Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прикладные аспекты этнопсихологических исследований




Этнопсихология имеет ряд прикладных аспек­тов. Со временем, с расширением рамок иссле­дований, в этой науке будут формироваться прикладные области, как это происходит в раз­витых науках. Познание психического склада собственного и других народов может послужить целому ряду практических целей, о некото­рых из которых речь пойдет ниже. "<-40

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 1, Этнические группы и задачи этнопсихологии

Зная национальный характер и основные межэтнические установки другого этноса, можно предвидеть его действия, особенно в проблем­ных и конфликтных ситуациях: будут ли они враждебными, друже­скими или иными. Определение преимуществ и недостатков вражески или дружелюбно настроенного к нам этноса поможет найти эффек­тивные способы отражения его агрессивных действий или сотрудни­чества с ним, если его действия выражают дружеские чувства. Этно­психологические знания позволяют предвидеть возможные действия этнических групп и их лидеров.

Овладение этнопсихологическими фактами и закономерностями поможет правильно организовать внутреннюю и внешнюю, полити­ческую, военную и религиозную пропаганду, эффективно организо­вать и вести психологическую войну, которая в условиях соперниче­ства и конфликтов этнических групп неминуема.

Этнопсихологические знания позволяют объяснить и обосновать наши установки к другим этносам, менять их, иногда менять также наши стереотипные представления как о себе («мы»), так и о других («они»). Этническим стереотипам мы намерены посвятить отдельную главу.

Большие практические задачи стоят перед этнической психологией в области военного дела (создание армии, подготовка военных кадров, создание военной психологии и организация ее преподавания, веде­ние военной пропаганды и т. д.). О возможностях применения этно­психологических знаний в военном деле еще в XIX в. писали фон Бин-дер-Кригельштейн и фон Лихтенштейн, а в канун Второй мировой войны — и другие немецкие авторы. Информация о психических чер­тах другого народа — это оружие, которое можно использовать для достижения военных и политических целей.

Знания этнопсихологии можно широко использовать также в социо­логической пропаганде, т. е. при пропаганде образа жизни своего наро­да. Знание «души» другого народа позволяет найти пути проникнове­ния в нее, подготовить соответствующие пропагандистские материалы, найти этнически специфические варианты путей измерения социальных установок и способов их наиболее эффективного применения.

Этнопсихология может иметь широкое применение в области обра­зования, тем более, когда ставится задача национального образования и формирования типичных представителей этнической группы. На­учные этнопсихологические знания в этой области до сих пор никогда сознательно и последовательно не применялись. Кстати, следует со­здать возрастную этническую психологиюнауку, исследующую эт­нопсихологические аспекты возрастного развития человека.

Методы этнопсихологии

Этнопсихология возникла и развивается на основе социальной психологии, психологии личности, этнологии, антропологии и др. наук.

Для проведения этнопсихологических исследований используются ме­тоды всех этих наук, но особенно часто — исследовательские методы со­циальной психологии, психологии личности и этнологии. Здесь уместно вспомнить, что некоторые этнографы и этнологи даже считают этно­психологию разделом этнографии (этнологии).

Этнопсихология занимается исследованием этнических групп, по­этому в ней исследование личности имеет подчиненное значение: оно призвано способствовать исследованию групп.

С целью использования методов упомянутых наук в этнопсихоло­гии специалисты модифицируют их с учетом специфики объекта и предмета своей науки. Вполне естественно, что для исследования пси­хологии этнических групп пользуются методами наблюдения, анкета­ми, экспериментами (пока редко), методами беседы, анкетирования, анализа и истолкования результатов деятельности этнических групп и их представителей.

Для развития этнопсихологии целесообразно использовать истори­ческий метод, который уже имеет традиции в области социальной пси­хологии. С применением этого метода весьма интересные исследова­ния проведены П. Сорокиным и Г. Беккером '.

Современные психологи все больше и больше осознают, что любое психологическое исследование, проводимое в определенном культурном контексте, имеет смысл лишь при хорошем знании данной культуры. Примером такого подхода является исследование математического мышления представителей рода кпелле в Либерии. Исследовались способность считать и другие математические умения и способности2.

Огромный объем полезного материала можно получить путем пси­хологического анализа истории и культуры этнических групп. Плодо­творным может быть психологическое исследование и истолкование личности и деятельности выдающихся представителей науки, посколь­ку такие люди, по нашему мнению, весьма схожи с национальными символами и сгущают в себе как положительные, так и отрицательные черты своего народа. Создание этнопсихологических портретов (пер-

1 Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. — М., 1961. — С 263-267.

2 GayJ., Cole M. The new mathematics and an old culture: a study of learning among the Kpelle of Liberia. — New York: Holt, Rinehart and Winston, 1967.42

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

соналий) является серьезной научной и культурной задачей, но мно­гие народы (в том числе армяне) в этом отношении сильно отстают.

В тесно связанной с этнопсихологией сравнительно-культурной психологии преимущественно исследуются индивиды, но и здесь инди­виды рассматриваются в качестве представителей определенных групп. Наиболее часто используемые в этнопсихологии методы ориентиро­ваны не на индивидов, а на группу'.

В этнопсихологии используется полевой метод (наблюдения, сбор документов и т. п.), а также участвующее наблюдение2.

Для исследования этнического психического склада, в частности такого его «блока», как этнический темперамент, можно использовать методы исследования и диагностики темперамента, в частности — ме­тод Л. Терстоуна, который измеряет семь факторов, входящих в струк­туру темперамента.

Тест Г. Айзенка позволяет раскрыть интроверсию и экстраверсию индивидов, а также эмоциональную устойчивость и невротизм. Мы полагаем, что данный метод можно использовать также для измере­ния экстраверсии-интроверсии этнических групп. Для исследования этнических типов характера можно использовать факторные методы, MMPI, тест Кэттелла и др. Для исследования интеллектуальных осо­бенностей различных этносов используются интеллектуальные тесты, которые применяются к индивидам, но средние показатели множества индивидов могут охарактеризовать также этнические группы.

Метод семантического дифференциала используется для исследо­вания этнических различий и в других странах3.

Целый ряд методов используется для исследования этнической иден­тичности4.

В этнопсихологии можно применять также так называемые струк­турные методы, которыми пользовались, например, К. Леви-Строс и Ж. Лакан 5.

1 Price-Williams D. Culture Psychology. In: Lindzey G. and E. Aronson (Eds.), Handbook of Social Psychology, 1985. - Vol. 2. - P. 996.

2 SpradleyJ. P. Participant observation. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1980; Triandis H. C, Berry J. W. (Eds.) Handbook of Cross - Cultural Psychology. Vol. 2, Methodology. Boston: Allyn and Bacon, 1980; Brislin R., Lonner W., Thorndike R. Cross-cultural research methods. — New York: Wiley, 1976.

3 HilgardE. a. o. Introduction to Psychology. 6-th ed. - N. Y. a. o., 1975. - P. 272-273; Macley #., Ware E. E. Cross-cultural use of the semantic differential. — Behavior Science, 1973. - № 6,- P. 185-190.

4 Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998.

5 Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М., 1994.

Они принесут много пользы тем, кто интересуется проблемами этни­ческой адаптации.

§ 5. Основные направления этнопсихологических исследований

Хотя этнопсихология — новая наука, в ней уже намечается целый ряд исследовательских направлений. Рассматривая исследования аме­риканских и (частично) европейских авторов, С. И. Королев выделил следующие основные направления современных этнопсихологиче­ских исследований.

Социологическое направление. В рамках этого направления иссле­дуются социальные основы формирования психического склада чело­веческих сообществ. Это касается и тех групп, которые возникают на основе этнических свойств людей. Мы полагаем, что правильнее было бы называть данное направление социально-психологическим.

Экологическое направление. Ученые, исследующие экологические аспекты этнопсихологии, пытаются выяснить суть того воздействия, которое оказывают на этническую группу, местность, в которой она живет, географические условия, природные и климатические факторы'.

Надо сказать, что эта проблема уже давно занимает умы мыслите­лей. Ею интересовались такие личности, как Гельвеции, Монтескье, Гегель, Гумбольдт и др. В рамках этого направления и следует рас­сматривать так называемый географический детерминизм в этно­психологии.

Основателем географического детерминизма в этнологии и этно­психологии считается знаменитый врач и ученый Древней Греции Гиппократ. Около 424 г. до н. э. он опубликовал труд под названи­ем «О воздухах, водах и местностях», в котором все различия меж­ду народами (органические, по здоровью, психические, различия обычаев, истории и государственного строя) объяснил различиями географической среды: местонахождением страны, климатом, ланд­шафтом и т. п.2

1 Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. — М., 1970. — С. 23-24; см. также: Велик А. А. Психологическое направление в этнологии США. В. сб.: Этнология в США и Канаде / Отв. ред. Е. А. Веселкин и В. А. Тиш-ков. - М., 1989. - С. 190-240.

2 Гиппократ. Избранные книги / Пер. В. И. Руднева. — М., 1936. — С. 275-306. См. в сб.: Современная зарубежная этнопсихология / Отв. ред. С. А. Арутюнов и Г. И. Еремин. - М., 1971. - С. 200.44

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Под воздействием идей Гиппократа образовалось направление «гео­графического детерминизма». Вопросы, поднятые Гиппократом, до сих пор остаются актуальными.

О географической детерминации особенностей народов писали еще древние авторы: историки Геродот, Корнелий Тацит, историк и гео­граф Страбоп и др.'

Например, К. Тацит, исходя из культурно-хозяйственного типа, подразделил народы на оседлых и кочевых. Страбон же писал о том, что римский образ жизни испортил и другие народы, даже кочевников.

В настоящее время данное направление представлено во Франции ра­ботами Э. Реклю, П. Клавеля и других авторов. Представляет интерес мысль последнего о том, что связь психологии народа с географической средой сильнее проявляется там, где общество традиционно и изолиро­ванно. Когда же изолированность преодолевается и начинается активное общение с соседними этносами, происходит унификация экономики и быта народа и роль географической среды становится второстепенной.

Этот же автор отмечает, что во Франции люди четко осознают гра­ницы своих провинций и связывают свое «Я» со своей провинцией. На этой основе лотарингец противопоставляет себя бургундцам и т. п. Различия между «Я» и «Мы» связаны с географической средой. Даже в пределах одной страны существуют подобные различия. Тем более велики различия между этническими общностями различных стран.

Многие писатели, описывая психический склад народов, напрямую связывают его с географической средой (например, «русскую душу» — с бескрайними просторами степей).

Безусловно, существует сходство в поведении всех горцев, где бы они ни жили, жителей долин, лесов и т. п. Однако народы так много смеши­вались и взаимодействовали друг с другом, что каждый сегодняшний этнический тип — результат действия многих факторов, а не только гео­графических. П. Клавель считает, что каждая деревня и каждый город имеют свою «психологию», однако устойчивые прежде психологиче­ские особенности сельских общин разрушаются под воздействием со­временной городской жизни, наплыва туристов и других факторов.

Биологическое направление. Так называют направление этнопси­хологических исследований, в котором изучаются характерный физи­ческий (антропологический) тип членов этнических групп, темпера­мент, ощущения и восприятия и другие свойства. Однако, исходя

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

из характера исследуемых свойств, это направление было бы правильнее называть психофизическим и антропологическим. Ученые, работающие в этом направлении, особое внимание уделяют тем врожденным, наслед­ственным чертам, которые мало подвержены изменениям под воздей­ствием внешних факторов. Развитие этого весьма сложного направления позволит создать естественнонаучные основы этнопсихологии.

Перечислим ряд важнейших проблем этой области исследований.

Природа и соотношение расового и этнического. Основное наблю­дение, из которого следует исходить при организации конкретных ис­следований, следующее: в составе каждого этноса встречаются инди­виды, носящие черты различных рас. Например, среди тюркских племен существуют такие, которые имеют четко выраженные монго­лоидные черты, но есть и такие, во всяком случае на фенотипическом уровне, которые свободны от подобных черт. Среди армянского этноса основную массу индивидов составляют европеоиды (арменоиды), но, пусть редко, встречаются также индивиды с монгольскими чертами.

С. И. Королев писал, что расовые и этнические границы не совпада­ют и в одной этнической общности, особенно на стыке местообитания различных рас, можно отметить несколько расовых элементов 1.

Это означает, что встречаются индивиды, в которых сочетаются признаки различных рас.

В рамках биологического (или, как мы назвали, психофизиологи­ческого и антропологического) направления должны исследоваться различия людей, принадлежащих к различным расам и этносам, по тем­пераменту, способностям и другим биопсихологическим чертам и по некоторым психогенетическим свойствам.

В настоящее время большинство исследователей придерживается того мнения, что разделение человечества на различные расы не имеет существенного значения для исследования национального характера по той причине, что, во-первых, расовые границы не совпадают с этни­ческими и, во-вторых, невозможна дифференциация рас по психоло­гическим свойствам2.

Нельзя сказать, что эти утверждения окончательно обоснованны, но невозможно также отрицать, что они вполне правдоподобны.

1 Геродот. История. - Л., 1972; Тацит Корнелий. Соч.: В 2 т. Т. 1. - Л., 1969. Страбон. География: В 17 книгах / Пер. с греч. Кн. 2. - Л., 1964.

1 Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. — М, 1970.-С. 45.

2 DuijkerH., Frijda N. National Character and National Stereotypes. — Amsterdam, 1961. - P. 142; Feaginjoe R. Racial and ethnic relations. 2-nd ed., Englewood Cliffs (N.J.), 1984. - Ch. 1.46

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Однако современная психология дает возможность взглянуть на эту проблему значительно глубже. Вопрос этот следует рассмотреть, ис­пользуя понятие импринтинг '.

Этот механизм создает психологическую привязанность к родной среде и, на наш взгляд, является одной из основ патриотизма. Не среда сама по себе, а ее запечатление в виде образов, их сохранение в памяти в качестве когнитивно-эмоциональных комплексов — вот основной ме­ханизм воздействия ландшафта, людей, образов родных и т. п.

Причем верно и то, что экология приводит к созданию определен­ного типа культуры и психического склада народа. Когда два народа живут в сходных условиях, у них появляются сходные черты.

Следует сказать, что этнопсихология в настоящее время переживает период быстрого развития, поэтому возможно появление новых ее на­правлений и областей исследования. Вследствие этого перечисление основных направлений этнопсихологических исследований, с которы­ми читатель только что ознакомился, нельзя считать окончательным. При дальнейшем усиленном развитии этнопсихологии в обобщающих работах можно будет посвятить отдельные главы таким темам, как «Экология и национальная психология», «Национальный темпера­мент» и др. Отметим также, что экологическое направление является ветвью биологического направления этнопсихологии, поскольку эко­логия — одна из областей современной биологии.

§ 6. Этнопсихология и другие науки

Этнопсихология как наука возникла на стыке целого ряда других наук. Изучая очень сложные объекты, она может решать свои задачи только в тесном сотрудничестве со многими другими науками.

Самым тесным образом этнопсихология связана с этнологией и эт­нографией. Этнологияучение о народе, как принято считать, напри­мер в американской науке. Это теоретическая дисциплина. Исполь­зуется также название этнография (от греч. слов этнос — народ и графо — пишу, описываю), которой обозначается описательная наука о народах. В СССР был принят один термин — «этнография». Она вклю­чала как эмпирический, так и теоретический разделы единой науки о народах. По-видимому, целесообразно пользоваться более диффе­ренцированной терминологией и использовать оба термина, что сей­час обычно и делается в странах Запада.

 

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

Этнология является одним из источников этнопсихологии. Эти науки настолько близки, что многие авторы до сих пор считают этнопсихоло­гию (психологическую антропологию, как ее называют в США) одним из разделов этнологии (культурной антропологии). Общим для этих наук является объект исследования — народы (этносы), их генезис, развитие, взаимодействие, и т. п. Однако этнопсихология имеет свой особый пред­мет исследования: это психологические особенности народов — их пси­хический склад, характер, самосознание и ряд других явлений, о которых уже известно из предыдущего изложения. Поэтому этнопсихология, не­смотря на свою теснейшую связь с этнологией, является особой психоло­гической наукой. Она по своей природе междисциплинарная область знания и, как уже сказано, опирается также на общую и социальную пси­хологию, антропологию, лингвистику, историю и другие науки.

О значении социальной психологии для решения проблем этнопси­хологии мы несколько раз уже упоминали. В последующих главах зна­чение и конкретное применение социально-психологических знаний в этнопсихологии будут показаны конкретно, при обсуждении про­блем межэтнических и внутриэтнических отношений, национального характера и многих других. Следует отметить, что этнопсихологические проблемы всегда вызывали интерес у представителей общей и социаль­ной психологии. Так, В. Вундт может считаться одним из основателей этнопсихологии, поскольку разработанная им психология народов имеет прямое отношение к тому, что сегодня именуется этнопсихоло­гией или культурной психологией. Он одним из первых говорил о зна­чении сравнительного метода при исследовании психологии народов.

Основатели социальной психологии Лацарус и Штейнтал уже в первых своих статьях, опубликованных в «Журнале психологии на­родов и языкознания», касались этнопсихологических проблем'.

Этнопсихологические вопросы поднимаются также в одной из ран­них работ известного английского психолога Фредерика Бартлетта 2.

Начиная с 1960-х гг. усиливается тенденция рассмотрения психо­логических проблем в историческом и культурном контекстах3.

1 Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975; Меннинг О. Поведение животных. — М., 1982.

1 Lazarus M.,SteinthalH. Einleitende Gedanken iiber Volkerpsychologie. Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft. Bd. 1, 1860.

2 BartlettF. Psychology and Primitive Culture. — London: Cambridge Univ. Press, 1923.

3 Gergen K. Social Psychology as History. J. of Pers. and Soc. Psychol, 1973, 26. — P. 309-320; Luria A. Cognitive development: its cultural and social fundations. — Cambridge (Mass): Harvard Univ. Press, 1976.48

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология /

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

При этом, естественно, поднимаются и собственно этнопсихологи­ческие вопросы. Интерес к культурно-историческому контексту пси­хических явлений ясно виден и в работах по так называемой экологи­ческой (или ситуационной) психологии'.

Антропология является одной из основных наук, на базе которой развивается этнопсихология. Как известно, эта наука делится на два больших раздела: физическую и культурную антропологию. Для эт­нопсихологии непосредственное значение имеют достижения второй из них2.

Начиная с 1960-х гг. междисциплинарные связи этнопсихологии широко обсуждаются во французском журнале «Обозрение психоло­гии народов». За 1966-1968 гг. здесь был опубликован ряд статей, по­священных «точкам» соприкосновения этнопсихологии с другими на­уками. Этот журнал издается исследовательским центром психологии народов при Гаврском институте этнопсихологии. Опубликованы, на­пример, статьи: Г. Ле Бра «Психология народов и история», И. Пелисье «Этнопсихология и психиатрия», Ж. Дъюпакъе «Демография и психо­логия народов» и др. Из всех указанных источников этнопсихология может черпать сведения для решения своих задач3.

§ 7. Основные разделы этнопсихологии и задача создания синтетической науки

Основные разделы этнопсихологии

Если удастся развить этнопсихологию до до­статочно высокого уровня, в ней, по нашему мнению, должны сформироваться следующие

1 BarkerR. Ecological psychology. - Stanford: Stanf. Univ. Press, 1968; SegallM. H. Cross — cultural Psychology: human behavior in global perspective. — Monterey (Calif.): Brooks/Cole, 1979.

2 Этнология и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины, школы и направления. Методы / Отв. редакторы: д. и. н. М. В. Крюков, д. и. н. И. Зель-нов. - М.,1988.-С. 109.

3 Подробнее об этом можно прочитать в следующих книгах: Еремин Т. И. Эт­нопсихология и другие науки. (Обзор зарубежной литературы.) // Современная зарубежная этнопсихология / Под. ред. С. А. Арутюнова и Г. И. Еремина. - М„ 1971. - С. 193-228; Le Вт G. Psychologie des peuples et histoire. Rev. de psych, des peuples, La Havre, 1966. -№ 1. - P. 91-98; PelicierJ. La psychologie des peuples et la psychitrie. Rev. de psych, des peuples, La Havre, 1968. — № 3. - С 288-302; DupaquierJ. Demographie et psychologie des peuples. Rev. de psych, des peuples, La Havre, 1968. - № 4. - P. 342-366.

основные разделы: общая этнопсихология, специальная этнопсихоло­гия, сравнительная этнопсихология и, наконец, прикладная этнопси­хология. Вкратце представим наше понимание содержания названных разделов этнопсихологии.

Общая этнопсихология изучает (или должна изучать) основные черты этносов и особенности межэтнических отношений, структуру психического склада этноса и основные «блоки» этой структуры: тем­перамент и характер этноса, его самосознание, символику, стереоти­пы, способы психологической самозащиты и другие общие вопросы, от­носящиеся ко всем этносам. Эта наука должна заниматься изучением и созданием методов и методик этнопсихологических исследований. Общая этнопсихология должна содержать в себе общую психологи­ческую теорию психической жизни этносов, форм и закономерностей их взаимодействий и т. п. Настоящая книга в основном посвящена вопросам общей этнопсихологии.

Специальная этнопсихология. Эта область этнопсихологии зани­мается описанием психического склада и этногенеза того или иного на­рода — японцев, русских, французов и др. В этом направлении уже про­ведена значительная работа, однако полученные результаты из-за методологических трудностей представляются спорными. Зачастую некоторые авторы описывают какие-то сегменты культуры народа, полагая, что заняты исследованием психологии этого народа. Этой областью науки в настоящее время занимаются главным образом так называемые психологические антропологи (представители науки, на­зываемой в США психологической антропологией).

Сравнительная этнопсихология. Представители этой области на­шей науки сравнивают психологические особенности разных народов, пытаясь обнаружить их сходства и различия. В этом направлении уже проведено значительное число исследований. Отметим, что сравнение этносов способствует обогащению общей этнопсихологии и др. об­ластей этой науки. В странах Запада данное направление называют кросс-культурной психологией. Отметим, что сравнительный подход является методом исследования и не имеет целью создание особой науки. Поэтому результаты, полученные этим методом, следует исполь­зовать для развития двух главных отраслей этнопсихологии — общей и специальной (частной).

Прикладная этнопсихология должна заниматься использованием этнопсихологических данных для решения практических вопросов межэтнической и внутриэтнической жизни — конфликтов, самоза­щиты и т. п. 50

Часть I. Этнос, н ация, этнопсихология

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...