Работа над предложением. Именительный падеж. 1. «Как слова дружат?». 2. «Посчитаем слова в предложении». 3. «Какая полоска нужна?»
Работа над предложением. Именительный падеж. 1. «Как слова дружат? » Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги Начинает логопед: Девочка. Сколько слов я назвала? — Одно. — Девочка играет. А сейчас сколько слов? — Два. — Чтобы вы запомнили эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка), а второе слово заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе: — «Девочка играет» — Кто играет? — Девочка. — Девочка что делает? — Играет. — Что мы узнали о девочке? — Девочка играет. — Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте слова в предложении. Сколько слов? Какое первое (второе) слово? Составим это предложение из полосок бумаги. 2. «Посчитаем слова в предложении» Оборудование: сюжетные картинки, палочки. Логопед показывает детям картинки: Бабушка сидит. Бабушка вяжет чулки. Девочка ест суп. Девочка играет. Предлагается из палочек составить схему предложения. - Почему ты положил две палочки? — Потому что два слова в предложении. Какое это слово? (указывается первое слово) - Что говорится о бабушке? (сидит) Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схему палочками. 3. «Какая полоска нужна? » Оборудование: длинные и короткие цветные полоски. 1 Логопед: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение — длинную». Ручка. Ручка лежит на столе. Мальчик. Мальчик взял барабан. Рыба. В озере много рыбы. Медведь. Медведь зимой спит. 2 Логопед: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной полоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»:
Белка песенки поет. 4. «Какое слово по порядку? » Оборудование: сюжетные картинки. Дети рассматривают сюжетные картинки, составляют предложения из трех слов. Например: Мама стирает белье. Мальчик рисует дом. И т. д. Дети считают количество слов. Затем произносят каждое слово в предложении по очереди 1-й ребенок: мама; 2-й ребенок: стирает; 3-й ребенок: белье. Затем все предложение воспроизводят целиком. Самостоятельно придумывают предложение из трех слов. 5. «Запиши предложение» Оборудование: предметные картинки, длинные и короткие палочки. 1 У детей предметные картинки. Но ним они составляют предложение из двух слов. «Девочка идет» — Сколько слов в предложении? — Два. — Назови первое слово. — Девочка. — Назови второе слово. — Идет. — Запиши это предложение. Вместо слова «девочка» положи картинку, вместо слова «идет» — полоску бумаги. 2 Выкладывают схему предложения из трех слов. Используются две предметные картинки. (Зайка — картинка) = (морковку — картинка). Вместо слова «грызет» — полоска бумаги. Какое первое (второе, третье) слово? 6. «Чего не хватает» Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги. Дети придумывают предложение, используя в качестве подлежащего картинку. «Маша поливает». Выкладывается схема предложения. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками. Логопед убирает первую полоску. Предлагает Прочитать предложение. «___ поливает. » -Получилось предложение? —Нет. — Что мы не узнали? — Кто поливает? Полоска ставится на место. Убирается вторая полоска. — Что получилось? — Маша. — Это будет предложение? — Нет. — Что мы не узнали? — Что делает Маша. Полоска возвращается. Предложение воспроизводится. Затем составляется предложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Разбор тот же.
7. «Маша - растеряша» Оборудование: предметные картинки. Логопед: Вы уже знаете, как важно не потерять слова. А девочка Маша не знала. Вот послушайте, что она говорит: «Где же, где мои___, обыщу все уголки. Их на__ нет, и под____нет. На____нет, под___нет. Да вот же они у____ — кроватке» Вы поняли, о чем говорит Маша? Нет, потому что Маша пропускала слова. - Давайте с помощью картинок поможем Маше правильно сказать. Дети вместе с логопедом рассказывают. 8. «Посмотри и скажи» Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют предложение. - Витя, возьми стул. Посади на стул мишку. Что сделал Витя? — Витя посадил мишку на стул. — Оля, дай кубик Лене. Что сделала Оля? И т. д. 9. «Составление предложение по картинке» Оборудование: сюжетная картинка. Дети рассматривают картинку. — Кто нарисован на картинке? (Девочка). — Как мы ее назовем? (Света). — Составьте предложение про Свету. Что она делает? — Света подметает пол. — Где Света подметает пол? (В комнате). — Чем Света подметает пол? (Веником). — Скажите предложение целиком. — В комнате Света подметает пол веником. 10. Игра «Интонация». При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Сначала читается весь текст (для восприятия целостности предложений в сплошном тексте). Затем, понижая голос в конце каждого предложения, читающий предлагает детям хлопнуть в ладоши: Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами в лесу их застала гроза лил, сильны дождь дети укрылись в шалаш. 11. «Деформированный текст». Детям предлагается составите предложения из слов Орехи, в, белка, прячет, дупло. По, Зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|