Функции этноса в жизни индивидов-этнофоров
Этнос играет в жизни своих членов следующие функции: ♦ с помощью своей культуры этнос ориентирует этнофоров в окружающем мире; ♦ этнос, обладая системой ценностей, передает ее своим членам, делает их жизнь, если можно так сказать, аксиологически более определенной. Этнофоры примерно знают, что в данном обществе достойно быть предметом желания и целью деятельности, а что не заслуживает этого; ♦ важнейшей является защитная функция этноса: этнос защищает своих членов как физически, так и психологически. Более того, мы считаем, что этнос представляет индивидам необходимые средства для осуществления их психологической самозащиты. Таковыми являются как психологические защитные механизмы, выработанные в качестве блока культуры данного этноса, так и культура в целом. Этнос без территории Каждый этнос формируется на определенной (пример цыган) территории. Назовем ее этногенетпической территорией, родиной в собственном смысле слова. Однако после того как этнос уже сформирован, т. е. обладает устойчивой этничностью как комплексом качеств, потеря родины не приводит
1 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М., 1983. — С. 76, 78. 2-84 534 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии к потере этничности, во всяком случае за короткий промежуток времени. Но для сохранения этничности без родины этнос должен обладать мощными защитными средствами и механизмами. В этом смысле большой интерес представляют цыгане. Это этнологический, психологический и исторический феномен, который в указанном аспекте — в аспекте этнозащиты — все еще недостаточно исследован. Многие этносы, лишившись родины, исчезли, а вот цыгане, отчасти евреи и армяне сохранились и обладают четким этническим самосознанием.
Можно предположить, что самозащите и самосохранению этих этносов, и особенно цыган, способствовали по меньшей мере следующие факторы: ♦ антропологические признаки, сильно отличающие их от тех народов, среди которых они оказались после ухода со своей этноге-нетической территории (последняя, по-видимому, локализована в Северной Индии); - сильное этническое самосознание; ♦ язык; ♦ обычаи; ♦ преследования националистов и расистов разных стран. Исследование всех этих аспектов культуры, истории и самозащиты цыган представляет несомненный интерес для этнопсихологии. § 3. Суперэтносы и субэтносы Суперэтносами называют совокупность или группу этносов, объединенных верой или другими общими для них факторами. Таковы, например, христианский или мусульманский суперэтносы. В определенном смысле суперэтносами временно становятся все те нации и другие этнические группы, которые насильственно или иными способами объединяются и составляют империи. Суперэтносами-империями были: Римская империя, Арабский халифат, Османская империя, Китай, СССР и другие этнические и национальные объединения. Поскольку только внешней силы недостаточно для создания суперэтносов, правители империй обычно стараются опираться также на идеологию. Это явление мы наблюдаем и сегодня. Кроме вышеназванных, суперэтносами являлись Индия, древний Китай (особенно империя Тан, существовавшая в 618-907 гг. н. э.), Византия (греко-армянский суперэтнос), современный арабский мир, в котором много арабизированных народов, европейский суперэтнос (романо-германский), современный мир тюркоязычных народов (которых объединяет не только язык, но и религия — ислам), латиноамериканские суперэтносы и, конечно, славянский суперэтнос.
По-видимому, основными факторами или маркерами, превращающими группу из нескольких этносов в суперэтнос, являются язык, религия и другие аспекты культуры. Есть ли еще другие факторы? Например, является ли суперэтносом военный блок, созданный для защиты от общего врага? На каком основании был создан СССР, который, безусловно, был суперэтносом, включавшим такие разные по культуре, религии и уровню социально-экономического развития этносы? Очевидно, что вопрос критериев, объединяющих малые и средние этносы в суперэтнос, окончательно не решен. Специальному обсуждению подлежат также вопросы, касающиеся условий создания суперэтносов, характерных особенностей межэтнических контактов в различных суперэтносах, и многие другие. Л. Н. Гумилев, в работах которого встречаются интересные суждения о суперэтносах, высказал точку зрения, которая выражена в следующих словах: «Контакты на уровне суперэтносов, как правило, ведут к аннигиляции. Исключением являются только краткие периоды пассионарных взрывов, но и тогда старые этносы исчезают, сливаясь с новым»'. Здесь указывается один из возможных путей этногенеза. Если такая закономерность действительно существует, то она крайне опасна для малых этносов, которые оказались в полосе соприкосновения двух или более суперэтносов. В значительной мере результаты такого географического положения мы видим в исторической судьбе армянского народа. Раздел Армении между Ираном и Римской империей (а позже — Византией), между Ираном и Турцией, насильственная мусульманизация и ассимиляция, наконец, геноцид — вот некоторые результаты такого прискорбного расположения между суперэтносами. Однако некоторые суперэтносы играли положительную роль в жизни малых этносов, способствуя их защите, развитию самобытной культуры и т. п. Субэтнос — так принято называть группы «низшего» уровня в вертикальной классификации этнических групп. Как мы уже знаем, суще- 1 Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. — М., 1989. — С. 310.36 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии ствуют микроэтнические элементы (род, племя), которые лежат еще «ниже» в этой иерархии. Но этносы начинаются с уровня субэтноса. Ю. В. Бромлей характеризует их как такие группы, в которых налицо осознание «групповых особенностей тех или иных компонентов культуры» '.
Субэтносы по своему происхождению бывают разными. «В одних случаях — это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основных этнических подразделений, в других — бывшие этнографические группы, осознавшие свою общность, в третьих — социальные общности, обладающие специфическими чертами культуры (например, донские казаки). Могут быть выделены также субэтносы хозяйственно-культурного, лингвистического и административно-территориального происхождения. Особое место среди субэтносов принадлежит тем, что возникли на основе расовых групп. В частности, очевидно, негров США можно рассматривать не только как просто этнорасовую группу, но и в качестве субэтноса североамериканской нации (этносоциальной общности)»2. Затем Ю. В. Бромлей отмечает, что один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким этническим общностям различных уровней. Например, можно считать себя русским (основное этническое подразделение), донским казаком (субэтнос) и славянином (метаэтническая общность)»3. Под «метаэтнической общностью» следует понимать то, что мы, следуя за Л. Н. Гумилевым, назвали суперэтносом. Армянскими субэтносами являются этнические группы армян, живущих в Сирии, Ливане, Иране, США и других странах. Их члены принадлежат одновременно к армянской нации и разным этническим группам армян (сирийским армянам, американским армянам и т. п.). § 4. Предмет, задачи и методы этнопсихологии Термин «этнопсихология» — сложное слово. Оно составлено из трех корней: из греческих слов «этнос», которое примерно соответствует слову «народ», «психе» — «душа» и «логос», что означает «слово», «учение». Таким образом, «этнопсихология» означает учение (науку) о душе народа (этноса). 1 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М., 1983. — С. 83. 2 Там же. - С. 83-84. 3 Там же. - С. 84. Объект и предмет Предыдущее изложение позволяет более чет-
этнопсихологии ко охарактеризовать предмет и задачи этнопсихологии. Что и как изучает эта наука и какими способами получает информацию о предмете своего исследования, т. е. каковы методы этой науки? Чтобы ответить на данные вопросы, следует иметь в виду, что каждая человеческая общность в ходе своего длительного существования приобретает групповые психологические черты. Поскольку этнос, в частности нация, тоже является социальной группой, причем устойчивой, с длительной и сложной жизнью и историей, то вполне понятно, что он должен был приобрести особые психические черты и их сочетания — психологические комплексы. Иначе говоря, каждая этническая группа в ходе своего генезиса и развития приобретает групповую психику. Таким образом, в этническую психику входят все те психофизиологические, личностные и социально-психологические черты, которые данный этнос приобретает в ходе своего возникновения и дальнейшего исторического развития. Хотя каждый входящий в данный этнос человек является индивидуальностью, т. е. имеет свои неповторимые черты характера, мотивации и другие аспекты личности, а также (что еще более важно и интересно!) неповторимые сочетания или комплексы этих черт, однако мы видим также, что каждая этническая группа имеет вместе с тем общие для всех своих членов черты характера, их комплексы, устойчивые (стереотипные) особенности поведения, общие представления, которые касаются, в частности, происхождения и истории этноса. Этнические группы обладают также обобщенной самооценкой, общими установками, которые направлены на другие группы и ценности. У них есть общие оценочные суждения, касающиеся природных явлений, социальной жизни и культуры и т. п. Все перечисленные и ряд других явлений носят общеэтнический характер в том смысле, что принимаются подавляющим большинством взрослых членов этноса и проявляются в их поведении и поступках. Правда, всегда и везде встречаются отчужденные от своего этноса люди. Они недооценивают культуру и быт породившего их этноса, отвергают общепринятые нормы и стереотипы поведения, изолируются или даже покидают эту группу. Психическое отчуждение часто порождает тенденцию не только психического, но и физического ухода, увеличения дистанции между собой и этносом. Это стратегия бегства, о которой мы еще будем иметь повод говорить. Однако этническая группа существует до тех пор, пока ее члены остаются в ее составе, 38 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология высоко оценивают ее ценности и культуру, психически отождествляются (идентифицируются) с ней и даже гордятся своей этнической принадлежностью.
Таким образом, объектом этнопсихологии являются этнические группы (этносы), а предметом исследования — психические черты этноса и его представителей, межэтнические взаимодействия и конфликты. Конкретизируя данное определение, можно перечислить ряд важных проблем и задач, которые уже исследуются в этнопсихологии или должны стать предметом ее исследования: ♦ психический склад этноса (в частности — нации), как он формируется, согласно каким психологическим закономерностям, его структура и функции и т. п.; ♦ этнический (национальный) характер, из каких черт он состоит, и как эти черты сочетаются; ♦ различия между этническими группами по их психическому складу и характеру; ♦ типология этнического характера. Можно задать, например, такие вопросы: ♦ каковы типичный русский, француз, армянин, турок и пр., какими чертами они отличаются? ♦ в чем сущность типичных женских этнических характеров? ♦ чем все эти этнопсихологические типы отличаются друг от друга? Известно, что каждая нация имеет определенные представления о себе и о других нациях. В этом плане важно знать, как возникают эти представления и что из себя представляют, из каких блоков и элементов состоят. Иначе говоря, что такое этническое самосознание, как оно формируется, какова его структура, какое влияние на него оказывают положительные и отрицательные оценки представителей других этносов? Очень важно также иметь объективную информацию по поводу того, какое влияние оказывает этническая самооценка (одна из составных частей самосознания) на поведение этноса и его лидеров, на последующие оценки и ожидания представителей других этносов, взаимоотношения с которыми считаются значимыми. В системе этнопсихологии занимает значительное место и требует глубокого исследования проблема национальных символов. Это те представления, образы предметов природы и культуры, а также специфические действия, которыми один этнос отличается от другого. Здесь мы предлагаем концепцию, которая будет развита и обоснована в соответствующей главе. Мы утверждаем, что каждый этнический сим- [ла ва 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии вол является <<уплотненным», «сгущенным» выражением определенных психических качеств, установок и представлений данного этноса. Пристального внимания требуют процессы символизации, которые, по нашему мнению, являются важнейшими аспектами этногенеза и этнической самозащиты. Каждая этническая группа, как и социальная группа вообще, должна управляться со стороны своих неофициальных и официальных лидеров. Управление этносом, его жизнедеятельностью и взаимоотношениями с другими этносами принимает более четкие, определенные и организованные формы при наличии национальной государственности, т. е. на высоком уровне развития этноса, когда он становится или уже стал нацией. Мы считаем, что характерные для каждой нации формы и способы управления (этнического самоуправления) в какой-то мере отражают ее психологические особенности. С другой стороны, формы, методы и стили управления, в свою очередь, являются мощными факторами формирования нации и ее психического склада. Эти задачи, а также исследования личности национальных лидеров должны занимать видное место в той науке, которой посвящена данная книга. Национальный психический склад, переживания прошедших поколений, их мысли, стиль мышления и восприятия, творчество, особенности взаимоотношений, в какой-то мере входят в культуру нации, т. е. опредмечиваются в истории нации, ее философии, языке, художественной литературе, искусстве, в различных жанрах народного творчества, в ее архитектуре. Следовательно, исследование культуры народа, раскрытие ее психологического содержания — один из основных путей развития этнической психологии. Очень важным мы считаем также исследование взаимодействия религии и психологии этноса. В частности, следует дать ответ на следующий вопрос: является ли религиозная вера этническим признаком и в какой степени религия нации соответствует основным психическим особенностям этноса? Это обширная область научных исследований. Вот вкратце основные задачи этнопсихологии. Некоторые из них более подробно будут обсуждаться далее на страницах настоящей книги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|