Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4.2. Инновационный менеджмент




План:

4.2.1. Понятие инновационного менеджмента

4.2.2. Основные этапы процесса инновации

4.2.3. Инновационная политика

4.2.4. Управление процессом инновации

4.2.5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве

 

4.2.1. Понятие инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегическо­го управления, осуществляемого на высшем уровне руководства орга­низацией. Его цель — определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в следую­щих областях: разработка и внедрение новой продукции (инноваци­онная деятельность); модернизация и усовершенствование выпус­каемых товаров; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Основное внимание в инновационном менеджменте уделяют выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реали­зацию. Разработка и внедрение новых видов продукции становят­ся приоритетным направлением стратегии организации, так как определяют остальные направления ее развития.

Инновационный менеджмент предполагает:

разработку планов и программ инновационной деятельности;

наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедре­нием;

рассмотрение проектов создания новых продуктов;

проведение единой инновационной политики;

обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

обеспечение инновационной деятельности квалифицирован­ным персоналом;

создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства продукции.

На характер и направленность инновационного процесса влия­ют четыре основные группы факторов.

1. Информированность о нововведениях. Вероятность «про­никновения» новшества в организацию и его внедрение зависят от числа новшеств, о которых известно, а также от оценки их эффек­тивности. Информированность частично зависит от качеств ра­ботников организации, отчасти от эффективности поиска нов­шеств.

Будет ли конкретное новшество внедрено, зависит от правиль­ности постановки проблемы и оценки предложенного новшества. Чтобы новшество было одобрено, оно должно восприниматься как способ устранения отклонения от намеченного или ожидае­мого результата.

2. Внешняя подконтрольность — это степень, в которой орга­низация зависит от внешней среды или несет ответственность пе­ред внешними системами. Известная форма такой зависимости — потребность в заемных средствах, кадрах, клиентуре, которые
организация получает из внешней среды.

3. Резервные ресурсы — те, которые еще не задействованы на другие цели. Наличие у организации резервов играет важную роль в увязке нововведения и проблемы. Все новшества требуют затрат на внедрение, некоторых ресурсов. Резерв может быть в наличии либо специально создаваться.

4. Организационная структура. Такие переменные, как центра­лизация, формализация, сложность, интегрированность, откры­тость, оказывают влияние на восприятие и осознание организаци­ей проблем, поиск средств их решения и само принятие решений.

Объекты управления в системе инновационной деятельности следующие.

• Инновационная активность — концентрация потенциальных знаний и навыков на соответствующих иерархических уровнях и определенных видах деятельности. Осуществление в потенциаль­ных объектах специальных проектов (научно-промышленно-инновационных) обеспечивает «расшивку узких мест» путем внедрения эффективных нововведений. Важно подчеркнуть, что ключе­вые предпосылки организации конкретного проекта, включая вы­бор схемы и объемов финансирования, — предложения новатора­ми адресного научно-прикладного продукта и наличие у заинтере­сованного предпринимателя или менеджера экономико-управлен­ческого решения по превращению такого продукта в реальное нововведение.

• Инновационно-финансовые ресурсы — могут быть рисковым капиталом, вкладываемым для получения высоких прибылей, или некоммерческими, такими как субвенции, для которых отдачей служит достижение целей, важных для устойчивого развития. Ти­пичный терминал коммерческого рискового капитала — венчур­ная фирма, а бесприбыльного — общественный научный фонд. Соответственно в первом случае его источниками будут предпри­ниматели и рисковые инвесторы, во втором — спонсоры с некоммерческой мотивацией.

• Инновационный климат — это своеобразная «питательная среда», которая обеспечивает благоприятный фон для взаимодей­ствия охарактеризованных выше факторов инновационной дея­тельности. Подобная среда включает систему необходимых соци­альных, юридических, экономических, информационных и других институтов, поддерживающих как нововведенческую деятель­ность, так и самих новаторов. К типичным примерам организаци­онных построений, способствующих формированию инновацион­ного климата, можно отнести виртуальные корпорации, технопо­лисы, бизнес-инкубаторы, кибернетические информационные пространства.

Нововведение часто выступает как необходимость, и в том слу­чае, если признано, что без нововведений не решить возникших перед организацией проблем, его внедрение неизбежно. В то же время к нововведениям надо подходить с достаточной осторожно­стью. Следует понимать, что всякое нововведение ведет к наруше­нию устойчивости системы, вызывает в ней внутреннее напряже­ние. Специалисты в области инноватики отмечают определенное противоречие между функционированием организации и ее изме­нением. Функционирование предполагает циклическое воспроиз­водство каких-то действий, результатов и может быть эффектив­ным только в случае, когда оно регулярно и стабильно. Стабиль­ность целей, состава, структуры, системы организации есть важ­ное условие ее функционирования. Всякое же нововведение на какое-то время «сбивает» функционирование, изменяет его пара­метры и таким образом нарушает равновесие в системе. Противо­речие между целью, стабильностью системы и ее изменениями называют инновационным. Разрешение его, сохранение стабиль­ности системы возможно через искусное поэтапное осуществле­ние инноваций, так, чтобы система, меняясь в одних своих эле­ментах, сохранялась как устойчивое образование в других.

 

4.2.2. Основные этапы процесса инновации

Под инновационным процессом понимают последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследова­ний и разработок новой технической идеи до практического вне­дрения созданного на ее основе изделия.

Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.

• Фундаментальные исследования, сбор и систематизация ин­ формации по соответствующей проблеме о потребностях и тен­денциях развития. Цель этого этапа — осознание потребности и возможности изменений; познание явлений окружающего мира и
открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возмож­ности реализации.

• Прикладные исследования, направленные на определение
способов применения результатов предыдущего этапа и их уточ­нение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Конечный результат этапа — техническое задание, рекомендация, образец.

• Опытно-конструкторские разработки — направлены на со­здание новых образцов, прошедших испытания и пригодных для производственного и коммерческого использования.

• Освоение производства нового изделия — предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соот­ветствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, повтор­ный отсев неперспективных вариантов, разработку и проектиро­вание технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освое­ние выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содей­ствие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение ново­введения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный про­цесс включает потребление.

Укрупненно можно выделить два уровня инновационной дея­тельности: стратегический и операционный.

Стратегическая инновационная деятельность призвана решать глобальные проблемы организаций по выживанию в долгосроч­ной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение спроса.

Она требует значительных ресурсов, исполнители проекта кон­курируют в их потреблении с исполнителями текущих заданий.

Операционная инновационная деятельность обслуживает теку­щие краткосрочные цели организаций — получение текущих при­былей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций — отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, его тех­нической подготовки. Такие изменения происходят в организа­ции довольно часто, и они нуждаются в управлении.

Процесс внедрения нового продукта состоит из нескольких этапов.

1. Систематизация имеющихся идей — сбор информации:

о технологических изменениях на рынке, нововведениях, науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работах подраз­делений, данных служб маркетинга, сбытового аппарата организа­ции, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);

потенциальных возможностях организации в отношении раз­работки и освоения продукции, определения степени и размеров риска;

целевых рынках, долгосрочных тенденциях их развития.

2. Отбор идеи нового продукта, определение возможностей практической ее реализации:

выяснение степени технологической общности новых и тради­ционных изделий;

соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии раз­вития;

определение патентной чистоты будущего изделия.

3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга:

техническая разработка продукта, в процессе которой идея приобретает вид конкретного проекта;

определение его технико-экономических характеристик, оцен­ка качества и потребительских свойств;

оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж, определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;

наличие ресурсов для производства новой продукции: техноло­гических машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансов;

сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок;

анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.

4. Создание нового продукта:

разработка конкретной программы создания продукта с рас­пределением обязанностей по подразделениям организации;

создание образца и проведение технических испытаний (про­верка на экологичность, безопасность и пр.);

определение наименования товара, его товарного знака, офор­мления, упаковки, маркировки.

5. Тестирование на рынке:

тестирование на ограниченном рынке в течение трех месяцев

по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.);

выбор оптимальных каналов реализации;

выбор средств и методов рекламы;

организация технического обслуживания.

6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производ­ство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:

коммерческое обоснование нововведения — объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров, известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с по­купателями и потребителями;

производственные возможности фирмы — использование име­ющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифициро­ванным персоналом;

финансовые возможности — общая сумма инвестиций в массо­вое производство и сбыт, источники финансирования, предпола­гаемые результаты на расчетный период;

соответствие нормативным показателям — стандартам, госу­дарственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции;

обеспечение патентной защиты нововведения.

 

 

4.2.3. Инновационная политика

Основные направления государственной инновационной по­литики следующие:

создание благоприятных условий для саморегулирования ин­новационного процесса (формирование правовой базы, стимули­рование инновационной деятельности, развитие инновационной инфраструктуры);

увеличение доли государственных расходов на НИОКР в об­щем объеме бюджетного финансирования, увеличение инвести­ций в инновации посредством прямого кредитования и через сис­тему пропорционального участия в финансировании инновацион­ных проектов;

повышение инновационной активности через стимулирование частных инвестиций в предпринимательство.

Не менее важное значение имеет реализация политики на ре­гиональном уровне. Необходима поэтапная разработка концепту­альных основ региональной инновационной политики.

Первый этап состоит в формировании информационной и фактологической базы исследования для определения приоритет­ных направлений, целей и программы инновационной политики в регионе. Содержание второго этапа предполагает систематизацию полученной информации с целью определения уровня и основных характеристик научно-инновационного потенциала региона. Тре­тий этап заключается в мониторинге научно-инновационной сфе­ры для определения уровня наиболее эффективных инструментов реализации потенциала региона. Итог четвертого этапа — разра­ботка программы региональной инновационной политики, а так­же конкретных форм и методов региональной поддержки иннова­ционной активности.

Инновационная политика организации определяется состоя­нием инновационного потенциала. Инновационный потенциал — это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достиже­ние поставленной инновационной цели, то есть реализовать про­ект или программу инновационных стратегических изменений.

Потенциал организации имеет две составляющие: готовность к стабильной производственной деятельности и готовность к инно­вациям.

Инновационная политика организации выступает, во-первых, как средство реализации общей ее хозяйственной политики и, во-вторых, как средство решения ее оперативно-хозяйственных за­дач. Она ориентирует деятельность организации на те направле­ния, которые могут обеспечить повышение эффективности про­изводства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укрепление экономическо­го потенциала фирмы.

Инновационная политика организации может быть различной.

1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению, создание новых изделий с высо­кой технико-экономической эффективностью и активным воз­действием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, серьезных заделов в научно-техничес­кой деятельности, достижений в области фундаментальных, при­кладных наук и опытно-конструкторских работ, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое произ­водство. Характерная особенность современного этапа заключает­ся в том, что конкуренция фактически начинается на этапе НИ­ОКР и разработки новой продукции.

2. Выпуск новых для данной организации видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. Предполагает­ся ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей ли­деру, либо на следование за лидером. В том и другом случае реша­ется вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими тех­нико-экономическими показателями либо имитации продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует мощ­ной базы опытно-конструкторских работ и быстрого реагирова­ния на требования рынка путем создания новшеств, воплощаю­щих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае организа­ция не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возмож­ность быстро выйти на рынок с продукцией, основанной на новых технических решениях, и «снять сливки», пока рынок не насы­щен. Вместе с тем следует ориентироваться на изыскание новых возможностей новинок.

3. Ориентация производства на техническое обновление вы­пускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономи­ческих показателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкури­рующими организациями.

Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективно­сти деятельности с учетом необходимости снижения издержек и совершенствования технологии производства. Для реализации та­кой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на от­носительно невысокие издержки производства благодаря исполь­зованию стандартизированных частей и деталей при выпуске мо­дификаций изделий.

Инновационная политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоен­ной продукции и реализовываться на основе составления про­грамм освоения новых изделий и технологических процессов. Она может предусматривать выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе собственных разработок товаров — аналогов новинок, появившихся на рынке, или заимствования научно-тех­нических достижений других организаций путем приобретения лицензий, «ноу-хау», а также выпуск продукции на основе меж­фирменного кооперирования, получения компонентов и деталей новой конструкции, обеспечивающих модернизацию изделий, улучшение их технико-экономических характеристик. Такая по­литика предполагает непрерывное совершенствование конструк­торской базы, работы дизайнеров и инженеров.

Модификация изделий может происходить за счет внесения незначительных изменений, повышающих удобство пользования, внедрения в заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов (модификация применительно к конкрет­ным рынкам).

4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рын­ках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения (и на какой срок) налаженного производства или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степе­ни морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же товара на различных рынках.

Правильная инновационная политика имеет для организации важное значение, поскольку позволяет сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности. Политика должна обеспечивать непрерывное совершен­ствование и обновление вьпускаемой организацией продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции, внедрения ее в массовое производ­ство. Речь идет как о затратах на такую деятельность, так и о сро­ках реализации намечаемых работ. Реализация инновационной политики осуществляется путем разработки программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достиже­ния. Такие программы способствуют наращиванию научно-техни­ческого потенциала организации для последующих нововведений.

Инновации в любом из секторов экономики требуют финансо­вых вложений. Для того чтобы извлечь дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить со­циально-экономический эффект, необходимо осуществлять фи­нансовые вложения.

В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнова­ния бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собствен­ные средства организаций.

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию иннова­ций ограничены доходами бюджетной системы.

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность мо­гут осуществляться как в форме межгосударственных, межправи­тельственных программ по научно-техническому и экономическо­му сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубеж­ных финансовых организаций и частных предпринимателей.

Собственные средства организаций остаются основным источ­ником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в Рос­сии сохранили достаточный объем оборотных средств, получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятель­ность.

4.2.4. Управление процессом инновации

Управление процессом инновации заключается в выполнении различных функций — маркетинга, планирования, организации, контроля — в направлении решения специфических вопросов. Оно охватывает не только производство, но и научно-исследова­тельские и конструкторские работы, сбыт, финансы, коммуника­ции, то есть все стороны деятельности организации.

Среди проблем и задач, которые обычно рассматривает и реша­ет менеджмент продуктовых инноваций при выходе на рынок с новым продуктом, следующие.

1. Исследование рынка нового продукта (потребители, емкость рынка, эластичность желаемого спроса по цене продукта, пред­почтения потребителей в отношении качественных параметров, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, до­полняемость и заменяемость нового продукта по отношению к другим продуктам и услугам и т.д.); выбор целевых сегментов рынка для нового продукта и его модификаций, а также стратегии его продвижения к потребителям (методы ознакомления покупа­телей с продуктом, сертификация, реклама, работа с клиентами).

2. Прогнозирование длительности, характера и стадий жизнен­ного цикла нового продукта. На основе прогноза принимают ре­шения о размере и характере создаваемых производственных мощностей, оптимальных капиталовложениях, методах амортиза­ции специального технологического оборудования, выборе между покупкой и арендой оборудования, типах и сроках трудовых кон­тактов с привлекаемыми работниками, степени их переквалифи­кации и т. д.

3. Определение способов продажи нового продукта. Выбор по­
средников того или иного типа, организация фирменной торгов­ ли, продажа через оптовые торговые организации.

4. Исследование рынков ресурсов (материалов, комплектую­щих изделий, полуфабрикатов), необходимых для производства и продажи нового продукта, с целью выяснения их доступности, прогнозирования стабильности конъюнктуры, возможного ее
ухудшения, удорожания ресурсов.

5. Подбор субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового продукта комплектующих изделий, оборудования, осна­стки (при необходимости изыскание специфических способов сти­мулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, созда­ние совместных предприятий, вхождение в партнерство и т. д.).

6. Проработка возможных вариантов кооперации с конкурента­ми по поводу разработки и освоения технически сложного и (или) рискового продукта.

7. Комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования (краткосрочного и долгосрочного) объемов выпуска, цен и контрольных цифр по це­нам закупки ресурсов и операционным расходам.

8. Оценка эффективности и планирование инновации как ин­вестиционного проекта с использованием критериев ее ценности, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений.

9. Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.

10. Выбор организационной формы создания, освоения и раз­мещения на рынке нового продукта — планирование, финансиро­вание и мониторинг инновационного проекта, внутренний и вне­шний венчур.

11. Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, осво­ения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта — лицензии, трансферты дочерним фирмам, командировки специалистов, выдача либо выполнение зака­зов на исследование и разработки, научно-техническое сотрудни­чество и др.

Если новым является не продукт, а процесс (технология, орга­низация производства и управления), проблемы и задачи менедж­мента инноваций аналогичные, с той лишь разницей, что опреде­ляющим становится не создание нового рынка для новых продук­тов, а возможность с помощью более производительных техноло­гий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Таким образом, основным в менеджменте инноваций выступает подход с позиций перспективности на рынке.

Резко возрастает роль инновационных стратегий, поскольку именно нововведения определяют все другие направления разви­тия организации. Соответственно возникает необходимость в специфических инструментах управления нововведениями, сти­мулировании новаторских усилий, поддержании коммуникаций, создании партнерства в сфере инноваций, а также в системе «на­ука—производство—сбыт—послепродажное обслуживание». Кар­динально меняются подходы к использованию кадров, что предус­матривает организационную культуру, построенную на мотива­ции, поддержание и совершенствование творческой атмосферы, создание дееспособных команд, поиск и стимулирование творчес­ких людей.

Приоритетными направлениями инновационного менеджмен­та следует признать прежде всего структурную перестройку науч­но-технической сферы, поиск оптимальных соотношений между затратами на нововведение и результатами их реализации, ком­мерциализацию инновационной деятельности, ее правовое обес­печение.

Управление инновационной деятельностью в организации предполагает создание таких отношений, которые позволили бы более полно использовать творческий потенциал коллектива.

• Безоговорочная поддержка инновационных идей руковод­ством. Ценностные установки руководителей во многом способ­ствуют созданию в организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поис­ку и реализации нововведений.

• Всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставля­ются все возможности реализовать новаторские идеи (в продуктах, процессах, организационных методах). Это эффективный способ борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими свежие, нетривиальные идеи.

• Высокий уровень и постоянное совершенствование комму­никаций. Когда проблему «штурмуют» с разных сторон, образуют­ся новые информационные комбинации и связи на каждом уров­не управления, возникает более широкий ряд решений, поэтому инновационные структуры стремятся усилить циркуляцию ин­формации между подразделениями и отдельными сотрудниками. Непременное условие «мозговой атаки» — никто не имеет права подвергать критике высказанные точки зрения. Свобода мнений при выдвижении идей должна быть гарантирована системой, по­ощряющей многообразие и несхожесть.

• Применение стиля, называемого «участие в управлении». Ра­ботники должны быть вовлечены во все фазы внедрения иннова­ции и принятия решения. Такое участие предупреждает сопротив­ление персонала технологическим и организационным нововведе­ниям, способствует улучшению показателей производственной деятельности.

• Использование комплексных мотивационных систем, вклю­чающих различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности и, кроме того, широ­кий набор мер социально-психологического воздействия на ра­ботников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют в случае, если руковод­ство организации поддерживает в них чувство социальной значи­мости и защищенности, ответственности и возможности профес­сионального и должностного роста.

При управлении инновациями следует учитывать влияние не­гативных факторов.

• Отсутствие надежной информации о действиях конкурентов. Если конкурирующая организация, выпускающая аналогичную продукцию и действующая на том же сегменте рынка, приступила к осуществлению инноваций, аналогичных предлагаемым, необ­ходим поиск новых решений.

• Недостаток информации об эффективной и новой технике или технологии. Учитывая то, что инновации связаны с весьма су­щественными материальными затратами, недостаток подобной информации может повлечь резкое ухудшение финансового со­стояния организации вплоть до ее банкротства.

• Моральное старение инноваций. При разработке иннова­ционных мероприятий следует учесть период их осуществления, срок начала эксплуатации новой техники или технологии, а также оценить возможность появления в течение этого периода более новых и совершенных образцов техники или технологии.

• Повышение эксплуатационных затрат при осуществлении инноваций. Весьма вероятна ситуация, когда внедрение новой техники ведет к увеличению затрат по ее обслуживанию и эксплу­атации. Поэтому при оценке эффективности инновации следует рассчитывать приведенные затраты.

• Нарушение условий договоров с поставщиками новой техни­ки, транспортными, монтажными и обслуживающими организа­циями. В целях предотвращения влияния этого фактора менеджер должен участвовать в разработке проектов договоров, а также в выборе контрагентов по перечисленным видам хозяйственных от­ношений.

• Неподготовленность персонала. При определении затрат и сроков внедрения новой техники должны быть учтены расходы на переквалификацию персонала, а также сроки проведения такой переквалификации.

При умелом и профессиональном подходе негативные факторы могут быть устранены.

 

4.2.5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве

Инновационные процессы в агропромышленном комплексе специфичны. Они отличаются многообразием организационных форм, что связано с особенностями производства, хранения, пере­работки и реализации продукции АПК. Существенные особенно­сти имеет деятельность научных учреждений и внедренческих формирований, тесно связанных с сельскохозяйственными това­ропроизводителями.

На развитие инновационных процессов и освоение инноваций в АПК накладывают жесткие ограничения не только специфика его функционирования с учетом природно-климатических факто­ров, но и другие условия, связанные с реформированием отрасли:

многообразие форм собственности и форм хозяйствования;

сосредоточение распоряжения объектами в руках производите­лей сельскохозяйственной продукции;

диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, инфляция;

сокращение государственного финансирования научно-техни­ческих программ;

введение налоговой и кредитной политики, неадекватной усло­виям функционирования АПК;

дезинтеграция производственной, социальной и рыночной ин­фраструктуры АПК;

усиление конкуренции с зарубежными технологиями по всем звеньям НТП.

Применительно к АПК в инновационном процессе участвуют сельскохозяйственные научные и учебные учреждения, органы управления производством, обслуживающие и внедренческие формирования различных типов, непосредственно сами сельско­хозяйственные товаропроизводители.

Существуют различные методы и направления проникнове­ния в производство научных достижений и передового опыта. Базовое направление — подготовка кадров специалистов, руководителей и работников массовых профессий в вузах, техни­кумах, школах.

Не менее важное направление — деятельность органов управ­ления на всех уровнях с соответствующей системой информации, рекламы, пропаганды научных разработок, а также инициатива самих производителей научной продукции, то есть научно-иссле­довательских организаций.

Все эти направления очень важны, но они относятся к катего­рии пассивных.

Активное направление развития инновационного процесса в современных условиях — внедрение научных достижений в произ­водство. Внедренческая деятельность — ответственная часть науч­но-технической деятельности в любой отрасли, а в АПК особенно. Рыночные отношения требуют развития внедренческой сферы, которая представляет собой связующее звено между наукой и про­изводством.

В результате инновационной политики в АПК происходит мо­дернизация производства на основе научных достижений. Этот процесс объективный и постоянный. Корнями он уходит в те вре­мена, когда сельское хозяйство было примитивным и основыва­лось на природном факторе.

Интенсификация сельского хозяйства немыслима без научно-технического прогресса. Примитивные методы ведения отрасли, основанные на ручном труде и живой тягловой силе, постепенно заменялись более совершенными как технически, так и технологически. Работникам сельского хозяйства, родившимся в начале века, суждено было видеть, как постепенно, но принципи­ально меняется производство — от сохи к плугу, от лошади к трактору, от серпа к комбайну, от канцелярских счетов к компьютеру. Эти преобразования — результат инновационного процесса.

Объективный характер инновационного процесса проявляется в том, что в нормальных условиях он не может быть остановлен и даже заторможен. При этом должна быть сформирована соответ­ствующая инновационная политика государства, заинтересован­ного в интенсификации и индустриализации производства, повы­шении его экономической эффективности.

Однако аграрная реформа, поставившая сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелейшее экономическое положение, не только затормозила инновационный процесс, но и привела в катастрофическое состояние всю научно-инновационную сферу АПК. Спад уровня производства, связанный с падением продук­тивности в растениеводстве и животноводстве в течение после­дних лет, значительно превысил темпы его подъема, которые на­блюдались в 1970—80-х предреформенных годах. Причем это па­дение характерно для всех регионов и абсолютного большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от форм собственности и хозяйствования.

В научно-инновационной сфере наблюдается катастрофичес­кое падение активности на всех уровнях. И это закономерно, так как связано с комплексом причин социально-психологического, экономического и организационного характера.

Реформирование производства, шоковая терапия в финансово-экономической сфере, неподготовленный и обвальный передел собственности, политическая нестабильность, угроза распада организаций создали у работников на всех уровнях неуверенность в завтрашнем дне, что, естественно, и создало серьезное препят­ствие для планомерной инновационной деятельности.

Не менее важны экономические причины снижения иннова­ционной активности. Сельскохозяйственные товаропроизводите­ли, которые и ранее не отличались активностью в отношении но­вовведений, в связи с диспаритетом цен на реализуемую сельско­хозяйственную и закупаемую промышленную продукцию оказа­лись в таком положении, что практически не имеют возможности вести даже расширенное воспроизводство. В этих условиях про­блема выживания и спасения производства заслонила проблему научно-технического прогресса.

Организационные проблемы на всех уровнях управления, воз­никшие в ходе реформ, привели к потере функциональной четко­сти в управлении. Положение не может оставаться таким и далее. Необходимо осознать, что только через научно-технический про­гресс, активное проведение инновационной политики можно выйти из затянувшегося аграрного кризиса, стабилизировать ситу­ацию и начать двигаться вперед. Однако одного осознания недо­статочно. Оно должно быть подкреплено комплексом организаци­онных, экономических и социальных условий, которые способ­ствовали бы повышению инновационной активности в АПК. К ним относятся:

заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводите­лей в получении дополнительного эффекта от внедрения научных разработок;

ускорение разработок нововведений, отвечающих запросам производства;

информированность товаропроизводителей всех сфер АПК о научных разработках, рекомендуемых к освоению в производстве;

научная и организационная подготовленность кадров на всех уровнях инновационного процесса;

выбор приоритетных направлений при освоении научных дос­тижений в производстве;

экономическое стимулирование работников инновационной сферы за результативность деятельности.

Опыт стран с развитым сельскохозяйственным производством свидетельствует о том, что за научно-технический прогресс в этой отрасли несет ответственность все общество, потребляющее ее продукцию. Сельское хозяйство в силу специфических особеннос­тей, ограниченных организационно-экономических и техничес­ких возможностей не может обойтись без помощи, поэтому государство должно не только иметь собственную инновационную по­литику, но и непосредственно регулировать инновационный процесс.

К государственным мерам по активизации инновационного ' процесса относятся:

государственная поддержка научно-инновационной сферы;

постепенная переориентация органов управления с админи­стративно-управленческих функций на инновационную дея­тельность;

приближение деятельности научных учреждений к запросам производства;

более активное оказание помощи сельскохозяйственным това­ропроизводителям во внедрении достижений науки;

развитие информационной службы АПК для организации мно­гоканальной информации о научных достижениях, рекомендаци­ях по их освоению путем привлечения всех средств массовой ин­формации;

организация массовой переподготовки кадров по всем уровням обучения;

разработка и внедрение системы экономического стимулирова­ния развития инновационного процесса в АПК;

реализация целевых научно-технических государственных, от­раслевых, региональных программ;

дальнейшее совершенствование организационных форм раз­вития инновационного процесса, распространение таких интег­рированных формирований, как научно-производственные сис­темы, инновационные и инновационно-консультационные цен­тры и т.д.

Только при осуществлении всего комплекса указанных меро­приятий на всех уровнях может быть повышена инновационная активность в АПК.

Инновационная деятельность дает ожидаемые результаты толь­ко тогда, когда она рационально организована. Простое копиро­вание опыта развитых зарубежных стран, как правило, не дает положительных результатов ввиду особенностей национальной экономики. Кроме того, традиционные способы реализации ин­новационной деятельности требуют значительных инвестиций. Централизованная организация инновационной деятельности в стране, характерная для плановой экономики и проводившаяся в целях сохранения единой научно-технической политики, как по­казала практика, была неэффективной. Для России наиболее при­емлемым оказался вариант организации инновационной деятель­ности с ориентацией на региональные особенности и потребности в инновациях, позволяющий существенно снизить капиталоём­кость с одновременным повышением эффективности инвестиции.

Должны быть созданы региональные научно-инновационные центры, основная задача которых — отбор перспективных направлений инновационной деятельности, позволяющих с учетом по­тенциала региона повышать эффективность производства.

Особое значение в современной экономической ситуации при­обретает региональная научно-техническая политика, особен­ность которой — социальная направленность и учет местных воз­можностей, специфики. Один из основных приоритетов научно-технической деятельности — использование местного потенциала для дальнейшего развития наукоемких производств, решения внутрирегиональных проблем, повышения уровня эффективности функционирования социальной и производственной инфраструк­туры регионов.

Контрольные вопросы

1. Вчем сущность инновационного менеджмента?

2. Какие факторы влияют на инновационный процесс?

3. Перечислите основные этапы процесса инновации.

4. Как происходит управление процессом инновации?

5. Каковы особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве?

 

Практическое задание

1. Инвестор, желающий через три года иметь 133 100 руб., решил зарезервировать некоторую сумму денег и вложить их под 10% годовых. Какой должна быть начальная сумма?

 

2. Инвестор имеет двух детей 17 и 18 лет. Он хочет подарить каждому на двадцатилетие по 100 тыс. руб., поэтому необходи­мо знать, какую сумму должны составить инвестиции под 8% годовых для получения заданной суммы.

 

3. Компания рассматривает вопрос о том, стоит ли вкладывать 15 млн. руб. в проект, который через два года принесет 200 млн. руб. Решено вложить деньги при условии, что годовой доход от этой инвестиции составит не менее 10%. Каким должен быть окончательный вывод?

 

4. Компания решает вопрос о том, стоит ли вкладывать 180 млн. руб. в проект, который может дать дополнительную прибыль (без учета амортизации):

 

в первый год 100 млн. руб.

во второй год 80 млн. руб.

в третий год 60 млн. руб.

Проценты на капитал составляют 10% (иначе, компании не­обходима доходность инвестиций не менее 10%).

 

5. Проект предусматривает капитальные вложения в сумме 2 млн. руб. Ожидаемая годовая прибыль 500 тыс. руб. в течение шести лет (без учета амортизации). Себестоимость капитала рав­на 12%. Выгоден ли данный проект?

 

6. Проект предусматривает капитальные вложения в сумме 50 млн. руб. Ожидаемая годовая прибыль (без учета амортиза­ции) 12 млн. руб. Проценты на капитал составили 10%. Выгоден ли проект, если его длительность 5 лет?

 

7. Компания рассматривает два предложения. Начальные затраты и денежные поступления следующие:

Год Проект А, тыс. руб. Проект В, тыс. руб
  200 000 20 000
  120 000 13 000
  120 000 13 000

 

Дивидендная отдача - 10%. Может быть реализован только один из двух проектов. Рассчитайте по каждому из них чистую текущую стоимость, доходность дисконтирования денежных потоков. Результаты расчетов проанализируйте и выберите наи­более выгодный проект.

 

8. Компания рассматривает вопрос о том, следует ли вкла­дывать средства в станок, стоимость которого 80 млн. руб. Станок позволит увеличить объем реализации продукции на 100 млн. руб. (в постоянных ценах) в течение двух лет. Мате­риальные и трудовые затраты составляют 50 млн. руб. Реальная ставка дохода - 10%. Ожидаемая общая инфляция, соответству­ющая индексу розничных цен, составляет 10% в год.

В случае реализации проекта продажные цены будут расти всего на 5% в год, тогда как материальные и трудовые затраты будут увеличиваться на 20% в год. Определите чистую текущую стоимость проекта.

 

9. Инвесторы предлагают предпринимателю три проекта на пятилетний период:

Период инвестирования Прибыль, руб.
проект 1 проект 2 проект 3
1-й год 1 000 000 1 250 000 1 150 000
2-й год 1 800 000 1 300 000 1 185 000
3-й год 2 100 000 1 450 000 1 215 000
4-й год 2 225 600 1 875 600 1 435 390
5-й год 2 430 800 2 230 000 1 987 650
Инвестиции за 5 лет, руб. 2 165 772 934 265 525 388

Норма процента предполагается стабильной в течение 5 лет и равной 20% годовых. Определите наиболее эффективный про­ект. Насколько выше его эффективность по сравнению с други­ми проектами?

 

Тест самоконтроля

1. Какие факты в больших циклах конъюнктуры, исследо­ванные И. Д. Кондратьевым, положены в основу теории инно­ватики:

а) промышленный переворот в Великобритании, появле­ние железных дорог, машиностроения, пароходов, про­мышленности, электроэнергии, изобретение двигателя внутреннего сгорания, развитие химической промышлен­ности;

б) открытия в области атомной энергетики, достижения в области генной инженерии;

в) появление первых цивилизаций.

 

2. Что входит в содержание основных фаз жизненного цикла продукции:

а) возрождение, зрелость, упадок;

б) исследование и разработка, технологическое освоение масштабного выпуска, стабилизация объемов производ­ства;

в) снижение объемов производства.

 

3. Инновация (нововведение) - это:

а) новый порядок, новый обычай, новый метод, изобрете­ние, новое явление;

б) практическое использование новаций (новшеств) с мо­мента технологического освоения производства и распро­странения нового продукта;

в) новая техника и новая технология.

 

4. Диффузный процесс - это процесс:

а) создания нового продукта;

б) распространения новшеств и нововведений в деловых цик­лах научно-технической, производственной и организа­ционно-экономической деятельности;

в) проникновения изделия на рынок.

 

5. Трансферт инноваций - это:

а) право владения ценными бумагами;

б) передача права использования инноваций;

в) продажа лицензий;

г) продажа патента.

 

6. Что представляют собой инновационные цели:

а) результаты инновационной деятельности;

б) новации, новшества;

в) желаемый результат деятельности организации в виде оп­ределенного нововведения, реализуемого в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами, направленными на ее качественное развитие.

 

7. Сущность инновационной идеи состоит в:

а) разработке и принятии на их основе технических решений;

б) общем теоретическом представлении о материальном объекте, процессе, явлении, сформулированном на осно­ве интуитивной догадки и имперических данных;

в) принятии и продвижении инновации.

 

8. Под инновационным проектом понимается:

а) любое изменение материального объекта;

б) процесс целенаправленного изменения или создания но­вой технической или социально-экономической системы;

в) работы инновационного характера, имеющие определен­ные сроки реализации и принятое в данных сроках ре­сурсное обеспечение.

 

9. По научно-технической значимости проекты делятся на:

а) модернизационный, новаторский, опережающий, пионерный;

б) монопроект, мультипроект, мегапроект.

 

 

10. Инновационный потенциал - это:

а) главный критерий целесообразности существования организации;

б) мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие до­стижение поставленной инновационной цели.

 

11. Можно ли SWOT-анализ отнести к методу диагностического анализа инновационной среды в организации:

а) да;

б) нет.

 

12. Основными организационными формами инновацион­ной деятельности в России являются:

а) НИИ, конструкторские бюро, научно-промышленные объединения;

б) финансово-промышленные группы, бизнес-инкубаторы, технопарки;

в) венчурные фирмы, пионерские фирмы, фирмы-виоленты.

 

13. Финансово-промышленная группа включает:

а) одно крупное предприятие, которое имеет свое конструк­торское бюро, опытное производство;

б) несколько производственных предприятий, инвестицион­ную компанию (банк), научно-исследовательскую орга­низацию.

 

 

14. Наиболее распространенные организационные структуры управления инновационной деятельностью - это:

а) линейная структура;

б) матричная структура;

в) программно-целевая структура;

г) проектная структура.

 

15. «Лидер», «администратор», «плановик», «предпринима­тель» - это:

а) руководитель инновационной деятельности;

б) участник инновационной деятельности.

 

Рекомендуемая литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998.

2. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева, Коротнев В.Д и др. - М.: КолосС, 2007. – 424 с.

3. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В..Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 591с.

4. Орлов А.И. «Основы менеджмента» - М.: Изумруд, 2003

 

Дисциплинарный модуль 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...