1.3. Организация медиарилейшнз
В основе концепции медиарилейшнз лежит стратегия PR-деятельности организация, которая, в свою очередь, базируется на стратегии развития компании. На основе данных, полученных в результате проведения ситуационного анализа, производится стратегическое планирование. В рамках планирования определяются такие параметры, как цели, стратегия, тактика, время «запуска» и содержание ключевых сообщений, бюджет. Процесс организации медиарилейшнз содержит следующие стадии: 1. Ситуационный анализ. 2. Стратегическое планирование. 3. Тактическое планирование. 4. Реализация плана. 5. Анализ и коррекция плана. Одной из моделей, используемой для планирования и оценки PR-деятельности, и медиарилейшнз в частности, является модель « RAСЕ ». В процессе ситуационного анализа проводится сбор и анализ информации по различным направлениям, связанным с коммуникациями организации. Остановимся на вопросах важных для медиарилейшнз. Для эффективной работы PR-специалиста в сфере медиарилейшнз в рамках ситуационного анализа необходимо, отмечает Н. А. Назайкин [19]: 1. провести анализ медиакоммуникаций своей организации и её конкурентов; 2. хорошо изучить группу будущего воздействия; 3. исходя из соответствующих демографических, социальных и психографических характеристик, составить узнаваемый портрет целевой аудитории; 4. определять местоположение целевой аудитории в информационном пространстве. Изучая динамику изменений информационного поля, на котором действует компания необходимо отслеживать: · сколько компаний присутствует в общем информационном пространстве; · сколько компаний присутствует в специализированном информационном пространстве;
· кто является лидером общего информационного пространства; · кто является лидером специализированного информационного пространства; · количество публикаций на общем информационном пространстве; · количество публикаций на специализированном информационном пространстве; · информационное присутствие конкурентов; · информационное присутствие своей компании; · общее количество нейтральных, негативных и позитивных публикаций; · количество нейтральных, негативных и позитивных публикаций конкурентов; · количество нейтральных, негативных и позитивных публикаций своей компании; · общее количество упоминаний компаний; · общее количество упоминаний конкурентных компаний; · общее количество упоминаний своей компании, и т. д. [19]. Аудит информационного поля поможет: · обнаружить эффективные, неиспользуемые компанией, но используемые конкурентами, СМИ; · выявить приоритетные группы воздействия конкурентов и наиболее часто используемые ими СМИ, их ориентировочные медиа-бюджеты; · найти эффективные СМИ, которые не используются никем, и тогда в них можно стать лидером; · определить оптимальные промежутки времени взаимодействия с конкретными СМИ. Это, в свою очередь, позволяет выбрать правильную стратегию и тактику выстраивания медиарилейшнз. На выбор того или иного вида стратегии влияет такой фактор, как эмоционально-рациональная составляющая, т. е. что будет поставлено во главу обращения к целевой аудитории – упор на утилитарные свойства продукта или на его психологически значимые (часто воображаемые) достоинства. Соответственно выбирается рациональная или эмоциональная стратегия [19]. Для эффективного стратегического планирования, прежде всего, необходимо определить: цель, время, стратегию, тактику, бюджет. В отличие от журналиста, цель PR-специалиста не проинформировать общественность о событиях или планах компании, а добиться конкретного воздействия на выбранную целевую аудиторию. Цели должны быть реалистичны и достижимы, в целях должны быть указаны точные, измеримые показатели.
Например, медиацель компании «Х» – донесение ПОЗИТИВНОЙ информации до 80% представителей целевой аудитории. Медиацель компании «Y» – поддержание уровня информационного присутствия, соответствующего уровню основных конкурентов. Медиацель компании «Z» – достижение лидерских позиций на информационном поле, и т. д. [19]. Для успеха, согласно одной из часто используемых моделей « SMART» цели должны отвечать – критериям и, соответственно, быть: Specific – конкретными; Measurable – измеряемыми; Achievable – достижимыми; Relevant – относящимися к делу; Timely – своевременными. Временные рамки реализации медиа кампании определяются временем проведения PR-кампании и зависят от общей маркетинговой ситуации (жизненного цикла товара, кризиса, действий конкурентов и т. д. ). Приведем, наиболее важные на наш взгляд, рекомендации А. Н. Назайкина [16] по выбору времени для реализации целей медиарилейшнз. · Новости должны быть своевременными, т. е. акции медиарилейшнз нужно проводить именно тогда, когда информация наиболее значима для целевой аудитории. · Медиаосвещение компании должно идти в ногу с ее общими действиями на рынке. · Активные периоды медиаосвещения жизни компании должны быть связаны не только с важными событиями, а и с периодами спада общей или конкурентной информационной активности на рынке. В такие периоды в СМИ ощущается дефицит новостей, и журналисты обращают внимание на факты, которые они в насыщенное время просто не заметили бы. · Последовательность акций кампании, важно, чтобы они логично следовали друг за другом, и при этом между ними не было большого разрыва. После определения стратегии планируются тактические действия, - какие сообщения, через какие каналы и конкретные СМИ, с помощью каких мероприятий и журналистов будут распространяться. На разных этапах реализации стратегического плана могут быть использованы различные тактические подходы. Могут меняться как СМИ, так и акценты в сообщениях для них [19].
Специалисту по медиарилейшнз необходимо: 1. Определить круг используемых СМИ (конкретные издания, телеканалы, радиостанции, интернет-порталы). Самое важное при выборе СМИ -соответствие аудитории СМИ аудитории воздействия кампании. 2. Определить круг сотрудников СМИ, которых необходимо привлечь для реализации конкретных медиа акций, и каким образом будет осуществляться контакт с тем или иным сотрудником СМИ (телефон, курьерская почта, электронная почта и т. д. ). 3. Выбрать пути распространения информации и мероприятия привлечения СМИ (рассылки; пресс-конференции, интервью, выставки и т. д. ); 4. Разработать основные материалы (пресс-релизы, собственные статьи, письма в редакции и т. д. ). Информационные материалы должны соответствовать выбранным СМИ. 5. Составить рабочий план-график всех мероприятий с указанием дат, имен журналистов, размера аудиторий СМИ, которые они представляют, определить список лиц, из числа сотрудников компании, или привлеченных, ответственных за тот или иной этап работы, бюджет по каждой из акций и т. д. В плане-графике должны быть учтены особенности технологического процесса СМИ. Важным является вопрос бюджетирования медиарилейшнз. Размещение информации в СМИ никогда не бывает бесплатным. Публикация новостных материалов в СМИ стоят значительно меньше, чем размещение рекламы, но платить приходится за все. Даже использование информационного повода приходиться нести расходы: платить за аренду места для пресс-конференции, за подготовку презентационных материалов, за еду, напитки и сувениры для журналистов, за привлечение ньюсмейкеров к акциям и т. д. и т. п. Сложность определение бюджета связана с тем, что не существует четкой системы ценообразования в медиарилейшнз. Практика медиарилейшнз подтверждает замечания А. Н. Назайкина [19]: «Стоимость организации новостей в средствах массовой информации зависит от многих факторов. И от того, «покупается» отдельный журналист или все издание, и от того, публикуется один материал или целая серия, и от того, какой характер имеет информация – деловой или политический, и т. д. и т. п…. В целом стоимость публикаций в прессе всегда обратно пропорциональна традиционности метода. Чем обычнее, банальнее подход (благотворительная акция, спонсорство и т. д. ), тем он обходится дороже. Чем неожиданнее, уникальнее («слон в посудной лавке»), тем, как правило, дешевле».
В бюджете медиарилейшнз выделяют следующие разделы затрат на: · изготовление материалов; · распространение информации; · исследования и мониторинг; · оплату труда специалистов; · прочие расходы, указывается общее количество акций и мероприятий, общая сумма, а также расписывается подробно: наименование мероприятия (акции); стоимость отдельных расходов по проведению мероприятия (акции); общая стоимость мероприятия (акции). Важный этап процесса медиарилейшнз – оценка. Оценка процесса медиарилейшнз позволяет выявить допущенные ошибки, устранять их, провести коррекция плана, а также выявлять наиболее эффективные подходы в пресс-работе. При оценке медиарилейшнз оцениваются такие конкретные показатели, как количество публикаций, охваченная аудитория, качество публикаций и т. д. В процессе оценки медиарилейшнз рассматриваются все этапы процесса – от создания информационной концепции и планирования кампаний до мониторинга результатов. А. Н. Назайкиным в [19] рассмотрел три подхода оценки эффективности медиарилейшнз: количественный, качественный и комбинированный. В основе лежит рассмотрение количественных и качественных аспектов донесения информации в динамике на фоне конкурентов. При измерении эффективности медиарилейшнз с помощью количественного подхода рассматриваются итоги повседневной работы специалиста по медиарилейшнз, а также итоги конкретных информационных мероприятий. Подсчитывается: · количество подготовленных информационных мероприятий (пресс-коференций, пресс-туров, интервью с руководителем компании и т. д. ); · количество подготовленных информационных материалов (пресс-релизов, заявлений, медиактивов и т. д. ); · количество разосланных материалов (количество адресатов) и т. д. Качественным показателем медиарилейшнз является тональность публикаций, которую также называют степенью благожелательности, или рейтингом. Оценка тональности публикаций это достаточно субъективный процесс, поэтому лучше, чтобы ей занимался незаинтересованный в результатах человек. Оценивать можно не только публикации, но и мероприятия. Например, после проведения пресс-конференции можно проанкетировать журналистов, предусмотрев такие пункты оценки как: общая организация; место; время и т. д.
При комплексном подходе оценки, умножая количество контактов с целевой аудиторией на качественную оценку, определяют комплексный коэффициент (КК). Американское консалтинговое агентство Delahaye в качестве критериев оценки эффективности медиарилейшнз предлагает схему « IMPACT», цели должны отвечать следующим критериям [26]: · I nfluence or Tone – Влияние или Тон сообщения · M essage communicated – Направление сообщения · P rominence – Известность · A udience reached – Достигнутая аудитория · C onsultant/ spokesman quoted – Цитируемый спикер/оратор · T ype of article – Тип сообщения При использовании качественного метода оценки эффективности медиарелейшнз необходимо дать ответы на следующие основные вопросы: 1. Где и как часто появляются статьи? 2. Какой журналист написал статью? 3. Каким был тон освещения в СМИ? (от 0 до 10, 0- абсолютно негативная статья, 5 – нейтральная, 10 – позитивная). 4. Какие товары/услуги/темы освещаются? Где именно и как часто? 5. Какие товары/услуги/сообщения основных конкурентов освещаются в СМИ? Где именно и как часто? 6. Классифицируйте статью как короткую заметку, среднюю по величине или большую статью. Если использовались фото, отметьте это. 7. Каковы ключевые сообщения (степень совпадения направленных в СМИ и полученных на выходе сообщений, насколько они правильно отражают цели компании)? 8. Какие спикеры компании пользуются наибольшей популярностью. В результате, Вы сможете определить ядро лояльных журналистов, определить наиболее информационно-привлекательные ракурсы компании… Также будете иметь лишний повод поразмыслить о “неработающих” информационных поводах и темах. И еще раз обратите внимание на деятельность конкурентов (схожесть и отличия ваших коммуникационных моделей). Количественные характеристики: · Соотношение числа позитивных и негативных публикаций. Если отслеживать постоянно этот показатель, то динамика роста соотношения позитивных и нейтральных статей к общему количеству публикаций ≥ 10% – это хороший результат. · Общий объем освещения (по сравнению с конкурентами). Естественно, предпочтительно сравнивать с Лидером вашей отрасли – для лучшей мотивации. Существует мнение, что если Вы достигли 25% уровня информационного освещения лидера – Вы находитесь в хорошей форме, 15-25% – тревожный симптом. · Число людей получивших сообщение. В случае использования программ для медиапланирования можно учитывать и вторичную аудиторию издания. · Как растет Ваша информационная активность? Позитивный рост доли присутствия в СМИ – это 4% в квартал, 1-4% – это более пассивная позиция. Если рост составляет ≤ 1%, Вы пребываете в опасной зоне. Эта система оценки СМИ проста и не требует больших затрат, может легко координироваться в условиях малочисленного освещения. Она значительно усложняется при высоком уровне цитируемости. При повышенной медиа-активности стоит задумываться о специальном программном обеспечении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|