Тема 3.1. Оперативное управление производством
План: 3.1.1. Управление развитием производства 3.1.2. Функции оперативного управления 3.1.3. Организация оперативного управления 3.1.4. Диспетчерская служба и ее функции
3.1.1. Управление развитием производства Управление развитием производства — это сознательное регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции. Основная цель управления состоит в том, чтобы добиться рационального функционирования производственных подразделений за счет руководства «сверху» путем создания адаптивных информационных систем, сложного набора оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации каждого незапланированного отклонения на любом этапе производственно-сбытового цикла. Цели, составляя суть деятельности в области управления производством, определяют подход к постановке задач, выработке стратегии и тактики решения. При принятии решений по выбору целей производства прежде всего определяют их приоритетность применительно к главной цели и разрабатывают меры по оптимизации. Внедрение решения представляет собой текущую функцию, связанную с оперативным управлением и регулированием производства, главную в деятельности руководителя производства. В рамках целей, разрабатываемых для организации в целом, ставят конкретные задачи для каждого производственного подразделения. Их можно сформулировать следующим образом: постоянное внедрение в производство новых, более совершенных товаров; систематическое сокращение всех видов затрат на производство единицы продукции;
повышение качественных и потребительских характеристик изделий при снижении цен на выпускаемую продукцию; снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ее ассортимента. Разработка целей и задач должна основываться на анализе современного положения организации и тех перспектив, которые могут для нее открыться. Всякое производство имеет определенную территориальную и отраслевую структуру, в нем идут процессы специализации, технического прогресса и др. Все эти черты объективны и управление производством должно следовать законам управляемого объекта. В системе управления должны учитываться характер производства, условия снабжения, сбыта и т. д.; материальная сторона производства и характер участия работников в нем; отдельные факторы или параметры — качество продукции, издержки и т. д. Основное требование к управлению — приспособленность к современным условиям производственно-технологического цикла: фондоемким и гибким производствам; быстро принимаемым решениям; большой роли человеческого фактора; совершенствованию качества продукции; сокращению производственных затрат; эффективному использованию производственных площадей; расширению сферы услуг и обслуживания выпускаемой продукции. Крайне важное значение для повышения эффективности производства имеет разработка принципов инвестирования: следование долгосрочной перспективе в формировании портфеля инвестиций, поскольку невозможно точно определить тенденцию развития рынка, а следовательно, и проведение соответствующих операций; покупка по низкой цене и продажа по максимально высокой, планирование деятельности с учетом таких факторов воздействия на рынок, как операции с различными фондами, которые оказывают существенное влияние на рыночные механизмы;
наличие всех видов информации, необходимых для принятия правильных инвестиционных решений. В основе организации любого трудового процесса лежит технологический процесс, который определяет необходимую последовательность и содержание трудовых операций и соответствующие им средства, приемы и методы труда. Система управления технологией ориентирована на управление инвестициями и обеспечение наиболее эффективного использования техники, оборудования. Она включает также процедуры организации производства, рабочих мест, рациональное использование производственных площадей, обучение работников передовым навыкам, повышение их квалификации. Специфика управления производством в условиях рынка характеризуется следующими факторами: сокращением жизненного цикла товара, расширением номенклатуры выпускаемых товаров при уменьшении их объемов (вместо выпуска больших партий стандартных продуктов); существенным усложнением технологических процессов, обусловливающим повышение требований к квалификации и уровню подготовки рабочих и специалистов; возрастанием требований к качеству обслуживания и срокам исполнения заказов. Новые условия, сложившиеся на рынке, потребовали создания более простых и гибких систем управления. Современные системы управления имеют следующие признаки: небольшие подразделения с меньшим числом работников более высокой квалификации; минимальное число уровней управления; создание организационных структур, основанных на группах (командах) специалистов; составление графиков и производственных программ, ориентированных на запросы потребителей; минимальные запасы на складах; незамедлительная реакция на происходящие во внутренней и внешней среде изменения; наличие легкопереналаживаемого оборудования; высокая производительность труда и низкие затраты; высокое качество выпускаемой продукции и ориентация на прочные связи с потребителями. Эффективное развитие организации предполагает, что первостепенное значение придается технической новизне и качеству товаров, быстрой замене устаревшей продукции, что требует сокращения времени между разработкой и производством нового вида товаров и услуг, постоянного совершенствования их качества и потребительских свойств в течение всего жизненного цикла.
Важнейший фактор достижения высокого уровня конкурентоспособности организации — концентрация производства в рамках крупных компаний. В них удается сочетать сложные организационные структуры и новейшие технические средства управления. Уровень конкурентоспособности организации определяется и такими факторами, как производство новых видов продукции, формирование соответствующего спроса у потребителей. Это требует высоких затрат на научно-исследовательские и конструкторские расчеты, постоянного обновления ассортимента, систематической разработки и быстрого освоения новых образцов изделий, повышения производительности труда, гибкости и эффективности производства, снижения издержек и затрат, обеспечения повышения качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на них. Совершенствование управления производством предполагает: ориентацию деятельности организации на долгосрочную перспективу; диверсификацию производства; инновационную деятельность; максимальное использование творческой активности персонала; зависимость продвижения работников и оплаты их труда от реальных результатов деятельности.
3.1.2. Функции оперативного управления Оперативное управление охватывает все стороны организации производства, являясь средством координации. Без него деятельность организации не может быть прибыльной. Цель оперативного управления — обеспечить эффективное осуществление производственного процесса. Оно охватывает: определение объема единовременно изготовляемой продукции; оперативное планирование места и времени изготовления продукции; координацию прохождения внутрипроизводственных и внешних заказов; выдачу нарядов на проведение работ; установление сроков сдачи и поставки продукции и контроль за их соблюдением;
обеспечение оптимальной загрузки рабочих и оборудования в производственном процессе; размещение заказов на материалы. Важнейшие функции оперативного управления следующие. • Координация и контроль функционирования всей производственной структуры, включая получение и оформление заказов, сдачу их в производство, составление календарных планов и наблюдение за выполнением всех других функций оперативного управления. • Подготовка и распределение всей необходимой документации. • Календарное планирование — установление сроков выполнения каждого задания. • Организация производственного процесса — научно обоснованное определение того, каким образом, где и с какими издержками могут быть качественно изготовлены (произведены) товары и услуги. • Контроль издержек производства, связанных с конструированием, планированием и производством продукции или услуг. • Организация технического обеспечения — выбор техники, машин, оборудования, их конструирование, размещение заказов на технику и оборудование, отправка, учет, хранение, выдача, ремонт и замена. • Контроль и регулирование запасов — обеспечение производства необходимыми материалами в нужном месте, в требуемом количестве и в соответствующее время. • Диспетчеризация — регулирование выполнения работе соответствии с принятой технологией, производственными нормативами и календарным планом. Оперативное управление производством осуществляется на основе непрерывного (повседневного) слежения за его ходом, оказывает целенаправленное воздействие на коллективы цехов, участков (бригад), рабочих для обеспечения безусловного выполнения утвержденных производственных программ. Это достигается: распределением работ по коротким периодам времени (декада, неделя, сутки, смена) в цехах, на производственных участках (бригадах) — в подетальном и узловом разрезах, а для рабочих мест — в подетально-пооперационном виде; четкой организацией сбора и обработки информации о ходе производства; комплексным использованием средств вычислительной техники для подготовки вариантов управленческих решений; повседневным анализом и владением производственной ситуацией в каждом звене организации; своевременным принятием решений и организацией работы по предупреждению нарушений в ходе производства или для быстрого его восстановления в случае отклонений от запланированной траектории управления.
3.1.3. Организация оперативного управления Процедура оперативного управления тесно связана с технологией и регулированием производства. Функции управленческого персонала по оперативному управлению - основа для выработки вариантов воздействия на ход производства. В связи с этим важно конкретизировать их по отделам и службам.
Оперативное управление производством представляет собой непосредственное продолжение функций технических и технологических служб, особенно в части разработки технологических процессов, их подготовки и оснащения. Как известно, технологическая подготовка производства определяет последовательность обработки исходных материалов, выполнение операций технологического процесса с применением соответствующей техники. На этой базе устанавливают квалификационные требования к исполнителям и нормы выработки (нормы обслуживания), а также прочие нормативные данные по обеспечению производства оборотными средствами (семенами, кормами, удобрениями и т. д.). Оперативное управление получает от технических и технологических служб нормативные данные, на базе которых должно осуществляться производство продукции. Иной характер имеет связь между оперативным управлением и экономической службой организации. Последняя определяет хозяйственные результаты, которые должны быть достигнуты, а также допустимый объем ресурсов и затрат, которые могут быть использованы в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Тем самым она как бы устанавливает целевую функцию и ограничительные условия, в которых должно осуществляться производство продукции. Оперативное управление, в свою очередь, должно обеспечить выпуск этих продуктов, не выходя за рамки имеющихся ресурсов и рационального их использования. Таким образом, оперативное управление производством осуществляется под контролем экономической службы, а его уровень оценивается по достигнутым результатам и затратам. Связи оперативного управления производством со вспомогательными и обслуживающими подразделениями также имеют ряд особенностей. Задачи оперативного управления сводятся к определению потребности в технике и оборудовании, организации обеспечения ими основного производства. Кроме того, распределяя производственные задания между исполнителями и устанавливая сроки их выполнения, следует учитывать наличие и состояние необходимых резервов для выполнения работ в связи с изменением условий производства. С развитием научно-технического прогресса требования к оперативному управлению возрастают. Высокая интенсивность производства приводит к большим затратам времени на сбор, упорядочение, обработку и передачу информации. В результате руководители не успевают перерабатывать ее, ухудшаются качество и эффективность управленческих решений. Руководители и специалисты, вместо того чтобы работать над совершенствованием технологии, рационализацией хозяйственной деятельности, занимаются подготовкой справок, отчетов и т. д. В результате растут затраты времени на оперативное управление производством. По обобщенным данным научно-исследовательских учреждений, доля затрат рабочего времени на оперативное управление у руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций достигает 40—50 %. Кроме того, функции оперативного управления децентрализованы и организационно не оформлены, поэтому каждому руководителю приходится принимать решения на основе ограниченной информации, а это снижает их качество. Основные факторы, свидетельствующие о недостаточной эффективности оперативного управления, следующие: отсутствие четкой системы соподчинения и регламентации прав и обязанностей; низкий уровень концентрации и специализации управленческих работ; недостаток научно обоснованных систем оперативного планирования и информационного обеспечения; низкая оснащенность техническими средствами связи и средствами обработки информации и др. Средство устранения перечисленных недостатков — создание 3.1.4. Диспетчерская служба и ее функции Под диспетчерской службой понимают централизованную форму оперативного управления с помощью технических средств связи, на основе сбора информации, ее обработки, осуществления оперативного контроля и регулирования производства. Диспетчерская служба позволяет значительно повысить производительность управленческого труда, нормы управляемости и эффективность управления. Она включает диспетчерский персонал, комплекс технических средств управления (внутрифирменная радио- и телефонная связь, средства наглядного отображения информации), методы централизованного оперативного управления. Система диспетчерского регулирования хода производства должна отвечать следующим требованиям: опираться на четкую организацию оперативного планирования, непосредственным продолжением которого она является; организовывать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства; осуществлять быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства; базироваться на ответственности и преемственности оперативного руководства. Диспетчерская служба выполняет следующие функции. • Оперативный анализ — основа выполнения функций оперативного управления. В процессе анализа определяют степень выполнения плана, устанавливают причины отклонений, разрабатывают варианты решения проблем. Важен анализ конкретной проблемной ситуации. Анализируют выполнение плана работ, использование трудовых и технических ресурсов, материальных и трудовых затрат на производство и сбыт продукции, качество труда и продукции. • Оперативное целеполагание и планирование — это выработка целей и планирование развития производства и социальной сферы. В проблемной ситуации выбирают краткосрочные цели, призванные устранить возникшие проблемы. Оперативное планирование заключается в составлении месячных, декадных, сменно-суточных заданий для коллектива организации, его подразделений и отдельного работника. Одна из функций планирования — самостоятельное решение работниками центрального диспетчерского пункта вопросов расстановки кадров и вариантов решения проблем, представляемых диспетчерскому совещанию. • Оперативная организация управления — распределение должностных полномочий по решению проблем, расстановка технических и трудовых ресурсов, создание нового краткосрочного организационного и функционального регламентирования, поддержание постоянной связи с помощью технических средств с руководителями, специалистами, рабочими для обеспечения устойчивости, гибкости и адаптивности механизма управления. • Оперативное регулирование хода выполнения плановых программ — обеспечивает взаимодействие коллективов различных подразделений, надежную двустороннюю связь руководителей, специалистов и работников центрального диспетчерского пункта, выявление срыва планов, отклонений от графика их выполнения и оперативное их устранение, корректировку планов, распространение распоряжений работников аппарата управления по ликвидации возникших проблем, активизацию деятельности трудовых коллективов. • Оперативный учет и контроль — осуществляют на основе сбора, обработки и анализа информации, диспетчерской документации с помощью средств наглядного отображения информации. Контроль осуществляется за выполнением оперативных планов, текущими изменениями в организации труда и производства, реализацией распоряжений и указаний руководителей и специалистов, соблюдением режима использования технических и трудовых ресурсов, технологических приемов, проверкой технического состояния машинно-тракторного парка, качеством труда и продукции, социальными, санитарно-гигиеническими, эстетическими и психологическими условиями производства. Оценка оперативной работы включает постоянный анализ выполнения решений, который проводят работники центрального диспетчерского пункта, диспетчерское совещание и руководители организации. Деятельность диспетчерской службы регламентируется Положением о диспетчерской службе и распорядком дня диспетчерской службы. Объекты диспетчеризации — производственные, перерабатывающие и подсобные подразделения, транспортные средства руководителей и специалистов, мобильные средства. Диспетчерская система управления будет хорошо функционировать тогда, когда все ее подсистемы взаимосвязаны. В техническую подсистему диспетчерской службы входят: внутрифирменная автоматическая и диспетчерская телефонная связь, директорская связь, диспетчерская радиосвязь, вещательнопоисковая связь, устройства передачи технологической и другой информации (телеконтроль, телеизмерение, телесигнализация, фототелеграф, телетайп, промышленное телевидение), средства фиксирования информации (диктофон, магнитофон), измерительная и вычислительная техника, средства наглядного отображения информации. Информационную подсистему диспетчерской службы представляют все виды информации, циркулирующей в системе, методы и средства работы с ней. Информационные потоки определяются функциями диспетчерской службы, уровнем организации системы управления, числом объектов диспетчеризации, объемом производства и т. д. На центральном диспетчерском пункте составляют следующие документы: журналы диспетчера, диспетчерских совещаний, учета заявок от подразделений, учета производства и реализации продукции; оперативные графики выполнения основных работ; контрольные графики проведения технических уходов за автомобилями и другой техникой. Для улучшения восприятия основные виды оперативной информации могут быть отображены на стендах, планшетах, диаграммах. Функционирование диспетчерской службы осуществляют по установленному графику, который составляют с учетом правил внутреннего распорядка и производственной необходимости. В распорядке работы диспетчерского пункта указывают время и вид выполняемой работы, ее конкретных исполнителей. Этот распорядок меняется в зависимости от времени года. В летний период продолжительность работы обычно устанавливают с 7 до 20—22 ч, зимой — с 7 до 17—18 ч. Отдельные организации практикуют круглосуточную работу. Наряду с распорядком работы разрабатывается график передачи оперативной информации из подразделений. На должность старшего диспетчера назначают специалиста сельского хозяйства, имеющего организаторские способности и опыт работы, хорошо знакомого с условиями производства в данной организации. Диспетчер обязан знать технологию производства, технику и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы. В ряде организаций старший диспетчер — заместитель руководителя организации по оперативной работе. В структуре управления данная служба имеет самостоятельное значение, ее руководитель непосредственно подчиняется руководителю организации. Опыт работы сельскохозяйственных организаций повсеместно показал высокую эффективность диспетчеризации. При ней достигается более оперативное маневрирование трудовыми и материальными ресурсами, сокращаются простои техники и рабочей силы, особенно по организационным причинам, повышается культура управления производством в целом. Затраты на организацию диспетчерской службы окупаются, как правило, за 1 — 2 года. У руководителей и главных специалистов, как показали результаты исследований, сокращаются затраты времени на оперативное управление на 20—35 %, в связи с чем они могут лучше выполнять другие функции, прежде всего перспективного характера. Общие способы оценки экономической эффективности диспетчерской службы в сельском хозяйстве еще не разработаны. Обычно применяют такие показатели, как прирост валовой продукции, сменной и сезонной выработки на трактор, комбайн, автомашину, сокращение простоев, сроков выполнения работ, снижение их себестоимости и т. д. Объем работ, выполняемых диспетчерской службой, может быть различен, особенно в части оперативного распорядительства. В последние годы в связи с расширением самостоятельности внутрихозяйственных подразделений многие виды работ по оперативному распорядительству переданы на более низкий уровень управления — управляющим, бригадирам, однако это не исключает необходимости координации работ с помощью оперативного управления в целом по организации. Благодаря диспетчерской службе другие функциональные и линейные службы управления получают возможность решать задачи, связанные с долгосрочными перспективами развития хозяйства, заниматься решением таких проблем, как совершенствование техники и технологии производства, организация труда, внедрение в производство новейших достижений науки и передового опыта. Для решения вопросов оперативного управления аппарат диспетчерской службы должен обладать соответствующими знаниями. Деятельность диспетчера основывается на правильной оценке хода производства, умении предвидеть последствия отклонений от плана и наметить конкретные мероприятия, ведущие к устранению обнаруженных недостатков. Для этого диспетчерский аппарат помимо знания сельскохозяйственного производства должен обладать способностью к прогнозу и анализу, умением быстро ориентироваться в сложной, постоянно меняющейся производственной обстановке. Структура диспетчерской службы определяется масштабами производства, его концентрацией, территориальным размещением, удаленностью производственных подразделений, содержанием и объемом выполняемых работ. В крупных сельскохозяйственных организациях оперативное управление осуществляется через центральный диспетчерский пункт и сеть диспетчерских пунктов при производственных подразделениях, в средних и небольших хозяйствах — через центральный диспетчерский пункт и диспетчерские посты в бригадах и фермах. Руководит диспетчерской службой в хозяйствах главный (старший) диспетчер, выполняющий функции заместителя по оперативному управлению. На эту должность обычно назначают квалифицированных, опытных специалистов, имеющих практику руководства сельскохозяйственным производством. Главному диспетчеру подчиняются по оперативным вопросам все руководители подразделений основного и обслуживающего производств. Сфера деятельности главного (старшего) диспетчера чрезвычайно разнообразна. Практика работы диспетчерской службы показала, что ему приходится решать вопросы, требующие разносторонних знаний. Непосредственный помощник главного (старшего) диспетчера по оперативному управлению — диспетчер-оператор, обеспечивающий своевременное поступление, прием и обработку оперативной информации о ходе производственного процесса, подготовку ее для руководителей хозяйства и вышестоящих организаций. Контрольные вопросы 1. Что такое управление развитием производства? 2. Каковы основные требования к управлению производством? 3. Перечислите функции оперативного управления производством. 4. Какие вы знаете принципы оперативного управления? 5. Как организуется оперативное управление? 6. Каковы функции и подсистемы диспетчерской службы?
Практическое задание 1. Рассчитайте оптимальное количество самостоятельных структурных звеньев и заместителей директора, если численность промышленно-производственного персонала предприятия 1830 человек. 2. Проведите анализ использования рабочего времени и разработайте мероприятия по его улучшению на основе проведенных на предприятиях одной отрасли исследований рабочего времени руководителей, главных специалистов, начальников отделов и цехов методом фотографии рабочего дня. Нормативное соотношение организационно-распорядительных и инженерных (специальных) работ в деятельности руководителей приведено в таблице (%). На основе этих данных произведите расчет следующих показателей: 1) использования рабочего времени руководителей, главных специалистов, начальников отделов и цехов; 2) возможного повышения эффективности использования рабочего времени; 3) возможного повышения производительности труда. Кроме того, сопоставьте нормативные соотношения организационно-распорядительных и инженерных работ в деятельности руководителей с результатами обработки фотографии рабочего дня и разработайте предложения по совершенствованию использования рабочего времени (%).
3. В аппарате управления организации проведено исследование затрат рабочего времени специалистов экономических служб методом самофотографии. Результаты приведены в таблице (мин.).
Требуется: определить показатели, характеризующие использование рабочего времени специалистов и служащих в структурном разрезе; разработать рекомендации по возможному улучшению использования рабочего времени.
4. общее число специалистов и служащих на предприятии – 93 человека. Число специалистов и служащих, на которых распространяются положения о должности, - 40 человек. Данные о времени выполнения работы, несвойственной для категорий специалистов и служащих, в таблице (мин.).
Требуется: определить удельный вес несвойственных специалистам и служащим функций в фонде рабочего времени; рассчитать коэффициент разделения и кооперации труда; дать рекомендации по разделению и кооперации труда.
5. Кейс: «RENAU – немецкое качество – мировая известность». Г-н Иванов И.И. – опытный специалист в области ПВХ-производства, прошел обучение и стажировку в Германии на фирме RENAU. Успешно пройдя первый курс обучения, наладив связи с крупными германскими фирмами, Иванов решил открыть свой собственный бизнес в России – компанию «Стройпласт». Для начала он решил заниматься исключительно поставками германского профиля фирм КВЕ и RENAU на российский рынок, предлагая его российским предприятиям, занимающимся сборкой и монтажом ПВХ-окон. Вот как охарактеризовал г-н Иванов общую стратегию работы фирмы RENAU на международном рынке: «Немецкая фирма RENAU, где я проходил свою стажировку, поразила меня уровнем технической оснащенности, присущей немцам аккуратностью и точностью, культурой в отношении с потребителями. Фирма RENAU перерабатывает полимеры в высококачественные технические продукты, предоставляет частичные решения и полностью завершенные системы для всех областей промышленности. В 40 000 артикулов производимой продукции вложены интенсивные исследования, многолетний опыт работы и высокое техническое обеспечение. Все продукты являются результатом тесного сотрудничества технических специалистов и менеджеров RENAU с поставщиками и клиентами. Основные направления работы компании таковы: системы водоснабжения и отопления (от разводки сетей в отдельных домах до обогрева производственных помещений); профиль для окон, рольставней, зимних садов; бытовая техника (от душевых шлангов до рамы холодильника); дорожное и подземное строительство (от фильтрующих пленок до труб для транспортировки сжатого воздуха); мебельное производство (от плинтусов до мебельных кантов); автомобильная промышленность (от пластиковых комплектующих двигателя до бамперов); охрана окружающей среды (мембранные фильтры для подготовки сброса промышленных вод); электроника и электротехника (от кембриков до корпуса компьютера); кораблестроение и самолетостроение (от уплотнителей до обшивки); садовое хозяйство (от водостоков до поливочных шлангов) и пр. К материалам, которые перерабатывает фирма RENAU, относятся все термопластики, эластомеры, а также целый ряд дюропластов. Фирма RENAU имеет устойчивые деловые связи с компаниями Европы - крупными поставщиками сырья первичной обработки. Так, RENAU имеет деловые контакты с французской фирмой VOX Химическая компания VOX специализируется на выпуске антиозонантов, введение которых совместно со специальными UV стабилизаторами в uPVC компаунд (uPVC compounds) значительно повышают стойкость профиля, противостоя окислительной деструкции от солнечного излучения и действия атмосферного озона в течение десятков лет. UV стабилизаторы поставляет чешская компания USDO. Дюропласты и эластомеры поставляются французской химической компанией NeCon и турецкой GressKo. Из общего выпуска 60% технической продукции производится с использованием рециклята из обрезков ПВХ-профилей. Пункты сбора обрезков ПВХ-профилей имеются как на территории Германии, так и в близлежащих районах. Компания RENAU имеет отношения с восточноевропейскими партнерами - Чехией, Польшей, которые собирают и поставляют ПВХ-обрезки для дальнейшей переработки. Промышленная продукция RЕНАU поставляется по всему миру. Так, например, кораблестроение Великобритании и самолетостроение России используют в качестве основных уплотнители и обшивку из полимерных материалов фирмы RENAU. На рынок оконного производства России RENAU вышла практически первой, предлагая пластиковый профиль для сборки ПВХ- окон, дверей, зимних садов и рольставней. Чехия, Румыния, Польша также имеют давние устойчивые отношения с фирмой RENAU». Вопросы к кейсу. А. Какие формы международного сотрудничества можно выделить в работе компании RENAU? Б. Какой тип организационной структуры управления вы бы предложили для обеспечения эффективной работы компании REHAU? В. Изобразите наиболее предпочтительный тип организациной структуры и будьте готовы обоснованно доказать его состоятельность.
Тест самоконтроля 1. Выберите три признака органической модели структуры управления: а) организация основана на формальном разделении труда; б) главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия организации; в) контроль и наиболее важная информация концентрируются ближе к вершине иерархии; г) правила работы формулируются в виде принципов, а не инструкций; д) организация строится по иерархическому принципу, в любой ее точке есть начальник и подчиненный; с) распределение работ между сотрудниками обусловливается только характером решаемых проблем; ж) деятельность работников строго регламентируется.
2. Выделите преимущества линейных структур: а) глубокая специализация; б) простота и ясность; в) технологичность в управлении; г) все вышеперечисленное.
3. Укажите противоречия между формальной и латентной структурами в организации: а) подлежат ликвидации; б) необходимы как двигатели прогресса.
4. Служба материально-технического снабжения производственной фирмы в организационной структуре управления имеет полномочия: а) консультативные; б) рекомендательные; в) линейные; г) функциональные.
5. Какой тип организационной структуры с середины 1980-х годов выбрало 95% из 500 крупнейших компаний США (до реструктуризации они работали с линейно-функциональной структурой управления): а) матричный тип организационной структуры; б) дивизиональный тип организационной структуры?
6. Что является основными причинами развития дивизиональной структуры управления: а) растущая диверсификация бизнеса; б) трудности управления географически отдаленными предприятиями из одного центра; в) развитие массового крупносерийного производства; г) дублирование функций управления?
7. Какие из ниже перечисленных характеристик присущи линейно-функциональным структурам: а) гибкость (наиболее эффективны в динамичной среде); б) оперативность принятия решений; в) специализация и компетентность; г) ориентация на действующие технологии и сложившийся рынок; д) ориентация на ценовую конкуренцию?
8. Какие из нижеперечисленных характеристик присущи дивизиональным структурам управления: а) ориентация на неценовую конкуренцию; б) ориентация на новые рынки и технологии; в) быстрое решение сложных межфункциональных проблем; г) экономия на управленческих издержках; д) стабильность (наиболее эффективна в стабильной среде)?
9. Делегирование полномочий в теории менеджмента является составной частью процесса: а) деконцентрации; б) концентрации; в) децентрализации; г) централизации.
10. Основными факторами формирования продуктовой организационной структуры являются: а) группы покупателей продукции организации; б) географические регионы деятельности организации; в) производственные и хозяйственные функции в организации; г) виды товаров и услуг, производимых организацией.
11. Что подразумевает понятие «бумажная структура»: а) представление организационной структуры организации на бумаге; б) несоответствие реальности принятых в организации функций отделов и служб; в) предварительное построение организационной структуры до принятия соответствующего распоряжения руководителем?
12. Каковы основные правила разработки организационной структуры: а) каждая функция, реализуемая фирмой, должна быть закреплена за конкретной службой; б) недопустимо закрепление одной функции за двумя или несколькими службами; в) иерархия служб не должна подчинять одному субъекту управления более 6-7 объектов?
13. Какая организационная структура требует более высокого уровня корпоративной культуры, навыков и умения работать, более сложного программно-технического обеспечения, информационного обмена, контроля: а) линейно-функциональная; б) матричная; в) дивизиональная?
Рекомендуемая литература Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева, Коротнев В.Д и др. - М.: КолосС, 2007. – 424 с. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В..Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 591 с. Орлов А.И. «Основы менеджмента» - М.: Изумруд, 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|