Тема 2.3. Функции менеджмента
План: 2.3.1. Планирование 2.3.2. Организация 2.3.3. Мотивация 2.3.4. Контроль 2.3.1. Планирование Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации. По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы: · где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация; · куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей; · как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей. 2.3.2.Организация Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать — значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Содержанием функции является: - приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности; - подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации. Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации: - принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели; - эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями; - устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды; - непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений; - прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника; - объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных; - безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных; - соразмерности ответственности данным полномочиям; - исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям; - приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот; - комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности. 2.3.3. Мотивация Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В общем смысле мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей. Содержательные теории основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом. Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп: · физиологические потребности — необходимые для выживания; · потребности в безопасности и уверенности в будущем; · социальные потребности — потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей; · потребности в уважении, признании; · потребности самовыражения. Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими. Д. Мак-Клелланд выделял три уровня потребностей: · потребность власти — желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании» надо готовить к занятию высших руководящих должностей; · потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения; · потребность в причастности. Означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей: · гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии; · факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможноеть совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой. Для того чтобы использовать теорию Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможноеть самим определить и указать то, что они предпочитают.
2.3.4. Контроль Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. Существует три аспекта управленческого контроля: - установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования; - измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; - подготовка необходимых корректирующих действий. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт. Выделяют следующие виды контроля: - предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок); - текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь; - заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
Технология контроля осуществляется по следующей схеме: - выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка); - определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля); - установление норм контроля (этические, производственные, правовые); - выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный); - определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции). Таковы функции менеджмента в общих чертах. В действительности деятельность менеджера намного сложнее и содержательнее. Он анализирует информацию, принимает решения, координирует действия сотрудников, отлаживает систему коммуникаций, обучает и воспитывает подчиненных. Он творчески применяет экономические, правовые, психологические и педагогические знания исходя из конкретной сложившейся обстановки. Контрольные вопросы 1. Назовите функции менеджмента. 2. Дайте характеристику каждой из функций менеджмента.
Практическое задание 1. Предприятию высокоточного при бора при достижении проектного выпуска установлена оптовая цена 5600 руб., планируемая проектная трудоемкость - 85 нормо-ч, продолжительность периода освоения - 8 месяцев. Норматив рентабельности прибора - 20%. Процесс освоения характеризуется значением b = 0,4 (установлено методами регрессионного анализа). Затраты по основной заработной плате основных рабочих - 116,5 руб/ч, дополнительной - 25% от основной, начисления на заработную плату - 14% от суммы основной и дополнительной заработной платы. Удельные условно-постоянные расходы уменьшаются в период освоения на 2% ежемесячно. Определите трудоемкость и себестоимость прибора в первом месяце серийного выпуска.
2. Предполагается использовать один из возможных вариантов освоения производства нового прибора. Характеристики освоения по вариантам следующие. Варианты 1-й 2-й 3-й Трудоемкость первого изделия, нормо-ч 90 70 50 Значение b 0,5 0,3 0,25
Трудоемкость изготовления прибора при проектном выпуске - 18 нормо-ч. Выявите: вариант, предусматривающий наименьший объем продукции, изготовленной за время освоения; вариант, требующий наименьшего количества ресурсов живого труда в период освоения.
3. При планировании освоения нового изделия рассматриваются два возможных варианта перехода на выпуск новых изделий А: непрерывно-последовательный и параллельный. Достигнутый заводом месячный объем выпуска снимаемых с производства изделий Б - 1600 шт./мес., проектный выпуск изделий А - 2000 шт./мес. Исходные данные по вариантам перехода на выпуск изделия А следующие.
Варианты Непрерывно- Параллельный последовательный Интенсивность снятия с производства изделий Б, шт./мес. 400 200 Интенсивность нарастания объемов производства изделий А, шт./мес. 250 200 Продолжительность совместного выпуска изделий А и Б, мес. - 3
Изготовление единицы изделия А приносит предприятию прибыль 115 руб., изделия Б - 94 руб. Постройте графики перехода для каждого из методов, определите экономически выгодный для предприятия метод перехода.
4. Составьте смету затрат на выполнение работ по проектированию приспособлений для деталей класса шестерен, распределение которых по группам сложности следующее. Группа сложности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Число наименований приспособлений 10 10 18 15 10 3 8 3 3 1
Проектированием приспособлений занято 63 человека.
Коэффициент, учитывающий объем дополнительных работ, равен 1,3. Дополнительная заработная плата составляет 40%. Отчисления на заработную плату – 14%. Косвенные расходы – 150%. Тест самоконтроля 1. Процесс стратегического планирования состоит из: а) выбора стратегии роста, составления плана развития хозяйственного портфеля предприятия; б) выявления приоритетных проблем, определения целей, задач, стратегий роста; в) выбора целей, задач, стратегий роста.
2. Укажите последовательность целей фирмы в соответствии с их иерархией: а) миссия; б) тактические; в) оперативные; г) стратегические;
3. Каковы функции миссии предприятия: а) внешняя; б) внутренняя; в) долгосрочная; г) оперативная. 4. Перечислите требования к формулируемым целям: а) достижимость; б) измеримость; в) красивая формулировка; г) охват всех направлений деятельности.
5. К стратегическим относят цели: а) увеличение доли рынка до 10% к 2008 г; б) повышение имиджа фирмы; в) повышении цены акции; г) более быстрый рост денежных поступлений.
6. Отвечая на вопрос «В каком положении сейчас находится организация?», какую проблему вы решаете: а) выбираете стратегию; б) анализируете внешнюю среду; в) оцениваете стратегии; г) устанавливаете цели?
7. Какие из нижеперечисленных формулировок не отражают миссии фирмы: а) мы делаем женщин красивыми; б) от копировальной техники - к офису будущего; в) мы не просто продаем технику. Наша главная задача - предложить решение проблем для вашего бизнеса; г) мы экономим ваше время и деньги; д) мы работаем на рынке весоизмерительного оборудования?
8. Если руководитель принимает решение о технической политике (техника, технология), то какое это будет решение: а) оперативное; б) текущее; в) стратегическое; г) стереотипное?
9. Какая стратегическая альтернатива наиболее приемлема для предприятий, работающих в условиях инфляции и спада экономики: а) рост; б) снижение; в) ограниченный рост; г) комплексная; д) все перечисленное?
10. Какая стратегия приемлема для предприятия, созданного около года назад, продукция которого пользуется спросом: а) рост; б) снижение; в) ограниченный рост; г) комплексная?
11. Цели организации и ее отдельных подразделений могут быть: а) одинаковыми; б) различными; в) и одинаковыми, и различными.
12. Стратегия - это: а) Комплексный план действий, направленный на достижение целей организации; б) средство достижения цели; в) путь достижения цели.
13. Цели организации формулируются: а) в количественном выражении; б) в качественном выражении; в) и в количественном, и в качественном выражении.
14. SWОТ-анализ применяется для анализа: а) рисков; б) возможностей организации; в) сильных и слабых сторон; г) портфеля продукции; д) действующей стратегии.
15. Какая стратегическая альтернатива может быть выбрана предприятием, активно занимающимся освоением нового вида продукции: а) роста; б) ограниченного роста; в) сокращения?
16. К задачам стратегического планирования можно отнести: а) стратегическое предвидение; б) распределение ограниченных ресурсов; в) внешнюю адаптацию; г) внутреннюю интеграцию.
17. Для анализа внешней среды организации могут быть использованы: а) метод ключевых вопросов; б) SWОТ-анализ; в) модель пяти сил; г) метод SPACE.
18. Стратегия дифференциации основана на: а) производстве обширной номенклатуры товаров одного назначения; б) обслуживании относительно узкого сегмента потребителей с особыми потребностями; в) придании уникальности производимой продукции.
19. Матрица БКГ служит для анализа стратегии организации в целом: а) да; б) нет.
20. Какая из матриц, используемых в стратегическом планировании, имеет своими параметрами темпы роста рынка и доли на рынке: а) БКГ; б) матрица Мак-Кинси; в) матрица Хофера?
Рекомендуемая литература 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. 2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 3. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Резу. – М.; ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 504 с. 4. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева, Коротнев В.Д и др. - М.: КолосС, 2007. – 424 с. 5. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В..Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 591с. Тема 2.4. Коммуникации, управленческие решения и их реализация План: 2.4.1. Коммуникации 2.4.2. Управленческие решения и их реализация
2.4.1. Коммуникации Коммуникация (лат. communicatio) - делать общим, связываться, общаться. Коммуникация и информация – разные, но взаимосвязанные понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как это передается. Информация – это сведения о каком либо явлении. Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков. Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого строятся коммуникационные связи и взаимодействие субъектов и объектов информации.
Информационный обмен
Коммуникационные каналы
Односторонние Двусторонние Многосторонние
информация движется информация с информация движется в одном направлении обратной связью во многих направлениях с обратной связью
По назначению информация может быть: Открытая Для служебного пользования Секретная Совершенно секретная Совершенно секретная особой важности Информационная сеть может быть:
По уровню связываемых объектов: Вертикальная Горизонтальная Диагональная
К видам информационной сети относятся: «Змея», «Звезда», «Шпора», «Тент», «Палатка», «Круг», «Колесо», «Соты»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|