Практические задания и упражнения
1. Охарактеризуйте этические проблемы экспериментального исследования в социальной психологии (см.: Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007.С. 58-60). 2. Опишите эксперименты С. Милграма по подчинению (см.: Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. С. 275-279). Какого рода этические проблемы возникали в ходе данного эксперимента? 3. Перечислите этапы социально-психологического исследования и кратко опишите каждый из них (см.: Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: Проспект, 2008). 4. Охарактеризуйте экспериментальные и корреляционные исследования в социальной психологии (см.: Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. С. 46-58; Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник / А.Л. Свенцицкий. М.: Проспект, 2008. – С. 43-47). Поясните, от чего зависит выбор стратегии исследования. Каково соотношение экспериментальных и корреляционных исследований в современной социальной психологии? 5. Обследуйте кого-либо из Ваших родных или знакомых с помощью одной или нескольких методик, например опросников Айзека, Я, Стреляу, теста Шмишека, СМИЛ, теста Кеттела, теста Роттера. Какие результаты вы получили? (Описание методик на: www. azps. ru). 6. Познакомьтесь с методикой проведения теста Люшера (http://azps.ru./tests/2/lusher/html).В чем основные преимущества этой методики? Обследуйте с помощью теста Люшера одного из своих товарищей. Какие результаты вы получили? 7. Используя учебную и справочную литературу, выделите основные направления индивидуального психологического консультирования. Охарактеризуйте каждое из этих направлений. 8. Выясните, какие показания к индивидуальной психологической коррекции существуют (источник: Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2005). Сформулируйте одну из имеющихся у Вас психологических проблем. Пользуясь учебной литературой, определите, какие методы психологической коррекции могли бы помочь Вам решить эту проблему.
9. Выясните, какие требования применяют к модераторам фокус-групп (источник: Богомолова Н.Н. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию / А.И. Донцов, Ю.М.Жуков, П.А, Петровская. М.: Смысл, 1999)? 10. Выясните, каковы возможности и особенности профессионального консультирования с различными категориями людей (Источник: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под. ред. М.К. Тутушкиной. СПб: Дидактика Плюс, 2006).
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для пед. вузов // Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Издательство Магистр, 1996. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры; Пер.с англ. М.: Эксмо, 2010. Берн Э. Лидер и группа. М.: ЭКСМО, 2009. Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008. Богомолова Н.Н. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию / А.И. Донцов, Ю.М.Жуков, П.А, Петровская. М.: Смысл, 1999. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия. Психологические модели: Учебник для вузов / Под ред. Л.Ф. Бурлачука. М.[и др.]: Питер, 2007. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось 89, 1999. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось 89, 2007. Донцов А.И. Введение в практическую социальную психологию / А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, П.А. Петровская. М.: Смысл, 1999.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Проспект, 2008. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Когито-Центр, 2007. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб: Питер, 2000. Морено Я.Л. Психодрама / Я. Л. Морено. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2008. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2008. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено, Пер. с англ. А. Боковикова. М.: Акад. Проект, 2004. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе; Пер. с англ. А. Боковикова. М.: Акад. Проект, 2004. Нехорошева И.В., Зубов В.Н. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению // Вопросы психологии. 2009. № 5. Носс И.Н. Психодиагностика: тест, психометрия, эксперимент. М.: КСП+, 2001. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов. М.: СФЕРА, 2008. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов. М.: СФЕРА, 2005. Основные направления современной психотерапии: Учебное пособие / С.Г. Аграчев, А.Я. Варга, Н.Г. Гаранян. М.: Когитоцентр, 2003. Пантелеев С.Р., Жилина Е.Ю. Методика диагностики защитных механизмов личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 1. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2008. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2009. Современная социальная психология: Теоретические подходы и прикладные исследования. М.: Изд-во ИМПСИ, 2009. Социальная психология / Под редакцией Сухова А.Н., Деркача А.А. М.: Академия, 2008. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.: ИЦ Академия, 2006. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. М.: ИНФРА-М, 2001. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. Том 30. 2009. № 2.
Цукерман Г.А. О канонах экспериментального исследования // Вопросы психологии. 2009. № 1.
Тема 3. БИХЕВИОРИЗМ И НЕОБИХЕВИОРИЗМ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Понятия: ортодоксальный бихевиоризм, поведение, респондентное поведение, оперантное поведение, научение типа «S», научение типа «R», стимул, реакция, драйв, подкрепление, генерализация, дискриминация, позитивное подкрепление, негативное подкрепление, радикальный бихевиоризм, медиаторы, фрустрация, агрессия, имитация.
Вопросы для самопроверки 1. Перечислите основные исследования, послужившие возникновению бихевиоризма как теоретического направления в социальной психологии. 2. Какова основная проблема бихевиористской ориентации в социальной психологии? 3. Перечислите основные категории бихевиоризма. Раскройте их содержание. 4. В чем разница между оперантным и респондентным поведением? 5. Что представляет собой классическое обусловливание? 6. В чем разница взглядов Уотсона и Скиннера на обусловливание? 7. Какие виды подкрепления вы можете назвать? Чем они отличаются? 8. Каковы различия ортодоксального и медиаторного бихевиаризма? 9. Что такое фрустрация? Приведите примеры. 10. Как связаны между собой фрустрация и агрессия? Как менялись взгляды бихевиористов на взаимосвязь этих феноменов? 11. Почему А. Бандура использует термин «социально – когнитивная теория» для определения предложенной им теоретической схемы? 12. Приведите примеры социально одобряемой агрессии. 13. Назовите сильные и слабые стороны бихевиоризма как теоретического направления. 14. В чем состоит вклад бихевиористов в развитие социальной психологии? 15. Каким образом используется бихевиоризм в социологии, политической социологии и политологии?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|