Тема 17. Психология общения
1. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. 2. Общение как социальная коммуникация. 3. Социальная перцепция. 4. Интерактивный компонент общения.
Понятия: общение, конъюктивные чувства, дизъюнктивные чувства, коммуникация, интеракция, социальная перцепция, барьеры общения, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, идентификация, эмпатия, рефлексия, эффект «ореола», эффект «первичности», эффект «новизны», стереотипизация, казуальная атрибуция, межличностная аттракция, кооперация, конфликт, трансакции, эго-состояния, ритуалы, игры, комплиментарные трансакции, пересекающиеся трансакции. Вопросы для самопроверки 1. Что понимают под общением в отечественной социальной психологии? В чем особенность научной категории «общение»? 2. Какие методологические принципы используют при анализе общения отечественные социальные психологи? 3. Каким образом взаимосвязаны общественные и межличностные отношения? Приведите примеры. 4. Как связаны между собой общение и деятельность? Поясните на примерах. 5. Какие уровни анализа общения существуют? Охарактеризуйте их. 6. В чем заключается информационно-коммуникативная, регуляторно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции общения? 7. Что такое коммуникация? В чем разница социологического и социально-психологического подходов к ее анализу? 8. Раскройте содержание понятий «асциальный коммуникативный процесс» и «ретиальный коммуникативный процесс». Каково происхождение этих терминов? 9. В чем заключается специфика межличностной коммуникации? 10. Кто и когда ввел в науку термин «социальная перцепция»? Раскройте значение данной категории.
11. Какие механизмы межличностного познания принято выделять в современной социальной психологии? В чем они заключаются? 12. Что такое эмпатия? Существуют ли гендерные различия, определяющие способность к эмпатии? Чем они объясняются? 13. Что такое каузальная атрибуция? Приведите примеры. 14. Назовите основные эффекты перцептивной стороны общения. В чем они заключаются? 15. Каково основное предназначение механизмов стереотипизации? 16. В чем состоит сущность интерактивного подхода к анализу общения? 17. Что такое трансактный анализ? Назовите его основные категории и охарактеризуйте основные положения. 18. В чем особенности понимания взаимодействия в отечественной социальной психологии? 19. Что такое социально-психологический конфликт и какова его структура? 20. Каким образом осуществляется урегулирование и разрешение конфликтов?
Задания к самостоятельной работе студентов 1. Пользуясь словарями, учебными и справочными пособиями, сопоставьте интерпретацию категорий «общение» различными авторами. Что общего в их определениях и чем они отличаются? 2. Пользуясь учебной литературой, выясните, в чем состоят особенности социологического и социально-психологического подходов в исследовании общения. 3. Основываясь на учебной литературе, выясните, какие подходы существуют в отечественной социальной психологии относительно взаимосвязи общения и деятельности. 4. Пользуясь учебной литературой, выясните, какие подходы существуют для интерпретации функций общения? Охарактеризуйте эти функции. 5. Выясните, с какой целью и каким образом используются средства фасцинации в рекламных кампаниях. Приведите примеры. 6. Каким образом влияет внешность коммуникатора на процесс передачи информации? (При ответе н вопрос используйте источник: Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер. 2007. Глава 7. Убеждение).
7. Назовите и кратко охарактеризуйте основные знаковые системы невербальной коммуникации. Существуют ли культурные различия в их использовании? При ответе на данный вопрос используйте учебную, художественную литературу и материалы периодической печати. 8. Обследуйте одного из ваших друзей или знакомых на предмет уровня эмпатии. Какие результаты вы получил? (описание методики исследования уровня эмпатийных тенденций на: http://azps.ru/tests/2/tt6.html/). 9. Какие жесты свидетельствуют о расположении человека к собеседнику? (Источник: из А. Язык телодвижений/ А. Пиз; Пер. с англ. Т. Новиковой. М.: ЭСМО-Пресс, 2000). 10. Выясните какие правила следует соблюдать посредникам при ведении переговоров. Источник: Социальная психология: Учебное пособие для вузов/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. М.: Академия, 2001.
Литература Айслер-Мертц К. Язык жестов; Пер. с нем. К Давыдовой. М.: Фаир-Пресс, 2006. Аксенов Д.В. Гений общения / Д.В. Аксенов, В.А. Борисова. М.: Акад. Проект: Трикста, 2004. Аминов И.И. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2009. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для пед. вузов // Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. Глава 3. Социальное познание: как мы осмысляем социальный мир. Глава 4. Социальное восприятие: как нам удается понять других людей. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004. Белинская Е.П. Человек в информационном мире// Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов/ Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. Берн Э. Игры, в которые играют люди; психология человеческих взаимоотношений: Пер. с англ. М.: АСТ, 2010. Берн Э. Лидер и группа. М.: ЭКСМО, 2009. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2002. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Минск: Харвест, 2005. Бирах А. Психология мимики. М.: Маркетинг, 2004. Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008.
Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. Богомолова Н.Н. Эффективность массовой коммуникации: смена подходов// Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов/ Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. Бородина Г.В. Психология делового общения: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2006. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1990. Геген К. Психология манипуляции и подчинения: Пер. с фр. М. и др.: Питер, 2005. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2008. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000. Душкина М.Р. Психология влияния. М. и др: Питер, 2004. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Проспект, 2008. Зимбардо Ф. Социальное влияние/ Пер. с англ. СПб: Питер, 2001. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и о чем угодно. М.: Альпина Пблишерс, 2010. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М. [и др.]: Питер, 2005. Культура и коммуникация: глобальные и локальные изменения / Под ред. Ю.В. Петрова. Томск: Изд-во НТЛ, 2004. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: Учебное пособие для вузов. Рн/Д: Феникс, 1998. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для вузов. М.: Academia, Смысл, 2008. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие. М.: Смысл, 1999. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2009. Глава 7. Убеждение. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. М.: Совершенство; Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1997. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие. СПб: Изд-во Михайлова А.В., 1999. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. Пиз А. Язык телодвижений; Пер. с англ. Т. Новиковой. М.: ЭСМО, 2008.
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити, 2008. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2007. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2008. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2009. Сергеечева В. Азы общения. Стратегия и тактика. СПб и др.: Питер, 2004. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999. Раздел 6.3. Психология межличностного взаимодействия. Современная социальная психология: Теоретические подходы и прикладные исследования. М.: Изд-во ИМПСИ, 2009. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во МГУ, 1992. Социальная психология / Под редакцией Сухова А.Н., Деркача А.А. М.: Академия, 2008. Социальная психология в трудах отечественных психологов/ Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицикого. СПб: Питер, 2000. Раздел 6. Психология общения. Социальная психология: Хрестоматия/ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. Раздел «Проблемы общения и взаимодействия». Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. Станин М.И. Психология общения: Курс лекций. М.: Изд-во института практической психологии, 1996. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. Хоган К. Эффективная коммуникация: десять золотых правил делового и личного успеха; Пер. с англ. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2005. Хрестоматия по социальной психологии/ Сост. и автор Т.В. Кутасова. М.: Международная пед. академия, 1994. Раздел 1. Закономерности общения и взаимодействия людей. Цветкова Л.С. Афазия и восприятие. М.: Ин-т практической психологии, 1997. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. М.: Соц.-полит. МЫСЛЬ, 2004. Щеголев И. В. Тайный язык тела. М. и др.: Питер, 2007.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|