Прикладные аспекты этнопсихологических исследований
Этнопсихология имеет ряд прикладных аспектов. Со временем, с расширением рамок исследований, в этой науке будут формироваться прикладные области, как это происходит в развитых науках. Познание психического склада собственного и других народов может послужить целому ряду практических целей, о некоторых из которых речь пойдет ниже. "<-40 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Глава 1, Этнические группы и задачи этнопсихологии Зная национальный характер и основные межэтнические установки другого этноса, можно предвидеть его действия, особенно в проблемных и конфликтных ситуациях: будут ли они враждебными, дружескими или иными. Определение преимуществ и недостатков вражески или дружелюбно настроенного к нам этноса поможет найти эффективные способы отражения его агрессивных действий или сотрудничества с ним, если его действия выражают дружеские чувства. Этнопсихологические знания позволяют предвидеть возможные действия этнических групп и их лидеров. Овладение этнопсихологическими фактами и закономерностями поможет правильно организовать внутреннюю и внешнюю, политическую, военную и религиозную пропаганду, эффективно организовать и вести психологическую войну, которая в условиях соперничества и конфликтов этнических групп неминуема. Этнопсихологические знания позволяют объяснить и обосновать наши установки к другим этносам, менять их, иногда менять также наши стереотипные представления как о себе («мы»), так и о других («они»). Этническим стереотипам мы намерены посвятить отдельную главу. Большие практические задачи стоят перед этнической психологией в области военного дела (создание армии, подготовка военных кадров, создание военной психологии и организация ее преподавания, ведение военной пропаганды и т. д.). О возможностях применения этнопсихологических знаний в военном деле еще в XIX в. писали фон Бин-дер-Кригельштейн и фон Лихтенштейн, а в канун Второй мировой войны — и другие немецкие авторы. Информация о психических чертах другого народа — это оружие, которое можно использовать для достижения военных и политических целей.
Знания этнопсихологии можно широко использовать также в социологической пропаганде, т. е. при пропаганде образа жизни своего народа. Знание «души» другого народа позволяет найти пути проникновения в нее, подготовить соответствующие пропагандистские материалы, найти этнически специфические варианты путей измерения социальных установок и способов их наиболее эффективного применения. Этнопсихология может иметь широкое применение в области образования, тем более, когда ставится задача национального образования и формирования типичных представителей этнической группы. Научные этнопсихологические знания в этой области до сих пор никогда сознательно и последовательно не применялись. Кстати, следует создать возрастную этническую психологию — науку, исследующую этнопсихологические аспекты возрастного развития человека. Методы этнопсихологии Этнопсихология возникла и развивается на основе социальной психологии, психологии личности, этнологии, антропологии и др. наук. Для проведения этнопсихологических исследований используются методы всех этих наук, но особенно часто — исследовательские методы социальной психологии, психологии личности и этнологии. Здесь уместно вспомнить, что некоторые этнографы и этнологи даже считают этнопсихологию разделом этнографии (этнологии). Этнопсихология занимается исследованием этнических групп, поэтому в ней исследование личности имеет подчиненное значение: оно призвано способствовать исследованию групп.
С целью использования методов упомянутых наук в этнопсихологии специалисты модифицируют их с учетом специфики объекта и предмета своей науки. Вполне естественно, что для исследования психологии этнических групп пользуются методами наблюдения, анкетами, экспериментами (пока редко), методами беседы, анкетирования, анализа и истолкования результатов деятельности этнических групп и их представителей. Для развития этнопсихологии целесообразно использовать исторический метод, который уже имеет традиции в области социальной психологии. С применением этого метода весьма интересные исследования проведены П. Сорокиным и Г. Беккером '. Современные психологи все больше и больше осознают, что любое психологическое исследование, проводимое в определенном культурном контексте, имеет смысл лишь при хорошем знании данной культуры. Примером такого подхода является исследование математического мышления представителей рода кпелле в Либерии. Исследовались способность считать и другие математические умения и способности2. Огромный объем полезного материала можно получить путем психологического анализа истории и культуры этнических групп. Плодотворным может быть психологическое исследование и истолкование личности и деятельности выдающихся представителей науки, поскольку такие люди, по нашему мнению, весьма схожи с национальными символами и сгущают в себе как положительные, так и отрицательные черты своего народа. Создание этнопсихологических портретов (пер- 1 Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. — М., 1961. — С 263-267. 2 GayJ., Cole M. The new mathematics and an old culture: a study of learning among the Kpelle of Liberia. — New York: Holt, Rinehart and Winston, 1967.42 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии соналий) является серьезной научной и культурной задачей, но многие народы (в том числе армяне) в этом отношении сильно отстают. В тесно связанной с этнопсихологией сравнительно-культурной психологии преимущественно исследуются индивиды, но и здесь индивиды рассматриваются в качестве представителей определенных групп. Наиболее часто используемые в этнопсихологии методы ориентированы не на индивидов, а на группу'.
В этнопсихологии используется полевой метод (наблюдения, сбор документов и т. п.), а также участвующее наблюдение2. Для исследования этнического психического склада, в частности такого его «блока», как этнический темперамент, можно использовать методы исследования и диагностики темперамента, в частности — метод Л. Терстоуна, который измеряет семь факторов, входящих в структуру темперамента. Тест Г. Айзенка позволяет раскрыть интроверсию и экстраверсию индивидов, а также эмоциональную устойчивость и невротизм. Мы полагаем, что данный метод можно использовать также для измерения экстраверсии-интроверсии этнических групп. Для исследования этнических типов характера можно использовать факторные методы, MMPI, тест Кэттелла и др. Для исследования интеллектуальных особенностей различных этносов используются интеллектуальные тесты, которые применяются к индивидам, но средние показатели множества индивидов могут охарактеризовать также этнические группы. Метод семантического дифференциала используется для исследования этнических различий и в других странах3. Целый ряд методов используется для исследования этнической идентичности4. В этнопсихологии можно применять также так называемые структурные методы, которыми пользовались, например, К. Леви-Строс и Ж. Лакан 5. 1 Price-Williams D. Culture Psychology. In: Lindzey G. and E. Aronson (Eds.), Handbook of Social Psychology, 1985. - Vol. 2. - P. 996. 2 SpradleyJ. P. Participant observation. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1980; Triandis H. C, Berry J. W. (Eds.) Handbook of Cross - Cultural Psychology. Vol. 2, Methodology. Boston: Allyn and Bacon, 1980; Brislin R., Lonner W., Thorndike R. Cross-cultural research methods. — New York: Wiley, 1976. 3 HilgardE. a. o. Introduction to Psychology. 6-th ed. - N. Y. a. o., 1975. - P. 272-273; Macley #., Ware E. E. Cross-cultural use of the semantic differential. — Behavior Science, 1973. - № 6,- P. 185-190. 4 Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998. 5 Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М., 1994. Они принесут много пользы тем, кто интересуется проблемами этнической адаптации. § 5. Основные направления этнопсихологических исследований
Хотя этнопсихология — новая наука, в ней уже намечается целый ряд исследовательских направлений. Рассматривая исследования американских и (частично) европейских авторов, С. И. Королев выделил следующие основные направления современных этнопсихологических исследований. Социологическое направление. В рамках этого направления исследуются социальные основы формирования психического склада человеческих сообществ. Это касается и тех групп, которые возникают на основе этнических свойств людей. Мы полагаем, что правильнее было бы называть данное направление социально-психологическим. Экологическое направление. Ученые, исследующие экологические аспекты этнопсихологии, пытаются выяснить суть того воздействия, которое оказывают на этническую группу, местность, в которой она живет, географические условия, природные и климатические факторы'. Надо сказать, что эта проблема уже давно занимает умы мыслителей. Ею интересовались такие личности, как Гельвеции, Монтескье, Гегель, Гумбольдт и др. В рамках этого направления и следует рассматривать так называемый географический детерминизм в этнопсихологии. Основателем географического детерминизма в этнологии и этнопсихологии считается знаменитый врач и ученый Древней Греции Гиппократ. Около 424 г. до н. э. он опубликовал труд под названием «О воздухах, водах и местностях», в котором все различия между народами (органические, по здоровью, психические, различия обычаев, истории и государственного строя) объяснил различиями географической среды: местонахождением страны, климатом, ландшафтом и т. п.2 1 Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. — М., 1970. — С. 23-24; см. также: Велик А. А. Психологическое направление в этнологии США. В. сб.: Этнология в США и Канаде / Отв. ред. Е. А. Веселкин и В. А. Тиш-ков. - М., 1989. - С. 190-240. 2 Гиппократ. Избранные книги / Пер. В. И. Руднева. — М., 1936. — С. 275-306. См. в сб.: Современная зарубежная этнопсихология / Отв. ред. С. А. Арутюнов и Г. И. Еремин. - М., 1971. - С. 200.44 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Под воздействием идей Гиппократа образовалось направление «географического детерминизма». Вопросы, поднятые Гиппократом, до сих пор остаются актуальными. О географической детерминации особенностей народов писали еще древние авторы: историки Геродот, Корнелий Тацит, историк и географ Страбоп и др.' Например, К. Тацит, исходя из культурно-хозяйственного типа, подразделил народы на оседлых и кочевых. Страбон же писал о том, что римский образ жизни испортил и другие народы, даже кочевников. В настоящее время данное направление представлено во Франции работами Э. Реклю, П. Клавеля и других авторов. Представляет интерес мысль последнего о том, что связь психологии народа с географической средой сильнее проявляется там, где общество традиционно и изолированно. Когда же изолированность преодолевается и начинается активное общение с соседними этносами, происходит унификация экономики и быта народа и роль географической среды становится второстепенной.
Этот же автор отмечает, что во Франции люди четко осознают границы своих провинций и связывают свое «Я» со своей провинцией. На этой основе лотарингец противопоставляет себя бургундцам и т. п. Различия между «Я» и «Мы» связаны с географической средой. Даже в пределах одной страны существуют подобные различия. Тем более велики различия между этническими общностями различных стран. Многие писатели, описывая психический склад народов, напрямую связывают его с географической средой (например, «русскую душу» — с бескрайними просторами степей). Безусловно, существует сходство в поведении всех горцев, где бы они ни жили, жителей долин, лесов и т. п. Однако народы так много смешивались и взаимодействовали друг с другом, что каждый сегодняшний этнический тип — результат действия многих факторов, а не только географических. П. Клавель считает, что каждая деревня и каждый город имеют свою «психологию», однако устойчивые прежде психологические особенности сельских общин разрушаются под воздействием современной городской жизни, наплыва туристов и других факторов. Биологическое направление. Так называют направление этнопсихологических исследований, в котором изучаются характерный физический (антропологический) тип членов этнических групп, темперамент, ощущения и восприятия и другие свойства. Однако, исходя Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии из характера исследуемых свойств, это направление было бы правильнее называть психофизическим и антропологическим. Ученые, работающие в этом направлении, особое внимание уделяют тем врожденным, наследственным чертам, которые мало подвержены изменениям под воздействием внешних факторов. Развитие этого весьма сложного направления позволит создать естественнонаучные основы этнопсихологии. Перечислим ряд важнейших проблем этой области исследований. Природа и соотношение расового и этнического. Основное наблюдение, из которого следует исходить при организации конкретных исследований, следующее: в составе каждого этноса встречаются индивиды, носящие черты различных рас. Например, среди тюркских племен существуют такие, которые имеют четко выраженные монголоидные черты, но есть и такие, во всяком случае на фенотипическом уровне, которые свободны от подобных черт. Среди армянского этноса основную массу индивидов составляют европеоиды (арменоиды), но, пусть редко, встречаются также индивиды с монгольскими чертами. С. И. Королев писал, что расовые и этнические границы не совпадают и в одной этнической общности, особенно на стыке местообитания различных рас, можно отметить несколько расовых элементов 1. Это означает, что встречаются индивиды, в которых сочетаются признаки различных рас. В рамках биологического (или, как мы назвали, психофизиологического и антропологического) направления должны исследоваться различия людей, принадлежащих к различным расам и этносам, по темпераменту, способностям и другим биопсихологическим чертам и по некоторым психогенетическим свойствам. В настоящее время большинство исследователей придерживается того мнения, что разделение человечества на различные расы не имеет существенного значения для исследования национального характера по той причине, что, во-первых, расовые границы не совпадают с этническими и, во-вторых, невозможна дифференциация рас по психологическим свойствам2. Нельзя сказать, что эти утверждения окончательно обоснованны, но невозможно также отрицать, что они вполне правдоподобны. 1 Геродот. История. - Л., 1972; Тацит Корнелий. Соч.: В 2 т. Т. 1. - Л., 1969. Страбон. География: В 17 книгах / Пер. с греч. Кн. 2. - Л., 1964. 1 Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. — М, 1970.-С. 45. 2 DuijkerH., Frijda N. National Character and National Stereotypes. — Amsterdam, 1961. - P. 142; Feaginjoe R. Racial and ethnic relations. 2-nd ed., Englewood Cliffs (N.J.), 1984. - Ch. 1.46 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Однако современная психология дает возможность взглянуть на эту проблему значительно глубже. Вопрос этот следует рассмотреть, используя понятие импринтинг '. Этот механизм создает психологическую привязанность к родной среде и, на наш взгляд, является одной из основ патриотизма. Не среда сама по себе, а ее запечатление в виде образов, их сохранение в памяти в качестве когнитивно-эмоциональных комплексов — вот основной механизм воздействия ландшафта, людей, образов родных и т. п. Причем верно и то, что экология приводит к созданию определенного типа культуры и психического склада народа. Когда два народа живут в сходных условиях, у них появляются сходные черты. Следует сказать, что этнопсихология в настоящее время переживает период быстрого развития, поэтому возможно появление новых ее направлений и областей исследования. Вследствие этого перечисление основных направлений этнопсихологических исследований, с которыми читатель только что ознакомился, нельзя считать окончательным. При дальнейшем усиленном развитии этнопсихологии в обобщающих работах можно будет посвятить отдельные главы таким темам, как «Экология и национальная психология», «Национальный темперамент» и др. Отметим также, что экологическое направление является ветвью биологического направления этнопсихологии, поскольку экология — одна из областей современной биологии. § 6. Этнопсихология и другие науки Этнопсихология как наука возникла на стыке целого ряда других наук. Изучая очень сложные объекты, она может решать свои задачи только в тесном сотрудничестве со многими другими науками. Самым тесным образом этнопсихология связана с этнологией и этнографией. Этнология — учение о народе, как принято считать, например в американской науке. Это теоретическая дисциплина. Используется также название этнография (от греч. слов этнос — народ и графо — пишу, описываю), которой обозначается описательная наука о народах. В СССР был принят один термин — «этнография». Она включала как эмпирический, так и теоретический разделы единой науки о народах. По-видимому, целесообразно пользоваться более дифференцированной терминологией и использовать оба термина, что сейчас обычно и делается в странах Запада.
Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии Этнология является одним из источников этнопсихологии. Эти науки настолько близки, что многие авторы до сих пор считают этнопсихологию (психологическую антропологию, как ее называют в США) одним из разделов этнологии (культурной антропологии). Общим для этих наук является объект исследования — народы (этносы), их генезис, развитие, взаимодействие, и т. п. Однако этнопсихология имеет свой особый предмет исследования: это психологические особенности народов — их психический склад, характер, самосознание и ряд других явлений, о которых уже известно из предыдущего изложения. Поэтому этнопсихология, несмотря на свою теснейшую связь с этнологией, является особой психологической наукой. Она по своей природе междисциплинарная область знания и, как уже сказано, опирается также на общую и социальную психологию, антропологию, лингвистику, историю и другие науки. О значении социальной психологии для решения проблем этнопсихологии мы несколько раз уже упоминали. В последующих главах значение и конкретное применение социально-психологических знаний в этнопсихологии будут показаны конкретно, при обсуждении проблем межэтнических и внутриэтнических отношений, национального характера и многих других. Следует отметить, что этнопсихологические проблемы всегда вызывали интерес у представителей общей и социальной психологии. Так, В. Вундт может считаться одним из основателей этнопсихологии, поскольку разработанная им психология народов имеет прямое отношение к тому, что сегодня именуется этнопсихологией или культурной психологией. Он одним из первых говорил о значении сравнительного метода при исследовании психологии народов. Основатели социальной психологии Лацарус и Штейнтал уже в первых своих статьях, опубликованных в «Журнале психологии народов и языкознания», касались этнопсихологических проблем'. Этнопсихологические вопросы поднимаются также в одной из ранних работ известного английского психолога Фредерика Бартлетта 2. Начиная с 1960-х гг. усиливается тенденция рассмотрения психологических проблем в историческом и культурном контекстах3. 1 Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975; Меннинг О. Поведение животных. — М., 1982. 1 Lazarus M.,SteinthalH. Einleitende Gedanken iiber Volkerpsychologie. Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft. Bd. 1, 1860. 2 BartlettF. Psychology and Primitive Culture. — London: Cambridge Univ. Press, 1923. 3 Gergen K. Social Psychology as History. J. of Pers. and Soc. Psychol, 1973, 26. — P. 309-320; Luria A. Cognitive development: its cultural and social fundations. — Cambridge (Mass): Harvard Univ. Press, 1976.48 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология / Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии При этом, естественно, поднимаются и собственно этнопсихологические вопросы. Интерес к культурно-историческому контексту психических явлений ясно виден и в работах по так называемой экологической (или ситуационной) психологии'. Антропология является одной из основных наук, на базе которой развивается этнопсихология. Как известно, эта наука делится на два больших раздела: физическую и культурную антропологию. Для этнопсихологии непосредственное значение имеют достижения второй из них2. Начиная с 1960-х гг. междисциплинарные связи этнопсихологии широко обсуждаются во французском журнале «Обозрение психологии народов». За 1966-1968 гг. здесь был опубликован ряд статей, посвященных «точкам» соприкосновения этнопсихологии с другими науками. Этот журнал издается исследовательским центром психологии народов при Гаврском институте этнопсихологии. Опубликованы, например, статьи: Г. Ле Бра «Психология народов и история», И. Пелисье «Этнопсихология и психиатрия», Ж. Дъюпакъе «Демография и психология народов» и др. Из всех указанных источников этнопсихология может черпать сведения для решения своих задач3. § 7. Основные разделы этнопсихологии и задача создания синтетической науки Основные разделы этнопсихологии Если удастся развить этнопсихологию до достаточно высокого уровня, в ней, по нашему мнению, должны сформироваться следующие 1 BarkerR. Ecological psychology. - Stanford: Stanf. Univ. Press, 1968; SegallM. H. Cross — cultural Psychology: human behavior in global perspective. — Monterey (Calif.): Brooks/Cole, 1979. 2 Этнология и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины, школы и направления. Методы / Отв. редакторы: д. и. н. М. В. Крюков, д. и. н. И. Зель-нов. - М.,1988.-С. 109. 3 Подробнее об этом можно прочитать в следующих книгах: Еремин Т. И. Этнопсихология и другие науки. (Обзор зарубежной литературы.) // Современная зарубежная этнопсихология / Под. ред. С. А. Арутюнова и Г. И. Еремина. - М„ 1971. - С. 193-228; Le Вт G. Psychologie des peuples et histoire. Rev. de psych, des peuples, La Havre, 1966. -№ 1. - P. 91-98; PelicierJ. La psychologie des peuples et la psychitrie. Rev. de psych, des peuples, La Havre, 1968. — № 3. - С 288-302; DupaquierJ. Demographie et psychologie des peuples. Rev. de psych, des peuples, La Havre, 1968. - № 4. - P. 342-366. основные разделы: общая этнопсихология, специальная этнопсихология, сравнительная этнопсихология и, наконец, прикладная этнопсихология. Вкратце представим наше понимание содержания названных разделов этнопсихологии. Общая этнопсихология изучает (или должна изучать) основные черты этносов и особенности межэтнических отношений, структуру психического склада этноса и основные «блоки» этой структуры: темперамент и характер этноса, его самосознание, символику, стереотипы, способы психологической самозащиты и другие общие вопросы, относящиеся ко всем этносам. Эта наука должна заниматься изучением и созданием методов и методик этнопсихологических исследований. Общая этнопсихология должна содержать в себе общую психологическую теорию психической жизни этносов, форм и закономерностей их взаимодействий и т. п. Настоящая книга в основном посвящена вопросам общей этнопсихологии. Специальная этнопсихология. Эта область этнопсихологии занимается описанием психического склада и этногенеза того или иного народа — японцев, русских, французов и др. В этом направлении уже проведена значительная работа, однако полученные результаты из-за методологических трудностей представляются спорными. Зачастую некоторые авторы описывают какие-то сегменты культуры народа, полагая, что заняты исследованием психологии этого народа. Этой областью науки в настоящее время занимаются главным образом так называемые психологические антропологи (представители науки, называемой в США психологической антропологией). Сравнительная этнопсихология. Представители этой области нашей науки сравнивают психологические особенности разных народов, пытаясь обнаружить их сходства и различия. В этом направлении уже проведено значительное число исследований. Отметим, что сравнение этносов способствует обогащению общей этнопсихологии и др. областей этой науки. В странах Запада данное направление называют кросс-культурной психологией. Отметим, что сравнительный подход является методом исследования и не имеет целью создание особой науки. Поэтому результаты, полученные этим методом, следует использовать для развития двух главных отраслей этнопсихологии — общей и специальной (частной). Прикладная этнопсихология должна заниматься использованием этнопсихологических данных для решения практических вопросов межэтнической и внутриэтнической жизни — конфликтов, самозащиты и т. п. 50 Часть I. Этнос, н ация, этнопсихология
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|