Рационализации кастовой системы
Поскольку социально-этническая стратификация в Индии была несправедливой, что, естественно, ощущалось народом, религиозные деятели выработали особую систему идей с целью обоснования и оправдания этой системы и тех привилегий, которыми пользовались высшие страты общества. Так возникло предание, изложенное в гимне «Пуру-шаскута», о том, что когда-то жил «прародитель всех существ» Пуруши, который был «первородным». Этот прародитель будто бы создал варны: брахманы (жрецы) были созданы из его уст, кшатрии — из его рук, вайшьи — из бедер и шудры — из его ног (ступней). А поскольку так, брахманы должны выполнять обязанности жрецов, кшатрии — воинов и правителей страны, вайшьи — заниматься земледелием, торговлей и скотоводством, а шудрам предписывается служить высшим кастам2. Другой рационализацией этой социальной системы являлась вера в то, что брахманы и кшатрии являются «дважды рожденными». Отчасти это высокое качество приписывалось также представителям третьего сословия — вайшьям. Все три варны противопоставлялись низшей варне — шудрам. Вначале были созданы три высшие варны и только после них народ и скот3. Более того, считалось, что шудры стоят вне религии. По законам Ману, брахман не должен обучать этих низших существ религии, не должен давать им советы, обучать правилам добродетельного поведения (дхарме) и т. п. «Дважды рожденные» — брахманы, кшатрии и вайшьи — считались арийцами, наследниками завоевателей, а шудры — низшей расой. Здесь мы видим четкое выражение расово-этнических различий варн. Несколько гипотез Рассмотрение системы варн и каст в Индии позволяет нам сформулировать ряд гипотез, которые уже были намечены на предыдущих страницах. Здесь мы сформулируем их более четко.
' Isaacs Harold R. Idols of the Tribe: Group Identity and Politiral Change. — New York: Harper and Row, 1975. 2 Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. — М., 1973.-С. 36. 1 Авдиев В. И. История Древнего Востока. 3-е изд. — М., 1970. — С. 533. 3-84566 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Кастовая система возникла в Индии в период вторжения арийских племен и после него. Вначале она была системой межэтнической иерархии, а затем уже постепенно превратилась в комплексную социально-этническую систему. В связи с этим отношения между высшими и низшими варнами и кастамиможно понять лишь с учетом ихрасово-этническихразличий, которые со временем привели и к социально-экономическим и политическим различиям (отношение к власти и управлению государством, имущественное право, юридические права и т. п.).. Как следствие, отношения между варнами и кастами можно понять •■ только на основе расовой и этнопсихологических теорий. Если бы в > основе кастовой системы Индии не лежали расовые и этнические различия, она не сохранилась бы в течение тысячелетий, сколько бы рационализации ни сочиняли брахманы для ее оправдания и обоснования. 1. Установлено, что цыгане происходят из Северной Индии, что они когда-то были племенами индийцев, которые, спасаясь от гонений арийцев, покинули страну своих предков и стали номадами. На основе анализа данных о варновой и кастовой системе в Индии мы предлагаем гипотезу, согласно которой цыгане — потомки чанда-лов, касты неприкасаемых. Каста чандалов формировалась двумя основными путями: а) в результате смешения представителей различных варн, высших и низших (шудры); б) вследствие порабощения арийцами дравидов, целых племен этих аборигенов Индии. Добавим, что частично чандалы получили в свое сословие рабов из пленных и самых обездоленных членов других каст.
Поэтому мы считаем, что цыгане — не племена в традиционном понимании, а социально-племенные образования, во всяком случае — в начальный период своего образования в качестве социальных групп чандалов. Дальнейшее развитие этой гипотезы возможно путем изучения подгрупп цыган, их языка, культуры и антропологических черт. 2. Более общая формулировка гипотезы о происхождении варн нами уже предложена выше: мы предполагаем, что варны — это бывшие племена, т. е. этносы, превратившиеся в сложные этносоциальные общности. Кастовая система в Индии — крайний случай. В других ранжированных обществах расовые, этнические и социально-групповые различия статусов не так строго разграничены, что обеспечивает бульшую динамику развития. Глава 2. Межэтнические отношения § 3. Этническая структура реальных обществ и индикаторы существования субординации Существует немало полиэтнических обществ, этноструктура которых не всегда ясно видна. Иначе говоря, о таких обществах трудно сказать, являются ли они ранжированными или неранжированными. При более пристальном рассмотрении структуры «неранжированных» многоэтнических обществ мы все же обнаруживаем, что в них налицо элементы ранжировок либо внутри отдельных социальных и этнических групп, либо даже в межгрупповых отношениях. Существуют индикаторы, которые позволяют ответить на вопрос о том, является ли данное общество этнически субординированным или же, наоборот, принадлежит другому типу. Первым таким индикатором считается логическая невозможность существования признанного высшего класса в подчиненной группе '. Это действительно очень эффективный индикатор. Мы все помним, как даже рядовой сотрудник ЦК КПСС воспринимался в союзных республиках как представитель властвующей элиты. Таким гостям оказывали всяческие знаки внимания. Точно так же в Османской империи угнетенные народы имели своих богачей, старост, даже депутатов парламента, когда последний был учрежден, но даже рядовой аскер мог без наказания оскорблять «гяуров» и грабить, даже убивать их. Элита угнетенной нации для всех слоев нации вышестоящей является объектом эксплуатации, насмешек и всяческих других отрицательных санкций. Их членов воспринимают в качестве слуг, рабов, вечных должников.
Вышеуказанный индикатор поясняет нам данный «парадокс»: в империях угнетенные народы всегда являются «должниками» и вынуждены кормить своих «старших братьев», оказывать им гостеприимство, так как они представители доминирующего этноса. Это норма, которая считается сама собой разумеющейся. Хотя все члены доминирующего этноса «ощущают» себя хозяевами по отношению к подчиненному этносу, тем не менее в своей среде, естественно, не все они являются членами высших страт, элиты общества. Не все члены доминирующей группы по экономическому статусу стоят выше членов угнетенной группы. Даже сильно стратифициро- ' BollardJ. Caste and Class in a Southern Town. (3-rd ed.), Garden City. — New York: Anchor Books, 1957. - P. 65-67; ' Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. -Univ. of Calif. Press, Berkley a. o., 1985. - P. 25.68 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология ванное общество терпит некоторый диссонанс между экономическими и этническими статусами групп. Но этот диссонанс не должен быть большим. Например, в США бедный чернокожий принимается как обычное явление, тогда как бедный представитель белой расы — скорее как исключение, аберрация, а не как свидетельство социального неравенства. Точно так же член угнетенного этноса межет стать членом элиты в своей группе, но не быть признанным в качестве такового вне границ своего этноса. Однако когда элита угнетенного этноса становится многочисленной и сильной, она стремится уже подняться выше по лестнице статусов всего общества. Тем самым эта элита начинает угрожать системе субординации. Вторым индикатором этнической субординированности общества является механизм выбора лидера. Это как бы операциональный тест, свидетельствующий о существовании ранговой системы. Лидер или группа лидеров подчиненной группы должны быть приемлемыми для доминирующей группы, иначе она отклонит этих людей и выдвинет других. Недостаточно быть известным и уважаемым в своей (подчиненной, угнетаемой) группе. Отсутствие автономии в выборе своих лидеров — явный признак этнической субординации '.
Между тем группы, которые не входят в ранговую систему, более свободны в выборе своих лидеров. В них, вследствие этого, наблюдается разнообразие лидеров по социальному происхождению, личным чертам, квалификации и другим признакам. Если в обществе или в одном государстве живут несколько таких этносов, их общение становится проблематичным из-за упомянутых психологических различий их лидеров. Когда существовал Советский Союз, руководителям всех республик нетрудно было общаться друг с другом: они имели большое сходство как по происхождению, так и особенно по линии своей карьеры. В настоящее время, когда на месте бывших союзных республик возникли независимые или полунезависимые государства, между их лидерами, тем более политическими и экономическими элитами, уже значительно больше различий и им намного труднее общаться и решать возникающие задачи. Вероятность возникновения конфликтов вследствие этих социально-психологических и иных различий значительно возросла. Очевидно, что обсуждаемые здесь вопросы касаются про- ' Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. — Univ. of Calif. Press, Berkley a. o., 1985.- P. 26. Глава 2. Межэтнические отношения блемной сферы «этнос и лидерство», рассмотрение которой — отдельная крупная проблема этнопсихологии. § 4. Условия возникновения расовой и этнической стратификации Как мы видели, ранжированные и неранжированные общества возникают разными путями. Мы говорили в основном о различных формах завоевания одного этноса и его территории другим этносом, вследствие чего возникают различные типы обществ. Но теперь представим себе многоэтническое государство, в котором пока что нет этнической стратификации. Как она, этническая стратификация, все-таки возникает? Для объяснения этой возможности предложена так называемая «теория власти-конфликта» (power-conflict theory), которую мы сейчас и рассмотрим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|