Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительная интерпретация. 1.7.3. Кинетический рисунок семьи. Рисунок дома. 1.7.4. Рисунок «Мир мамы, мир паны». Интерпретация рисунка.




Дополнительная интерпретация

 

Симптомокомплекс Симптом
1. Благоприятная семейная ситуация Общая деятельность всех членов семьи. Преобладание людей на рисунке. Изображение всех членов семьи. Отсутствие изолированных членов семьи. Отсутствие штриховки. Хорошее качество линии. Отсутствие показателей враждебности. Адекватное расположение людей на листе
2. Тревожность Штриховка. Линия основания - пол. Линия над рисунком. Линия с сильным нажимом. Стирание. Преувеличенное внимание к деталям. Преобладание вещей. Двойные или прерывистые линии. Подчеркивание отдельных деталей
3. Конфликтность в семье Барьеры между фигурами. Стирание отдельных фигур. Отсутствие некоторых частей тела у отдельных фигур. Выделение отдельных фигур. Неадекватная величина отдельных фигур. Преобладание вещей. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи. Член семьи, стоящий спиной.
4. Чувство неполно­ценности в семей­ной ситуации Автор рисунка непропорционально маленький. Расположение фигур на нижней части листа. Линия слабая, прерывистая. Изоляция автора от других. Маленькие фигуры. Отсутствие автора. Автор стоит спиной
5. Враждебность в семейной ситуа­ции Одна фигура на другом листе или на другой сто­роне листа. Агрессивная позиция фигуры. Зачеркнутая фигура. Деформированная фигура. Обратный профиль. Руки раскинуты в стороны. Пальцы длинные, подчеркнутые

 

1. 7. 3. Кинетический рисунок семьи

 

Кроме отражения семейной ситуации в целом этот рисунок позволяет прояснить внутрисемейную динамику, понять, как человек воспринимает семейные взаимоотношения, распределя­ет домашние обязанности.

Инструкция: «Нарисуй свою семью, когда все что-нибудь делают (вариант: нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом)».

Интерпретацию проводят так же, как в методике «Рисунок семьи».

Рисунок дома

В рисунке проявляется внешнее выражение аффективных воспоминаний. Он может отражать степень эмоционального комфорта, который человек испытывает в близком окружении, символическое выражение чувств, которые человек испытывает к матери, к семье.

Инструкция: «Нарисуй дом».

Основные вопросы к рисунку задаются через беседу, а не через интервью или опрос. Например, такие: «Из чего сде­лан дом? Сколько ему лет? Кто его строил? Для кого? Почему? Кто помогал его строить? Сколько в нем комнат? Какая самая удобная? Самая плохая? Почему? Кто в них живет? Почему именно они заняли эти комнаты? Насколько он прочен? Кто хо­зяин дома? Кто живет в этом доме? Они веселые или грустные? Чем они сейчас занимаются? Кто ухаживает за домом? Кто при­ходит в этот дом? Как часто? Если редко - что случается, когда он решает идти в этот дом? ».

Педагогу необходимо вести беседу так, как будто он собира­ется поселиться в этом доме и расспрашивает об условиях жиз­ни и правилах проживания в нем.

 

1. 7. 4. Рисунок «Мир мамы, мир паны»

 

Цель: отслеживание воспоминаний об отрицательных дет­ских переживаниях и о том, что их вызвало.

Инструкция: «Нарисуй мир мамы и мир папы (или того, кто является для тебя мамой или папой). Можешь рисовать, исполь­зуя контуры или вовсе без них».

Интерпретация рисунка.

Наилучший случай - если ребёнок нарисовал одного себя, но если и рядом с папой, и рядом с мамой - это означает именно конфликт родительских отношений (не супружеских, а именно родительских: «Когда я с папой - мне хорошо, когда я с мамой -мне хорошо, а вместе с папой и мамой - плохо»).

Основные вопросы к рисунку: «Кто твой папа? Чем он занимается? Что любит? » и т. д.

 

1. 7. 5. Методика «Семья в образах животных»

Данный рисунок - символическое представление достовер­ного материала об отношениях в семье, индивидуальных харак­теристиках каждого её члена. Это так называемый психологиче­ский портрет семьи, позволяющий установить степень гармо­ничности, интегрированности семейных отношений, характер основных семейных конфликтов. Рисунок позволяет выявить источник или главного носителя семейного конфликта. Эта ме­тодика позволяет выразить своё отношение к внутрисемейной ситуации даже закрытым, плохо входящим в контакт с детьми взрослым.

Инструкция: «Нарисуй семью животных, где все члены се­мьи - разные животные, не семью зайцев или семью медведей, а семью, где мама - представитель одних животных, а ребёнок -кто-нибудь совсем другой».

Основные вопросы к рисунку: «Кто здесь нарисован? Где они находятся? Чем они сейчас заняты? (Этот вопрос можно за­давать даже в тех случаях, если рисунок статичный. ) Кто самый сильный, слабый, красивый, любимый, счастливый, трусливый и т. д.? (По поводу каждой отмеченной вами характеристики стоит поговорить, обращая внимание на то, по каким признакам испытуемый наделяет этого члена семьи данной характеристи­кой, например: «Чем он красивее всех? Кто замечает его красо­ту? Что ты об этом думаешь? ». ) Чем чаще всего в этой семье заняты? Чем интересуются? Куда любят ходить? Кто может дру­гим что-нибудь запретить? Что? Что будет, если его не послу­шаться? ».

Необходимо попытаться побеседовать о каждом нарисован­ном персонаже рисунка. В образах животных важно выделить, какими характеристиками наделяет человек каждое животное (кошка - гуляющая сама по себе или: мягкая, заботливая, ласко­вая). Можно спросить о том, почему для этого рисунка выбраны именно эти животные.

Интерпретация осуществляется так же, как в методике «Ри­сунок семьи», но дополнительную информацию о доминирова­нии - подчинении, агрессивности, эгоцентризме, эмоциональной привлекательности, восприятии черт характера отдельных чле­нов семьи автором рисунка - несет их идентификация с разными видами животных.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...