколов А. А., Этносоциология. — М., 1998. — С. 29-30 и др. 2ShilsEd. Primordial, Personal, Sacred and Civil Ties/ British Journal of Sociology, 1958. - № 8. - P. 130-145. Глава 2. Межэтнические отношения щий вопрос: каким образом нужно формировать эффективную бюрократию, если в обществе преобладают внутриэтнические связи? Одним из путей он считает легитимизацию этничности и характерных для нее первичных связей. Нужно поднять на уровень национальной политики кровное родство, язык этноса, расу и территориальность. Однако следует иметь в виду, что при создании общенациональной администрации «клановый подход» очень опасен. Для построения крепкого государства необходимо постепенно осуществлять принцип меритократии. Успех в развитии нации налицо тогда, когда этнические и гражданские чувства становятся совместимыми. Интеграция общества осуществляется путем построения все более и более широких общностей на базе первичных этнических групп. В результате такого развития этнические блоки становятся действующими единицами нации, а сознание первичной солидарности расширяется до осознания развивающегося порядка1. Вообще роль первичных, в том числе этнических социальных связей, в настоящее время вновь начинает осознаваться социологами и этнологами: ими признается, что они играют определенную роль в обществе.
Отмечается, например, что солдаты воюют и не дезертируют не столько из чувства патриотизма, сколько из-за своих первичных связей на уровне мелких подразделений. Причем особенной сплоченностью отличаются моноэтнические подразделения и другие первичные (моноэтнические) группы. Хорошо сражаются те подразделения, в которых солдаты и офицеры долго служили вместе и доверяют друг другу. Конечно, случаются конфликты между первичными и гражданскими (национальными в западном понимании) связями. Но мы считаем, что без первичных внутриэтнических связей национальное государство не может быть сплоченным. Между тем часть социологов считает, что для единства государства первичные этнические связи представляют опасность и поэтому должны исчезнуть. Все граждане государства должны говорить на одном языке м принадлежать к единой культуре. Но такая тенденция, которая реально осуществляется в некоторых государствах, представляет смертельную опасность для этнических меньшинств. Один из адептов этой точки зрения, Сеймур М. Липсет, 1 Geartz С. Primordial Sentiments and civil Politics in New States.- In: Old Societies and New States. Ed., by Clifford Geartz. - New York: Free Press, 1963; RoyceA. Ethnic Identity. 1982. - P. 97-98.74 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология считает, что процесс полной индустрализации и исчезновения этносов произойдет в три этапа и вместо этнических интересов возникнут классовые интересы. Современная реальность, по-видимому, опровергает эту концепцию. Повсюду наблюдается усиление этнических связей. Национальные меньшинства предъявляют все более высокие требования к национальному государству, требуя все большей доли национального богатства или даже полного выхода из состава «нации». Усиливается национализм, вследствие чего во всем мире увеличивается число межэтнических конфликтов. Например, по данным ООН, в 1990-е гг. число межэтнических конфликтов значительно превышало число межгосударственных столкновений. § 6. Типы и этапы развития межэтнических отношений Развитие межэтнических отношений, этапы и результаты этого процесса зависят от того, каким образом впервые встретились два или большее число этносов. Исходя из этого различают несколько типов межэтнических отношений и, соответственно, этапы их развития. Рассмотрим эти типы и этапы, но будем иметь в виду, что нет еще единого мнения о них, поскольку межэтнические отношения весьма сложны, многообразны и возникают в очень различных исторических и географических условиях'. Первый тип Данный тип впервые описал американский социолог Р. Парк. Его точка зрения широко
известна особенно среди американских исследователей. Он имел в виду тот случай, когда какая-либо этническая группа или ее часть включается в уже существующее общество. В таких случаях (которые весьма характерны для общества США) взаимоотношения этой группы и общества формируются, проходя четыре этапа. Первый из них — этап первоначального контакта с одним или несколькими этническими группами, из которых состоит данное обще- В данном случае свое изложение мы ведем по уже многократно упомянутой нами работе Т. Шибутани и К. М. Квана, дополняя материал другими источниками и собственными замечаниями. См.: Shibutani Т., Kwan К. Ethnic Stratification. - /xi, ч ; FeagmJ°e R- Racial and Ethnic Relations. 2-nd et., Englewood Cliffs (N. J.), 1984. — P. 24. Глава 2. Межэтнические отношения ство. Здесь, конечно, имеет значение, является ли общество моноэтническим или многоэтническим. Типичным является случай эмиграции в США все новых и новых этнических групп из Европы, Азии и Латинской Америки в то время, как многоэтническое и иерархизированное американское общество уже образовалось. Так, этнические группы итальянцев, которые появились в США в основном с конца XIX в. и особенно в первые десятилетия XX в., оказались именно в такой ситуации. Другой пример: когда гунны (тюркоязычный народ) в середине IV в. н. э. начали свои походы в Восточную Европу, их вид и поведение поразили эти народы своей необычностью и неэстетичностью. Так, византийский историк Аммиан Марцеллин, служивший в византийской армии, описал гуннов так: они коренастые, безбородые, «безобразные, похожие на скопцов», «приросшие к коням» в такой степени, что «считали позором ходить пешком». Они воюют только на конях, их оружие — меч, лук со стрелами и аркан. Поразило автора то, что гунны постоянно кочуют, как беглецы. «Придя на изобильное травою место, они располагают в виде круга свои кибитки... истребив весь корм для скота, они снова везут, так сказать, свои города, расположенные на повозках... Они сокрушают все, что попадается на пути» '. Очень сходное описание гуннов мы находим и у армянских историков. Гунны, как и все остальные тюркские племена, вызывали у христианских народов отрицательное отношение к себе из-за своего дикого поведения, безобразного облика и садизма, вследствие чего в отношении их очень быстро создавались отрицательные стереотипы. Второй — этап соперничества. После первых контактов наступает соперничество из-за земли и рабочих мест. Вновь прибывшие начинают свою жизнь с самых низких социальных статусов и с выполнения таких видов труда, которые не требуют специальной профессиональной подготовки. Иначе, по-видимому, и невозможно, поскольку они не владеют языком доминирующего этноса и не знают культуру данного сообщества, а лучших условий обычно никто не предлагает. Несмотря на это, иммигранты обычно работают с энтузиазмом, если конечно, не подвергаются гонениям и геноциду, что тоже не редкость. Третий — этап аккомодации следует за соперничеством и конфликтами. На данном этапе наблюдаются совместные согласованные действия этносов, между ними устанавливаются стратификационные отношения. Каждая из сторон начинает понимать, как следует дей- 1 Марцеллин А. История / Пер. Ю. Кулаковского. — Киев, 1906-1908.76 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология ствовать по отношению друг к другу. Нередко этнические группы специализируются в определенных областях труда и даже создается впечатление, что они имеют естественную склонность к этим видам деятельности. На данном этапе борьба за существование превращается в борьбу за статусы в обществе. А статус, как известно, дает человеку или группе власть, богатство и уважение других людей. Создаются «этнические островки», в которых сохраняется и развивается собственная культура. Такая относительная изоляция позволяет этносам сохранить свой язык и традиции. В США, например, существует целый ряд таких колоний: Гарлем в Нью Йорке, маленькая Сицилия — в Чикаго, Китай-город в Сан-Франциско и др. Эти центры притягивают к себе все новых представителей соответствующих этнических групп. Четвертый— этап ассимиляции. Принимая культуру большого общества, члены этнического меньшинства с течением времени ассимилируются в нем. Одновременно с принятием и усвоением культуры нового общества образуются смешанные браки. Ассимиляция ускоряется обычно начиная со второго и третьего поколений иммигрантов. Совершается переход от аккомодации к ассимиляции, в ходе которого колонии этнических меньшинств разлагаются. В них наблюдается все больше случаев дезорганизации, девиантного поведения (преступления, проституция, употребление наркотиков и т. п.). Отмечается снижение уровня уважения детей к своим родителям. Новые поколения оказываются в такой ситуации, когда поощряются отклоняющиеся от нормы образцы поведения. По этим причинам группы этнических меньшинств оказываются в центре пристального внимания полиции. На этапе ассимиляции наблюдается постепенное повышение статуса группы иммигрантов: эти люди привыкли упорно работать и у них сильна мотивация повышения своего статуса в обществе. Но в результате смешанных браков появляется новый физический (антропологический) тип. После смены нескольких поколений физический тип мигрантов исчезает. Исчезает также колония: она становится обычной частью большой социальной общности. Ассимиляция завершается. Главным, а иногда и единственным реальным препятствием на пути ассимиляции этнического меньшинства является сопротивление общества, где они стараются адаптироваться. В некоторых случаях это сопротивление весьма слабо. Так, в США уже фактически исчезли в качестве специфических этнических «единиц» ирландцы, шотландцы, англичане, скандинавы и немцы. Некоторое этническое самоопределение сохраняют пока что итальянцы, греки, Глава 2. Межэтнические отношения армяне и др. Не ассимилируются китайцы, мексиканцы и пуэрториканцы. Подобные процессы ассимиляции и различия между этническими группами наблюдаются и в других многоэтнических странах. Но описанная очередность не везде повторяется в точности так, как она наблюдается в США. Например, армяне в различных республиках бывшего СССР адаптировались и ассимилировались по-разному. Так, в Азербайджане они не отуречились, а обрусели, стали (не все, конечно) частью русскоязычного населения этой страны. Второй тип Данный тип межэтнических отношений назы- вают «завоеванием и доминированием». Это тот случай, когда большое число иммигрантов вторгается на сравнительно слаборазвитую территорию, имея намерение остаться там для постоянного обитания. Во многих случаях оккупанты выселяют аборигенов. Именно по этому типу европейцы осуществили завоевание Австралии, Новой Зеландии и Южцой Африки, а турки — тех территорий, которые сейчас считают своей родиной. Между подлинными хозяевами земли и завоевателями возникают конфликт и борьба. Когда завоеватели побеждают, вся жизнь страны меняется. Дальнейшее в различных случаях протекает по-разному: обычно число аборигенов начинает уменьшаться. Если общество аборигенов начинает разлагаться, получают распространение различные виды отклоняющегося поведения и болезни. Многие покидают страну своих предков. В тех случаях, когда аборигены оказывают серьезное сопротивление, начинаются конфликты, кризисы й войны, взаимное истребление, иногда — массовое. Как отмечают Т. Ц}ибутани и К. Кван, хотя слово «геноцид» начали употреблять сравнительно недавно, практика уничтожения целых народов имеет длительную историю. Основным механизмом, подготавливающим геноцид, эти авторы считают дегуманизацию аборигенов: психологически л^щ^в их подлинных человеческих качеств и считая, по существу, низкими животными, завоеватели тем самым преодолевают в себе всякую с ними идентификацию и начинают истреблять, изгонять из страны ц т. П., а в некоторых случаях — изолировать на определенных территориях (резервациях). Эти представления можно конкретизировать на примере завоевания британцами Тасмании и истребления тасманийцев. Дело дошло даже до того, что британцы уничтожали этих людей, как говорится, из спортивного интереса: они охотились за ними, убивали и скармливали их трупы своим собакам. Схватив их женщин, «культурные британцы» связывали их, насиловали их Л затем убивали. Аборигены отвечали актами возмездия, и начинались военные действия. Для тогоГлава 2. Межэтнические отношения чтобы уменьшить число убийств, правительство колонизаторов назначило вознаграждение за живых тасманийцев. Наконец удалось убедить оставшихся аборигенов сдаться на милость завоевателей. Всех их поместили в резервацию, где последний из них умер в 1876 г.' Не всегда местные жители до конца уничтожаются: чаще всего их превращают в рабов и изолируют, как это имело место в Южно-Африканской республике (апартеид). Завоевание Северной Америки и почти поголовное уничтожение аборигенов сходно с тем, что имело место с тасманийцами: окончательный итог почти такой же. Остатки так называемых индейцев в настоящее время ассимилируются в американском обществе. Как этническая группа индейцы так слабы и немногочисленны, что неспособны оказать сопротивление белым и жить самостоятельной жизнью. Сходным образом китайцы завоевали Тибет и Тайвань. Много общего между этими процессами и теми, которые имели место в Малой Азии в результате завоевания этой части мира тюркскими племенами. Третий тип Третьим типом или моделью взаимоотноше- ний этнических групп является создание колоний. Это тот случай, когда немногочисленные завоеватели, опираясь на свое экономическое и военное превосходство, подчиняют себе обширные страны, превращая их в придатки своей метрополии. Таковыми были британские колонии в Африке и Азии. Что такое колониальный порядок, мы подробно рассмотрим в одном из последующих параграфов. Здесь достаточно сказать, что колониальный порядок приводит к разложению культуры и социального строя подчиненных этнических групп, вследствие чего широкое распространение получают преступления и аморальное поведение, рабский труд и другие признаки упадка. Ставятся под сомнение этнические символы и святыни. Одновременно происходят и другие процессы: в результате ослабления этноцентризма оказавшихся в рабском положении этносов создаются условия, способствующие объединению их усилий для совместной борьбы против завоевателей. Когда эта борьба успешно завершается, создаются предпосылки для возникновения новых многонациональных государств. Возникает группа маргинальных людей, которая частично принимает образ жизни завоевателей, но одновременно преданна своим этническим традициям. Ее поведение — это реакция на куль- турное давление колонизаторов. Организуются восстания, и колонизаторов, как правило, вытесняют. Остаются только те, кто готов ассимилироваться в местной культуре (таких людей обычно очень мало): ассимиляция этнических групп — всегда двусторонний процесс. Четвертый тип Наконец, при этом типе взаимоотношений эт- носов происходит следующее: этнос с высоким уровнем развития культуры, пользующийся большим авторитетом среди других народов, оказывается под игом другого народа, у которого низкий уровень культурного развития, примитивная культура и мышление. Хотя военная и административная власть оказывается в руках завоевателей, представители последних постепенно усваивают культуру подвластных народов. Очень поучительными являются следующие примеры: завоевание Рима варварскими германскими племенами, завоевание Китая маньчжурами и др. Создаются обширные империи, разложение которых начинается ассимиляцией народов, живущих на их окраинах. Представители этих народов и дети, рожденные от смешанных браков, постепенно проникают во все области жизни империи — в армию, сферу экономики и политики и т. п., и порой начинают играть в них видную роль. Достаточно, например, вспомнить заметную роль армян в истории Византии в течение нескольких веков'. Одним из путей ассимиляции являются браки женщин подвластных народов с мужчинами доминирующего народа: дети, родившиеся от этих браков, принимают культуру своих отцов. «Ассимилирующиеся» разлагают империю, и нередко власть переходит в их руки. Каждая из рассмотренных выше моделей взаимоотношений этносов может сохраняться в течение многих десятилетий и даже веков, и их изучение порой является ключом к пониманию современных взаимоотношений народов. § 7. Колониализм Мы уже видели, что при определенных условиях между этническими группами создаются особые, а именно — колониальные отношения. Теперь рассмотрим эту межэтническую ситуацию несколько подробнее. 1 Shibutani Т., Kwan К. Ethnic Stratification: A Comparative Approach. — New York, London, 1968. - P. 133-124. ' История Византии / Отв. ред. С. Д. Сказкин. — М., 1967. Т. 2; Лео. Собр. соч. Т. 2. - Ереван, 1967. Часть I, Этнос, нация, этнопсихология Проблеме колониализма следует уделить должное внимание по нескольким причинам: ♦ это явление в истории человечества существовало почти всегда, хотя и в различных формах; ♦ оно существует и в наши дни в различных, часто замаскированных формах; ♦ многие народы, получившие во второй половине XX в. независимость, долго жили в условиях колониализма, и, следовательно, их психический склад, как на индивидуальном, так и на групповом уровнях носит отпечаток этой долгой жизни. Социальная психология и социология колониализма должны стать важным разделом современных социальных и человековедческих наук. Что такое «колониальная ситуация» В британских, французских и других колониях проведено немало социологических и антропологических исследований. Достаточно вспомнить исследования М. Мид, В. Малиновского и других специалистов. Однако наиболее четкое определение колониализма дает Джордж Баландье '. В комплексе колониальной жизни народа он видит три компонента:, а) туземное общество; б) иностранное меньшинство; в) колониальную ситуацию. Эти три составляющие так тесно связаны, что изменение одной из них приводит к изменениям двух остальных. Каковы признаки того, что этот автор называет «колониальной ситуацией»? Дж. Баландье перечисляет пять характеристик этой ситуации: 1) пришлое меньшинство устанавливает свою власть над туземным народом, который численно превосходит его, но в материальном отношении значительно слабее (следовало бы, конечно, особо отметить военное превосходство иностранцев-колониалистов); 1 Balandier G. The Colonial Situation: A Theoretical Approach. In: Social Change: The Colonial Situation. Ed. by Inunanuel Wallerstein. - New York: John Wiley and Sons, 1966; См. в книге: Royce /\. Ethnic Identification. Strategies of Diversity. Bloomington. — Indiana Univ. Press, 1982. — P. 54-55. Глава 2. Межэтнические отношения 2) между доминирующей и подчиненной группами устанавливаются специфические виды отношений; 3) в хозяйственном отношении мощная индустриально развитая страна устанавливает свою власть над отсталой, обычно нехристианской страной; 4) эти отношения носят антагонистический характер, поскольку туземный народ рассматривается в качестве инструмента в руках колониальной власти; 5) для психолога особый интерес представляет следующая характеристика колониальной ситуации: для сохранения своего господства колониальная власть использует не только силу, но и целую систему оправданий и стереотипов '. Колониальная ситуация — специфический вид контактов двух этносов, и здесь упрощенная схема этапов этнических контактов включает конфликт, адаптацию, синкретизм и ассимиляцию (или контр-акультуризационную реакцию). Этнические группы в старых и новых колониях по-разному реагируют на колониальную ситуацию. Направленность этих ответов зависит от трех факторов: власти, восприятия и цели. Основные факторы, Теперь рассмотрим в отдельности эти три вы- определяющие шеперечисленных фактора. поведение этнических Власть. Обладание властью часто с самого групп в колониальной начала определяет направленность будущих ситуации событий. Причем всегда наблюдается тенден- ция применить больше власти, чем необходимо. Каждая сторона определяет создавшуюся ситуацию по-своему. Например, доминирующая сторона называет покоренную страну частью империи, тогда как другая сторона — независимой страной. Власть подчиненной стороны обусловлена тем, какие у нее возможности для оказания сопротивления. Если культура аборигенов сильна, завоеватели сами могут ассимилироваться в массе покоренного народа, как это происходило в истории Китая: многие монголы и маньчжуры, завоеватели Китая, исчезли в огромной массе этого культурно превосходившего их народа. Основную роль в этом играли китайская бюрократия 1 Balandier G. The Colonial Situation: A Theoretical Approach. In: Social Change: The Colonial Situation. Ed. by Immanuel Wallerstein. — New York: John Wiley and Sons, 1966; См. в книге: Royce A. Ethnic Identification. Strategies of Diversity. Bloomington. — Indiana Univ. Press, 1982. — P. 54-55.82 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Глава 2. Межэтнические отношения и богатство. В этой ситуации завоеватели потеряли свою подвижность и ассимилировались'. Каковы основы власти колонизаторов? Это, во-первых, военная сила, превосходство на поле брани. Во-вторых, умелое использование раздоров туземцев, некоторые племена которых сами обращаются к колонизаторам за помощью. Именно таким путем испанцы уничтожили государство ацтеков, от которого хотели избавиться другие индейские племена. Турки же умело использовали курдов против армян, а сейчас уничтожают этих своих бывших союзников. В-третьих, колониалисты стараются найти союзников среди туземных племен и обычно находят их. В-четвертых, значительно усиливает власть колониалистов умелое использование религии: веру в бога, религию вообще они используют для оправдания своей борьбы против язычников. Нередко утверждается, что завоеватели заботятся о спасении души этих заблудших людей и хотят цивилизовать их. Но подчиненные народы редко бывают полностью лишены возможности вести борьбу против колониалистов. Возможности оказания сопротивления колониальной власти иноземцев определяются несколькими факторами, которые подразделяются на материальные и идеологические. В группу материальных факторов входят: достаточно большая территория, достаточно многочисленное население, независимые источники жизнеобеспечения и развитая экономика, географические факторы, способствующие созданию автономных образований и их организационных структур. Из идеологических факторов наиболее важны: чувство единства народа, обладающего единой историей и происхождением, единая национальная символика и национальное самосознание, обеспечивающие дух сопротивления. Если даже все материальные условия налицо, сохранение иден-j тичности этноса и сопротивление завоевателям возможны только| при наличии этнической (национальной) идеологии. Но для создания идеологии необходимо, чтобы народ был сплочен сильными внут-| риэтническими связями, единой историей, общими ценностями и целя-1 ми. Однако индивиды, члены этноса, будут поддерживать групповые! ценности и цели только тогда, когда такое поведение адекватно создавшейся ситуации и когда есть возможность сравнения с другими иден-тичностями. В каких случаях этническая идентичность желательна для индивидов? Исследователи отмечают следующие условия. 1. Чем длительнее история этноса, тем привлекательнее принадлежать ему. Недаром многие современные этносы в лице своей интеллигенции стараются углубиться в свою историю, восстановить свои корни — генетические, культурные и ввести их в «оборот» современной жизни. В этом смысле большое значение имеют антропологические и этнопсихологические исследования. Быть членом группы с античными корнями всегда привлекательно, поскольку древность сообщает чувство непрерывности жизни. Для этнических групп это чувство важно потому, что уменьшает желание его членов искать себе иные референтные группы'. Своя группа удовлетворяет чувство гордости и непрерывности существования, поэтому человеку не нужна другая этническая идентификация. 2. Человека удовлетворяет такая этническая идентичность, которая проникает во все поры жизни, охватывает все ее аспекты, интегрирует этнос, сообщает ему последовательность и единство существования. Такая идентичность увеличивает вероятность более долгой жизни этноса. Если же этническая идентичность фрагментарна, если заставляет человека время от времени совершать такие действия, которые несовместимы с другими аспектами его жизни, то такая идентичность не может быть привлекательной. Этносу нужна своя философия, своя целостная и осмысленная идеология. В тех случаях, когда эта идеологическая основа сохраняется лишь для эпизодического совершения каких-либо ритуалов, подобная идеология уже не является активной силой и от нее легко отказаться 2. 3. Будет ли сохранена идентичность, или нет — зависит также от четкости и ценности ее характерных черт. С большей вероятностью сохраняется идентичность, которая достаточно внушительна для того, чтобы соперничать с другими этническими идентичностями. Поверхностная и неадекватная этническая идеология не имеет шансов на выживание. Добавим, что этническая идентичность должна удовлетво- 1 Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - Т. 1-3. - М.; Л., 1950-1953; Eberhard W. A history of China. 3-rd ed., — Berkley-Los Angeles, 1969; Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - М„ 1967 и др. 1 Royce A. Ethnic Identification. Strategies of Diversity. — Bloomington, 1982 — P. 62. 2 Там же.84 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология рять потребности индивидов, иначе они станут искать такую, которая лучше соответствует мотивам. Достаточно вспомнить, ради чего покидают свою страну люди: эмиграция в значительной мере связана с недостаточной интенсивностью этнической идентичности. Чтобы быть внушительной, этническая идеология должна предложить людям собственную осмысленную историю. Эту идеологию следует преподнести увлекательно: она должна иметь свой собственный стиль и тогда она будет иметь шансы на выживание даже в самых трудных условиях. Существуют также идеологии преследуемых: идентичности, основанные на идее вечной обездоленности. Как ни странно, подобные идеологии тоже способствуют сохранению чувства национальной идентичности людей. В последние годы некоторые горе-теоретики и реформаторы стремятся вытравить из памяти армянского народа определенные отрезки его истории и даже отрицают необходимость иметь национальную идеологию. Эти люди не понимают, что даже трагическая история может быть фактором объединения нации и усиления ее мощи. Результаты зависят от того, каким образом излагается и интерпретируется история. Восприятие. Фактор восприятия выступает в различных формах, в зависимости от предмета восприятия. Восприятие людей и групп. Для понимания психологической природы колониализма следует выяснить, каково восприятие колонизаторами народов, оказавшихся под их властью. Каждый индивид, как этнофор и представитель социальной группы, несет в себе разные стереотипы, предрасположения и убеждения, через призму которых воспринимает и оценивает других. У каждого свои представления о природе человека, о мире и о себе. Иначе говоря, каждый акт социального восприятия, как и восприятия вообще, осуществяется на основе апперцепции '. Все эти психические содержания или часть их становятся понятнее, если мы обратим внимание на то, каким образом завоеватели оправдывают свои действия. Так, завоеватели, придерживающиеся христианского вероисповедания, в частности испанцы, оправдывали свои притязания и походы на чужие земли тем, что все земли мира должны Глава 2. Межэтнические отношения 1 Под апперцепцией в психологии понимают дополнение актуального восприятия предметов, людей и ситуаций содержанием прошлого опыта воспринимающей личности. принадлежать христианам: ведь они — единственные подлинные носители цивилизации! Другие народы для них — варвары. В подобных случаях, если говорить на языке психоанализа, христианские догматы, идеология в целом, используются в качестве рационализации. Несмотря на то что испанцы своими глазами видели убедительные воплощения культуры ацтеков (их архитектуру, золотые украшения и т. п.), тем не менее они считали их варварами и даже дикарями. На их восприятие оказало влияние также свойственное им разделение людей на три категории и соответствующее ему обращение: в первую группу входили аборигены, готовые для восприятия цивилизации. Они сохраняли свои позиции и продолжали управлять своим народом, но уже от имени испанской короны. Вторую группу составляли те, кто, по мнению испанцев, обладали духовными возможностями для обращения в христианство. Они становились ремесленниками, животноводами и сельскохозяйственными работниками. Наконец, третью группу составляли те, кого колониалисты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|