Приложение № 1. Личностные Опросники
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ ОПРОСНИК для изучения социального самочувствия Опросник разработан А. С. Чернышевым на основе методического инструментария, предложенного А. Н. Майоровым [37] и некоторых позиций из Программы обследования школ Курской области, проведенного кафедрой психологии Курского госпедуниверситета в 80–90 гг. XX века (см. работы «Организация психологической службы в школе», «Диагностика образовательных систем Курской области»). Опросник прошел пилотажное испытание в школе № 21 г. Курска (исполнитель – дипломник кафедры психологии Булавкин С. ).
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА Школа №___; класс ________ Пол – муж., жен. (подчеркнуть) Уважаемые школьники! Просим высказать свое мнение о своей школе, о Вашем самочувствии в школьной жизни, что важно для определения путей прогресса Вашей школы и Вашего развития. Для этого надо ответить на предлагаемые вопросы (подчеркните или обведите кружком тот пункт, с которым Вы согласны, или напишите свой вариант ответа). 1. Удовлетворен ли ты своими учебными успехами? а) да б) не всегда в) трудно сказать г) по отдельным предметам нормально д) вообще-то дело плохо 2. Нравится ли тебе учиться? а) нравится узнавать новое, развивать творческие способности б) не знаю, нравится или нет, учусь потому, что так надо всем в) нравятся отдельные предметы, по которым могу проявить себя г) учиться – нет, а пообщаться с друзьями в школе – да д) не нравится, очень трудно усваивается материал пока помогали родители, нравилось, а сейчас нет 3. Чем думаешь заняться после окончания школы? а) продолжать учебу в вузе б) поступить в ПТУ, среднее специальное учебное заведение
в) пойти работать и совмещать работу с учебой г) пойти работать д) не знаю, чем буду заниматься 4. Как ты оцениваешь свои шансы на поступление в вуз? а) шансы достаточно высокие б) надежда на поступление есть в) трудно сказать г) скорее, шансов мало д) шансы низкие 5. Какие переживания ты испытываешь в связи с посещением школы? а) испытываю чувство удовлетворения б) мне нравится общение со сверстниками и с некоторыми учителями в) учение вызывает у меня ряд проблем, что омрачает мое самочувствие г) у меня появляется чувство тревоги как в общении с преподавателями, так и сверстниками д) учебная деятельность доставляет мне много неприятностей 6. Что ты ожидаешь от своего класса? а) помощи и поддержки б) сочувствия и понимания в) равнодушия и безразличия г) возможных обид и несправедливости д) угроз, а возможно, оскорблений и физического насилия е) _________________ ж) _________________
Обработка результатов Количественная оценка определяется с помощью условных баллов, исходя из следующих допущений: пункты «а» оцениваются в 10 баллах; «б» – в 8 баллов; «в» – в 6 баллов; «г» – в 4 балла; «д» – в 2 балла. Максимальная оценка – 60, минимальная – 12 баллов. Можно условно выделить следующие зоны социального самочувствия: высокая зона – 54–60 баллов; хорошая – 40–53 балла; средняя – 24–39 балла; низкая – 12–23 балла. Качественная оценка возможна путем наложения «зон самочувствия» на примерные характеристики соответствующих типов социального самочувствия: высокого, хорошего, среднего, низкого, описанных ранее (см. 1. 2, с. 18–20) ОПРОСНИК для изучения ценностных ориентаций Методика Е. Б. Фанталовой дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах. Она может быть использована как инструмент индивидуальной психодиагностической и психокоррекционной работы с подростками и юношами в случае проработки самых различных проблем: от школьной дезадаптации до личностного, семейного и в широком смысле слова социального самоопределения в будущем.
Образец бланка Дорогой друг! Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Просим Вас быть искренними. Перед Вами список из 12-ти ценностей. Необходимо по 10-балльной системе оценить каждую из указанных ценностей жизни. Наиболее значимые следует оценивать в 8–10 баллов; просто значимые – 5–7 баллов; нейтральные – 3–4 балла; совсем не значимые – 1–2 балла. Спасибо!
1. Активная, деятельная жизнь 2. Здоровье 3. Интересная работа 4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) 5. Любовь 6. Материально обеспеченная жизнь 7. Наличие хороших и верных друзей 8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений) 9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора) 10. Свобода как независимость в поступках и действиях 11. Счастливая семейная жизнь 12. Творчество Обработка результатов Оценка эмпирических данных проводится на основе сравнения реального рейтинга (ранга) ценностей с наиболее оптимальным вариантом. В качестве оптимального варианта на основе эмпирических исследований наиболее личностно развитых школьников, теоретических выводов С. В. Кривцовой, Е. Б. Фанталовой и наших обобщений предлагается следующий ряд: 1. Активная, деятельная жизнь 2. Друзья 3. Семья 4. Здоровье 5. Интересная работа 6. Познание 7. Красота природы 8. Любовь 9. Творчество 10. Свобода 11. Уверенность в себе 12. Материально обеспеченная жизнь Сравнение реального и оптимального рядов проводится с помощью метода ранговой корреляции. Степень совпадения реального и оптимального вариантов устанавливается на основе следующих четырех эмпирических интервалов: Ч1 = 0, 7–0, 98 (оптимальный) Ч2 = 0, 6–0, 69 (хороший) Ч3 = 0, 4–0, 59 (средний) Ч4 = 0, 1–0, 39 (недостаточный) Качественная оценка проводится путем наложения интервалов на соответствующие примерные характеристики четырех типов критериев: оптимальный, хороший, средний, недостаточный (см. 1. 2, с. 20–21)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|