Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.2 Методы управления




План:

2.2.1. Система методов управления

2.2.2. Экономические методы

2.2.3. Организационно-распорядительные методы

2.2.4. Социально-психологические методы

2.2.1. Система методов управления

Методы управления — это пути воздействия субъекта управле­ния на его объект для достижения определенного результата. Они отвечают на вопрос: каким образом реализуется управленческое воздействие.

Теория методов управления требует глубокой и тщательной про­работки, поскольку неправильное использование его инструментов способно привести к тяжелым последствиям, особенно при дефор­мациях или неправильном построении механизма управления.

Методы управления альтернативные и классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполага­ется непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание условий для получения определенных результа­тов. Можно выделить методы формального и неформального воз­действия. Их соотношение отражает характерные черты стиля уп­равления.

Наибольшее значение имеет классификация методов управле­ния на основе объективных законов, присущих системе управле­ния, а также потребностей и интересов лица или лиц, на которых направлено воздействие. По этому признаку выделяют экономи­ческие, организационно-распорядительные и социально-психо­логические методы.

Экономические методы основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира — приро­ды, общества и мышления. При их использовании опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и обще­ства.

Организационно-распорядительные методы базируются на пра­вах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Они предполагают использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы орга­низационных отношений.

Социально-психологические методы построены на формирова­нии и развитии общественного мнения относительно обществен­но и индивидуально значимых нравственных ценностей — добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д. Методы управления можно выбирать. Практика показывает, что наивысший эффект достигается в том случае, если применяет­ся система методов, в которой каждый из них дополняет и усили­вает другой. Понятие «система методов управления» означает, что все методы, которые могут быть применены в конкретной органи­зации, тесно взаимосвязаны и дают максимальный эффект только в случае их непрерывного и комплексного использования.

Степень использования различных методов управления, а также приоритет их применения определяется следующими факторами:

финансовое состояние организации и, как следствие, возмож­ность широкого использования экономических методов;

заинтересованность работников в конечных результатах;

размер организации и численность персонала;

тип предпринимательского бизнеса, организационно-правовая форма предприятия и сложившиеся управленческие структуры;

социальный состав работников;

уровень квалификации работников управления и исполнителей;

морально-психологический климат в коллективе;

авторитет руководства и органов управления.

При выборе средств воздействия на конкретного человека учи­тывают его индивидуальные особенности, мотивацию к труду, что для него представляется ценным из материальных и духовных благ.

Недопустимо ставить вопрос о приоритете тех или иных мето­дов управления. В различных обстоятельствах при решении раз­личных задач на передний план могут выдвигаться и иметь преоб­ладающее значение разные методы. Руководитель должен безуп­речно владеть всеми методами управления, обладать высокой эко­номической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть компетентным психологом и воспитателем.

Большое значение в управлении имеет оценка сравнительной эффективности, результативности методов, учет их взаимосвязей и взаимозависимостей, а также последствий использования.

Все методы управления могут использоваться на различных уровнях — государственном, отраслевом, территориальном, а так­же на уровне организации. Разумеется, управленческие методы будут существенно различаться в зависимости от уровня органа управления.

Рассмотрим методы, которые используются в организации.

2.2.2. Экономические методы

Экономические методы управления — это система экономи­ческих стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

Экономические интересы образуют в обществе систему, кото­рая может быть разложена на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами существуют диалектические противоречия. Противоречия не искусственные, а существующие изначально, объективно.

Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах сво­его труда как такового; во-вторых, в результатах труда производ­ственного коллектива, членом которого он является; в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества, затем производственных кол­лективов и каждой личности. Без создания материальных предпо­сылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное су­ществование личности и коллектива. Без обеспечения нормаль­ных условий деятельности коллектива невозможно развитие каж­дого работника.

Проблема сочетания личных, коллективных и государствен­ных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она предполагает решение целого ряда задач, например установление

В каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления, заработной платы и по­ощрительными и т. д. Применение экономических методов уп­равления необходимо для сознательного использования всей си­стемы экономических законов и категорий общественного раз­вития.

Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стра­тегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнози­рование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредит­ная система, налоги, страхование, лизинг и т. д.

Схема экономических рычагов управления АПК на региональ­ном уровне представлена на рис. 3.

 

 

 

Рис.3. Экономические рычаги управления региональными АПК

Бюджетная политика выражается в определении доли внутрен­него валового продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимо­отношениях между федеральной властью и субъектами Федера­ции, в структуре расходной части бюджета, в распределении рас­ходов между бюджетами разных уровней, в нахождении путей по­крытия дефицита бюджета. Она обеспечивает стратегические задачи развития АПК, направлена на выполнение программ, важ­нейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями, развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК.

Кредитная политика должна быть также направлена на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного производства. Систе­ма кредитования аграрной сферы пока неэффективна. Она недо­ступна для реального сектора АПК. Следует более широко ис­пользовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко может применяться ипотечное кредитова­ние. Важный стимул для развития сельского хозяйства — сезонное кредитование.

Ценовая политика в аграрном секторе имеет целью поддержать паритетные отношения между сельским хозяйством и другими от­раслями народнохозяйственного комплекса, создать условия для повышения доходности сельскохозяйственного производства, уве­личения объемов продукции, а также защитить отечественных то­варопроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.

Налоговая политика — основной инструмент государства, обес­печивающий, с одной стороны, существование его самого, с дру­гой — регулирование экономики общества в целом. Налоги затра­гивают и проблему национальной безопасности, так как непроду­манная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального производящего секто­ра экономики. Налоговая система должна быть предельно про­стой. Законодательные нормы о налогах должны действовать авто­матически, трактоваться однозначно.

Страхование представляет собой совокупность общественных отношений, связанных с образованием страхового фонда за счет взносов, вносимых его участниками, с централизацией в орга­низациях, осуществляющих проведение страховых операций, и с использованием на покрытие ущерба или осуществление дру­гих выплат лицам, в отношении которых проводится страхова­ние, в случае наступления заранее оговоренных случайных со­бытий.

Аграрный протекционизм — это система государственных меро­приятий, направленных на стимулирование отечественного про­изводства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главные инструменты аграрного протекционизма — пошлины на ввоз импортной продукции. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводите­лей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Определенную роль в защите отечественного продоволь­ственного рынка играют нетарифные барьеры, то есть система ли­цензирования для предъявления повышенных требований к каче­ству.

Система экономических методов управления на уровне организации опирается на такие рычаги хозяйствования, как планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.

Планирование. Призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления: распределение должностных полномочий руководителей и специалистов, подготовку кадров управления и повышение их квалификации, разработку технологии управления, содержания управленческого труда.

Единство планового управления производством и деятельностью управленческих работников обеспечивает планомерное и динамичное развитие коллектива. Большое значение имеют формирование прогрессивной структуры общественного производства, сбалансированное и пропорциональное его развитие, эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов. Выполнение этих задач требует постоянного совершенствования планирования. Основные пути его следующие: широкий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, текущих и оперативных планов; внедрение прогрессивных экономических нормативов; применение технических средств; использование бирж, ярмарок, аукционов для эффективной работы; развитие договорных отношений.

Экономический анализ. Необходим для эффективного управления, правильного решения экономических и социальных проблем. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае невыполнения выяснение причин 'ого; изучение передового опыта и возможностей его использо­вания; определение путей повышения эффективности производ­ства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д.

Экономическое стимулирование — базируется на создании для всех подразделений равных экономических условий, обеспечении равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.

В более широком смысле экономическое стимулирование включает применение в качестве стимулов развития производства таких рычагов, как цена, себестоимость, кредит, прибыль, рента­бельность и т. д. Использование их должно быть комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без исключения) и системным (охватывать все иерархии объекта управления). Конечная цель системного и комплексного использования методов стиму­лирования — создание объективных условий для эффективной ре­ализации социально-экономических законов общественного раз­вития в интересах личности, коллектива и общества.

Единство интересов еще не означает их рациональное, эффек­тивное и тем более оптимальное сочетание в производстве, распределении, обмене и потреблении. Поскольку экономические интересы — категория динамичная, подвижная, экономические рычаги способны оказывать на них крайне противоречивое влия­ние: и стимулирующее, и тормозящее, поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее действие всех рыча­гов механизма управления.

Экономические рычаги можно рассматривать по уровням вли­яния. Так, категория заработной платы — один из важнейших эко­номических рычагов, действующий на уровне личности работни­ка; на уровне коллектива таким рычагом могут выступать при­быль, рентабельность; на уровне общества — фондоотдача, окупа­емость инвестиций, экологичность производства и т. д.

 

2.2.3. Организационно-распорядительные методы

Особое место в системе методов управления занимают органи­зационно-распорядительные методы. В них входят приемы и спо­собы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти — указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Эти методы устанавливают обя­занности, права, ответственность каждого руководителя и подчи­ненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управле­ния. Они должны обеспечивать персональную ответственность ра­ботников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов.

Основа организационно-распорядительных методов — органи­зационные отношения, объективно существующие в любом обще­стве, любой социально-экономической системе. На их базе фор­мируются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения — это прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.

Организационные отношения объективно заданы не только зако­нами общественного развития, но и социально-экономическими и политическими условиями, то есть имеют объективную и субъектив­ную природу. В любом случае они служат основой для построения иерархии власти, системы соотношения прав и ответственности. Эта система играет решающую роль при построении организационно-распорядительных методов управления. Для того чтобы они работа­ли эффективно, необходимы два основных условия:

сбалансированность прав и ответственности на каждом уровне, что создает тождественность субъекта и объекта управления;

сбалансированность прав и ответственности между уровнями управления; при этом каждый промежуточный уровень должен выступать в качестве передающего устройства, не создающего по­мех и перекосов в системе управления.

При нарушении этих требований неизбежно начинают доми­нировать права в ущерб ответственности. Система превращается в автократическую или охлократическую, следствием чего становят­ся диктат центра, парад суверенитетов, безответственность работ­ников промежуточных уровней управления.

Организационно-распорядительные методы выражаются в основном в прямом директивном воздействии органов власти на управляемые системы, вследствие чего их часто называют ад­министративными. Это не совсем верно. Ряд организационно-распорядительных методов имеет характер не прямого, а кос­венного воздействия на подчиненных — рекомендации, предложения, советы.

Организационно-распорядительные методы разнообразны, од­нако их можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами воздействия здесь служат регламенты, нормы, инструк­ции, директивные требования, ответственность и полномочия, приказы, распоряжения и т. д. Выделяют три группы организационно-распорядительных методов:

распорядительные;

организационно-стабилизирующие;

дисциплинирующие.

Их используют комплексно, они тесно взаимосвязаны (рис. 4).

Рис. 4. Классификация организационно-распорядительных методов управления

 

 

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда используют вместе с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирова­ние. Направления их действия следующие:

обеспечение стабильности организационных структур социаль­но-экономической системы и условий их функционирования;

подчинение каждого процесса, протекающего в социально-экономических системах, власти.

 

При этом все организационно-распорядительные методы дол­жны применяться в комплексе, способствуя стабилизации систе­мы. Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправо­мочен, поскольку они имеют различные природу и спектр дей­ствия, а поэтому взаимодополняемы.

Регламентирование включает следующие методы управления:

общеорганизационные, определяющие принципы устройства предприятия и органов власти;

структурные, от которых зависит структура органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;

должностные, регламентирующие должностной статус каждого лица, обладающего властью;

функциональные, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.

Проблема использования регламентирующих методов заключа­ется в том, что во многих сферах направления регламентации слишком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность от­дельных звеньев системы. В других случаях регламентация рас­плывчата, а иногда вообще отсутствует.

Нормирование основано на использовании нормативов. Поня­тие норматива следует отличать от понятия нормы. Норма — это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив — это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу. К нормирую­щим методам управления относятся нормативы:

времени (затраты времени на единицу товара, на потребителя и т. д.);

численности (число медработников, приходящихся на 1 тыс. человек, и т.д.);

величины (предельно допустимая концентрация вредных ве­ществ в 1 м3 производственных помещений и др.);

выработки (объем продукции, произведенной за единицу вре­мени, и т. д.);

соотносительности (соотношение числа студентов и препода­вателей в вузе и др.).

Использование норм и нормативов — исключительно важно, их недооценка может привести к тяжелым последствиям.

Инструктирование образует широкую сферу действия организа­ционно-распорядительных методов управления. Оно включает различные виды информирования:

предостережение;

разъяснение;

ознакомление;

совет и т. д.

Инструктирующие методы управления преследуют цель ознакомить работников с последствиями необдуманных, нео­правданных или непрофессиональных действий, способных повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответствен­ность.

Распорядительное воздействие в сельскохозяйственных орга­низациях осуществляется в форме приказов и распоряжений, постановлений общего собрания и собрания уполномоченных, прав­ления, проведения планерок и совещаний.

Приказ издает руководитель линейной службы в порядке ис­полнения постановлений и распоряжений вышестоящих органов. Это письменное или устное требование руководителя к подчинен­ным выполнить определенное задание с указанием сроков выпол­нения, используемых средств и других условий. Выполнение при­каза обязательно для всех работников, к которым он относится.

Распоряжение может отдавать каждое должностное лицо по вопросам, которые входят в круг его непосредственных обязанно­стей. Например, главный агроном издает распоряжение по технологии производства, главный экономист — по планово-экономи­ческому отделу и т. д. Распоряжение отличается от приказа тем, что его можно обжаловать у руководителя организации.

Постановление — это распорядительный документ коллегиаль­ных органов, например постановление общего собрания коллек­тива.

Планерка — важнейшая форма оперативного распорядитель­ства в сельскохозяйственных организациях. Непосредственное об­щение руководителей хозяйства со специалистами, бригадирами, заведующими фермами и другими руководителями подразделений позволяет получить детальную информацию о положении дел в хозяйстве и наметить план-наряд на предстоящий период.

Производственное совещание — одна из форм оперативного рас­порядительства. Хорошо организованные собрание, совещание и заседание — эффективный рычаг управления, поскольку позволя­ют одновременно информировать подчиненных об итогах работы, распределять задания, согласовывать сроки выполнения работ, обсуждать различные варианты решений, поощрять передовиков и т. д. Совещание следует созывать лишь в тех случаях, когда дей­ствительно необходимо коллективно решать ряд вопросов. Следу­ет помнить, что объем информации, которую получает руководи­тель на совещании, не всегда оправдывает отрыв от работы боль­шого числа специалистов.

Важная форма распорядительного воздействия — устное указа­ние, которое отдают подчиненным руководители всех уровней уп­равления. Оно относится непосредственно к подчиненному и предписывает, кто, где, когда и как должен действовать.

Объективная необходимость в организационно-распорядитель­ных методах управления не подлежит сомнению, поскольку они — составная, органичная часть дисциплины в самом широком смыс­ле. Четкое и безусловное соблюдение дисциплины — закон функ­ционирования больших технико-экономических и социальных систем, безопасности и развития общества. Вместе с тем организа­ционно-распорядительные методы требуют учета изменяющихся условий, несоблюдение этого требования приводит к возникнове­нию и развитию разрушительных тенденций в системе. При ис­пользовании этих методов необходимо учитывать динамику, дви­жение, многообразный, вероятностный характер причинно-след­ственных связей, процессов и явлений в природе, обществе, мыш­лении, поэтому регламенты, нормы, инструкции должны со временем изменяться.

2.2.4. Социально-психологические методы

В жизни общества и отдельной личности огромная роль при­надлежит морально-этическим категориям, ценностям, пред­ставлениям о нормах этики, взаимоотношений между людьми. Целенаправленное формирование общественного мнения, его ориентация создают необходимые условия для проявления соци­альной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного сознания, социальной активно­сти, основывающиеся на общественно значимых морально-эти­ческих категориях и ценностях, образуют в совокупности соци­ально-психологические, или воспитательные, методы управле­ния.

Важнейшая задача социально-психологических методов — обеспечение благоприятного морально-психологического клима­та в коллективе:

отсутствие давления руководителей на подчиненных;

взаимная требовательность и общая ответственность;

доброжелательная и деловая критика;

свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;

высокая степень взаимопомощи.

Объекты социально-психологического управления:

личностные характеристики работников, а также их психо­логические и психофизиологические особенности;

способы организации труда и рабочих мест;

система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

информационное обеспечение и его использование;

система стимулирования работников;

морально-психологический климат в коллективе;

социально-бытовые условия;

инфраструктура региона.

Управление социально-психологическими процессами вклю­чает:

• анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов со­циально-психологических процессов;

• организацию выполнения поставленных задач;

• регулирование социально-психологических процессов.

Поскольку духовная жизнь общества отличается исключитель­ным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды групп людей, социально-психологические методы также весьма разно­образны. В связи с этим особую важность приобретает их класси­фикация. Один из возможных способов классификации — состав­ление иерархии социальных процессов по уровням:

общество;

коллектив;

группа;

личность.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это главным образом воздействие средств массовой информации, пропаганды на население страны, регио­нов, социальные слои с целью формирования представлений о ха­рактере общественного развития и состоянии социально-массо­вых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевре­менность информации несут не только средства массовой инфор­мации, но и органы государственной власти.

На уровне коллективов и групп действуют методы, включаю­щие:

оценку индивидуальных качеств работников;

выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств.

На этом уровне конкретизируются законы развития общества, формируется и проявляется личность каждого. Организующая сила коллективного общения формирует не только профессио­нальные качества, но и развивает личность. Тем самым соци­альная устремленность коллектива органично связывается с мо­рально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития социально-психологических методов управле­ния практически характеризует уровень развития коллектива как социальной целостности, систему его социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический климат.

Методы управления на уровне коллектива наиболее адекватны правилам коллективного поведения, формирования коллективной этики.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процесса­ми действуют на уровне взаимоотношений между членами кол­лектива или отдельной группы.

Чаще всего руководителю приходится решать задачи формиро­вания трудового коллектива, определения путей и направлений его социального развития. Саморазвитие коллектива возможно лишь при тщательном выполнении процедур подбора, расстановки и закрепления кадров, определении перспектив удовлетворе­ния потребностей в творческом труде, удовлетворенности личнос­ти (профессиональная учеба, самообразование, самовыражение, развитие творческого потенциала и т. д.). При подборе кадров не­обходимо учитывать комплекс социально-демографических и профессиональных квалификационных качеств работника, в ко­тором нет и не может быть второстепенного и малозначимого. Стабильность коллектива зависит от уровня взаимодействия (фор­мального и неформального), интенсивности общения. Однако и интенсивность общения должна быть величиной регулируемой.

При управлении организацией коллективов выделяют три ос­новные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и до­ведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и ре­зультатов.

Первая стадия — ориентация и адаптация — работники при­сматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источни­ком информации служит руководитель. Он информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению, расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных задач и культуру исполне­ния. Уже на этой стадии выделяется группа активных и инициа­тивных исполнителей.

На второй стадии значительно усиливается процесс самоорга­низации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предпо­лагает, что уровень административного вмешательства руководи­теля должен уменьшиться, на смену ему все в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояль­ность друг к другу (на основе высокого профессионализма и об­щей культуры). Акцент делается на позитивные сдвиги, тенден­ции, проявления личностных свойств, поддержка и развитие ко­торых — обязанность руководителя.

Третья стадия — интеграция коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Формируются коллективное мнение о нормах поведе­ния, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудни­чества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частных целей каждой личности.

На уровне личности методы управления представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и главным образом руководитель. В методах управления индивидуально-личностным поведением основа — личный пример, когда руководитель либо сам демонст­рирует образцы нужного поведения, либо указывает на пример­ных работников. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителя на достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориентирующих воздействий — создание обстановки, условий, направля­ющих поведение личности к проявлению ее лучших созидательных качеств.

В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежит моральному сти­мулированию, которое позволяет работникам глубже осознать со­циальную значимость и необходимость своего труда как нрав­ственного долга перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую диффе­ренцированную связь между результатами труда и мерой мораль­ного поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно связано с материальным. Здесь требуются тактичность, вы­сокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.

Моральное стимулирование включает поощрение как коллек­тива, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процессы координации, кооперации и взаимопомощи. Поощре­ние может активизировать и процессы выдвижения некоторых ра­ботников, требует особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивидуального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотноше­ний.

Необходимо учитывать, что моральное поощрение, не под­крепляемое материально, также быстро теряет свою силу, как и материальное, не сопровождаемое уважением коллектива и обще­ства.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой система методов управления?

2. Перечислите экономические методы управления. Раскройте их сущность.

3. Перечислите организационно-распорядительные методы управления. Раскройте их сущность.

4. Перечислите социально-психологические методы управления. Раскройте их сущность.

 

Тест самоконтроля

1. Контроль, осуществляемый в ходе проведения работ:

а) предварительный;

б) заключительный;

в) текущий.

 

2. Какое поведение выберет работник при контроле его деятельности:

а) ориентированное на контроль;

б) сопротивление контролю;

в) верны ответы а) и б)?

 

3. Роль обратной связи в управленческом цикле выполняет:

а) планирование;

б) организация;

в) мотивация;

г) контроль;

д) регулирование;

е) учет.

 

4.... контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем (введите ответ).

 

5. Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является:

а) баланс;

б) бюджет;

в) финансовый отчет за прошедший период времени;

г) заключение аудиторской проверки.

 

 

6. К экономическим методам управления не относится:

а) кредитная политика;

б) хозрасчет;

в) инструктаж;

г) балансовый метод.

 

7. Социально-психологические методы управления закладывают в организации основы формирования:

а) инфраструктуры;

б) иерархии;

в) порядка;

г) культуры.

 

8. Для повышения эффективности действующей в организа­ции системы стимулирования деятельности сотрудников руководитель должен преимущественно использовать методы управления:

а) мотивационные;

б) социально-психологические;

в) экономические;

г) организационно-распорядительные.

 

9. Контроль является эффективным, если:

а) предотвращает отклонение от плана;

б) обеспечивает дисциплину;

в) его результаты превышают затраты на него;

г) способствует выработке новых стандартов.

 

10. Термин... в теории менеджмента обозначает процесс, при помощи которого руководство получает информацию о со­стоянии дел по выполнению плана в ходе решения управлен­ческих задач:

а) «контроллинг»;

б) «планирование»;

в) «учет»;

г) «надзор».

 

11. Одновременно на социальные и материальные интересы людей могут оказывать влияние методы управления:

а) социально-психологические;

б) организационно-распорядительные;

в) интеграционные;

г) экономические.

 

12. В функцию контроля входят:

а) разработка стандартов (эталонов);

б) сравнение результатов контроля с эталоном;

в) разработка мероприятий, необходимых для достижения целей.

 

13. Деловые игры и кейс следует отнести к методам управ­ления:

а) социально- психологическим;

б) финансовым;

в) педагогическим;

г) экономическим.

 

14. Можно ли сказать, что стандарты - это конкретные цели, которые должны быть достигнуты и в отношении которых осу­ществляется контроль полученных результатов:

а) да;

б) нет.

 

15. К социально-психологическим методам управления можно отнести:

а) издание методических указаний по выполнению работ;

б) разработку положения об отделе стратегического планирования;

в) медицинское обслуживание в организации;

г) премирование сотрудников.

Рекомендуемая литература

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998.

2. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Резу. – М.; ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 504 с.

3. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева - М.: Колос, 2000. -304 с.

4. Управление в АПК Королев Ю.Б., Мазлоев В.З., Мефед А.В. и др.. – М.: Колос, 2002

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...