Интерпретация
Структура рисунка: характеризуя основную структуру рисунка, можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают статическое изображение и изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой, например, занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении. Наиболее привлекательный персонаж: если такой присутствует на рисунке, то его можно определить по следующим признакам: • наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане; • он выше и крупнее остальных персонажей; • выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца; • остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него; • наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно узнать по одежде, которая отличает его от других членов семьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения. Наименее привлекательный персонаж: противоположный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур. Как бы забытый всеми. С этим персонажем в конце работы могут обойтись типичным образом: его обычно перечеркивают несколькими штрихами карандаша или стирают ластиком. Отношения между персонажами. Следует обратить вниманиена следующее: существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи? Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это должно быть понято как восприятие ребенком их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности.
Какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на рисунке от других фигур. Это может говорить о дистанции, которую ребенок замечает в жизни и выделяет. Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому-то важному, уникальному, а к другим - как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему. Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем. Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которой окружают его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания. К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер и братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных. Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, конечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большей любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа.
Родители. Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Необходимо помнить, что изображение семейной пары может иметь разный смысл, в зависимости от того, объединена пара или нет. Ребенок, живущий с одним из родителей, но изображающий их вместе, выражает таким образом свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался, поскольку явление отдельного проживания родителей в нашем обществе широко распространено, и дети к этому привыкают. Посредством изолированного расположения фигур родителей ребенок выражает свое неосознанное желание. Скажем, в том случае, когда в стороне изображена фигура родителя одного с ним пола, это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им периода полового созревания. Обратное явление, когда фигура самого ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может рассматриваться как нарушение, хотя и незначительное, проявлений нормальных чувств и желаний, выраженное в отказе от предпочтительных отношений именно с родителем другого пола. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, агрессивного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, без учета их реальных физических размеров. Если родитель воспринимается угрожающим, то его образ дополняется большими руками, и наоборот: слабый, не принимающийся всерьез родитель рисуется с маленькими руками или вообще без них. Идентификация. Ребенок способен отождествлять себя с изображаемыми им персонажами. Обычно персонаж, в котором он себя признает, его возраста и пола и расположен согласно возрастному порядку в семье.
Кроме того, он может отождествлять себя и с другим персонажем - отцом, матерью, старшим или младшим братом. Идентификация с родителем своего пола соответствует реальной ситуации и желанию иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим братом независимо от пола также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. Следует помнить, что ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. Когда ребенок изображает на рисунке наименее ценимый персонаж (рисуется обычно в стороне от всех, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования), это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не становится на его место. Эту ошибку часто допускают даже психологи, полагая, что ребенок может идентифицировать себя с четко выведенными завершенными фигурами персонажей, но не с теми, которые как бы находятся в тени. Если внимательно наблюдать за рисунками ребенка, послушать его объяснения, то можно увидеть, что он может идентифицировать себя даже с наименее ценимыми им персонажами. Именно здесь кроется проблема: ребенок, идентифицирующий себя с изолированным от всех персонажем, нечетко изображенным или стертым, испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|