Оценка «инъюнктивного» определения этноса и этнических типов
Нелишне отметить, что выше было дано так называемое «инъюнктивное» определение (характеристика) этноса. Инъюнктивным называют такое определение какого-либо явления, которое заключает в себе несколько признаков этого явления: только их сочетание создает данное явление. Каждый из этих признаков в отдельности встречается и у других явлений, даже у явлений более низкого порядка. В настоящее время инъюнктивно определяются, например, следующие явления: ♦ жизнь, которая налицо тогда, когда сочетаются обмен веществ, рост, ассимиляция, размножение и т. д.; ♦ этнос тоже налицо лишь тогда, когда общность людей имеет определенное сочетание признаков; ♦ нация, как высшая форма этноса, включает дополнительные признаки, например государственность; ♦ этнический характер или определенные этнические типы характеров тоже мы можем определить лишь инъюнктивно. Но в тот момент, когда мы указываем на ведущие черты, вокруг которых структурируются остальные, мы уже выходим за пределы инъюнктивного определения (характеристики) явления и поднимаемся на более высокий уровень определения и познания. Поэтому определение этноса с указанием в качестве ведущей черты наличия у его членов этнического самосознания уже преодолевает инъюнктивный уровень его определения. Очевидно, что конкретные этнопсихологические исследования должны раскрыть общеэтнические черты и установки, которые в различных модификациях встречаются во всех группах (подструктурах этноса). Этничность Под этничностью нередко понимают этническое самоопределение, о котором более подробно будет сказано позднее. Этническая идентичность бывает как индивидуальной, так и групповой'.
1 Peterson R. Ethnic Identity. Strategies of Diversity. — Bloomington, 1982. Этническая идентичность, по нашему мнению, это то, кем человек себя считает и кем его считают другие. Уже на индивидуальном уровне идентичность определенной личности зависит от точки зрения наблюдателя: самой этой личности (опирающейся на свое самонаблюдение) и внешнего, «объективного» наблюдателя. Этническая идентичность — только одна из возможных идентичностей человека. Как верно заметил Джордж де Босс, этническая идентичность требует некоторой последовательности поведения индивида, чтобы другие люди могли включить его в определенную категорию людей. Действительно, внешние наблюдатели главным образом на основе поведения устанавливают принадлежность человека к определенной этнической группе. Как формируются этничность и связанная с ней последовательность поведения? Они формируются с участием двух взаимодействующих между собой групп факторов: 1) институциональных — иммиграция, внутренняя миграция, колониализм, национализм; 2) индивидуальных — мотивы, символы, тактические и стратегические цели индивида и т. п. Четкое, острое осознание своего этнического самосознания характерно для жителей полиэтнических государств. Возникающие в таких обществах конфликты, способствующие ясному осознанию своей этнической принадлежности, приводят к проникновению этничности во все сферы жизни, даже экономики и бизнеса. Казалось бы, эти области должны быть в этнопсихологическом отношении нейтральными, но это вовсе не так. Общественные организации, профсоюзы, разные клубы и общества начинают организовываться по этническим признакам. Создаются отдельные этнополитические партии, членами которых могут быть только представители соответствующих этносов. Много подобных примеров приводится в работах этносоциологов и исследователей этнополитики'.
Все это — проявления этнического самосознания и конфликта «я- и мы-концепций» различных этнических групп. Группа, организованная из членов одного этноса, отталкивает от себя представителей других этносов, поэтому последние составляют свои группы. Возникает межгрупповая антипатия. У различных подобных групп различные этнические идентификации. 1 См., например: Horowitz D. L. Ethinic Groups in Conflict. Univ. of Calif. Press, Berkley a. a, 1985. - P. 8-10.26 Часть I. Этнос, на ция, этнопсихология Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии Этничность («русскость», «армянство», «турецкость» и т. п.) — широкая сфера жизни людей. Согласно этнопсихологу Эд. Спайсеру, этничность одновременно является лингвистическим, моральным и политическим явлением К Этническую идентичность группы невозможно сохранить, если ее члены не взаимодействуют во всех этих трех сферах. Однако в различные эпохи и у разных индивидов уровень активности взаимодействия в этих сферах различен. У одного человека высока активность в политической сфере, у второго — в моральной и лингвистической, у третьего — в основном в лингвистической. Эд. Спайсер не согласен с теми авторами, которые считают этничность только политическим явлением. В лингвистической сфере существует специфический словарь для выражения этничности и конфликтов. Существуют слова для самоидентификации и для характеристики противников. Поэтому язык обеспечивает единство внутри этнической системы и определяет границы между своим и чужим этносами. Для осуществления этих функций существуют соответствующие группы слов. В сфере морали речь идет об общих ценностях и их использовании как внутри этноса, так и в межэтнических отношениях. Эта сфера включает в себя предписания (правила) общения с другими, основанные на стереотипах характера и поведения. Политическая активность выражается в виде участия в деятельности политических партий. Ее целью является сохранение системы идентичности перед лицом соперников. В этих характеристиках намечаются проблемы, которые более подробно будут рассматриваться в различных главах настоящей книги. Но мы здесь скажем еще несколько слов об этничности как идеологии. Мы считаем, что на основе этнических черт, их осознания и теоретического осмысления можно создать этническую идеологию. Этничность, если понимать ее как совокупность характерных этнических черт, всегда является потенциальной идеологией. У разных народов она превращена в реальную, в различной степени разработанную идеологию, в зависимости от того, в какой мере в этой области работали этнологи, психологи и политологи.
Поэтому когда представители конструктивистского направления в этнологии объявляют этничность идеологией, инструментом в руках политиков, служащим для завоевания и удержания власти, то они правы лишь отчасти: они схватывают и абсолютизируют лишь одну из 1 SpaicerEd. Persistent Identity Systems. Science (4011), 1971. - P. 795-800. функций этничности, а именно — политическую. Таким путем они приходят к выводу, что этничности как таковой в природе нет, что она создается лишь в умах идеологов. Это уже, безусловно, грубая ошибка. Нет сомнения, что этносы и этничность существуют реально. Но поскольку они концептуализируются идеологами и учеными, в создаваемых идеологиях могут присутствовать также приписываемые, иллюзорные атрибутивные элементы. Этнологи и этнопсихологи стремятся, чтобы этого не было, но задачи политиков иные. Ученые создают научные идеологии, а политики не всегда ограничиваются рамками научных идеологий. Они нередко создают мифы. Таким образом, этничность можно использовать в политических целях, что нередко и делается лидерами этнических (национальных) политических партий. Но это не значит, что она — искусственное образование. Мы считаем, что самым серьезным и обоснованным подходом к определению этноса является ранее уже отмечаемый примордиалистский подход. Развивая его, можно решить все вопросы, связанные с существованием и функцией этносов как в моно-, так и в полиэтнических обществах. В России инструментализм развивают этнолог Н. Н. Чебоксаров и этносоциолог С. А. Арутюнов. В их работах инструментализм принял форму информационной концепции этноса. Ее авторы считают этничность своеобразным информационным фильтром, с помощью которого люди защищаются от избытка информации. Именно поэтому, считают эти авторы, в наше время активных межнациональных коммуникаций наблюдается возвращение к актуализации этнических картин мира1.
То, что содержание этничности можно выразить на языке теории информации, ничего не меняет в ее сущности. Что же касается психологической самозащиты этносов с помощью своей культуры, то данное явление лучше исследовать конкретно, что и осуществлено нами в другом месте2. Этнос, народ, нация Как мы уже показали, слово «этнос» означает «народ» и соответствует немецкому слову Volk, которое германские антропологи употребляют в смысле «народ» (people). В Германии слово Volkerkunde означает учение о других народах, a Volkskunde — учение о своем народе. ' Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. — М., 1985; Садо-хинА. П. Этнология. - М., 2000. - С. 87-88. 2 Налчаджян А. А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. — Ереван, 2001.28 Часть I. Этнос, на ция, этнопсихология
Есть авторы, которые отождествляют «этнос» и «народ». Так, в уже упомянутой книге И. А. и Н. Н. Чебоксаровых мы читаем: «Народ, или этнос, — это как бы основная единица этнической классификации человечества, наряду с которой существуют этнические общности более высокого и более низкого порядка»'. Однако не всякий этнос является нацией. Существует точка зрения, согласно которой нацией является тот народ (этнос), который имеет одно правительство2. Добавим, что этнос, чтобы быть народом, должен обладать также собственной единой родиной (национальной территорией). Эти условия — общие органы самоуправления и общая территория — играют существенную роль в формировании национального психологического склада. Если этнос объединяется в едином государстве, то тем самым ускоряется его превращение в нацию. Конечно, нация должна иметь и остальные черты этнической группы: ♦ ее члены должны быть связаны друг с другом эмоциональными связями и озабочены сохранением своего антропологического типа, говорить на одном языке, по крайней мере так, чтобы приблизительно понимать друг друга; ♦ у них общее культурное наследие. Поскольку такая группа является преимущественно эндогамной (т. е. ее члены заключают брачные союзы главным образом внутри группы), то между ними наблюдается физическое сходство; ♦ но еще более важна вера в то, что у них общее происхождение. Эта вера опирается частично на мифы, частично же — на исторические факты. Так определяют нацию известые американские этнопсихологи японского просхождения Т. Шибутани и К. М. Кван.
Есть авторы, причем уже и в России, которые говорят о существовании «многоэтнических наций»3. В качестве примера приводят британскую, американскую, канадскую и российскую «многоэтнические нации». Но это абсурд, так как названные общества являются многоэтническими. Нациями же, в научном понимании этого слова, они могут стать лишь после слияния всех живущих в них народов (этносов) или ассимиляции их в единый этнос, что маловероятно. 1 Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. — М., 1985. — С. 30. 2 Shibutani Т., Kwan К. М. Ethnic Stratification, 1965. - P. 40-41. 3 См., например: Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М., 1999. - С. 31. Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии ______________________ 29 О двойных границах этнической группы. Понятие «этнические границы» внес этнолог С. Барт. Развивая его идеи, А. Ройс начала использовать понятие «двойных границ», имея в виду границу, поддерживаемую изнутри, и границу, наложенную извне. Эти границы — результат взаимодействия с другими группами. Индивиды, находящиеся во внутренних границах, разделяют общую культуру, их поведение разнообразно и сложно, здесь терпимо относятся к двусмысленности и некоторой девиантности. Однако взаимодействие через внешние границы ограничено, поскольку мало общего знания у взаимодействующих этнических групп. Если бы все этнические группы обладали всеми знаниями всех этнических культур, границы между ними стали бы неопределенными и даже исчезли бы. Но поскольку это не так, группы стремятся взаимодействовать только в таких ситуациях и сферах, которые не угрожают целостности их культуры. Безопасной считается сфера экономики. Определенная этническая группа внешне может выглядеть монолитной, однако внутри себя может жить разнообразной и богатой столкновениями жизнью. Здесь есть социально-статусные иерархии, различные партии и их идеологии, религиозные группы и т. п. Члены этнической группы легко узнают эти различия, тогда как для внешнего наблюдателя они неразличимы. Этнос и популяция Популяция — скопление особей одного вида в одном регионе. Слово «популяция» примерно соответствует русскому слову «население». Согласно Л. Н. Гумилеву, этнос отличается от популяции тем, что имеет социальную структуру, определенный уровень техники и культурную традицию. По этим признакам этносы отличаются также друг от друга. Различия популяции и этноса видны также из следующего: «...две популяции в одном ареале сливаются воедино, а два этноса существуют веками, часто без столкновений, путем взаимоизоляции, достигаемой нормализацией брачных законов и обычаев. Итак, этнос — явление не биологическое и не социальное, а маргинальное, т. е. лежащее на границе социосферы и биосферы» \ А этногенез — это социальный и биологический процесс одновременно, взаимодействие этих двух аспектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|