Быстрова Г.А. Сизова Э.А.. Шуйская Т.А.
Стр 1 из 9Следующая ⇒
Быстрова Г. А. Сизова Э. А. Шуйская Т. А.
ВВЕДЕНИЕ Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи — аграмматизмы — нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для. последующего обучения ребенка, так и для коммуникации. Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в. лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть. использованы упражнения, направленные на расширение и утоление словаря, способности обобщения в сфере языковых функций. Наряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов, использовать приготовленный словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи. Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова, выступает для ребенка как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным, обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для ребенка меняющимся окружением
основы, не обладающим конкретным значением представляя тем самым слабый раздражитель, который не: воспринимается детьми. Характерной особенностью является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно. В случае тяжелого недоразвития речи дети дли- Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям. Эффективность коррекционных упражнений; зависит от соблюдения следующих условий: - Систематическое проведение занятий - Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности - Подчинённость заданий выбранной темы - Вариативность упражнений - Развитие и воспитание внимания. Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми. Лексико-грамматический подход к языку позволяет определённым образом подобрать речевой материал. Обязательным условием является наблюдениеза определённой языковой категорией. Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Речевая нагрузка обеспечивается путём подбора разнообразного наглядного материала. Если на занятии ребенок делает ошибки, дать образец высказывания.
Полезно хоровое проговаривание. Прежде чем приступить к коррекции аграмматизмов, необходимо сформировать у ребенка понятия СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Работу над предложением можно проводить с постановкой таких целей: 1) сопоставление слова а предложения как речевых единиц 2) наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоску бумаги 3)определение первого, последнего слова в предложении 4) определение количества слов в предложении 6) дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления 7) наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения; . 9) учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|