Тема 4.2. Инновационный менеджмент
План: 4.2.1. Понятие инновационного менеджмента 4.2.2. Основные этапы процесса инновации 4.2.3. Инновационная политика 4.2.4. Управление процессом инновации 4.2.5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве
4.2.1. Понятие инновационного менеджмента Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства организацией. Его цель — определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемых товаров; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Основное внимание в инновационном менеджменте уделяют выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и внедрение новых видов продукции становятся приоритетным направлением стратегии организации, так как определяют остальные направления ее развития. Инновационный менеджмент предполагает: разработку планов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением; рассмотрение проектов создания новых продуктов; проведение единой инновационной политики; обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства продукции. На характер и направленность инновационного процесса влияют четыре основные группы факторов.
1. Информированность о нововведениях. Вероятность «проникновения» новшества в организацию и его внедрение зависят от числа новшеств, о которых известно, а также от оценки их эффективности. Информированность частично зависит от качеств работников организации, отчасти от эффективности поиска новшеств. Будет ли конкретное новшество внедрено, зависит от правильности постановки проблемы и оценки предложенного новшества. Чтобы новшество было одобрено, оно должно восприниматься как способ устранения отклонения от намеченного или ожидаемого результата. 2. Внешняя подконтрольность — это степень, в которой организация зависит от внешней среды или несет ответственность перед внешними системами. Известная форма такой зависимости — потребность в заемных средствах, кадрах, клиентуре, которые 3. Резервные ресурсы — те, которые еще не задействованы на другие цели. Наличие у организации резервов играет важную роль в увязке нововведения и проблемы. Все новшества требуют затрат на внедрение, некоторых ресурсов. Резерв может быть в наличии либо специально создаваться. 4. Организационная структура. Такие переменные, как централизация, формализация, сложность, интегрированность, открытость, оказывают влияние на восприятие и осознание организацией проблем, поиск средств их решения и само принятие решений. Объекты управления в системе инновационной деятельности следующие. • Инновационная активность — концентрация потенциальных знаний и навыков на соответствующих иерархических уровнях и определенных видах деятельности. Осуществление в потенциальных объектах специальных проектов (научно-промышленно-инновационных) обеспечивает «расшивку узких мест» путем внедрения эффективных нововведений. Важно подчеркнуть, что ключевые предпосылки организации конкретного проекта, включая выбор схемы и объемов финансирования, — предложения новаторами адресного научно-прикладного продукта и наличие у заинтересованного предпринимателя или менеджера экономико-управленческого решения по превращению такого продукта в реальное нововведение.
• Инновационно-финансовые ресурсы — могут быть рисковым капиталом, вкладываемым для получения высоких прибылей, или некоммерческими, такими как субвенции, для которых отдачей служит достижение целей, важных для устойчивого развития. Типичный терминал коммерческого рискового капитала — венчурная фирма, а бесприбыльного — общественный научный фонд. Соответственно в первом случае его источниками будут предприниматели и рисковые инвесторы, во втором — спонсоры с некоммерческой мотивацией. • Инновационный климат — это своеобразная «питательная среда», которая обеспечивает благоприятный фон для взаимодействия охарактеризованных выше факторов инновационной деятельности. Подобная среда включает систему необходимых социальных, юридических, экономических, информационных и других институтов, поддерживающих как нововведенческую деятельность, так и самих новаторов. К типичным примерам организационных построений, способствующих формированию инновационного климата, можно отнести виртуальные корпорации, технополисы, бизнес-инкубаторы, кибернетические информационные пространства. Нововведение часто выступает как необходимость, и в том случае, если признано, что без нововведений не решить возникших перед организацией проблем, его внедрение неизбежно. В то же время к нововведениям надо подходить с достаточной осторожностью. Следует понимать, что всякое нововведение ведет к нарушению устойчивости системы, вызывает в ней внутреннее напряжение. Специалисты в области инноватики отмечают определенное противоречие между функционированием организации и ее изменением. Функционирование предполагает циклическое воспроизводство каких-то действий, результатов и может быть эффективным только в случае, когда оно регулярно и стабильно. Стабильность целей, состава, структуры, системы организации есть важное условие ее функционирования. Всякое же нововведение на какое-то время «сбивает» функционирование, изменяет его параметры и таким образом нарушает равновесие в системе. Противоречие между целью, стабильностью системы и ее изменениями называют инновационным. Разрешение его, сохранение стабильности системы возможно через искусное поэтапное осуществление инноваций, так, чтобы система, меняясь в одних своих элементах, сохранялась как устойчивое образование в других.
4.2.2. Основные этапы процесса инновации Под инновационным процессом понимают последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе изделия. Инновационный процесс состоит из нескольких этапов. • Фундаментальные исследования, сбор и систематизация ин формации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Цель этого этапа — осознание потребности и возможности изменений; познание явлений окружающего мира и • Прикладные исследования, направленные на определение • Опытно-конструкторские разработки — направлены на создание новых образцов, прошедших испытания и пригодных для производственного и коммерческого использования. • Освоение производства нового изделия — предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, повторный отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.
Укрупненно можно выделить два уровня инновационной деятельности: стратегический и операционный. Стратегическая инновационная деятельность призвана решать глобальные проблемы организаций по выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение спроса. Она требует значительных ресурсов, исполнители проекта конкурируют в их потреблении с исполнителями текущих заданий. Операционная инновационная деятельность обслуживает текущие краткосрочные цели организаций — получение текущих прибылей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций — отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, его технической подготовки. Такие изменения происходят в организации довольно часто, и они нуждаются в управлении. Процесс внедрения нового продукта состоит из нескольких этапов. 1. Систематизация имеющихся идей — сбор информации: о технологических изменениях на рынке, нововведениях, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах подразделений, данных служб маркетинга, сбытового аппарата организации, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации); потенциальных возможностях организации в отношении разработки и освоения продукции, определения степени и размеров риска; целевых рынках, долгосрочных тенденциях их развития. 2. Отбор идеи нового продукта, определение возможностей практической ее реализации: выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий; соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития; определение патентной чистоты будущего изделия. 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга: техническая разработка продукта, в процессе которой идея приобретает вид конкретного проекта; определение его технико-экономических характеристик, оценка качества и потребительских свойств; оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж, определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;
наличие ресурсов для производства новой продукции: технологических машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансов; сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок; анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту. 4. Создание нового продукта: разработка конкретной программы создания продукта с распределением обязанностей по подразделениям организации; создание образца и проведение технических испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.); определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки. 5. Тестирование на рынке: тестирование на ограниченном рынке в течение трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.); выбор оптимальных каналов реализации; выбор средств и методов рекламы; организация технического обслуживания. 6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей: коммерческое обоснование нововведения — объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров, известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями; производственные возможности фирмы — использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом; финансовые возможности — общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты на расчетный период; соответствие нормативным показателям — стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции; обеспечение патентной защиты нововведения.
4.2.3. Инновационная политика Основные направления государственной инновационной политики следующие: создание благоприятных условий для саморегулирования инновационного процесса (формирование правовой базы, стимулирование инновационной деятельности, развитие инновационной инфраструктуры); увеличение доли государственных расходов на НИОКР в общем объеме бюджетного финансирования, увеличение инвестиций в инновации посредством прямого кредитования и через систему пропорционального участия в финансировании инновационных проектов; повышение инновационной активности через стимулирование частных инвестиций в предпринимательство. Не менее важное значение имеет реализация политики на региональном уровне. Необходима поэтапная разработка концептуальных основ региональной инновационной политики. Первый этап состоит в формировании информационной и фактологической базы исследования для определения приоритетных направлений, целей и программы инновационной политики в регионе. Содержание второго этапа предполагает систематизацию полученной информации с целью определения уровня и основных характеристик научно-инновационного потенциала региона. Третий этап заключается в мониторинге научно-инновационной сферы для определения уровня наиболее эффективных инструментов реализации потенциала региона. Итог четвертого этапа — разработка программы региональной инновационной политики, а также конкретных форм и методов региональной поддержки инновационной активности. Инновационная политика организации определяется состоянием инновационного потенциала. Инновационный потенциал — это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть реализовать проект или программу инновационных стратегических изменений. Потенциал организации имеет две составляющие: готовность к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям. Инновационная политика организации выступает, во-первых, как средство реализации общей ее хозяйственной политики и, во-вторых, как средство решения ее оперативно-хозяйственных задач. Она ориентирует деятельность организации на те направления, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укрепление экономического потенциала фирмы. Инновационная политика организации может быть различной. 1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению, создание новых изделий с высокой технико-экономической эффективностью и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных, прикладных наук и опытно-конструкторских работ, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Характерная особенность современного этапа заключается в том, что конкуренция фактически начинается на этапе НИОКР и разработки новой продукции. 2. Выпуск новых для данной организации видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. Предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо на следование за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими технико-экономическими показателями либо имитации продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует мощной базы опытно-конструкторских работ и быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае организация не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с продукцией, основанной на новых технических решениях, и «снять сливки», пока рынок не насыщен. Вместе с тем следует ориентироваться на изыскание новых возможностей новинок. 3. Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкурирующими организациями. Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности деятельности с учетом необходимости снижения издержек и совершенствования технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие издержки производства благодаря использованию стандартизированных частей и деталей при выпуске модификаций изделий. Инновационная политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоенной продукции и реализовываться на основе составления программ освоения новых изделий и технологических процессов. Она может предусматривать выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе собственных разработок товаров — аналогов новинок, появившихся на рынке, или заимствования научно-технических достижений других организаций путем приобретения лицензий, «ноу-хау», а также выпуск продукции на основе межфирменного кооперирования, получения компонентов и деталей новой конструкции, обеспечивающих модернизацию изделий, улучшение их технико-экономических характеристик. Такая политика предполагает непрерывное совершенствование конструкторской базы, работы дизайнеров и инженеров. Модификация изделий может происходить за счет внесения незначительных изменений, повышающих удобство пользования, внедрения в заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов (модификация применительно к конкретным рынкам). 4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения (и на какой срок) налаженного производства или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же товара на различных рынках. Правильная инновационная политика имеет для организации важное значение, поскольку позволяет сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности. Политика должна обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление вьпускаемой организацией продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции, внедрения ее в массовое производство. Речь идет как о затратах на такую деятельность, так и о сроках реализации намечаемых работ. Реализация инновационной политики осуществляется путем разработки программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достижения. Такие программы способствуют наращиванию научно-технического потенциала организации для последующих нововведений. Инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того чтобы извлечь дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществлять финансовые вложения. В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций. Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей. Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятельность. 4.2.4. Управление процессом инновации Управление процессом инновации заключается в выполнении различных функций — маркетинга, планирования, организации, контроля — в направлении решения специфических вопросов. Оно охватывает не только производство, но и научно-исследовательские и конструкторские работы, сбыт, финансы, коммуникации, то есть все стороны деятельности организации. Среди проблем и задач, которые обычно рассматривает и решает менеджмент продуктовых инноваций при выходе на рынок с новым продуктом, следующие. 1. Исследование рынка нового продукта (потребители, емкость рынка, эластичность желаемого спроса по цене продукта, предпочтения потребителей в отношении качественных параметров, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, дополняемость и заменяемость нового продукта по отношению к другим продуктам и услугам и т.д.); выбор целевых сегментов рынка для нового продукта и его модификаций, а также стратегии его продвижения к потребителям (методы ознакомления покупателей с продуктом, сертификация, реклама, работа с клиентами). 2. Прогнозирование длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта. На основе прогноза принимают решения о размере и характере создаваемых производственных мощностей, оптимальных капиталовложениях, методах амортизации специального технологического оборудования, выборе между покупкой и арендой оборудования, типах и сроках трудовых контактов с привлекаемыми работниками, степени их переквалификации и т. д. 3. Определение способов продажи нового продукта. Выбор по 4. Исследование рынков ресурсов (материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов), необходимых для производства и продажи нового продукта, с целью выяснения их доступности, прогнозирования стабильности конъюнктуры, возможного ее 5. Подбор субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового продукта комплектующих изделий, оборудования, оснастки (при необходимости изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение в партнерство и т. д.). 6. Проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и (или) рискового продукта. 7. Комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования (краткосрочного и долгосрочного) объемов выпуска, цен и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционным расходам. 8. Оценка эффективности и планирование инновации как инвестиционного проекта с использованием критериев ее ценности, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений. 9. Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования. 10. Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта — планирование, финансирование и мониторинг инновационного проекта, внутренний и внешний венчур. 11. Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта — лицензии, трансферты дочерним фирмам, командировки специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследование и разработки, научно-техническое сотрудничество и др. Если новым является не продукт, а процесс (технология, организация производства и управления), проблемы и задачи менеджмента инноваций аналогичные, с той лишь разницей, что определяющим становится не создание нового рынка для новых продуктов, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Таким образом, основным в менеджменте инноваций выступает подход с позиций перспективности на рынке. Резко возрастает роль инновационных стратегий, поскольку именно нововведения определяют все другие направления развития организации. Соответственно возникает необходимость в специфических инструментах управления нововведениями, стимулировании новаторских усилий, поддержании коммуникаций, создании партнерства в сфере инноваций, а также в системе «наука—производство—сбыт—послепродажное обслуживание». Кардинально меняются подходы к использованию кадров, что предусматривает организационную культуру, построенную на мотивации, поддержание и совершенствование творческой атмосферы, создание дееспособных команд, поиск и стимулирование творческих людей. Приоритетными направлениями инновационного менеджмента следует признать прежде всего структурную перестройку научно-технической сферы, поиск оптимальных соотношений между затратами на нововведение и результатами их реализации, коммерциализацию инновационной деятельности, ее правовое обеспечение. Управление инновационной деятельностью в организации предполагает создание таких отношений, которые позволили бы более полно использовать творческий потенциал коллектива. • Безоговорочная поддержка инновационных идей руководством. Ценностные установки руководителей во многом способствуют созданию в организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений. • Всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать новаторские идеи (в продуктах, процессах, организационных методах). Это эффективный способ борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими свежие, нетривиальные идеи. • Высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций. Когда проблему «штурмуют» с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом уровне управления, возникает более широкий ряд решений, поэтому инновационные структуры стремятся усилить циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками. Непременное условие «мозговой атаки» — никто не имеет права подвергать критике высказанные точки зрения. Свобода мнений при выдвижении идей должна быть гарантирована системой, поощряющей многообразие и несхожесть. • Применение стиля, называемого «участие в управлении». Работники должны быть вовлечены во все фазы внедрения инновации и принятия решения. Такое участие предупреждает сопротивление персонала технологическим и организационным нововведениям, способствует улучшению показателей производственной деятельности. • Использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности и, кроме того, широкий набор мер социально-психологического воздействия на работников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют в случае, если руководство организации поддерживает в них чувство социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального и должностного роста. При управлении инновациями следует учитывать влияние негативных факторов. • Отсутствие надежной информации о действиях конкурентов. Если конкурирующая организация, выпускающая аналогичную продукцию и действующая на том же сегменте рынка, приступила к осуществлению инноваций, аналогичных предлагаемым, необходим поиск новых решений. • Недостаток информации об эффективной и новой технике или технологии. Учитывая то, что инновации связаны с весьма существенными материальными затратами, недостаток подобной информации может повлечь резкое ухудшение финансового состояния организации вплоть до ее банкротства. • Моральное старение инноваций. При разработке инновационных мероприятий следует учесть период их осуществления, срок начала эксплуатации новой техники или технологии, а также оценить возможность появления в течение этого периода более новых и совершенных образцов техники или технологии. • Повышение эксплуатационных затрат при осуществлении инноваций. Весьма вероятна ситуация, когда внедрение новой техники ведет к увеличению затрат по ее обслуживанию и эксплуатации. Поэтому при оценке эффективности инновации следует рассчитывать приведенные затраты. • Нарушение условий договоров с поставщиками новой техники, транспортными, монтажными и обслуживающими организациями. В целях предотвращения влияния этого фактора менеджер должен участвовать в разработке проектов договоров, а также в выборе контрагентов по перечисленным видам хозяйственных отношений. • Неподготовленность персонала. При определении затрат и сроков внедрения новой техники должны быть учтены расходы на переквалификацию персонала, а также сроки проведения такой переквалификации. При умелом и профессиональном подходе негативные факторы могут быть устранены.
4.2.5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве Инновационные процессы в агропромышленном комплексе специфичны. Они отличаются многообразием организационных форм, что связано с особенностями производства, хранения, переработки и реализации продукции АПК. Существенные особенности имеет деятельность научных учреждений и внедренческих формирований, тесно связанных с сельскохозяйственными товаропроизводителями. На развитие инновационных процессов и освоение инноваций в АПК накладывают жесткие ограничения не только специфика его функционирования с учетом природно-климатических факторов, но и другие условия, связанные с реформированием отрасли: многообразие форм собственности и форм хозяйствования; сосредоточение распоряжения объектами в руках производителей сельскохозяйственной продукции; диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, инфляция; сокращение государственного финансирования научно-технических программ; введение налоговой и кредитной политики, неадекватной условиям функционирования АПК; дезинтеграция производственной, социальной и рыночной инфраструктуры АПК; усиление конкуренции с зарубежными технологиями по всем звеньям НТП. Применительно к АПК в инновационном процессе участвуют сельскохозяйственные научные и учебные учреждения, органы управления производством, обслуживающие и внедренческие формирования различных типов, непосредственно сами сельскохозяйственные товаропроизводители. Существуют различные методы и направления проникновения в производство научных достижений и передового опыта. Базовое направление — подготовка кадров специалистов, руководителей и работников массовых профессий в вузах, техникумах, школах. Не менее важное направление — деятельность органов управления на всех уровнях с соответствующей системой информации, рекламы, пропаганды научных разработок, а также инициатива самих производителей научной продукции, то есть научно-исследовательских организаций. Все эти направления очень важны, но они относятся к категории пассивных. Активное направление развития инновационного процесса в современных условиях — внедрение научных достижений в производство. Внедренческая деятельность — ответственная часть научно-технической деятельности в любой отрасли, а в АПК особенно. Рыночные отношения требуют развития внедренческой сферы, которая представляет собой связующее звено между наукой и производством. В результате инновационной политики в АПК происходит модернизация производства на основе научных достижений. Этот процесс объективный и постоянный. Корнями он уходит в те времена, когда сельское хозяйство было примитивным и основывалось на природном факторе. Интенсификация сельского хозяйства немыслима без научно-технического прогресса. Примитивные методы ведения отрасли, основанные на ручном труде и живой тягловой силе, постепенно заменялись более совершенными как технически, так и технологически. Работникам сельского хозяйства, родившимся в начале века, суждено было видеть, как постепенно, но принципиально меняется производство — от сохи к плугу, от лошади к трактору, от серпа к комбайну, от канцелярских счетов к компьютеру. Эти преобразования — результат инновационного процесса. Объективный характер инновационного процесса проявляется в том, что в нормальных условиях он не может быть остановлен и даже заторможен. При этом должна быть сформирована соответствующая инновационная политика государства, заинтересованного в интенсификации и индустриализации производства, повышении его экономической эффективности. Однако аграрная реформа, поставившая сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелейшее экономическое положение, не только затормозила инновационный процесс, но и привела в катастрофическое состояние всю научно-инновационную сферу АПК. Спад уровня производства, связанный с падением продуктивности в растениеводстве и животноводстве в течение последних лет, значительно превысил темпы его подъема, которые наблюдались в 1970—80-х предреформенных годах. Причем это падение характерно для всех регионов и абсолютного большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от форм собственности и хозяйствования. В научно-инновационной сфере наблюдается катастрофическое падение активности на всех уровнях. И это закономерно, так как связано с комплексом причин социально-психологического, экономического и организационного характера. Реформирование производства, шоковая терапия в финансово-экономической сфере, неподготовленный и обвальный передел собственности, политическая нестабильность, угроза распада организаций создали у работников на всех уровнях неуверенность в завтрашнем дне, что, естественно, и создало серьезное препятствие для планомерной инновационной деятельности. Не менее важны экономические причины снижения инновационной активности. Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые и ранее не отличались активностью в отношении нововведений, в связи с диспаритетом цен на реализуемую сельскохозяйственную и закупаемую промышленную продукцию оказались в таком положении, что практически не имеют возможности вести даже расширенное воспроизводство. В этих условиях проблема выживания и спасения производства заслонила проблему научно-технического прогресса. Организационные проблемы на всех уровнях управления, возникшие в ходе реформ, привели к потере функциональной четкости в управлении. Положение не может оставаться таким и далее. Необходимо осознать, что только через научно-технический прогресс, активное проведение инновационной политики можно выйти из затянувшегося аграрного кризиса, стабилизировать ситуацию и начать двигаться вперед. Однако одного осознания недостаточно. Оно должно быть подкреплено комплексом организационных, экономических и социальных условий, которые способствовали бы повышению инновационной активности в АПК. К ним относятся: заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в получении дополнительного эффекта от внедрения научных разработок; ускорение разработок нововведений, отвечающих запросам производства; информированность товаропроизводителей всех сфер АПК о научных разработках, рекомендуемых к освоению в производстве; научная и организационная подготовленность кадров на всех уровнях инновационного процесса; выбор приоритетных направлений при освоении научных достижений в производстве; экономическое стимулирование работников инновационной сферы за результативность деятельности. Опыт стран с развитым сельскохозяйственным производством свидетельствует о том, что за научно-технический прогресс в этой отрасли несет ответственность все общество, потребляющее ее продукцию. Сельское хозяйство в силу специфических особенностей, ограниченных организационно-экономических и технических возможностей не может обойтись без помощи, поэтому государство должно не только иметь собственную инновационную политику, но и непосредственно регулировать инновационный процесс. К государственным мерам по активизации инновационного ' процесса относятся: государственная поддержка научно-инновационной сферы; постепенная переориентация органов управления с административно-управленческих функций на инновационную деятельность; приближение деятельности научных учреждений к запросам производства; более активное оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям во внедрении достижений науки; развитие информационной службы АПК для организации многоканальной информации о научных достижениях, рекомендациях по их освоению путем привлечения всех средств массовой информации; организация массовой переподготовки кадров по всем уровням обучения; разработка и внедрение системы экономического стимулирования развития инновационного процесса в АПК; реализация целевых научно-технических государственных, отраслевых, региональных программ; дальнейшее совершенствование организационных форм развития инновационного процесса, распространение таких интегрированных формирований, как научно-производственные системы, инновационные и инновационно-консультационные центры и т.д. Только при осуществлении всего комплекса указанных мероприятий на всех уровнях может быть повышена инновационная активность в АПК. Инновационная деятельность дает ожидаемые результаты только тогда, когда она рационально организована. Простое копирование опыта развитых зарубежных стран, как правило, не дает положительных результатов ввиду особенностей национальной экономики. Кроме того, традиционные способы реализации инновационной деятельности требуют значительных инвестиций. Централизованная организация инновационной деятельности в стране, характерная для плановой экономики и проводившаяся в целях сохранения единой научно-технической политики, как показала практика, была неэффективной. Для России наиболее приемлемым оказался вариант организации инновационной деятельности с ориентацией на региональные особенности и потребности в инновациях, позволяющий существенно снизить капиталоёмкость с одновременным повышением эффективности инвестиции. Должны быть созданы региональные научно-инновационные центры, основная задача которых — отбор перспективных направлений инновационной деятельности, позволяющих с учетом потенциала региона повышать эффективность производства. Особое значение в современной экономической ситуации приобретает региональная научно-техническая политика, особенность которой — социальная направленность и учет местных возможностей, специфики. Один из основных приоритетов научно-технической деятельности — использование местного потенциала для дальнейшего развития наукоемких производств, решения внутрирегиональных проблем, повышения уровня эффективности функционирования социальной и производственной инфраструктуры регионов. Контрольные вопросы 1. Вчем сущность инновационного менеджмента? 2. Какие факторы влияют на инновационный процесс? 3. Перечислите основные этапы процесса инновации. 4. Как происходит управление процессом инновации? 5. Каковы особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве?
Практическое задание 1. Инвестор, желающий через три года иметь 133 100 руб., решил зарезервировать некоторую сумму денег и вложить их под 10% годовых. Какой должна быть начальная сумма?
2. Инвестор имеет двух детей 17 и 18 лет. Он хочет подарить каждому на двадцатилетие по 100 тыс. руб., поэтому необходимо знать, какую сумму должны составить инвестиции под 8% годовых для получения заданной суммы.
3. Компания рассматривает вопрос о том, стоит ли вкладывать 15 млн. руб. в проект, который через два года принесет 200 млн. руб. Решено вложить деньги при условии, что годовой доход от этой инвестиции составит не менее 10%. Каким должен быть окончательный вывод?
4. Компания решает вопрос о том, стоит ли вкладывать 180 млн. руб. в проект, который может дать дополнительную прибыль (без учета амортизации):
в первый год 100 млн. руб. во второй год 80 млн. руб. в третий год 60 млн. руб. Проценты на капитал составляют 10% (иначе, компании необходима доходность инвестиций не менее 10%).
5. Проект предусматривает капитальные вложения в сумме 2 млн. руб. Ожидаемая годовая прибыль 500 тыс. руб. в течение шести лет (без учета амортизации). Себестоимость капитала равна 12%. Выгоден ли данный проект?
6. Проект предусматривает капитальные вложения в сумме 50 млн. руб. Ожидаемая годовая прибыль (без учета амортизации) 12 млн. руб. Проценты на капитал составили 10%. Выгоден ли проект, если его длительность 5 лет?
7. Компания рассматривает два предложения. Начальные затраты и денежные поступления следующие:
Дивидендная отдача - 10%. Может быть реализован только один из двух проектов. Рассчитайте по каждому из них чистую текущую стоимость, доходность дисконтирования денежных потоков. Результаты расчетов проанализируйте и выберите наиболее выгодный проект.
8. Компания рассматривает вопрос о том, следует ли вкладывать средства в станок, стоимость которого 80 млн. руб. Станок позволит увеличить объем реализации продукции на 100 млн. руб. (в постоянных ценах) в течение двух лет. Материальные и трудовые затраты составляют 50 млн. руб. Реальная ставка дохода - 10%. Ожидаемая общая инфляция, соответствующая индексу розничных цен, составляет 10% в год. В случае реализации проекта продажные цены будут расти всего на 5% в год, тогда как материальные и трудовые затраты будут увеличиваться на 20% в год. Определите чистую текущую стоимость проекта.
9. Инвесторы предлагают предпринимателю три проекта на пятилетний период:
Норма процента предполагается стабильной в течение 5 лет и равной 20% годовых. Определите наиболее эффективный проект. Насколько выше его эффективность по сравнению с другими проектами?
Тест самоконтроля 1. Какие факты в больших циклах конъюнктуры, исследованные И. Д. Кондратьевым, положены в основу теории инноватики: а) промышленный переворот в Великобритании, появление железных дорог, машиностроения, пароходов, промышленности, электроэнергии, изобретение двигателя внутреннего сгорания, развитие химической промышленности; б) открытия в области атомной энергетики, достижения в области генной инженерии; в) появление первых цивилизаций.
2. Что входит в содержание основных фаз жизненного цикла продукции: а) возрождение, зрелость, упадок; б) исследование и разработка, технологическое освоение масштабного выпуска, стабилизация объемов производства; в) снижение объемов производства.
3. Инновация (нововведение) - это: а) новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление; б) практическое использование новаций (новшеств) с момента технологического освоения производства и распространения нового продукта; в) новая техника и новая технология.
4. Диффузный процесс - это процесс: а) создания нового продукта; б) распространения новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности; в) проникновения изделия на рынок.
5. Трансферт инноваций - это: а) право владения ценными бумагами; б) передача права использования инноваций; в) продажа лицензий; г) продажа патента.
6. Что представляют собой инновационные цели: а) результаты инновационной деятельности; б) новации, новшества; в) желаемый результат деятельности организации в виде определенного нововведения, реализуемого в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами, направленными на ее качественное развитие.
7. Сущность инновационной идеи состоит в: а) разработке и принятии на их основе технических решений; б) общем теоретическом представлении о материальном объекте, процессе, явлении, сформулированном на основе интуитивной догадки и имперических данных; в) принятии и продвижении инновации.
8. Под инновационным проектом понимается: а) любое изменение материального объекта; б) процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы; в) работы инновационного характера, имеющие определенные сроки реализации и принятое в данных сроках ресурсное обеспечение.
9. По научно-технической значимости проекты делятся на: а) модернизационный, новаторский, опережающий, пионерный; б) монопроект, мультипроект, мегапроект.
10. Инновационный потенциал - это: а) главный критерий целесообразности существования организации; б) мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.
11. Можно ли SWOT-анализ отнести к методу диагностического анализа инновационной среды в организации: а) да; б) нет.
12. Основными организационными формами инновационной деятельности в России являются: а) НИИ, конструкторские бюро, научно-промышленные объединения; б) финансово-промышленные группы, бизнес-инкубаторы, технопарки; в) венчурные фирмы, пионерские фирмы, фирмы-виоленты.
13. Финансово-промышленная группа включает: а) одно крупное предприятие, которое имеет свое конструкторское бюро, опытное производство; б) несколько производственных предприятий, инвестиционную компанию (банк), научно-исследовательскую организацию.
14. Наиболее распространенные организационные структуры управления инновационной деятельностью - это: а) линейная структура; б) матричная структура; в) программно-целевая структура; г) проектная структура.
15. «Лидер», «администратор», «плановик», «предприниматель» - это: а) руководитель инновационной деятельности; б) участник инновационной деятельности.
Рекомендуемая литература 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. 2. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева, Коротнев В.Д и др. - М.: КолосС, 2007. – 424 с. 3. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В..Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 591с. 4. Орлов А.И. «Основы менеджмента» - М.: Изумруд, 2003
Дисциплинарный модуль 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|