Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация




Структура рисунка: характеризуя основную структуру ри­сунка, можно сказать, что у самых рациональных натур преоб­ладают статическое изображение и изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать се­мью с большей динамикой, например, занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.

Наиболее привлекательный персонаж: если такой присут­ствует на рисунке, то его можно определить по следующим при­знакам:

• наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане;

• он выше и крупнее остальных персонажей;

• выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца;

• остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него;

• наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно узнать по одежде, которая отличает его от других членов семьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения.

Наименее привлекательный персонаж: противоположный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур. Как бы забытый всеми. С этим персонажем в конце работы могут обойтись типичным образом: его обычно перечеркивают несколькими штрихами карандаша или стирают ластиком.

Отношения между персонажами. Следует обратить вни­маниена следующее: существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи? Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это должно быть понято как восприятие ребенком их особой близо­сти, которой он придает значение и которая может соответство­вать или не соответствовать действительности.

Какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на рисунке от других фигур. Это может говорить о дистанции, которую ре­бенок замечает в жизни и выделяет.

Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому-то важному, уникальному, а к другим - как к менее существен­ным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окру­жающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по от­ношению к нему.

Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении ро­дителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем.

Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которой окружают его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них по­мощи и внимания.

К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в ре­альной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер и братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с дру­гими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, ука­зывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, ко­нечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большей любви и привязанности со стороны изображенного рядом с ко­том персонажа.

Родители. Обычно родители изображаются парой, отец вы­ше и слева, мать ниже и справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Необходимо помнить, что изображение семейной пары может иметь разный смысл, в зависимости от того, объединена пара или нет. Ребенок, живущий с одним из родителей, но изображающий их вместе, выражает таким об­разом свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребе­нок более или менее адаптировался, поскольку явление отдель­ного проживания родителей в нашем обществе широко распро­странено, и дети к этому привыкают.

Посредством изолированного расположения фигур родите­лей ребенок выражает свое неосознанное желание. Скажем, в том случае, когда в стороне изображена фигура родителя одного с ним пола, это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Рев­ность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нор­мальным явлением для ребенка до достижения им периода полового созревания. Обратное явление, когда фигура самого ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может рассматриваться как нарушение, хотя и незна­чительное, проявлений нормальных чувств и желаний, выра­женное в отказе от предпочтительных отношений именно с ро­дителем другого пола.

Если у ребенка сложился образ одного из родителей как до­минирующего, подавляющего, агрессивного, пугающего чело­века, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, без учета их ре­альных физических размеров. Если родитель воспринимается угрожающим, то его образ дополняется большими руками, и на­оборот: слабый, не принимающийся всерьез родитель рисуется с маленькими руками или вообще без них.

Идентификация. Ребенок способен отождествлять себя с изображаемыми им персонажами. Обычно персонаж, в кото­ром он себя признает, его возраста и пола и расположен соглас­но возрастному порядку в семье.

Кроме того, он может отождествлять себя и с другим персо­нажем - отцом, матерью, старшим или младшим братом. Иден­тификация с родителем своего пола соответствует реальной ситуации и желанию иметь предпочтительные отношения с ро­дителем противоположного пола. Идентификация со старшим братом независимо от пола также является нормальным явлени­ем, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Следует помнить, что ребенок может отождествлять се­бя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи.

Когда ребенок изображает на рисунке наименее ценимый персонаж (рисуется обычно в стороне от всех, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования), это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не стано­вится на его место. Эту ошибку часто допускают даже психоло­ги, полагая, что ребенок может идентифицировать себя с четко выведенными завершенными фигурами персонажей, но не с те­ми, которые как бы находятся в тени. Если внимательно наблю­дать за рисунками ребенка, послушать его объяснения, то можно увидеть, что он может идентифицировать себя даже с наименее ценимыми им персонажами.

Именно здесь кроется проблема: ребенок, идентифицирую­щий себя с изолированным от всех персонажем, нечетко изо­браженным или стертым, испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...