Тема 1.2 Эволюция менеджмента и среда организации
План: 1.2.1. Эволюция менеджмента. 1.2.2. Внешняя среда организации. 1.2.3. Внутренняя среда организации
1.2.1. Эволюция менеджмента Рационалистический подход. Управление производством на основе изучения трудовых операций на рабочих местах, хронометраж, выявление приемов и способов работы, ведущих к росту производительности и интенсивности труда. Применение оплаты рабочей силы по двум ставкам: меньшей - при недовыполнении нормы и значительно большей - при ее перевыполнении. Расстановка рабочих в зависимости от способностей и физической силы. Это механический подход к роли и месту человека в процессе производства. Процессный подход. Один из ранних подходов к управлению, применяемый и в настоящее время. В нем функции управления рассматриваются не в отдельности, а как взаимосвязанные между собой. Таких функций управления несколько: планирование, организация, распорядительство, мотивация, координация, контроль, коммуникация, исследование, принятие решений, подбор кадров, заключение сделок и т. д. Такой подход базируется на основных положениях административной школы управления, признающей необходимость разделения труда, власти и ответственности, дисциплины, единоначалия, иерархии и т. д. Рациональная бюрократия. Завершающая концепция классической школы менеджмента. Модель рациональной бюрократии в управлении включает положения из рационалистического и процесснoгo подходов, но более развитые под влиянием совершенствования военного производства в годы перед Первой мировой войной. В эту концепцию входят положения: о необходимости глубокого разделения труда по функциональному признаку, строгая иерархия, четко очерченные права и обязанности на базе принятых норм и правил, формальный подход к работникам без учета их личных качеств, конкурсная система подбора сотрудников и сложная бюрократическая система их продвижения по службе и увольнения.
Школа человеческих отношений. Подход к управлению, ориентированный не только на технику и функции организации, но и на человека. Учет возможностей коллектива, поведение в нем работника, его роль, свойства личности и создание условий, удовлетворяющих потребности людей. Использование интеллектуального потенциала человека в интересах организации, создание обстановки, способствующей раскрытию его индивидуальных способностей, творчества, изобретательности, стремления к достижению целей организации. Гибкость и гармония в отношениях между менеджером и работниками, управление не на основе формальных инструкций, а руководствуясь конкретными условиями и обстановкой. Системный подход. Управление, ориентированное на комплексный подход к решению проблем организации. При таком подходе предприятие рассматривается как сложная система с внутренними и внешними связями. Главная роль в управлении организацией отводится ее лидерам, элите руководителей. Вместе с тем в зависимости от обстановки действуют не только менеджеры, но и весь коллектив. В рамках системного подхода создана концепция управления «7-S». В нее вошли главные направления деятельности менеджеров: стратегия, структура, системы и процедуры, сотрудники, стиль управления, квалификация, ценности. Такой подход указывает на многомерность организации и необходимость учета множества внутренних и внешних переменных. Ситуационный подход. Данная концепция разработана в конце 60-х гг. Это способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Ситуационный подход не отвергает прежних достижений управленческой науки. Конкретные условия и ситуации требуют от менеджера творческого применения тех или иных подходов в менеджменте, так как одни и те же действия в различных условиях могут дать прямо противоположные результаты. Ситуационный подход предполагает знание средств профессионального управления, их сильных и слабых сторон. Менеджер должен правильно оценивать ситуации и принимать конкретные меры для эффективного управления. Таким образом, это не набор каких-то конкретных мер, а скорее способ мышления, охватывающий организационные проблемы и методы их решения.
1.2.2. Внешняя среда В управленческой теории положения о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, действующие извне на конкретную организацию, появились в конце 1950-х годов. Системный подход стал важнейшим вкладом в науку управления, поскольку выявил необходимость рассматривать организацию как целое, состоящее из взаимосвязанных частей, связанных, в свою очередь, с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой выбор наиболее подходящего в данной ситуации метода определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом. Внешняя среда характеризуется: взаимосвязанностью факторов — силой, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы; сложностью — числом и разнообразием факторов, значимым образом влияющих на организацию; подвижностью — относительной скоростью изменения среды; неопределенностью — относительным количеством информации о среде и уверенностью в ее точности. Внешние факторы — это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и в конечном счете на внутреннюю структуру и процессы в организации. Они так многочисленны и взаимосвязаны, что менеджер часто затрудняется при выборе тех, которые наиболее важны для принятия решений. Рассматривая эту проблему с точки зрения перспективы, полезно представить внешнее влияние на организацию как совокупность двух сред: косвенного и прямого воздействия.
Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые берут начало за пределами организации и обычно независимы от внутренней ситуации, сложившейся в ней. Она включает следующие компоненты. 1. Экологическое воздействие — имеет отдаленное влияние на процесс принятия решений. В 70-х годах XX в. в США беспокойство по поводу охраны окружающей среды повлекло за собой принятие законодательных актов об очистке воздуха и воды. В 1990-х годах были предприняты действия, направленные на консервацию источников минеральных ресурсов и их обогащение. Чем больше изучают проблему управления отходами, тем яснее становится, что даже мелкие источники вредных выбросов могут оказать губительное воздействие на природу из-за неправильной переработки. Участие, которое должны принимать менеджеры в поддержании экологического баланса, выражается не только в выполнении правительственных решений. Как ответственным лицам, менеджерам следует рассматривать некоторые взаимосвязанные вопросы при принятии решений: невозобновимые ресурсы — каменный уголь, нефть, серебро и некоторые другие — должны использоваться благоразумно до тех пор, пока не будут найдены либо созданы их заменители; вторичному использованию невозобновимых полезных ископаемых должно уделяться особое внимание и т.д. При грамотном управлении такие ресурсы, как леса, пашни, могут не только воспроизводиться, но и расширяться. 2. Экономическое воздействие — это влияние на деятельность организации таких факторов, как производство, распределение и потребление товаров и услуг в тех регионах, где она функционирует. Так как структура потребления более всего определяется изменением рыночных сегментов, необходимо, чтобы в каждой организации понимали экономические тенденции, влияющие на производство. Следует учитывать как на национальном, так и на международном уровне доступность кредитов, уровень доходов населения, предрасположенность его к расходованию накопленных средств. Реальная процентная ставка Центрального банка, уровень инфляции и тенденции роста национального продукта — дополнительные факторы, которые менеджер также должен учитывать при ведении дел.
3. Политико-правовое воздействие — ограничения в процессе принятия решения, являющиеся результатом правовых и управленческих рамок, внутри которых организация должна или желала бы действовать. Эти рамки налагают на фирму обязанности по защите потребителей и окружающей среды посредством торговых соглашений, антитрастовых законов, налоговых программ, установления минимального уровня зарплаты, регулирования цен и норм выбросов в окружающую среду, а также посредством административного воздействия и других акций. Одни законы по практическим и регулятивным функциям носят ограничивающий характер и, следовательно, имеют тенденцию к сокращению потенциальных доходов организации. Другие разрабатываются с тем, чтобы возместить убыток от действия первых, и направлены на защиту организации, поддержание ее прибыли. Это, например, правительственные субсидии или льготные кредиты на промышленные исследования. Таким образом, политико-правовое воздействие имеет двоякий характер: помимо наложения ограничивающих санкций оно может быть направлено на поддержание, стимулирование деятельности организации. 4. Социально-культурное воздействие, как и другие, подвержено динамике, поскольку люди неизменно пытаются контролировать или приспосабливать к себе окружающую действительность в соответствии со своими желаниями и нуждами. Социально-культурные условия влияют на решения менеджера. Так, они определяют, как потребители примут товар и какой товар они хотели бы принять. Социально-культурные рамки определяют восприятие рекламы, взгляды служащих на равные возможности при найме и веру конкурентов в этичные отношения. 5. Демографический прогноз – популярный и удобный путь, позволяющий предсказать подъем и упадок деловой активности. Это анализ демографических данных с целью определения тенденций, которые будут преобладать в будущем. Демографический прогноз оценивает население как будущий покупатель товаров и услуг. Учитываются прогнозы, в которые включены следующие основные изменения: численности мужчин и женщин; продолжительности жизни; среднего возраста населения; прироста населения; роста населения по регионам; постоянного и дискретного (единовременные сверхпоступления, которые расходуются на предметы роскоши) доходов, реальных доходов семьи; уровня занятости населения; образовательного уровня населения; средней численности семьи;
доходов по возрастным и другим группам. Хотя для сбора этих данных опрашивается очень много людей и цифры получаются достоверными, все же существуют причины, по которым нужно осторожно относиться к прогнозам. Во-первых, демографические исследования проводят редко, возможно один раз в 10 лет. Ценность полученных данных уменьшается к концу десятилетия. Но даже новейшие данные, которые накапливаются постоянно, страдают недостатками, поскольку со времени их сбора до публикации проходит определенное время. Во-вторых, наиболее распространенная форма подачи информации — фактические данные, составленные на основе непроверенного «сырого» материала, на их анализ и обработку уходит очень много времени. В-третьих, демографические исследования — это сухие цифры. Они не могут быть использованы менеджером для понимания культурных, социологических или психологических аспектов поведения покупателей. Несмотря на эти недостатки демографические исследования — мощный источник информации для составления прогнозных проектов при оценке различных факторов, которые могут повлиять на производство. 6. Технологическое воздействие — бизнес должен идти в ногу с технологическим прогрессом на всех стадиях производства: обработки сырья, дизайна, собственно производства, обслуживания, продвижения продукта к покупателю. Технологические инновации и структурно-технологические сдвиги очень важны в производстве. Технологические инновации — это развитие новых методов, процессов, продуктов, технологий на научной основе. Иногда их называют «исследования и достижения». Недавние достижения включают в себя лазерную технологию, полупроводники и уничтожение отходов путем сжигания в океане. Структурно-технологический сдвиг — поворот научных разработок в сторону производства потребительских товаров, например использование волокнистых оптических кабелей в телекоммуникациях, применение микроволновых антенн для телефонной связи на большом расстоянии. Среда прямого воздействия включает факторы, которые действуют на организацию, когда она пытается привлечь или приобрести необходимые ресурсы либо продать товар и услуги с хорошей прибылью. Наиболее влиятельные факторы среды прямого воздействия следующие. 1. Конкурентная позиция. Попытка изучить дела фирмы-конкурента — сверхсложный и часто дорогостоящий процесс. Среди данных, которые должны быть собраны и оценены по основным конкурентам, — доля на рынке, ширина производственной линии, эффективность продаж, основные преимущества товаров, конкурентоспособность цен, эффективность рекламы, удобство расположения и новизна, мощность и производительность, опытность, стоимость материалов, финансовая позиция, качество продукции, преимущества в разработке и развитии новых товаров, уровень квалификации персонала и общий имидж. Обладая этой информацией, организация будет в состоянии правильно оценить собственную позицию на рынке. 2. Потребители. Чтобы лучше планировать операции организации, предвидеть изменения емкости рынков и вовремя перераспределять ресурсы, необходимо изучать модели потребительского спроса. При создании портрета потребителя используются четыре основных типа информации: географический, демографический, психографический, поведенческий. Важно уяснить границы географического района, в котором есть или могут быть ваши покупатели. Географическое расположение обычно определяется национальными, религиозными, сельскими, городскими или столичными границами, плотностью населения и климатом. Почти каждый товар или услуга обладают определенными качествами, делающими его более привлекательным для жителей определенного района. Демографические переменные — факторы, обычно используемые для дифференциации групп потребителей: возраст, пол, размер семьи, стадия жизненного цикла, доход, религия, образование, национальность, социальный класс. Личность и стиль жизни часто лучше объясняют поведение покупателя, чем географические переменные. Изучение психологии покупателя — важный компонент деятельности менеджера. Психографические переменные, которые используются довольно часто, — это уровень общительности, автономность, консерватизм, авторитаризм, лидерство и амбициозность потребителей. Другой тип информации, который может быть использован при создании портрета потребителя, — данные о его поведении, набор факторов, используемых для объяснения или предсказания некоторых аспектов этого поведения. Информация об уровне потребления, поиске выгоды и верности фирме и т. д. может значительно помочь менеджерам при разработке деловой стратегии, направленной на получение максимальной прибыли. 3. Правительственное воздействие. Правительство в различной степени оказывает воздействие на все иностранные организации. Независимо от того, ведете вы свой бизнес, например, в Японии или в странах Западной Европы, на вас будет воздействовать торговая структура этой страны. Так же, как у себя на родине, деловая активность будет ограничена рамками закона. Необходимо играть по чужим правилам, и обязанность менеджера — их знать. Лучше сразу установить, каким авторитетом и властью обладает каждый департамент, чтобы не потратить время впустую. Кроме того, чем более централизованно принятие решений, тем больше должно быть применено различных рекламных подходов, направленных на людей, которые ответственны за принятие решений, даже если придется игнорировать интересы конечного пользователя или поставщика. 4. Трудовые ресурсы. Способность организации привлечь и сохранить служащих — бесспорный ключ к успеху, поэтому необходимо рассмотреть три аспекта, которые непосредственно влияют на успех в привлечении талантливых, умелых и обязательных служащих. Во-первых, это деловая репутация работодателя. Фирма, которая солидно выглядит, действует в регионе несколько лет, заинтересована в благосостоянии своих служащих, пользуется уважением и ценится за вклад в общее повышение благосостояния, с большей вероятностью сможет привлечь и удержать ценных работников, чем ее конкурент, демонстрирующий меньше подобных качеств. Во-вторых, местный уровень занятости. В зависимости от того, как развит деловой район, предложение обученного и опытного персонала может меняться. Новая производственная организация, набирающая обученных служащих в процветающем и развитом индустриальном районе, очевидно, столкнется с большими проблемами, чем такая же организация, расположенная там, где наблюдается экономический спад и где подобная фирма недавно сократила своих служащих. В-третьих, наличие и доступность необходимых знаний и навыков. Некоторые навыки людей настолько специализированны, что им приходится переселяться в другое место для того, чтобы найти подходящую работу и получать вознаграждение, соответствующее их умениям. С другой стороны, намного меньше вероятность того, что человек с обычными знаниями и навыками захочет переезжать на какое-либо расстояние для того, чтобы получить скромное повышение в зарплате или сделать маленький шаг вверх по служебной лестнице. Границы рынка труда довольно узки для непрофессиональных рабочих и канцелярского персонала. Организации вынуждены нанимать их на месте, а иногда сталкиваются и с дефицитом таких работников. Менеджеры тщательно следят за тенденциями на рынке трудовых ресурсов. Они заинтересованы в развитии у рабочих тех знаний и профессиональных навыков, дефицит которых будет в наибольшей степени ощущаться в будущем. 5. Заинтересованные лица. Влиятельных людей и группы, которые заинтересованы в действиях предприятия, называют заинтересованными лицами. Обычно в эти группы включают тех, кто оказывает влияние на менеджера, например конкурентов, поставщиков, потребителей, служащих, правительство. В понятие «заинтересованные лица» включают следующие сильные источники влияния на менеджера. • Общество в целом. Оно требует, чтобы организация принимала участие и делала вклад в общественную жизнь, выделяла солидную часть средств на поддержку правительства, назначала твердые цены на товары и услуги, разрабатывала технологии в своей области бизнеса, вела себя законно и этично. • Местная общественность. Заинтересована в том, чтобы организация обеспечивала постоянную занятость и твердую оплату труда, поддерживала местное правительство, принимала участие в благотворительных и культурных акциях и исполняла взятые на себя обязательства по отношению к обществу. • Акционеры. Как и непосредственные владельцы бизнеса, они требуют участия в распределении прибыли, дополнительных вкладах и преимуществах при ликвидации фирмы, имеют право голосовать своими акциями на ежегодных съездах акционеров компании, проверять документацию, перемещать акции, участвовать в выборах и выдвигать кандидатов в совет директоров. • Профсоюзы. Добиваются признания в качестве полноправного участника организации. Суммируя вышесказанное, можно заметить, что общество в целом ищет пути повышения общего уровня жизни и в этом видит смысл существования организации. Местная общественность хочет, чтобы организация была ответственным членом общества, акционеры заинтересованы в эффективном возврате инвестиций, а профсоюзы требуют стимулирования своих членов пропорционально их вкладу в успех организации. 6. Поставщики и кредиторы. Крепкие и надежные отношения между организацией, поставщиками и кредиторами — необходимое условие процветания. Успех компании зависит от источников финансовой поддержки, услуг, материалов и оборудования. Более того, организация иногда вынуждена просить своих кредиторов и поставщиков о таких услугах, как быстрая доставка, либеральные условия кредита или ненормированный заказ, для чего необходимы развитые, прочные и взаимовыгодные отношения с партнерами.
Понимая важность прочных отношений с поставщиками и кредиторами, менеджер должен оценить, каких выгод они ищут от сотрудничества с организацией. Обычно поставщики заинтересованы в своевременной выплате кредита, который они дали, и усиливают профессиональные и прочие отношения с организацией в условиях личного контакта и деловой практики, связанной с покупкой и получением организацией товаров и услуг. Кредиторы хотят своевременной выплаты процентов и возврата капитала от своих инвестиций, безопасности залогов, а также надеются на сравнительный приоритет при ликвидации организации. То есть поставщики и кредиторы усердно обеспечивают организацию ресурсами, которые ей нужны, лишь в том случае, если уверены, что возвратят свои инвестиции. Неудачи могут быть как на уровне косвенного, так и на уровне прямого воздействия на организацию. Среда косвенного воздействия — слишком крупный, сложный и мощный фактор, чтобы фирма могла его контролировать или влиять на него. Среда прямого воздействия, на которую менеджеры могут оказывать конструктивное влияние, часто не определяет финансовую деятельность компании. Таким образом, ключ к успеху — быть в курсе событий среды косвенного воздействия, предсказывать их влияние на отрасль, пытаться руководить организацией таким образом, чтобы в наибольшей степени использовать внешние воздействия с пользой для своей организации.
1.2.3. Внутренняя среда Внутренние факторы — это ситуационные переменные внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, внутренние переменные в основном результат управленческих решений. Однако это не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть. Так, монотонность и усталость, связанные с работой на конвейере, нельзя преодолеть, отказавшись от сборочных конвейерных линий, потому что, поступив так, организация поставит под угрозу свое существование. Вместо этого руководство признает неблагоприятное воздействие конвейера на работников и производительность и принимает меры, снижающие его. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, — это цели, структура, задачи, технология и люди. 1. Цели. Организация — это группа людей с осознанными общими целями. Ее можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. В ходе планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Цели могут быть самыми разнообразными, особенно в организациях различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены главным образом на производстве определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — затрат и получаемой прибыли. Эта задача отражена в таких целях, как рентабельность и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие организации не стремятся получать прибыль, их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Крупные организации имеют множество целей. Для того чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие цели руководства. 2. Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей. Понятие «функциональная область» относится к работе, которую выполняет то или иное подразделение для организации в целом, например маркетинг, производство, обучение персонала, планирование. Структурные переменные будут подробно рассмотрены ниже. Здесь же сосредоточим внимание на двух основных концепциях, имеющих отношение к структуре: специализированном разделении труда и сфере контроля. В большинстве организаций разделение труда не означает случайное распределение процессов между работниками. Специализированное разделение труда — это закрепление данной работы за специалистами, то есть теми, кто способен выполнить ее лучше с точки зрения организации как единого целого. В данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, применяется горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика, специалистов обычно группируют по функциональным областям. Как конкретно осуществить разделение труда в организации — вопрос, который относится к самым существенным в управлении. Выбор функциональных областей определяет основную структуру и в значительной степени — возможности успешной деятельности. Целесообразность способов разделения (работы между людьми — сверху вниз, до самого первого уровня — во многих случаях определяет конкурентоспособность организации. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Преднамеренное вертикальное разделение труда дает иерархию управленческих уровней. Центральная характеристика этой иерархии — формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется большое число людей, мы говорим о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, то есть каждому руководителю подчиняется небольшое число людей, можно говорить о многоуровневой структуре. Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри самой организации и во внешней среде могут влиять на нее. Более того, ни сфера контроля, ни относительная «высота» структуры организации не являются показателем ее размера. 3. Задачи организации. Еще одно направление разделения труда в организации — формулирование задач. Задача — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность предполагает решение ряда задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполнена таким способом и в такие сроки, как предписано, организация будет действовать успешно. Задачи организации традиционно подразделяют на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, инструментами, сырьем), информацией. Два других важных момента в работе — частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. В общем можно сказать, что управленческая работа носит повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода от низшего уровня к высшему. С исторической точки зрения изменения в характере и содержании задач были тесно связаны с эволюцией специализации. Специализация задач быстро нашла применение во многих простых операциях. С давних пор существовала тенденция углубления специализации и тем самым дробления всей работы на более мелкие операции. В нашем веке технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач глубокой и сложной. 4. Технология имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами. Однако ряд специалистов под ней понимают сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задач включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией; стандартизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий. В результате этих и более поздних инноваций технология и задачи стали сильно влиять на эффективность. Рассмотрим классификации, отражающие взаимоотношения задач и технологий. Классификация технологии по Вудворд. Из существующих систем классификации технологий наиболее известна система Джоан Вудворд — британской исследовательницы управления. Изучая производственные фирмы, она обнаружила, что все технологии можно разделить на три категории. 1. Единичное, малосерийное или индивидуальное производство, в котором одновременно изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для определенного покупателя по его спецификациям или является опытным образцом. 2. Массовое или крупносерийное производство — применяется при изготовлении большого числа изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Для такого типа производства характерны механизация, использование стандартных деталей и конвейерного способа сборки. Почти все потребительские товары изготавливают на базе технологии массового производства. 3. Непрерывное производство — используется для изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах с помощью автоматизированного оборудования, которое работает непрерывно. Классификация технологии по Томпсону. Социолог и теоретик организаций Джеймс Томпсон разработал систему, отличающуюся от предыдущей, но не противоречащую ей. По его мнению, технологии можно разделить на три следующие категории. 1. Многозвенные технологии — характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно. Сборочные линии массового производства — типичный образец такого вида технологии. 2. Посреднические технологии — их особенность во встречах групп людей, например клиентов или покупателей, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Например, банковское дело — это посредническая технология, которая связывает вкладчиков и тех, кто берет займы в банке.
Рис. 1. Взаимосвязь внутренних переменных
3. Интенсивные технологии — характеризуются применением специальных приемов, навыков или услуг для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство. Пример такой технологии — монтаж фильма. Категории, предложенные Томпсоном, не так уж сильно расходятся с категориями Вудворд. Многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового и некоторым формам непрерывного производства; интенсивные — индивидуальным. Их цель — достижение максимальной гибкости производства. Посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными и технологиями массового производства. Ими в основном пользуются, когда возможна и эффективна хотя бы некоторая стандартизация. Следует отметить, что ни один тип технологий не может считаться лучшим, каждый имеет преимущества и соответствует выполнению определенных задач и достижению конкретных целей. Покупатели определяют окончательную пригодность данной технологии, когда делают свой выбор. 5. Люди. Руководство достигает целей организации через деятельность работников. Следовательно, люди — это центральный фактор в любой модели управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; поведение руководителя, менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложны. То, как ведет себя человек в обществе и на работе, — следствие сложного сочетания индивидуальных характеристик личности (способностей, одаренности, потребностей, восприятия, ценностей и др.) и внешней среды. Среда, которую создает руководство, часто имеет большое значение и влияние на поведение работника. Следовательно, руководители должны стараться сделать эту среду способствующей достижению целей организации. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В совокупности они рассматриваются как социотехнические системы. Изменение одной из переменных в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например технологии, необязательно приведет к повышению производительности труда, если изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например на людях. Контрольные вопросы 1. Что такое среда организации? 2. Что такое внешняя среда организации? 3. Что такое внутренняя среда организации? Практическое задание 1. Укажите на степень применения принципов рационалистической школы управления к современным условиям: четко поставленные цели; признание ошибок и их причины; своевременная консультация профессионалов; дисциплина, контроль и своевременное поощрение; справедливость по отношению к работникам; единый источник руководства, единоначалие; быстрый, полный и надежный учет; нормирование расходования материальных средств и труда; наличие письменных инструкций для всех работников; подчинение индивидуальных интересов общим; разделение труда, специализация и кооперирование; инициатива, преданность и устойчивость персонала. 2.Выскажите свое отношение к принципам делового человека, сформулированным купеческой гильдией России в 1912 г.: уважай власть; будь честен и правдив; уважай право частной собственности; люби и уважай человека; будь верен слову; живи по средствам; будь целеустремленным. 3. Насколько правильно утверждение, что в современном менеджменте происходят изменения во взглядах: от власти труда - к власти разума; от бюрократического управления - к более простым формам; от независимости индивидуумов - к независимости коллектива; от менеджера - к лидеру; от формализованной власти - к неофициальной силе и влиянию. 4. Дайте анализ периодизации менеджмента, выскажите свое отношение к проблемам менеджмента и подходам к их решению.
Тест самоконтроля 1. Основателем бюрократической доктрины в теории менеджмента был… а) Ф.Тейлор б) А.Смит в) А.Файоль г) М.Вебер.
2. К основным положениям школы человеческих отношений в менеджменте можно отнести…. а) участие работников в управлении б) беспристрастность в) использование групповой самоорганизации г) применение экономико-математических моделей в управлении.
3. Возникновение раннего менеджмента связывается с… а) переходом от мануфактур к машинному производству б) проведением управленческих экспериментов в Хоторне в) началом ведения племенами людей оседлого образа жизни г) разработкой Ф.Тейлором концепции научного управления.
4) К основным положениям школы научного управления можно отнести… а) единство распорядительства б) нормирование труда в) научный подход к подбору и обучению персонала г) усиление разработки социальных аспектов трудовых ресурсов.
5) К основным положениям административной школы управления, сформулированным в виде правил, можно отнести… а) корпоративный дух б) применение экономико-математических моделей в управлении в) централизацию организации г) изучение поведения человека в организации. Рекомендуемая литература
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. 2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 3. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева - М.: Колос, 2000. -304 с. 4. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева, Коротнев В.Д и др. - М.: КолосС, 2007. – 424 с. 5. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Изд-во ЭКМОС, 1997. Дисциплинарный модуль 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|