Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5.2. Коллектив и его особенности




 

План:

5.2.1. Понятие коллектива и его виды

5.2.2. Взаимодействие человека и коллектива

 

5.2.1. Понятие коллектива и его виды

Коллектив - это группа людей, объединенных общнocтью целей, задач и мето­дов деятельности.

Формальный коллектив - группа людей, объединенная по при­казу или воле руководителей организации для осуществления тру­довой деятельности.

Неформальный коллектив - спонтанно образовавшаяся группа людей, взаимодействующая в интересах достижения групповых или индивидуальных целей.

Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие суще­ствующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собствен­ных позиций, беспринципность, некритичность.

 

 

Типы формальных коллективов

           
   
   
 


 

Группы Производственные группы Комитеты

руководителей (рабочие, целевые группы)

 

Причины образования неформальных групп

 
 

 

 


Стремление удовлетворить Возможность прямого Потребность в защите от

потребность в принадлежности обращения за помощью неблагоприятного

к коллегам внешнего окружения

 

Потребность в доступе Склонность к взаимодействию

к неформальному каналу с теми, кто рядом, взаимные

информации симпатии, взаимоуважение

 


Деятельность неформальных групп

(возможная направленность)

               
       
 

 

 


Поддержка руководства или Социальный или произ- Сопротивление

противодействие ему водственный контроль переменам и реорганизации

за членами группы

 

Работа в интересах Деятельность крими-

конкурирующей организации нального характера

Два подхода к взаимодействию человека и организации

       
   
 

 


Человек подбирается для выполнения Работа или должность подбирается

определенной работы или должности: для человека:

 

идет поиск специалиста идет поиск работы,

соответствующей человеку

человек назначается на работу

работа закрепляется за человеком

Традиционный подход

новаторский подход (главным образом

японские фирмы)

 

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

 

 

Методом независимого осмысления Методом группового осмысления

ситуации (проблемы) и формирования ситуации (проблемы) и

предложений (метод «Дельфи») формулирования предложений

(метод «Мозговой атаки»)

МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТАПЫ

Наличие целей и правил игры Ознакомление с целями и порядком работы

Высокий профессионализм Ознакомление с проблемой

Умение творчески мыслить Индивидуальное обдумывание проблемы

Минимальное знакомство с проблемой Неупорядоченное перечисление идей

Сильный руководитель Уяснение и обсуждение идей

Выбор окончательного решения Ранжирование предложений

МЕТОД «ДЕЛЬФИ»

Изолированное генерирование идей
Оценка идей экспертами
Постановка задачи независимыми специалистами

В учебниках, вобравших в себя американские представления об управлении процессом труда, рабочая сила (работники) описывает­ся как организация или группа людей. В основе действий этих групп лежат корпоративные интересы и индивидуализм.

В других учебниках люди в процессе труда представлены как трудовой коллектив, в основе которого преобладают коллективист­ские начала. Такой подход в большей мере разделяют японские, китайские и российские ученые. Здесь индивидуум подчинен ин­тересам и целям коллектива, в то же время коллектив защищает и удовлетворяет интересы личности.

Следовательно, в процесс е производства всегда борются два направления - индивидуализм и коллективизм. Первый исповеду­ют буржуазные ученые, отстаивающие приоритет частной формы собственности в различных ее видах. Второй - коммунистические идеологи, ратующие за общественную собственность на основные средства производства. Отсюда и проистекает различие в подходах к проблеме.

Возникновение коллективов уходит своими корнями в глубь веков: начиная от борьбы человека за выживание - к простой кооперации, разделению труда и мануфактуре, машинам и крупной промышленности - до современного производства. В наше время самая рабочая сила и коллективный труд претерпели значительные изменения по сравнению с прошлым. Резко возросла степень напряженности труда, мера ответственности за его результаты. Люди приводят в действие сложнейшие машины и механизмы, оборудо­вание и приборы, используют новейшие технологии, трудятся в условиях предельно высоких или низких температур и давлений. Значительно возросла степень опасности производства для его работников и в целом для окружающей среды. Частым явлением стал стресс.

В этих условиях сегодня работают коллективы трудящихся, идет процесс управления их деятельностью. Кроме того, в нашей стране сложилась сложная социально-экономическая обстановка, все предприятия испытывают финансовые и другие трудности.

Следует подробно разобрать вопрос о направлениях изменений, происходящих в коллективах под действием этих и других причин.

Как сегодня соотносятся формальный и неформальный коллекти­вы, какова роль того и другого?

Механизм образования формальных и неформальных коллекти­вов можно рассмотреть, используя следующую упрощенную схему:

 

При подготовке и обсуждении вопроса о психологической ха­рактеристике коллектива следует обратить внимание на то, что каждый коллектив несет в себе определенные особенности, обус­ловленные родом его деятельности и условиями, в которых осуще­ствляется его деятельность. Трудовой коллектив промышленного предприятия, коллектив ученых, коллектив учащихся, коллектив суда или прокуратуры, воинский коллектив и другие заметно отли­чаются друг от друга. Эти отличия обусловлены: количественной определенностью; различием целей, задач и методов заботы; вре­менными рамками; профессионализмом руководителей и исполни­телей; стилем руководства и т. д.

В каждом коллективе складываются: свой психологический климат, морально-нравственные нормы, настроения работников и другие психологические черты. Трудовой коллектив не раз и навсег­да данное образование. Возникнув по воле руководства, он начинает свое развитие, проходит ряд стадий, меняет одни свойства и качества на другие, взрослеет, стареет и распадается, исчерпав свою миссию.

На каждом из периодов своего развития в коллективе происходят изменения психологического состояния. Они обусловлены прито­ком в его ряды новых сотрудников и уходом старых, изменениями внутренних и внешних условий работы и другими обстоятельствами. К характеристике психологического состояния коллектива относят:

1. Психологический климат - настроение работников, отноше­ние к делу и людей между собой. Он может быть благоприятным, что ведет к росту производительности труда, и неблагоприятным, снижающим результативность работы.

2. Сплоченность - взаимное тяготение людей друг к другу, един­ство действий и устремлений, способность отстаивать интересы всего коллектива и его отдельной личности.

3. Совместимость людей в коллективе - соответствие личных целей, устремлений, ценностей групповым и индивидуальным.

4. Восприятие или отклонение нововведений, степень конформиз­ма, следование традициям, обычаям, привычкам.

 

5.2.2. Взаимодействие человека и коллектива

Каждый человек не один раз переживал процесс вхождения в новый коллектив. Вспомните свои наиболее яркие впечатления и взгляните на процесс с позиций руководителя коллектива. Станет ясно, что и для Вас и для нового сотрудника возникает целый ряд трудностей. При каких условиях можно считать, что работник стал полноправным членом данного коллектива?

Вопрос о взаимодействии человека и коллектива можно начать с выяснения факторов, оказывающих на управленческую деятель­ность и взаимоотношения большое влияние. Американские ученые Майк Вудкок и Дэйв Френсис в начале 80-х гг. опубликовали книгу «Раскрепощенный менеджер», в которой выделили 11 таких факторов. По их мнению, в течение 10 лет именно они должны оказывать наибольшее влияние на отношения в коллективе и управленческую деятельность. С тех пор прошло 20 лет. Что изменилось? На занятии обсудите эти факторы и дайте свое заключение.

Факторы

1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному рас­стройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценно­сти.

3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому менеджеры должны четко определить цели как выполняемой всеми работы, так и собственные.

4. Организационные системы не в состоянии обеспечить необ­ходимое обучение, требующееся современному руководителю, по­этому каждый менеджер должен постоянно поддерживать уровень своего развития.

5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения зачастую ограничены. В связи с этим способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.

6. Постоянная борьба на рынке сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательными и способными гибко реагировать на изме­нения ситуации.

7. Традиционные иерархические отношения затрудняются, и, естественно, руководителям следует использовать навыки влияния на окружающих, не прибегая к приказам.

8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпа­л и свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

9. Огромные затраты и трудности связаны сейчас с эффективным использованием наемных работников, в связи с чем от каждого менеджера требуется более умело руководить людскими ресурсами

10. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания». Поэтому менеджерам необходимо умение не только самосовершенствоваться, но и помочь другим быстро освоить все передовое.

11. Сложные проблемы во все большей мере требуют объедине­ния усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь объединять сотрудников в группы, которые способны быстро осваивать задачи и показывать хорошие результаты.

Данные факторы желательно рассматривать в связи с конкрет­ными ситуациями, складывающимися в том или ином коллективе.

Контрольные вопросы

1. Понятие коллектива.

2. Виды коллективов и их различия.

3. Сущность факторов, оказывающих влияние на управленческую деятель­ность и взаимоотношения.

4. Назовите истоки противоречий между личностью и группой, а также между группами.

5. По каким причинам образуются и развиваются неформальные коллективы?

6. Какие меры необходимо предусмотреть в работе с формаль­ными и неформальными группами в условиях предстоящей пере­стройки деятельности или структурного преобразования предприятия?

Рекомендуемая литература

1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

2. Менеджмент (Современный российский менеджмент)): Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Резу. – М.; ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 504 с.

3. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева, Коротнев В.Д и др. - М.: КолосС, 2007. – 424 с.

4. Рева В.Е. Деловое общение, уч. пособие, Пенза ПГУ, 2003.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...