Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Быстрова Г.А. Сизова Э.А.. Шуйская Т.А.




 

Быстрова Г. А.

Сизова Э. А.

Шуйская Т. А.

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи — аграмматизмы — нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение  правильной речью имеет  важное значение как для. последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.  

Практический аспект занятий состоит в предупреж­дении, выявлений и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в. лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть. использованы упражнения, направленные на расширение и утоление словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.

Наряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного  умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова  в предложении, самостоятельно строить  предложения из данных слов, использовать приготов­ленный словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи.

Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости  слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова, выс­тупает для ребенка как постоянный конкретный раз­дражитель, связанный с конкретным, обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и оконча­ния являются для ребенка меняющимся окружением 

основы, не обладающим конкретным значением представляя тем самым слабый раздражитель, который не: воспринимается детьми.

Характерной особенностью является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно.

В случае тяжелого недоразвития речи дети дли-
тельное время не усваивают синтаксического значение
падежа. Нередко ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических единиц. Выбираемая грамматическая форма слова чаще
всего находится в прямой зависимости от общего
уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строй речи.    

Коррекционную работу по грамматике с детьми,  имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует  предлагать  различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.

Эффективность коррекционных упражнений; зависит от соблюдения следующих условий:

- Систематическое проведение занятий

- Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности

- Подчинённость заданий выбранной темы

-  Вариативность упражнений

-  Развитие и воспитание внимания.

Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми. Лексико-грамматический подход к языку позволяет определённым образом подобрать речевой материал. Обязательным условием является наблюдениеза определённой языковой категорией.

Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Речевая нагрузка обеспечивается путём подбора разнообразного наглядного материала. Если на занятии ребенок делает ошибки, дать образец высказывания.

Полезно хоровое проговаривание. Прежде чем приступить к коррекции аграмматизмов, необходимо сформировать у ребенка понятия СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Работу над предложением можно проводить с постановкой таких целей:

1) сопоставление слова а предложения как речевых единиц

2) наглядно показать, что предложение состоит из слов  (использовать полоску бумаги

3)определение первого, последнего слова в предложении

4) определение количества слов в предложении
5) определение главного (кто? что? – И. п. / слова в предложении.

6) дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления

7) наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения; .
8) учить определять границы предложения в небольшом тексте. Называть количество предложений
Повторять первое, второе, третье предложение.

9) учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...