Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4.1. Финансовый менеджмент




План:

4.1.1. Сущность финансового менеджмента

4.1.2. Цель и задачи финансового менеджмента

4.1.3. Финансовая политика организации

4.1.1. Сущность финансового менеджмента

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систе­му денежных отношений, возникающих в процессе формирова­ния основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств, их распределения и использования.

В процессе участия финансов организации в производственно-хозяйственной деятельности возникают многообразные финансо­вые отношения, прежде всего на уровне организации и внутри нее: с бюджетом и внебюджетными фондами, с кредитными, стра­ховыми организациями, налоговой службой; с аудиторскими фир­мами и инвестиционными институтами; с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами, другими хозяйствующими субъектами.

Финансовые отношения внутри организации возникают при формировании собственного капитала (основного и оборотного), в процессе образования и распределения прибыли, формирования фондов и ресурсов. Они охватывают также отношения с персона­лом по оплате труда, выплате дивидендов и процентов по облига­циям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации, с акционерами, не являющимися членами трудового коллектива.

Финансовые отношения на уровне организации охватывают отношения с поставщиками и покупателями, заказчиками и под­рядчиками, транспортом, с филиалами и дочерними организация­ми, другими хозяйственными звеньями при создании совместных организаций.

Финансовые отношения с бюджетом складываются в процессе уплаты налогов и других платежей, при получении ассигнований из бюджета, субсидий и трансфертов, в процессе получения и воз­врата бюджетных кредитов.

Отношения организации с внебюджетными фондами возникают при перечислении средств в государственные внебюджетные фонды как социального, так и производственного назначения.

Финансовые отношения организации с кредитной системой весьма обширны. Отношения с коммерческими банками начина­ются с открытия расчетных (текущих) счетов, на которых хранятся денежные средства организаций. Далее следуют расчеты за бан­ковские услуги, операции по безналичным расчетам, в процессе получения и погашения кредитов, уплаты процентов за кредит. Развиваются отношения, связанные с новыми видами услуг бан­ков; лизингом, факторингом, форфейтингом. Отношения с банка­ми могут возникать и при покупке и продаже валюты, других опе­рациях.

Финансовые отношения со страховыми организациями и ком­паниями определяются условиями имущественного и личного страхования, новых форм страхования ответственности, финансо­вых и коммерческих рисков.

Финансовые отношения с налоговой службой возникают при уплате или неуплате налогов и сборов в бюджет, штрафов в случае просрочки или сокрытия платежей. С инвестиционными институ­тами, фондами, компаниями финансовые отношения развиваются по мере расширения рыночных условий хозяйствования, в частно­сти приватизации. Эмиссия и размещение ценных бумаг, инвестиции в другие операции на финансовом рынке все более становятся определяющим фактором финансового состояния организаций. Финансовые отношения с аудиторскими фирмами возникают в процессе контроля за производственно-хозяйственной деятельно­стью организаций.

Разнообразные виды финансовых отношений организации, выраженные в денежной форме, не односторонние, а взаимные, отражающие движение денежных средств как от хозяйствующих субъектов, так и к ним. Соотношение встречных потоков денеж­ных средств, преобладание одного либо другого направления вли­яют на финансовое состояние организации и определяют перс­пективы ее развития.

Финансовый менеджмент — это система управления финансами коммерческой организации, направленная на развитие и совер­шенствование финансовых отношений путем постоянного вне­дрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства.

Необходимые условия функционирования финансового менед­жмента — частная собственность на средства производства и землю; самофинансирование предпринимательской деятельности; рыноч­ное ценообразование; рынок труда, товаров и капитала; четкая рег­ламентация государственного вмешательства в деятельность орга­низаций, подкрепленная системой рыночного законодательства.

Управление финансами состоит в следующем:

разработка и реализация финансовой политики хозяйствующе­го субъекта;

принятие решений по вопросам организации финансов, выра­ботка методов реализации этих решений;

информационное обеспечение управления путем составления и анализа финансовой отчетности;

оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;

финансовое планирование и контроль;

организация аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта.

Эффективное управление финансовой деятельностью основы­вается на следующих положениях.

• Взаимосвязь финансового менеджмента с общей системой управления. Любое управленческое решение в любой сфере дея­тельности (производственной, хозяйственной, инвестиционной, социальной и др.) прямо или косвенно влияет на движение де­нежных средств и в конечном итоге на финансовый результат дея­тельности организации.

• Интеграция с производственным, инновационным и некото­рыми другими видами функционального менеджмента. Необходи­мо отметить, что инвестиционный менеджмент — это часть фи­нансового менеджмента.

• Внутренний контроль финансовых потоков — важен для организации управления движением доходов и расходов. Внутрен­ний контроль — это необходимое условие достоверности данных, используемых для формирования финансовой отчетности.

• Ориентация на стратегические цели развития организации — приоритетное направление при оценке проектов управленческих решений по финансовым отношениям. Проекты управленческих решений, ориентированные на текущий момент, должны быть от­клонены, если они не согласовываются со стратегическими плана­ми организации или подрывают основу формирования устойчи­вых финансовых ресурсов за счет мобилизации внутренних источ­ников в обозримом будущем.

• Многовариантность управленческих решений — предполага­ет предварительный анализ каждого решения в отношении эф­фективности формирования и использования финансовых средств с учетом возможных альтернатив. Многовариантность проектов управленческих решений позволяет выбрать для реализации опти­мальное с помощью критериев, которые предприятие само разра­батывает и согласовывает.

Финансовый менеджмент выполняет три основные функции: воспроизводственную, распределительную и контрольную.

• Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении непрерывного кругооборота капитала. Участвуя на всех стадиях расширенного воспроизводства, финансы способ­ствуют росту собственного капитала и доходности организации.

• Распределительная функция финансов заключается в обслу­живании процесса воспроизводства, влиянии на все его стадии с целью возмещения стоимости потребленных средств производ­ства, образования доходов, формирования фондов целевого на­значения. На основе данной функции формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы.

• Контрольная функция финансов проявляется через способ­ность объективно отражать состояние экономики хозяйствующего субъекта и отрасли в целом. Инструментом реализации функции выступает финансовая информация, заключенная в показателях бухгалтерской и оперативной отчетности.

Финансовый менеджмент играет ключевую роль в экономичес­ком управлении организацией. Его качество определяется прежде всего стратегическими конкурентными преимуществами на рынке капиталов. Отличительная черта стратегического финансового ме­неджмента и критерий его успеха — не соизмерение полученных доходов и затрат, а величина капитала, обслуживающего воспро­изводственные процессы, контролируемого предпринимательской структурой и обеспечивающего накопления и инвестиции. Важ­нейшие элементы здесь — гибкость и адаптивность, что позволяет быстро реагировать на происходящие перемены, вносить коррек­тивы в стратегию организации, избавляться от неэффективных методов финансирования.

В рамках текущего финансового менеджмента уделяется много внимания стимулированию коммерческой инициативы, росту производительности труда, рационализации издержек производ­ства и обращения. В пределах стратегического финансового ме­неджмента абстрагируются от стимулирования, затраты оценива­ются только в связи с фактором окупаемости, а капиталовложе­ния — с позиций будущей прибыли. Текущий финансовый менед­жмент ориентирован на внутренние источники финансирования, обеспечивающие самоокупаемость. Для него решающую роль иг­рает эффективность использования имеющихся в распоряжении организаций денежных средств в конкретный отрезок времени. Стратегический финансовый менеджмент нацелен на поиск путей накопления капитала и перераспределения финансовых ресурсов в наиболее перспективные сферы бизнеса или в расширение мас­штабов деятельности.

 

4.1.2 Цель и задачи финансового менеджмента

Цель управления финансами — выработка и применение мето­дов, средств и инструментов для достижения целей, стоящих пе­ред хозяйствующим субъектом или его производственным подраз­делением.

Задачи финансового менеджмента тесно связаны с деятельнос­тью организации и включают:

анализ и оценку активов организации и источников их финан­сирования;

определение объемов и направлений использования финансо­вых ресурсов, обеспечение развития экономики организации;

разработку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных проектов;

оптимизацию структуры оборотных средств;

контроль за состоянием и эффективностью использования фи­нансовых ресурсов.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объект и субъект. Объект управления — сово­купность условий осуществления денежного оборота, кругооборо­та стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых от­ношений между хозяйствующими субъектами и их подразделени­ями в процессе производства. Субъект управления — это группа людей, организационная структура, которая посредством различ­ных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправ­ленное функционирование объекта. Воздействие субъекта на объект управления характеризуется следующим.

Любой объект управления представляет собой систему. Фи­нансовая система входит в социально-экономическую систему предприятия. Главное свойство социально-экономической сис­темы — это то, что в ее основе лежат интересы людей, поскольку основной ее элемент — человек. Финансовая система включает финансовые фонды: денежные, основные, оборотные, обраще­ния, уставный капитал. Для финансов хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы выступают финансы структурного подразделения (отделения, цеха, бригады, фермы). Для финансов структурного подразделения в качестве неделимо­го элемента системы рассматриваются финансовые ресурсы (сумма выручки от реализации продукции, величины постоян­ных и переменных затрат). Каждому элементу присущи различ­ные свойства. Свойства элементов финансовой системы позво­ляют вывести общее правило управления: стремиться к финансо­вой устойчивости системы в целом, а не тех или иных его эле­ментов и подсистем.

Воздействие субъекта на объект, то есть сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления всегда предполагает получе­ние, передачу, переработку и использование информации.

Принципы организации финансов на предприятиях АПК едины, что обусловлено общими законами рыночного производства и сущностью денег.

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что организация самостоятельно вне зависимости от организационно-правовой формы определяет направления экономической дея­тельности, вложений денежных средств в целях извлечения при­были. В рыночной экономике существенно расширяются права организации в коммерческой деятельности, размещении инвести­ций. Рынок стимулирует к поиску новых сфер вложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих динамике потре­бительского спроса. Однако саморегулирование хозяйственной деятельности организации сочетается с государственным регламентированием их взаимоотношений с бюджетами разных уров­ней, внебюджетными фондами. Государство определяет амортиза­ционную политику.

Принцип самофинансирования означает полную самоокупае­мость затрат на производство и реализацию продукции, выполне­ние работ, оказание услуг, инвестирование в развитие производ­ства за счет собственных денежных средств, а при необходимос­ти — банковских и коммерческих кредитов. По ряду объективных причин не все организации агропромышленного комплекса, в первую очередь сельского хозяйства, способны полностью реали­зовать этот принцип. Для обеспечения достаточной рентабельнос­ти им требуются бюджетные ассигнования.

Принцип материальной ответственности за ведение и результа­ты хозяйственной деятельности предполагает, что организации, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долго­срочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового зако­нодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае не­эффективной деятельности к организации может быть применена процедура банкротства. Для руководителей принцип материаль­ной ответственности реализуется через систему штрафов в случае нарушения организацией налогового законодательства. К отдель­ным работникам применяют систему штрафов, лишение премий, увольнение.

Принцип материальной заинтересованности связан с основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибы­ли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам организации, собственно организации и государству в целом. На уровне работников реали­зация этого принципа должна быть обеспечена достойной зара­ботной платой за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляе­мой на потребление в виде премий, вознаграждений, материаль­ной помощи, выплатой процентов по облигациям и дивидендов по акциям. На уровне организации этот принцип может быть реа­лизован путем проведения государством оптимальной налоговой политики и соблюдения экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли из фонда потребления и накоп­ления.

Принцип обеспечения финансовыми резервами продиктован усло­виями предпринимательской деятельности, которая сопряжена с определенными рисками невозврата вложенных средств. Финан­совые резервы, способны укрепить положение организации в кри­тические моменты хозяйствования. Они формируются предприя­тиями всех организационно-правовых форм из чистой прибыли, после уплаты налогов и обязательных платежей в бюджет. Вместе с тем денежные средства, направляемые в финансовый резерв, це­лесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легко быть превращены в на­личный капитал.

На организацию финансов оказывают влияние два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования и отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяет со­держание финансовых отношений в процессе формирования уставно­го (складочного) капитала. Формирование имущества коммерческих организаций основано на принципах корпоративности. Имущество государственных, муниципальных организаций формируется на базе государственных и муниципальных средств. По-разному решается и вопрос распределения прибыли. Прибыль коммерческих организа­ций, оставшаяся после ее распределения в установленном порядке, распределяется между участниками на принципах корпоративности. Прибыль унитарных организаций после уплаты налогов и других обя­зательных платежей целиком остается в распоряжении организации и используется на производственное и социальное развитие.

Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производ­ственных фондов, длительность производственного цикла, круго­оборот средств, источники финансирования простого и расши­ренного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресур­сов, формирование финансовых резервов.

В сельском хозяйстве главное средство производства — земля. Разные уровень плодородия почв и расположение земельных уча­стков способствуют образованию абсолютной и дифференциаль­ной ренты. Особенность отрасли — самовоспроизводство. Значительная часть произведенной продукции не принимает товарную форму, а участвует во внутрихозяйственном обороте.

Зависимость производства от природных явлений вызывает не­обходимость создания страховых и резервных фондов в натураль­ной и денежной формах. Постепенное и неравномерное нараста­ние затрат, единовременный возврат средств в результате реализа­ции продукции приводят к тому, что сезонные затраты товаропро­изводителям выгоднее покрывать за счет кредита, а не за счет собственных средств, поэтому кредиты банков имеют в сельском хозяйстве большее значение, чем в других отраслях.

Организации III сферы АПК — это связующее звено между производством сельскохозяйственной продукции и ее потребле­нием. Они способствуют завершению кругооборота общественно­го продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его не­прерывность. Специфика их деятельности состоит в сочетании операций производственного характера (сортировка, фасовка, упаковка, переработка и хранение сельскохозяйственных продук­тов) с операциями, связанными со сменой форм стоимости, то есть непосредственно с реализацией продукции. Это обусловлива­ет особенности в составе и структуре оборотных средств, значи­тельная часть которых вкладывается в товарные запасы.

 

3.4.3 Финансовая политика организации

Финансовая политика — это совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления фун­кций и задач развития, касающихся сфер, средств и форм деятель­ности организации, системы взаимоотношений внутри нее, а так­же позиций ее во внешней среде.

Финансовая политика задает направление финансовой дея­тельности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает направляющее влияние на финансовые процессы. Она заключается в постановке целей и задач финансового управле­ния, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соот­ветствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобили­зации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, спосо­бы и критерии оценки эффективности и целесообразности фор­мирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.

Цель финансовой политики — построение эффективной систе­мы управления финансами, направленной на решение стратеги­ческих и тактических задач предприятия.

Основные задачи финансовой политики следующие:

• обеспечение источников финансирования производства;

• недопущение убытков и увеличение массы прибыли;

• выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью повышения его эффективности;

• минимизация финансовых рисков;

• рациональная организация финансовых потоков и расчетов, обеспечивающая максимальную отдачу и минимальный риск;

• рациональное вложение полученной прибыли в расширение производства и потребление;

• поиск резервов улучшения финансового состояния и повы­шения финансовой устойчивости организации на основе эконо­мического анализа.

Объект финансовой политики — хозяйственная система органи­зации, а также любые виды и направления хозяйственной деятель­ности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами.

Предмет финансовой политики — внутрифирменные и межхо­зяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые ре­зультаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобрете­ния и выпуска ценных бумаг.

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач. Эффективность финансовой политики как уровень достижения наилучшего резуль­тата при наименьших затратах измеряется показателями финансо­вой эффективности работы подразделений и организации в це­лом, эффективности направления и использования финансовых потоков, материальных и трудовых ресурсов.

Основное средство реализации финансовой политики — фи­нансовый механизм организации. Финансовый механизм включа­ет виды, формы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.

Структура финансового механизма достаточно сложна. Множе­ственность взаимосвязей предопределяет применение большого числа элементов финансового механизма. Сферы и звенья финан­сового механизма отличаются различной степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Так, например, для бюд­жетного механизма характерна система из многих видов налогов, а также разнообразных направлений использования средств и мето­дов финансирования.

Элементы финансового механизма образуют его конструкцию, которая приводится в движение путем установления количествен­ных параметров каждого элемента, то есть определения ставок и норм изъятия, объемов фондов, уровня расходов и т. д.

Количественные параметры и способы их определения — наи­более мобильная часть финансового механизма, так как она чаще всего подвергается корректировке.

Элементы финансового механизма — финансовые отношения как объект управления, финансовые рычаги, методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение фи­нансового управления.

• Финансовые отношения — это принципы и система взаимо­действия сторон бизнеса в процессе инвестирования, кредитова­ния, налогообложения, применения финансовых рычагов, страхо­вания и т. д. Законодательная и нормативная базы устанавливают правила финансового управления и ведения финансовых опера­ций, права и обязанности руководства и исполнителей в финансо­вых отношениях организации.

• Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, способов, приемов и средств воздействия управляю­щей системы на хозяйственную деятельность организации. К ним относят прибыль, доход, цену, заработную плату, проценты, диви­денды, финансовые санкции и т. д.

• Финансовые методы объединяют в себе бухгалтерский учет (финансовый и управленческий), экономический анализ (финан­совый и управленческий), финансовые мониторинг, планирова­ние, регулирование, контроль, бюджетирование.

• Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий) обеспе­чивает финансовую политику необходимой информацией.

• Экономический анализ — главный инструмент построения и оценки финансовой политики, выявления тенденций, измерения пропорций, планирования, прогнозирования, определения фак­торов, исчисления их влияния на результат, выявления неисполь­зованных резервов. На основе анализа делают экономически обо­снованные выводы и разрабатывают рекомендации по совершен­ствованию управления производственной системой.

• Финансовый мониторинг (мониторинг финансового состоя­ния) — система непрерывного контроля и анализа за финансовым состоянием и результатами работы организации.

• Методы бюджетирования образуют систему построения и проведения финансовой политики в планах и прогнозах, в коли­чественной оценке. Эти методы обеспечивают также контроль над процессом реализации финансовой политики.

Финансовое регулирование — это способность влиять на фи­нансовые процессы и их результат.

• Финансовый контроль позволяет проверять сохранность ка­питала, определять соответствие реальных процессов целям фи­нансовой политики, устанавливать ответственность за нарушение финансовой дисциплины.

Контрольные вопросы

1. Какова сущность инновационного менеджмента?

2. Какова цель финансового менеджмента?

3. Перечислите задачи финансового менеджмента.

4. Для чего необходима финансовая политика организации?

 

Рекомендуемая литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998.

2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

3. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева, Коротнев В.Д и др. - М.: КолосС, 2007. – 424 с.

4. Управление в АПК Королев Ю.Б., Мазлоев В.З., Мефед А.В. и др.. – М.: Колос, 2002

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...