3.5.Упражнения по решению ситуаций, не имеющих вариантов успешного решения
На основе нижеприведенных ситуаций оцените состояние основных свойств и уровень развития коллектива в соответствии с предлагаемым образцом (как ориентир). Образец Ситуация 1 Более половины учащихся школы составляют воспитанники Митьковского детского дома. В основном они приходят в детский дом из неблагополучных семей, часто с устойчивыми вредными привычками в поведении, с устойчивым нежеланием занимаются учебным трудом и трудом на общественную пользу. Большинство воспитанников детского дома – такие дети, которых принято называть трудными. Работа с ними и является основной проблемой во всей воспитательной работе в школе и в детском доме. Случаев неправильного поведения можно привести много. Лет 5 назад мне пришлось работать в 4-м классе. Из 25 учащихся этого класса 20 были воспитанниками детского дома. Они представляли сплоченную группу, которая оказывала упорное сопротивление учителям в организации учебного процесса. Многие отличались капризностью, лживостью, упрямством. Был в этой группе вожак Валерий С., слабого здоровья, маленький, щупленький. Но у сверстников пользовался необычайным авторитетом. Наблюдались частые случаи, когда этот Валерий уводил своих детдомовцев из школы в лес, срывая уроки. Учительница, работавшая классным руководителем в 4-м классе, с этой группой ребят ничего не могла сделать. Пришлось в работу включиться мне. Я заинтересовался прежде всего Валерием С., организатором всех авантюрных дел с детдомовцами. Оказалось, что этого С. поддерживали некоторые старшеклассники, с которыми он был в дружбе. Часто бывая в детском доме, я установил, почему старшие мальчики (тоже трудные подростки) поддерживали во всем этого С. Оказалось, что он снабжал их вкусной пищей за счет малышей. В столовой четвероклассники никогда не ели котлет, печенья, конфет, других вкусных вещей, а все отдавали С. Это я заметил, бывая в столовой. На мой вопрос, почему не едят, дети отвечали, что не хотят. С. все это относил своим «шефам».
Чтобы навести порядок в классе, надо было развенчать перед четвероклассниками прежде всего их вожака. Но его поддерживали старшие мальчики. Надо было лишить С. их поддержки. Для этого была проведена большая работа среди старшеклассников, хотя она и не была, надо сказать, успешной. Хулиганы-старшеклассники не хотели расставаться с дармовым источником пищи. Через год этих ребят, окончивших 9-й класс, мы устроили в ГПТУ в г. Брянск. Валерий, оставшись без поддержки и защиты, перестал быть опасным для своих одноклассников, и вскоре авторитет его пошатнулся. Мне пришлось наблюдать картину, когда они, увидев ничтожность, слабость своего кумира, вымещали на нем свои обиды. Пришлось вмешаться, чтобы они не причинили ему увечья. Вскоре на классном собрании ему припомнили его проделки, и с той поры он перестал быть вожаком, ребята сторонились его, не принимали его в свою компанию. Позже этот класс стал одним из самых дружных, сплоченных в школе. На основе анализа данной ситуации с позиций оценки основных социально-психологических характеристик коллектива можно сделать заключение о том, что в классе на начальном этапе сложилась высокая сплоченность, но она не приносит положительного эффекта и радости всем школьникам, так как, во-первых, в ее основе лежал негативный фактор – страх перед угрозой физической расправы со стороны старших учеников; а во-вторых, –возникла жёсткая организованность, управляемая внешне навязанным жестоким «лидером»; в-третьих, сложился тяжелый психологический климат нагнетания страха и угрозы для большинства школьников, особенно ослабленных. Поэтому избавление класса от «тирана» надо было дополнить высокосодержательной совместной деятельностью и введением лидеров-гуманистов, которые и определили содержание уже качественно нового уровня сплоченности по формированию коллектива (см. 3. 2. ).
Надо: - оценить уровень развития класса как коллектива; - судя по состоянию основных социально-психологических свойств, данный класс находится на этапе кооперации; - определить психолого-педагогические рекомендации по развитию детского коллектива. Для оказания психолого-педагогической помощи данному детскому коллективу целесообразно использовать рекомендации психологов Р. С. Немова, А. Г. Кирпичника, Н. П. Фетискина, А. Н. Лутошкина, М. И. Рожкова и др. * * * Ситуация 2 ... Конфликт произошел в 10-м классе на уроке математики. Учащиеся отказались сдавать контрольные работы. Учителю не помогли ни классный руководитель, ни директор – ребята сидели спокойно и молчали. Тогда классный руководитель сам собрал тетради. Причиной конфликта послужили взаимоотношения класса с учителем, который не учел ни психологических особенностей старшеклассников, ни методику работы прежнего учителя, работавшего с ребятами с 4-го класса по 9-й. Прежний учитель приучил ребят к самостоятельности, разрешил им советоваться на уроке, обсуждать трудные задачи и находить верное решение, учитывал индивидуальные особенности каждого ученика. Эта форма работы давала положительные результаты. Другой учитель не учел этого. Он требовал от десятиклассников полнейшей тишины на уроке, задачи решались только вместе с ним, никаких рассуждений и обсуждений. Ребята пытались объяснить, что раньше уроки проводились иначе. Это объяснение учитель воспринял как обиду, пообещав, что возврата к прежнему не будет. Тогда учащиеся отказались подчиниться учителю. Это был суровый урок не только учителю, но и директору школы, всему педагогическому коллективу. Где выход? Ситуация 3 ... 8 класс был всегда управляемым. Но однажды... Урок истории. Рассказываю новый материал и замечаю, что ребята перестали слушать (сидят тихо, но все почему-то поворачиваются назад к товарищам).
Делаю замечание, но все остается по-прежнему. «Ребята! Вы меня плохо слушаете. Почему? » Учащиеся молчат, думают о чем-то. Предлагаю им «личное время на 2 минуты». Они это время принимают, но продолжают свое дело. Ситуация 4 ... В пионерском лагере «Романтик» (лагерь для «трудных» подростков) мы ставили задачу установить контакт с отрядом «трудных». Сначала это было сделать нелегко, они «прочитывали» наши действия наперед и готовили контрмеры. Мы понимали: надо нарушить логику их мышления и наших действий, показать наше превосходство в тех качествах, которые для них особенно ценны (смелость, стойкость, выносливость). Мы объявили, что завтра идем в поход, при этом чувствовалось, что в пути они настроены быть неуправляемыми. Затем мы объявили, что сегодня не пойдем... Они были уверены, что мы «слабаки». В 16 часов пошел дождь, температура понизилась. Мы построили отряд и объявили: «Мы готовы идти в поход. Согласны ли вы? » Это было верхом неожиданности для них. Они были обезоружены. Они этого не ждали, программы контрдействий у них не было. Но и отказаться от похода они не могли (самолюбие не позволяло). Мы вышли... Впереди была ночь, дождь, холод. Как быть? Они не знали. Мы шли два дня. Тяжело было и нам, но мы улыбались, а они не выдерживали напряжения. Некоторые из них в отчаянии садились в лужи... Ситуация 5 ... В октябре перед началом урока ученица 7 класса потребовала от имени группы учащихся «убрать» учительницу русского языка и литературы (она же классный руководитель) в связи с тем, что она делит учащихся на «любимчиков» и «нелюбимчиков» и необъективно оценивает их знания. Чтобы переключить учащихся на свой урок, я пообещала тщательно разобраться и принять объективное решение. После длительной беседы с учительницей, где она получила ряд советов, мы вместе пошли к учащимся, чтобы еще раз выслушать их мнение. Никто не выступил. Ситуация 6 ... Учитель истории (стаж работы 3 года), очень рассеянный, слабо видящий, проводит урок в 9-м классе. Ученики возбуждены, урок сорван. Звонок с урока. Класс сидит, наступила тишина. Учитель идет к двери, она не открывается, закрыта на замок. Учитель идет к столу за ключом. На столе его нет. Как поступить?
Произошло следующее. В самом начале урока один из отвечающих, недовольный оценкой, вместе с дневником взял со стола ключ. Что дальше с ним делать, он не решил, отдал его девочке, сидящей за ним, та – дальше. Ученик, получивший его, отпросился с урока, вышел из класса и хотел закрыть дверь извне, но передумал, вернулся в класс и закрыл дверь изнутри. Сам сел на место, а ключ отдал другому ученику, который выбросил его в окно. Сначала это обстоятельство развеселило учеников, с нетерпением ожидалась реакция учителя. Затем бурная реакция сменилась тревогой, поиском выхода из создавшегося положения. Ни учитель, ни ученики достойного выхода не нашли. «Пленников» обнаружили через 5 минут после перемены, открыли кабинет. Завуча встретила напряженная тишина. Что делать?... Ситуация 7 ... Учительница русского языка, придя в класс, начала опрашивать учащихся. Выяснилось, что многие не справились с упражнением дома. Она обратилась к сильному ученику, попросила выйти к доске. Ученик не вышел. Возмущенная учительница начала упрекать ученика в невоспитанности. Ученик обиделся на учителя, действительно стал грубить. Она потребовала удалиться из класса – он не вышел. Учительница, оставив класс, решила обратиться за помощью к директору. Его не оказалось... Как она должна поступить? Ситуация 8 ... Седьмой класс был работоспособный, активный, хорошо успевал, но вступил уже в ту пору, когда все воспринимается критически. Ребята не боялись вступить в дискуссию, если считали себя правыми. А правыми в этом возрасте они считали себя всегда. Максимализм – вот что отличало седьмой класс в ту пору: любят – так безоглядно, ненавидят – так уж никаких оправданий не принимают. А тут еще сменился у ребят классный руководитель. В сентябре ребята едут на уборку картофеля в колхоз. Работают отлично, особенно Гена И.: и ведра носит, и помогает картошку подбирать – ни минуты свободной у него! Но почему-то больше с девчонками. Правда, классный руководитель не обратил внимание на это. В перерыве подвели итоги работы, особенно классный руководитель выделил Гену. Все довольны. Гена прямо светится. После перерыва начали работать так же, в том же темпе. Классный руководитель доволен: не нужно понукать, следить за качеством работы. Начал убирать с ребятами картошку. Внезапный крик заставил его разогнуться. Недалеко на грядке корчился от боли Гена. Рядом стояли совершенно равнодушные мальчики-одноклассники: ни тени сострадания! Да и откуда сострадание, если они его сами избили: сначала били, потом уже лежачего пинали ногами. Классный руководитель вместе с девчонками помог Гене, пытался выяснить, за что они его так, высказал возмущение по этому поводу. Но мальчики смотрели на него безучастно, даже враждебно, а один из них парировал: «Нечего защищать, он знает за что... »
Ситуация 9 ... Классный руководитель 7 класса долгое время ничем не могла заинтересовать свой класс. Класс – «трудный», недисциплинированный. Испытав очередную неудачу уже в начале классного часа, по ее мнению, очень хорошо подготовленного, она решила предпринять следующие действия. Учительница сложила книги, картины, приготовленные ею к классному часу, и сказала с досадой: «Вижу, что вас ничем невозможно заинтересовать. На вас ничего не действует! Когда я шла к вам, думала: «Вот какой интересный урок будет у нас сегодня, ребята останутся довольны». Сколько времени я потратила на подготовку материалов. Но я не считалась с этим, потому что думала о том, что помогу вам чуточку стать лучше. А теперь вижу, старалась напрасно». Что еще предпринять?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|