1.3. Особенности организации и методики проведения занятий
1. 3. Особенности организации и методики проведения занятий аэробики с детьми В настоящее время значительно повысился интерес молодежи, в том числе и среди детей школьного возраста к занятиям различными видами массового спорта для обеспечения хорошей спортивной формы и состояния здоровья. Среди этих видов спорта особое место заняла фитнес-аэробика. [27]. Во многих европейских странах фитнес сегодня является глобальной программой, направленной на укрепления здоровья нации. Одна из форм является фитнес-занятия в процессе учебной деятельности. Разновидности фитнеса –аэробика. Основная особенность аэробики – это выполнение движений под музыку. Музыка создает у занимающихся положительный эмоциональный настрой, способствует выполнению движений в согласовании с ритмом, характером музыкального произведения и повышает интерес к занятиям. Музыкальные ритмы облегчают выполнения упражнений, подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц, создают особый, радостный настрой. Музыкальное сопровождение является ведущим началом при выполнении комплексов. Детям доступен несложный ритмический рисунок и умеренный темп звучания для уверенного выполнения упражнений [28]. Все это делает аэробику мощным фактором в физическом развитии и духовном совершенствовании человека, и особенно подрастающего поколения. Огромный эмоциональный заряд от занятий аэробикой бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно[11]. Занятия аэробикой в младшем школьном возрасте имеют большое оздоровительное значение, устраняют заторможенность физиологических процессов, создают у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияют на их нервно-психическую деятельность, доставляют им большое удовольствие и обеспечивают бодрое настроение. В аэробике существует неограниченный выбор движений, воздействующих на все части тела, на развитие всех физических качеств, содействующих развитию двигательных навыков ребенка. Нельзя также забывать и о воспитательном эстетическом воздействии упражнений. Формируя красоту движений, занятия аэробикой одновременно влияют и на духовный мир человека [43].
Аэробика использует средства художественной гимнастики, общеразвивающих упражнений, элементы танца, бега, прыжков и т. д. Все движения условно делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, шеи и туловища, ног и мышц всего тела. Также предусмотрены специальные упражнения: - для брюшного пресса; - ягодиц; - мышц спины. В отдельную группу выделяют упражнения цикличного характера, на которые приходится основная нагрузка комплекса. К ним относятся: - различные прыжки (на месте, с ноги на ногу, с движением рук, с махом ноги вперед, с выставлением ноги на пятку и др. ); - танцевальные движения (приставные шаги, галоп, подскоки с поворотом, хлопки в ладони, о бедра, о ладони партнера и др. ). Упражнения, входящие в комплекс, должны быть доступны детям, соответствовать их способностям, строению и функциям двигательного аппарата. Следует подбирать достаточно простые упражнения, чтобы дети не затрачивали много, усилий на их сознание и освоение, т. к. если движения слишком сложное, то ученик будет выполнять его не качественно [44]. Федерацией фитнес- аэробики России предлагается множество методов разучивания и освоения комбинаций в аэробике. Для занятий с детьми 9-10 лет больше подходит линейный метод. Он заключается в многократном повторении того или иного элемента ногами (например, приставной шаг), вслед за этим, продолжая выполнять его, добавляют движение руками. После элемент можно усложнить при помощи изменения направления, темпа и т. п. Далее переходят к другому элементу. В результате создается цепочка из элементов.
Выбор упражнений, техника исполнения и составление комплексов должны быть подобранны правильно, в частности: - определение длительности всего занятия в соответствии с возрастом детей; - при выполнении движений нужно избегать резких движений баллистического характера; - через каждые 8 счетов требуется смена направления движений или рабочего звена; - перемена амплитуды и мощности движения в сторону увеличения и уменьшения должно быть последовательно; - изучение новых движений и способов перемещения нужно совершать в медленном темпе, причём движения требуется делать в обе стороны, для равномерной нагрузки, которая способствует гармоничному развитию; - для эффективного управления группой следует использовать команды, подсказки, символы и жесты, которые считаются принятыми в оздоровительной аэробике; - в течение первых занятий нужно использовать комплексы в соответствии с потенциалом занимающихся, на дальнейших этапах занятий, при владении запасом упражнений, допускается выбор движений тренером в ходе занятия; - подбор упражнений для каждой из частей комплекса, их дозировка, определенные выполнения; - музыкальное сопровождение занятия должно подходить к возрастным особенностям занимающихся, отвечать ритмичности [9]. Музыка подбирается детская, веселая с четким ритмом и различным темпом. Прежде чем приступить к занятиям под музыку, следует разучить каждое упражнение. Разучивать упражнения можно в начале каждой тренировки. По мере усвоения комплекса отдельные упражнения можно усложнять или выполнять с нарастающей интенсивностью и большим количеством повторений [10]. Общепризнанной формой проведения занятий по аэробике является урок, общей длительностью 60 минут. В нём традиционно выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть урока аэробики В уроке аэробики подготовительная часть представлена разминкой. Цель разминки- подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к предстоящей работе. Критерием эффективности разминки является появление первых капель пота. Соответственно, продолжительность разминку будет зависеть от температуры окружающей среды и составлять 6 минут, при условии теплой погоды или хорошо отапливаемого помещения, до 10 минут. Разминка в уроках аэробики состоит из трёх частей: вводной, аэробной и престретч.
В разминку включаются упражнения низкой ударности, низкой интенсивности (приставные шаги, марш на месте, полуприседания, виноградная лоза и т. д. ), а также стретчинг с небольшой амплитудой движений. В аэробной части занятия выполняются упражнения низкоударные, низкой и высокой интенсивности и высокоударные (с большой амплитудой движений) (подъем коленей, подскоки, прыжки, бег). Физиологические эффекты разминки: 1. возрастает приток крови к мышцам; 2. увеличивается газообмен между кровью и мышцами; 3. ускоряется обмен веществ внутри мышц; 4. ускоряется передача нервных импульсов; 5. уменьшается время расслабления мышц после сокращения; 6. увеличивается скорость и сила сокращения мышц; 7. мышцы, связки, сухожилия становятся более эластичными. Всё вышеперечисленное снижает риск возникновения травм, поскольку улучшается нервно-мышечная координация и задерживается наступление утомления. Первая заминка – это танцевальные низкоударные упражнения низкой интенсивности. В партерной части выполняются упражнения на развитие силы мышц рук, спины, груди, брюшного пресса и ног. Вторая (заключительная) заминка–это танцевальные низкоударные упражнения низкой интенсивности [6]. Следовательно, умело составленный комплекс, правильная последовательность упражнений, подходящее музыкальное сопровождение, делают каждое занятие радостным и не утомительным. В этой части решаются задачи общего настроя на работу, перехода организма на другой уровень функционирования, повышения восприимчивости к музыкальному сопровождению. Сюда включаются упражнения и связки, способствующие формированию правильной осанки, несложные упражнения для больших групп мышц, включающие приседания и наклоны с движениями рук, разновидности ходьбы.
Основная часть урока аэробики Традиционно основная часть урока аэробики включает в себя и аэробный и силовой сегменты, однако, в зависимости от направленности урока последовательность и продолжительность составляющих основную часть урока сегментов может быть различной. Продолжительность основной части урока, включающегося в себя аэробный сегмент, заминку и силовой, или как его часто называют калистенический сегмент, составляет не менее 20 минут. Физиологические эффекты аэробной части: 1. Возрастает уровень систолического кровяного давления; 2. Увеличивается ударный объём кровообращения; 3. Увеличивается количество крови, прогоняемое за 1 минуту (минутный объём крови); 4. Усиливается приток крови к работающим мышцам; 5. Увеличивается объём вентиляции легких; 6. Увеличивается потребление кислорода; 7. Повышается расход калорий. Основная часть направлена на развитие различных мышечных групп и физических качеств и улучшение возможности сердечнососудистой системы с помощью увеличения нагрузки на сердце и легкие. Данная часть делится в свою очередь на ряд компонентов. Интенсивность нагрузки здесь высока. Очень важно так чередовать движения, чтобы однотонные упражнения не следовали друг за другом, а упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание [10]. В работу последовательно включаются различные части тела: руки, плечевой пояс, спина, брюшной пресс, ноги. Следует избегать однообразных упражнений и упражнений, быстро вызывающих мышечные утомления. Традиционно в эту часть включают бег, прыжки, танцевальные шаги. После небольшого отдыха выполняются более сложные упражнения на различные мышечные группы, в основном сидя и лежа на полу. Заключительная часть урока аэробики Заключительной частью урока является стретч. Заключительный стретч включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты и могут спровоцировать травму при последующих занятиях. Физиологические эффекты заключительной части: 1. Снижается частота сердечных сокращений до нормального значения; 2. Происходит возвращение крови от мышц к внутренним органам; 3. Снижаются обменные процессы в мышцах; 4. Снимается психологическое напряжение В отличие от всего урока, заключительный стрейч создаётся структурно – хореографическим методом и выполняется под выбранное тренером музыкальное произведение лирического характера. Заключительное растягивание мышц - очень важная часть урока. Являясь последней, она оставляет впечатление об уроке в целом, поэтому она должна быть хорошо продумана.
Отсутствие оздоравливающего эффекта при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих занятий и наиболее распространённой из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Нагрузка должна быть оптимальной. Отклонения от методических норм проведения занятий оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий. Умелое использование упражнений делают аэробику для детей более интересной, занимательной, разнообразной, повышает их эмоциональное состояние [2]. Желаемый эффект от занятий достигается в том случае, если занятия проводятся систематически 2-3 раза в неделю. Систематические занятия позволяют приобрести хорошее самочувствие, улучшить здоровье, оказывают эстетическое воздействие на занимающихся. Именно благодаря этому аэробика интенсивно развивается и приобретает всё большую популярность у людей разных возрастных категорий и разного уровня физической подготовленности. Аэробика — это особая, модная система физического воспитания [40]. По мнению некоторых авторов, упражнения аэробики необычны и красивы форме. В них современные линии, и свобода движений, закрепощенность, гармония с музыкальным сопровождением. Но, пожалуй, главное - они функциональны. Упражнения позволяют " проработать" все группы мышц. Аэробика развивает подвижность суставов. При хорошей гибкости тела движения получаются грациозными, ловкими, красивыми [23]. Занятия аэробикой позволяют развить одно из ведущих качеств силу. Мышцы при движении напрягаются, причем напряжения могут быть изотоническими и изометрическими. Упражнения, направленные на развитие силы, необходимо выполнять до отказа, то есть до полного утомления работающей мышцы. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на гибкость, иначе мышцы станут неэластичными. Благодаря высокой интенсивности, поточному методу выполнения упражнений аэробикой успешно развивается выносливость [52]. Учитывая высокую нагрузку упражнений, необходимо постоянно проверять реакцию организма на нагрузку по частоте сердечных сокращений. Основными средствами аэробики являются общеразвивающие упражнения и элементы танца, чаще всего современного. Трудность обычно заключается в освоении танцевальных элементов современной пластики. Овладеть манерой исполнения, уметь передать характер танцевальных движений — это важная сторона, от которой зависит, прежде всего, двигательная культура ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|