Маргинальный статус и адаптивные реакции
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 § 1. Маргинальный статус Общая характеристика Работа этнозащитных механизмов и стратегий особенно заметна в тех случаях, когда индивид или этническая группа оказываются в маргинальном состоянии, т. е. в определенном обществе занимают пограничное положение. Вот почему для этнопсихологии, в которой проблема этнозащиты — одна из центральных тем, огромный интерес представляют маргинальные личности и группы, то, как они защищаются, какие конфликты переживают и какие характерные черты приобретают. В любых условиях жизни многоэтнических обществ, особенно в исторические периоды быстрых социальных и экономических изменений, небольшое число членов притесняемых этнических групп добивается повышения своего социального статуса и выходит за те рамки ролей, которые им предписывались. Такие люди занимают промежуточный статус между этими двумя социальными мирами. Формально они становятся членами высшего слоя общества (даже элиты), но в этой новой группе им очень трудно войти в неформальные, первичные взаимоотношения с ее членами. Если такие люди остаются жить в среде своей прежней этнической группы, тогда членам обеих групп трудно определить, как следует обращаться с ними. И сам такой человек, занимающий особый статус между двумя группами, не чувствует и не ведет себя свободно и раскованно ни там, ни здесь. Его статус называют маргинальным, и это же название нередко применяют для обозначения человека, занимающего маргинальный статус'. «Маргинальный человек» — часто встречающееся выражение, обозначающее человека, который одновременно принадлежит двум или ' От англ. marginal — пограничный, граница. Этот термин ввел в научный оборот Р. Парк, понимая иод ним статус между двумя культурами.
Глава 3. Маргинальный статус и адаптивные реакции большему числу референтных, в частности (что особенно интересно для нас!) этнических групп, который хочет жить в двух мирах, желает сохранить свои традиции, язык и религию и одновременно быть принятым в новой среде. Но здесь его обычно не принимают из-за расовых и других предубеждений. Личность, покидающая в результате миграции, брака, получения образования одну группу или культуру, не найдя удовлетворительного варианта приспособления к другой, оказывается на периферии каждой из культур и не является членом ни той, ни другой, становясь как бы «маргинальным человеком». Таково первоначальное определение маргинального человека, данное Э. Стоунквистом, который, подхватив идею Р. Парка, стремится развить теорию маргинальное™ в широком социологическом плане'. Вот как излагает Т. Шибутани понимание Р. Парком маргинального человека: «Маргинальны те люди, которые находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не принимаются ни одним из них как его полноправные участники. К признакам маргинального человека он (Р. Парк. — А. Н.) относил следующие: серьезные сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями и постоянная боязнь быть отвергнутым, тенденция охотнее избегать неопределенных ситуаций, чем рисковать унижением, болезненная застенчивость в присутствии других людей, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного предприятия, неспособность наслаждаться и уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются»2. Маргинальный человек, таким образом, оказывается в трудной социально-психологической ситуации. Он не чувствует себя полноценным членом ни в той, ни в другой группе. Во многих ситуациях у таких людей нет определенных социальных ролей, и из-за такой неопределенности они переживают неприятные психические состояния. Положение маргинальных людей весьма двусмысленно, поскольку они не оправдывают ролевых ожиданий, предъявляемых как с той,
1 Современная зарубежная этнопсихология. Реферативный сборник / Под ред. С. А. Арутюнова и др. — М., 1979. — С. 90; Реферат на новое издание книги Э. Сто-унквиста составил Е. А. Веселкин. (См. указ. соч. — С. 90-112); См. также: Stone-quist E. The Margnal Man. A Study in Personality and Culture Conflict. - New York: Russel and Russel, 1961, XVIII. - P. 228. 2 Шибутани Т. Социальная психология. — М, 1969. — С. 475; Park R. E. Race and Culture: Essays in the Sociology of Contemporary Man. — New York: Free Press, 1950.110 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология так и с другой стороны. Эти ожидания различны, порой весьма противоречивы и несовместимы'. Одну и ту же роль такого человека разные его референтные группы понимают по-разному, предъявляют к нему несовместимые требования, вследствие чего он переживает внутренние конфликты. В целом это более или менее дезадаптированные люди. Хроническая дезадап-тированность человека в современных динамичных обществах в еще большей мере свойственна маргинальным людям. Люди, занимающие более низкие социальные статусы (это в первую очередь рядовые члены прежней группы, которую индивид наполовину покинул), считают, что он на социальной лестнице стоит выше, чем они, поэтому ему завидуют, возмущаются, переживают враждебность и импульсы агрессивных действий. В то же время члены новой для него (доминирующей) референтной группы смотрят на него «сверху вниз», даже с некоторым презрением. По-видимому, признание существования маргинальных людей — необходимое условие понимания жизни и даже исторической судьбы тех народов, которые долгое время были лишены независимости и собственной государственности. В среде таких народов (этносов) всегда существовала группа маргинальных людей. Если исследовать, например, историю армянского народа в тот период, когда Армения была разделена в основном между Турцией и Россией (с первой половины XIX в.), то мы увидим, что в этих двух частях Армении (Восточной и Западной) существовала своя элита: в России — частично обрусевшая, живущая не столько в самой Армении, сколько в двух российских столицах, а также в Тбилиси и Баку, а в Турции — частично отуреченная армянская элита, живущая в основном в Стамбуле. Фактически только эти две подгруппы армянского этноса и играли какую-то политическую роль, пока на арену не вышли первые армянские политические партии, состоящие не только из образованных и материально обеспеченных маргинальных слоев этноса, но и из остальных групп народа.
Глава З. Маргинальный статус и адаптивные реакции 1 Shibutani Т., Kwan К. Ethnic Stratification. A Comparative Approach. — New York, 1965. — P. 351. Понятие «маргинальный статус» внес в социологию и социальную психологию Роберт Парк в ходе своих исследований миграции населения. Он считал маргинальных людей «побочным результатом» (by products) процессов образования новых обществ. Он находил исследование таких людей поучительным, так как в их переживаниях отражаются процессы социальных изменений. См.: Park R. Race and Culture: Essays in the Sociology of Contemporary Man. — New York: Free Press, 1950. - P. 345-392. В Турции, например, в группу маргиналов входили чиновники, назначенные турецкими властями, богатые торговцы и часть интеллигенции, которая, кстати, заметно способствовала развитию турецкой национальной культуры (музыки, литературы, языкознания, истории и др. областей). Лидеры властвующих этнических групп нередко управляют своими владениями и народами не прямо и непосредственно, а через группу маргиналов, которых частично сами же специально создают. Вследствие этого маргиналы оказываются в трудной ситуации. Перед ними все время встает вопрос: как вести себя, чтобы ни та, ни другая сторона не считала их предателями? Ожидания, предъявляемые с двух сторон к исполнению роли старосты села, мелкого чиновника или депутата парламента, чаще всего бывают несовместимыми. Колониализм и маргинальное^ Исследование колониальных народов позволило ученым, в первую очередь Брониславу Малиновскому, сделать ряд интересных для проблемы маргинальное™ наблюдений и выводов. Часть аборигенов европейских колоний, особенно до наступления периода массовой европеизации, оказалась в необычной, маргинальной ситуации, которую иногда называют также ненормальной (хотя необычность и ненормальность — не одно и то же). Первые из коренных жителей, покидавших свои селения для поступления на работу к колонизаторам, особенно те из них, кто не имел возможности получить образование и выучить их язык, чувствовали, что уже не связаны ни с одной из этих двух групп. Они уже были до такой степени европеизированы, что не желали возвращаться к «предрассудкам» своих племен: были среди них даже такие, которые презирали стиль жизни, привычки и традиции своих предков.
Выброшенные из родовой этнической группы, эти люди не видели перед собой никаких перспектив успешной деятельности и социальной мобильности. Б. Малиновский заметил, что многие из этих людей были деморализованы, жили бесцельной жизнью и предавались гедонистическим занятиям. Но они всегда оставались неудовлетворенными людьми и имели низкий уровень собственного достоинства (самоуважения)1. ' Malinowski В. The Pan-African Problem of Culture Conflict. Amer. J. of Sociology, XLVIII (1943). - P. 649-665; См. также: Shibutani Т., Kwan К. Ethnic Stratification. A Comparative Approach. — New York, 1965. —P. 353-354.112 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Глава 3. Маргинальный статус и адаптивные реакции Эти замечания верны и соответствуют фактам, которые все время накапливаются. Многие из маргиналов бывших союзных республик СССР были людьми деморализованными, давали «гастроли» в метрополии или других странах, везде искали удовольствия и ради этого даже устанавливали деловые связи с врагами своих народов. Наблюдения Б. Малиновского и других антропологов и этнологов, а также факты новейшей истории колониальных империй подтверждают также то, что ниже будет сказано о социально-психологической природе предательства. Эмиграция и маргинальное^ Явление маргинальное™ подробно исследовано на примере иммигрантов США. Очень интересно проследить за жизнью первого поколения иммигрантов, судьбой последующих поколений, за тем, как происходит их культурная социализация в новой среде, или, как обычно выражаются американские авторы, их акультуризация: восприятие культуры нового для них общества и социализация личности. Дети иммигрантов быстро воспринимают многие элементы новой культуры, сравнивают их с культурой и образом жизни своих родителей и нередко решают жить по-новому, как принято в данном обществе. И в своих домах они стараются создать такую обстановку, чтобы не стесняться приглашать своих сверстников. Молодые люди нередко переживают стыд за «устаревший» стиль жизни своих родителей.
Родители же, со своей стороны, видя и чувствуя подобное отношение своих отпрысков, осознают его опасный характер. Но молодые люди из семей иммигрантов обычно лишь внешне воспринимают образ жизни и поведения американцев, подражают им, поскольку у них не образовались еще те социальные связи, которые позволили бы им понимать лежащие за поведением ценности. Особенно старшие дети иммигрантских семей переживают наиболее острые конфликты между собой и родителями. Это разновидность конфликта поколений, которая при маргинальном статусе принимает особые свойства и нюансы. Это не просто конфликт представителей двух субкультур в рамках единой культуры, а скорее всего столкновение двух разных культур в личностном выражении. В рамках одной культуры возникают конфликты между родителями и детьми, между сельскими жителями, оказавшимися в большом городе, и коренными горожанами, между различными социальными группами, между молодым студентом сельского происхождения и его родителями и т. п. Но когда семья оказывается в среде чужой культу- ры, к обычному конфликту поколений прибавляется еще и конфликт между разными этнокультурными общностями и их представителями. Маргинальными являются и те люди, которые родились от смешанных в этническом отношении браков, а также «незаконные» дети, родившиеся от внебрачных связей. Смешанные браки и дети-метисы Как заметили американские исследователи, когда дети, рожденные от смешанных браков, принимаются в качестве полноправных членов доминирующей группы, они обычно исчезают в массе населения. В противном случае они занимают маргинальный статус, который получает символическое выражение. Речь идет, например, об оскорбительных именах (прозвищах и кличках), которыми обозначают таких людей. В США это метисы, люди смешанной расы и т. д. В Индии такие люди оказываются в касте «неприкасаемых» (чандала). Человек, представляющий собой этническую смесь, как бы автоматически становится носителем признаков незаконности или противозаконности. Такие дети вначале всячески стремятся к отождествлению с доминирующей группой. И хотя им в этом отказывают, давая отпор, они продолжают считать себя членами данной группы. Они стараются отграничить себя от других групп и даже сами преследуют членов других этнических меньшинств, чтобы доказать, что не принадлежат к их числу. Подобные действия вызывают гнев и агрессивность этих групп. Например, в 1947 г., во время восстания на острове Мадагаскар, бунтующие с одинаковой ненавистью относились как к европейцам, так и к своим метисам. Эти последние всегда являлись объектом отрицательных чувств, поскольку сами с презрением относились к породившей их этнической группе. После ухода или поражения завоевателей маргинальные люди оказываются в очень тяжелом и опасном положении. Только небольшая их часть выступает против чужеземцев, выполняя даже лидерские роли'. Эти явления вновь и вновь повторяются в истории народов. Они отчетливо наблюдаются в период создания, существования и распада колониальных империй различных масштабов и разновидностей. ''Park R. Race and Culture: Essays in the Sociology of Contemporary Man. — New York: Free Press, 1950. - P. 345-392; Stonequist E. The Marginal Man. - New York, Scribner's 1937; Shibutani Т., Kwan K. Ethnic Stratification. A Comparative Approach. — New York, 1965. - P. 354-355.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|