Тема 3. Человек как субъект деятельности
Литература
Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986. – С. 191–230.
Тема 3. Человек как субъект деятельности
Признаки деятельности
| Признаки поведения
|
4. Включает 2 подструктуры:
мотивационную (желание) и операциональную (умение)
8. Вызывается потребностью, а направляется целью
11. Является ведущим фактором развития личности и имеет высокую социальную значимость
5. Изменяет предмет активности в соответствии с наличным планом
6. Освоение требует специального обучения
2. Является высшей формой активности человека
3. Требует достаточно высокого уровня развития общих и специальных способностей
7. Основные виды: игра, учение, труд (иногда включает общение)
| 9. Зримая, хорошо заметная форма социального взаимодействия людей («верхушка айсберга»)
12. Мотивы скрыты, возможно проявление одинаковых форм при разных мотивах и наоборот
1. В значительной мере определяется установками, нормами, ролями, традициями и т. д.
10. Имеет выраженную связь с этикой
|
Психологические характеристики основных видов деятельности:
Игра
| Учение
| Труд
|
18. Необычайно сильное влияние на психическое развитие
26. Легкое перевоплощение в исполнении различных ролей и ситуаций
16. Высокая эмоциональность, заинтересованность
21. Строгое соблюдение правил
19. Много творческой фантазии
| 13. Работа с текстами (со знаковым материалом)
15. Сочетание положительной мотивации (интереса) и дисциплины (ответственности)
20. Согласование образа предмета и понятия о нем
27. Освоение умственных действий
25. Преобладание положительных эмоций
22. Выраженное напряжение психических функций
24. Развитие общих способностей
| 17. Высокая социальная значимость продукта деятельности
29. Выраженность профессиональных способностей
28. Личностное развитие и социальное продвижение личности
14. Роль передовых наукоемких технологий
23. Личностная направленность на совершенствование технологий
30. Организация, нормирование деятельности.
|
Литература
Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986. – С. 93–130.
Тема 4. Человек как субъект общения
Структура общения
Коммуникативная сторона общения
| Интерактивная
сторона общения
| Социально-перцептивная
|
1. Установление связей
20. Вербальные и невербальные способы связей
2. Роль пространственного положения
3. Диалогический и монологический контакт
17. Высокая культура речи
4. Эмоциональная окраска речи
| 5. Регулирующая функция социальных норм и ценностей
12. Исполнение комплекса ролей
6. Такт
14. Изменение поведения другого человека для достижения собственных целей
16. Нормотворчество
15. Конкуренция и кооперация
| 13. Стремление распознать другого человека
19. Идентификация, рефлексия, стереотипизация
18. Эффект «ореола»;
роль установки (особенно в ситуации неопределенности)
8. Стандарты и стереотипы в оценке людей
|
5. Способы предупреждения конфликтов в общении
| 6. Решение конфликтных ситуаций
|
9. Уважительное отношение к человеку и его имени
10. Способность сочетать собственные интересы с интересами других людей
11. «Не браниться и не раздражаться» (К. Адамецкий)
21. Содействие в самоутверждении другого человека
| 22. Задержка реакции на обиду
23. Перевод реакции на другой объект
25. Рационализация действий «противника»
24. Парадоксальная реакция.
|
Литература
Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986. – С. 130–158.
Тема 5. Человек в коллективе (малой группе)
Признаки коллектива как субъекта деятельности
| Личность в коллективе
|
1. Направленность активности
5. Ценностно-ориентационное единство
6. Организованность
13. Эффективность деятельности
20. Срабатываемость
18. Надежность
| 4. Коллективистическое самоопределение личности
8. Степень эмоциональной привлекательности в межличностных отношениях (звезды – предпочитаемые – аутсайдеры – отвергнутые)
9. Чувство принадлежности к данной группе
10. Лидерство
13. Удовлетворенность – неудовлетворенность своим статусом
14. Стремление «внедриться» в сознание других членов группы (и изменить их поведение)
17. Желание быть как все
|
6. Поэтапное развитие группы по пути к коллективу
16. Диффузная группа («сыпучий песок»)
18. Группа-ассоциация («вязкая глина»)
20. Группа-кооперация («мерцающий маяк»)
22. Группа-коллектив («горящий факел»)
|
7. Признаки хорошо организованного детского коллектива (по А. С. Макаренко)
17. Каждый ребенок психологически защищен
19. Чувство собственного достоинства сохраняется у всех, даже у самых слабых
21. Много приветливых радостных лиц
23. Преобладает приподнятое настроение («мажор»)
|
Литература
1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986. – С. 159–196.
2. Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1981.
Тема 6: «Индивидуально-психологические особенности»
Основные показатели, элементы структуры
Темперамента
|
Характера
| Способностей
|
3. Эргичность
5. Эмоциональность
6. Пластичность
| 2. Отношение к труду
4. Отношение к другим людям
7. Отношение к себе
| 1. Индивидуально-психологические свойства
28. Обеспечивает скорость усвоения опыта
8. Отражает оригинальность, неповторимость продуктов деятельности
|
Виды (типы)
Темперамента Способностей
|
9. Холерик
13. Сангвиник
15. Флегматик
16. Меланхолик
| 12. Общие
14. Специальные
|
Проявления в жизнедеятельности
Темперамента Характера Способностей
|
17. Хотя и не является ограничением при выборе основных (массовых) профессий, но предполагает формирование индивидуального стиля деятельности
20. Проявляется в эмоциональной, интеллектуальной, двигательной сферах
| 18. Как правило, при выборе профессии не учитывается, хотя реально влияет на успешность труда
21. В большей мере проявляется в общении
| 19. Является ведущим критерием при профотборе
22. Выступает одним из основных факторов успешности деятельности
|
Ведущие факторы развития
Темперамента Характера Способностей
|
23. Генные (наследственные предпосылки)
| 24. Социальный компонент (семья, обучение, условия деятельности)
| 25. Высокая личная мотивация
26. Благоприятные социальные условия
27. Работа на пределе сил.
|
| | | |
Воспользуйтесь поиском по сайту: