Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.1. Сущность менеджмента и его методология. Эволюция менеджмента и среда организации




ЭУМК

По дисциплине

«Менеджмент»

УТВЕРЖДАЮ:

зав. кафедрой

«Государственное управление. Мировая и национальная экономика», д.э.н., и.о. профессора Колесняк А.А.___________

протокол № __ 7 __

от _ «21»_ __ февраля __ 2009 г.,

Вопросы по дисциплине «Менеджмент» для студентов «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

1. Понятие и сущность менеджмента

2. Цели и задачи менеджмента

3. Развитие российского менеджмента

4. Актуальные проблемы менеджмента в России

5. Эволюция менеджмента от зарождения до наших дней

6. Основные моменты концепции научного управления

7. Основные моменты концепции административного управления

8. Основные моменты концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений

9. Закономерности менеджмента

10. Принципы менеджмента

11. Основные функции менеджмента

12. Внешняя среда предприятия, факторы косвенного воздействия

13. Внешняя среда предприятия, факторы прямого воздействия

14. Внутренняя среда предприятия

15. Цели и задачи управления предприятием

16. Понятие управленческого решения

17. Классификация управленческих решений

18. Основные моменты принятия решений (интуиция, суждения, рациональность)

19. Технология принятия решений

20. Реализация решений

21. Понятие требования и классификация информации

22. Значение внутрихозяйственной системы информации

23. Коммутационный процесс и его этапы

24. Виды коммуникаций и пути их совершенствования в организации

25. Механизмы менеджмента: экономический механизм

26. Механизмы менеджмента: организационно-распорядительный механизм

27. Механизмы менеджмента: социально-психологический механизм

28. Понятие стиля управления

29. Стили управления: научный стиль

30. Стили управления: авторитарный

31. Стили управления: демократический

32. Стили управления: либеральный

33. Организационно правовые формы предприятий: государственные и муниципальные унитарные предприятия

34. Организационно правовые формы предприятий: производственные кооперативы

35. Организационно правовые формы предприятий: акционерные общества

36. Организационно правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества

37. Организационно правовые формы предприятий: общества с ограниченной ответственностью

38. Организационно правовые формы предприятий: общества с дополнительной ответственностью

39. Понятие и сущность структуры управления

40. Факторы воздействующие на структуру управления

41. Классификация структур управления

42. Принципы построения структуры управления

43. Типы структур управления

44. Проектирование структуры управления

45. Понятие и виды конфликтов

46. Конфликт как процесс

47. Функции конфликтов и формы их разрешения

48. Сущность предпринимательского риска

49. Виды предпринимательского риска

50. Управление риском

51. Методы определения уровня риска

52. Рационализация методов управления производством

53. Сущность эффективности менеджмента

54. Критерии и показатели эффективности менеджмента

55. Сущность инновационного процесса и факторы на него влияющие

56. Этапы и управление процессом инновации

57. Особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве

58. Сущность и принципы кадрового менеджмента

59. Принципы подбора, оценки и адаптации кадров

60. Признаки и виды коллективов

61. Условия повышения эффективности работы коллективов

62. Особенности психологии личности, взаимодействие личности и коллектива

63. Понятие и сущность внутрихозяйственного планирования

64. Основные подходы и способы составления планов

64. Стратегическое планирование его назначение и суть

66. Факторы оказывающие влияние на результаты планирования и методы их преодоления

67. Понятие и виды полномочий. Делегирование полномочий

68. Управленческая ответственность и ее виды

69. Централизация и децентрализация в менеджменте организации

70. Понятие, цели и задачи управленческого контроля

71. Дайте понятия основным этапам и стадиям контроля

72. Понятие, цель и виды мотивации

73. Содержательная концепция мотивации: теория А. Маслоу

74. Содержательная концепция мотивации: теория Ф. Герцберга

75. Содержательная концепция мотивации: теория Д. Мак Клелланда

76. Процессуальная концепция мотивации: теория В. Врума

77. Процессуальная концепция мотивации: теория Дж. Адамса

78. Процессуальная концепция мотивации: теория Л. Портера и Э. Лоулера

79. Процессуальная концепция мотивации: теория Л. С. Выгодского

80. Неэкономические способы мотивации

81. Сущность системного подхода к управлению производством

82. Производственный процесс: основные моменты

83. Классификация производственных процессов

84. Оперативное управление производством, функции, принципы

85. Организация оперативного управления производством. Основные требования.


Введение

 

Формирование в стране рыночных отношений, новых организационно-правовых форм хозяйственной деятельности вызывают настоятельную необходимость использования менеджмента, как эффективного способа управления в новых условиях.

Особое значение менеджмента в рыночной экономике обусловлено его способностью обеспечить единство, интеграцию производственных, экономических процессов, эффективное использование внутренних ресурсов с учетом внешней среды, усиливать адаптивность и конкурентоспособность организации. Знание основ менеджмента – способ построения организационной структуры управления, принятия управленческих решений, организации и контроля их исполнения, мотивации и стимулирования труда персонала – важнейшее условие эффективности управления. Ключевой фактор такого управления организацией – сам менеджер.

Профессиональная подготовка специалиста по управлению – важная задача современного образования. Менеджмент сегодня – обязательная учебная дисциплина во всех высших учебных заведениях.

Эффективность управления предполагает использование теоретико-методологических основ менеджмента – закономерностей, принципов управления. Задача электронного учебно-методического комплекса – изложить систему научных знаний, составляющих теоретическую и практическую основу менеджмента.

Особенность настоящего электронного учебно-методического комплекса в том, что содержание менеджмента излагается в сжатой и схематической форме, удобной и понятной для восприятия обучаемых.

Материал расположен в последовательности, соответствующей логике изложения курса «Менеджмент», предусмотренной учебной программой.


Дисциплинарный модуль 1

Раздел 1. Методологические основы и эволюция менеджмента

Тема 1.1. Сущность менеджмента и его методология. Эволюция менеджмента и среда организации

План:

1.1.1. Понятие и сущность менеджмента

1.1.2. Методологические основы и принципы менеджмента

 

1.1.1. Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент - теория и ее практическое применение в управ­лении производством и людьми, распоряжение недвижимостью, финансами, кадрами и инновациями в целях удовлетворения по­требностей общества, а также получения прибыли.

Менеджер - управляющий делами организации.

Предпринимательство - вид деятельности людей, применяющих собственный или заемный капитал в производственной и непроизводственной сферах экономики в целях получения прибы­ли.

Предприниматель - частный собственник, владеющий, приме­няющий, распоряжающийся капиталом и присваивающий резуль­таты труда.

Объект управления - часть окружающей среды, персонал фир­мы, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество продукции, коллектив, группа, личность).

Субъект управления - руководитель, группа лиц, организация, подразделение, кибернетическое устройство, осуществляющее уп­равление.

Управленческие подходы

Функции менеджмента

Принципы менеджмента

Методы менеджмента

Организационные Административные Экономические Социально-психологические
проектирование власть выгода моральный климат
ориентация принуждение вознаграждение саморегулирование
регламентация ответственность руководителя инициатива  
нормирование      

 

ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Работа менеджера охватывает самые различные стороны произ­водственной деятельности людей, работы машин, компьютерных устройств, приборов и оборудования, средств связи и др. В целях более прочного усвоения обширного материала по менеджменту следует провести условное разграничение таких понятий, как уп­равление персоналом и управление непосредственно материально­-технической базой производства.

Управление персоналом - это деятельность, охватывающая соци­ально-экономические вопросы, экономические отношения людей, а также социально-психологические, моральные, этические, наци­ональные, религиозные и другие вопросы взаимоотношений работ­ников. Менеджер должен знать, что управление людьми невозможно без управления собой как личностью, поэтому важное значение имеет выработка качеств, необходимых руководителю, навыков управления, умения обучать подчиненных, использовать в работе передовые достижения управленческой науки и практики, силу личного примера и власть.

Управление материально-технической базой производства - это работа менеджеров по выработке технической и технологической политики, управлению поставками и сбытом, финансами, сниже­нию издержек, эффективному использованию управленческой информации и адекватное принятие решений.

Работа с техникой и технологиями ведется не только «напря­мую», но и через управление сотрудниками. Под руководством менеджера осуществляется научное прогнозирование, планирова­ние и создается система контроля за деятельностью работников, деловых партнеров и конкурентов. Поэтому деление управленче­ского труда на управление персоналом и техникой принято лишь в учебных целях. В действительности в повседневной работе менеджер занимается этими вопросами совместно. Он организует разработку бизнес-плана и его реализацию, планирует и осуществляет меры по сертификации продукции и контролю качества, управляет нововве­дениями и изменениями, связанными с внутренними и внешними условиями работы, жизненным циклом продукции и т. д.

1.1.2. Методологические основы менеджмента

Предмет менеджмента - это изучение законов и закономерно­стей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления. Это законы онтогенеза, синергии, пропорциональности, реальных условий, административной емкости, закономерно­сти ритмичности работ, фронта работ и т. д. Отношения людей в процессе управления исследуются по двум основным направлениям - при демократических формах управления и при авторитарном стиле управления.

Методология менеджмента - это учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших ее показателей и результатов. Основой учения являются общие для всех наук методы - исторического и логического, анализа и синте­зa, материалистической диалектики, конкретного и абстрактного, взаимосвязи условий и явлений и т. д.

Методы и принципы менеджмента - это правила и способы управления деятельностью организаций. К методам менеджмента относят организационные, административные, экономические и социально-психологические. Принципами менеджмента являются: единоначалие, внутрипроизводственное планирование и разделение труда, нормирование и учет, дисциплина и ответственность, уваже­ние и признание права всех форм собственности, честность, прав­дивость, верность слову, целеустремленность и т.д.

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятия «менеджмент».

2. В чем сущность менеджмента?

3. Перечислите принципы менеджмента. В чем их сущность?

 

1. Семья фермеров, муж и жена, купили сад, находящийся в запущенном состоянии. Они хотят сами привести его в поря­док. Для этого нужно каждое дерево сначала окопать, а затем полить. Жена окапывает дерево за 12 минут, на полив тратит 2,5 минуты, муж затрачивает на окапывание одного дерева 8 минут, на полив - 4 минуты. Если они будут окапывать и поливать деревья каждый сам по себе, то за один час работы они смогут обработать 9 деревьев. Как организовать работу, чтобы достичь максимальной производительности, какое максимальное коли­чество деревьев они смогут обработать за один час?

2. Вы с двумя друзьями решили заняться поставками ово­щей в магазины города, создали общество с ограниченной от­ветственностью. Ваши друзья вложили в дело по 50 тыс. руб. каждый, а вы передали предприятию право пользования вашим личным автомобилем в течение одного года. Автомобиль стоит 400 тыс. руб., свой вклад в виде права пользования по согласо­ванию с другими участниками вы оценили в 70 тыс. руб.

Вы успешно завершили год работы. В вашем распоряжении 180 тыс. руб. прибыли. Как будете делить прибыль между со­бой? Другой вариант исхода - разорение. Ваши долги перед кредиторами составили 120 тыс. руб. На какую сумму вы обяза­ны покрыть свои долговые обязательства и как они распреде­лятся между участниками?

3. Опишите технологию производства каких-либо простых предметов (карандашей, линеек, болтов и т.п.). Опишите зави­симость между количеством задействованных вами ресурсов и объемом выпуска. Постройте графики постоянных, переменных и валовых издержек. Определите средние и предельные издерж­ки и постройте графики. Все расчеты произведите, по возмож­ности, в реальных рыночных ценах.

4. Косметический салон «New Style» работает на рынке го­рода Астрахани. Перечень оказываемых услуг включает: омола­живающие процедуры для людей среднего возраста, процедуры для молодых людей, парикмахерские услуги. Косметический салон зарегистрирован на частного предпринимателя без обра­зования юридического лица. Помещение, где осуществляется оказание услуг, арендовано, стоимость арендой платы в месяц составляет 50 тыс. руб. Коммунальные платежи не входят в счет аренды и оплачиваются предпринимателем отдельно. Освеще­ние помещения салона принимается постоянной величиной и составляет 10 тыс. руб. в месяц. Потребление электроэнергии, воды варьируется от количества оказываемых услуг и составляет в среднем 70 руб. на 1 процедуру. В процессе оказания космети­ческих услуг салоном ежемесячно заказываются профессиональ­ные серии средств фирмы N следующих наименований и по цене:

для серии омолаживающих процедур:

маска-крем для увядающей кожи - 100 руб. (200 г);

маска-пилинг - 150 руб. (150 г);

крем увлажняющий - 200 руб. (200 г);

масло ароматическое питательное - 600 руб. (50 г);

для серии процедур для молодой кожи:

лосьон очищающий - 170 руб. (140 мл);

скраб для лица - 200 руб. (400 г);

крем восстанавливающий - 200 руб. (200 г);

для оказания парикмахерских услуг: шампунь - 200 руб. (250 мл);

лак, пенка - 100 руб. (150 мл).

Косметические и парикмахерские услуги оказываются про­фессиональными косметологами (2 человека) и парикмахером (1 человек), оплата труда которых установлена на уровне 100 руб. в час. Процедура омолаживания и процедура для молодой кожи занимают в среднем 1,5 ч и включают чистку, массаж, наложение масок, электропроцедуры. Парикмахерские услуги в среднем за­нимают 1 ч. Режим работы салона - 6-дневная рабочая неделя с 8-часовым рабочим днем.

А. Какое максимальное количество клиентов может быть принято салоном за месяц при условии, что косметологи могут работать одновременно, а одного клиента полностью обслужи­вает один косметолог?

Б. Рассчитать приемлемый уровень цены, который необхо­димо установить на процедуры трех видов для салона при мак­симальном количестве клиентов, чтобы обеспечить уровень при­быльности, равный 30%, исходя из условия, что на одну процедуру расходуется:

до 1/3 количества перечисленных косметических средств;

до 1/4 количества перечисленных косметических средств.

В. Какую прибыль (убыток) получит предприниматель при спросе на косметологические и парикмахерские услуги на уров­не: 50%; 80% от вышеопределенного максимально возможного количества клиентов, обслуживаемых салоном?

Г. Рассчитать, какое количество клиентов должно быть об­служено салоном, чтобы обеспечить предпринимателю прибыль в размере 200 тыс. руб. в месяц?

 

 

Тестовые задания

1. Менеджмент - это:

а) совокупность действий группы людей по выпуску про­дукции;

б) совокупность принципов, методов и средств, с помощью которых субъект управления воздействует на объект для достижения определенной цели;

в) целенаправленное воздействие на человека;

г) процессы организации и планирования;

д) методы и средства для достижения плана.

 

2. Ограничение по численности имеет группа:

а) формальная;

б) неформальная.

 

3. Высший уровень управления в организации называется:

а) техническим;

б) управленческим;

в) институциональным.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998.

2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

3. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В..Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 591с.

4. Менеджмент. Учебник / Под ред. Герчиковой И.Н. – М.: Юнити 2000. – 501с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...