Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение рисунка на странице




Склонность к тщательной центровке рисунка - проявление ощущения незащищенности (симметрия пространства по краям, по-видимому, служит критерием безопасности для испытуемо­го) и неумения приспособиться, адаптироваться к среде, а сте­пень проявления этих качеств напрямую связана со степенью симметрии и количеством рисунков, представленных в таком виде.

Если рисунок размещен в левом верхнем углу страницы - та­ким испытуемым свойственно проявлять тревожность или рег­рессию (реакцию избегания), что отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое.

Среди тех, кто склонен демонстрировать агрессивное пове­дение и (или) негативное неприятие инструкций, наблюдается тенденция к частой смене положения рисуночной формы или повороте листа.

Если же рисунок соприкасается с краем (несколькими края­ми) листа, это всегда является значимым фактором. Случай сре­зания краем листа одной или нескольких комнат дома часто вы­ражает нежелание испытуемого рисовать данную комнату из-за неприятных ассоциаций, связанных с этой частью дома или проживающими там людьми; срезание макушки дерева говорит о желании найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поиска ее в реальности; случаи срезания элементов рисунка человека, по-видимому, выражают переживание чувства двига­тельной беспомощности по отношению к окружающей реаль­ности.

По отношению ко времени срез левого края рисунка обозна­чает фиксацию на прошлом вкупе со страхом перед будущим; срез правого края рисунка свидетельствует о желании оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого.

Контакт рисунка с верхним краем страницы означает фик­сацию на размышлениях и фантазиях как источниках удовле­творения. Использование нижнего края страницы вместо линий основания рисунка означает более или менее генерализованную незащищенность, депрессивно окрашенное настроение. Также установлено, что в рисунке дерева или дома использование мес­та слева от центра страницы может интерпретироваться как признак доминирования эмоциональной сферы, а справа - как выражение преобладания сферы интеллектуальной.

Способ изображения. Психолог должен обратить внимание на два момента: применение нетипичных способов штриховки, применение реалистичного и правдоподобного изображения. Нормальная штриховка наносится быстро, без сильного нажима и повторного возврата к ней.

Еще одним из параметров оценки выступает время, затра­ченное на выполнение задания. Предполагается, что, определив количество времени, затраченного испытуемым, и продуктив­ность его использования в процессе рисования и последующего опроса, психолог может узнать, насколько значим для испытуе­мого данный рисунок в целом и составляющие его части.

Необходимо обратить внимание на отношение общего коли­чества затраченного времени к качеству рисунков. Если качест­во рисунка высокое, нет нужды задаваться вопросом о степени психической интеграции личности испытуемого, даже если бы­ло затрачено много времени. Исследователь должен решить, оправдано ли затраченное время количеством деталей и спосо­бом их изображения. Паузу в процессе рисования продолжи­тельностью более 5 секунд можно расценивать как достаточное доказательство конфликта, при отсутствии оснований для утвер­ждения обратного. Ключ к пониманию причины конфликта обычно дает та или иная часть рисунка, во время, перед или по­сле выполнения которой испытуемый делает паузу.

Качество линий - один из важнейших параметров, исполь­зуемых при интерпретации.

Жирные линии в рисунке испытуемого, не имеющего нару­шений центральной нервной системы, оцениваются в соответствии с характером их использования. Например: если весь рисунок выполнен жирными линиями, можно сделать вывод о наличии напряженности неопределенного характера. Если такие линии использованы в изображении определенных деталей рисунка, это может означать фиксацию на этой детали и (или) враждеб­ность, подавленную или открытую. Если контур дома или чело­века нарисован жирными линиями, в отличие от других линий внутри этих рисунков, можно предположить, что испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить внутриличностный ба­ланс. Если жирными линиями нарисован торец дома или ствол дерева, это, вероятно, означает, что испытуемый старается со­хранить контакт с реальностью и отказывается от возможности получить удовлетворение в фантазии. Очень жирная линия зем­ли обычно интерпретируется как отражение чувства тревожно­сти, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни. Жирные линии контура крыши дома означают (если рассматривать дом в качестве автопортрета) фиксацию на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги.

Тип линии. Психолог должен определить следующие харак­теристики линий: линии прерывистые или непрерывные; линии всегда (почти всегда) твердые и прямые или всегда (почти все­гда) плавные и изогнутые. Постоянное использование эскизных, прерывистых линий, вероятно, выражает потребность в аккуратности и скрупулезности, а в отдельных случаях указывает на состояние напряжения и тревожности. Жесткая, прямая ли­ния часто оказывается выражением внутренней ригидности (бескомпромиссности). Обычно кривая линия - здоровый при­знак, хотя она также может свидетельствовать о неприятии ус­ловностей и ограничений.

Выделяют также такой параметр, как самокритичность. Считается, что самокритичное отношение хорошо интегриро­ванного индивида будет достаточно стабильным в течение рабо­ты над всеми тремя рисунками.

 

Далее приводим основные моменты, на которые следует об­ратить внимание

при интерпретации детского рисунка.

 

Характерное качество Проявление в рисунке
1. Незащищенность Ребенок помещает весь рисунок в центре лис­та; непропорциональные части тела человека; длинные руки, широко расставленные ноги; много второстепенных деталей
2. Тревожность Большое количество облаков, сильное выделе­ние отдельных деталей, ограничение про­странства рамкой, штриховка, линии с силь­ным нажимом, многими стираниями, толстая линия фундамента дома, интенсивное закра­шивание волос
3. Недоверие Слабая линия рисунка, расположение дома на краю листа, слабая линия ствола дерева, очень маленькая дверь дома, прикрывание ри­сунка рукой в самом процессе
4. Чувство неполно­ценности Очень маленький размер рисунка, отсутствие рук и ног, очень маленькие руки человека, уз­кие плечи
5. Враждебность Отсутствие окон дома, пустые глазницы, ост­рые пальцы, очень большие деревья, агрессив­ная позиция человека
6. Конфликтность Прорисовывание другого объекта, отказ рисо­вать заданные объекты, отсутствие трубы на крыше одноэтажного дома
7. Трудность общения Отсутствие дверей (или очень маленькая дверь), излишне закрытые окна, отсутствие основных деталей лица; человек нарисован схематично - палочками, оборонительная по­зиция рук, дверь без ручки
8. Депрессивность Помещение рисунка в самом низу листа, рас­положение дерева и дома сверху, присутствие линии основания, идущей вниз, очень малень­кий размер рисунка

 

 

Вариант интерпретации рисунка «Дом»

 

1. Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким обра­зом может выразить отношение к самому себе.

2. Дом вдали - чувство отвергнутости (отверженности).

3. Дом вблизи - открытость, доступность и (или) чувство те­плоты и гостеприимства.

4. Разные постройки - агрессия направлена против фактиче­ского хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

5. Ставни закрыты - субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

6. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), - отра­жение конфликтной ситуации, вредящей правильной оценке ре­альности. Неприступность субъекта (хотя он сам может страст­но желать свободного сердечного общения).

7. Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям; но вместе с тем есть сильные враждебные тен­денции.

8. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравне­нию с другими деталями - субъект стремится сохранить (не по­терять) контакта с реальностью.

9. Стена, отсутствие её основы - слабый контакт с реально­стью (если рисунок помещён внизу).

10. Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает труд­ности, тревогу.

11. Стена с акцентированным горизонтальным измерением -плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

12. Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен предчувствие (угроза) катастрофы.

13. Стена: контуры линии слишком акцентуированы - созна­тельное стремление сохранить контроль.

14. Стена: одномерная перспектива - изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

15. Прозрачные стены - неосознаваемое влечение, потреб­ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

16. Стена с акцентированным вертикальным измерением -субъект ищет наслаждения, прежде всего в фантазиях, и облада­ет меньшим количеством контактов с реальностью, нежели же­лательно.

17. Двери. Их отсутствие - субъект испытывает трудности при стремлении открыться перед другими (особенно в домаш­нем кругу).

18. Двери (одни или несколько), задние или боковые - отре­шённость, отступление, избегание.

19. Двери (одни или несколько) парадные - первый признак откровенности, достижимости.

20. Двери открытые. Если дом жилой - это сильная потреб­ность к теплу извне или стремление демонстрировать доступ­ность (откровенность).

21. Двери боковые (одни или несколько) - отчуждение, уеди­нение, избегание реальности. Значительная неприступность.

22. Двери очень большие - чрезмерная зависимость от дру­гих или стремление удивить своей социальной коммуникабель­ностью.

23. Двери очень маленькие - нежелание впускать в своё «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

24. Двери с огромным замком - враждебность, мнитель­ность, скрытность, защитные тенденции.

25. Дым очень густой - значительное внутреннее напряже­ние (интенсивность по густоте дыма).

26. Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоцио­нальной теплоты дома.

27. Окна сильно открытые - субъект ведёт себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готов­ность к контактам, а отсутствие занавесок отсутствие стремле­ния скрывать свои чувства.

28. Окна сильно закрытые (занавешенные) - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

29. Окна без стекол - враждебность, отчужденность.

30. Отсутствие окон на первом этаже враждебность, отчу­жденность.

31. Окна отсутствуют на нижнем этаже, но имеются на верх­нем этаже - «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша - сфера фантазии.

32. Крыша и труба, сорванные ветром, - символически вы­ражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от соб­ственной силы воли.

33. Крыша: жирный контур, не свойственный всему рисунку, -фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

34. Крыша: тонкий контур края - переживание ослабления контроля фантазии.

35. Крыша: толстый контур края - чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

36. Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, - плохая личностная организация.

37. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены - усилена защитная установка.

38. Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку психоло­гической теплоты дома.

39. Труба почти невидима (спрятана) -- нежелание иметь де­ло с эмоциональными воздействиями.

40. Водосточные трубы - усиленная защита и обычно мни­тельность.

 

Дополнения:

 

1. Кусты - хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки - указывают на незначительную тревогу в рам­ках реальности и сознательное стремление контролировать её.

2. Дорожка очень длинная - уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

3. Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома - попытка замаскировать желание быть одиноким.

4. Солнце - символ авторитарной фигуры. Часто восприни­мается как источник тепла и силы.

5. Погода - отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

 

Цвет:

 

Обычное его использование.

Зеленый - для крыши. Потребность иметь чувство безопас­ности, оградить себя от опасности. Это положение не важно при использовании зеленого цвета для ветвей деревьев или крыши дома.

Коричневый - для стен.

Черный - застенчивость, пугливость.

Оранжевый - комбинация чувствительности и враждебности.

Пурпурный - сильная потребность власти.

Красный - наибольшая чувствительность. Потребность теп­лоты из окружения.

Жёлтый - сильные признаки враждебности.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный человек обычно ис­пользует не меньше 2 или не больше 5 цветов. Субъект, раскра­шивающий дом 7-8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет - боится эмоцио­нального возбуждения.

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цве­та, тем больше вероятность наличия личностных нарушений. Штриховка 3/4 листа - нехватка контроля над выражением

эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Размещение рисунка:

1. 1. Размещение рисунка над центром листа чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

а) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную

недостижимость цели;

б) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняянапряжённость);

в) субъект склонен держаться в стороне.

1. 2. Размещение рисунка точно в центре листа - незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливо­го контроля ради сохранения психического равновесия.

1. 3. Размещение рисунканиже центра листа - чем ниже рису­нок по отношению к центру листа, тембольше похоже на то, что:

а) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно иэто со­здает у него депрессивное настроение;

б) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реаль­ностью.

1. 4. Размещение рисунка на левой стороне листа -- акценти­рование прошлого. Импульсивность.

1. 5. Размещение рисунка в левом верхнем углу листа -склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в про­шлое или в фантазии.

1. 6. Размещение рисунка на правой половине листа - субъ­ект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.

1. 7. Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на про­шлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность сво­бодными откровенными эмоциональными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

1. 8. Рисунок выходит за верхний край листа - фиксирование на фантазиях как источниках наслаждений, которых субъект не ис­пытывает в реальной жизни.

1. 9. Контуры очень прямые - ригидность.

1. 10. Контур эскизный, применяемый постоянно, - в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем случае - указание на неспособность к четкой позиции.

Интерпретация рисунка «Человек»

2. 1. Голова- сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

2. 2. Голова большая - неосознанное подчёркивание убежде­ния о значении мышления в деятельности человека.

2. 3. Голова маленькая - переживание интеллектуальной не­адекватности.

2. 4. Нечёткая голова - застенчивость, робость.

2. 5. Подчёркнутая шея - потребность в защитном интеллек­туальном контроле.

2. 6. Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.

2. 7. Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и же­ланиям.

2. 8. Плечи и их размеры - признак физической силы или по­требности во власти.

2. 9. Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

2. 10. Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.

2. 11. Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осто­рожности, защиты.

2. 12. Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, не­достаток жизненности.

2. 13. Плечи широкие - сильные телесные импульсы.

Туловище:

2. 14. Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

2. 15. Туловище слишком крупное - наличие неудовлетво­рённых, остро осознаваемых субъектом потребностей.

2. 16. Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.

2. 17. Лицо подчёркнуто - сильная озабоченность отноше­ниями с другими, своим внешним видом.

2. 18. Подбородок слишком подчёркнут - потребность доми­нировать.

2. 19. Подбородок слишком крупный - компенсация ощу­щаемой слабости и нерешительности.

2. 20. Уши слишком подчёркнуты - возможны слуховые гал­люцинации. Встречается у особо чувствительных к критике.

2. 21. Уши маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить её.

2. 22. Глаза закрыты - сильное стремление избегать неприят­ных визуальных воздействий.

2. 23. Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

2. 24. Глаза выпучены - грубость, чёрствость.

2. 25. Глаза маленькие - погружённость в себя.

2. 26. Длинные ресницы - кокетливость, склонность оболь­щать, соблазнять, демонстрировать себя.

2. 27. Полные губы на лице мужчины - женственность.

2. 28. Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекват­ные чувства.

2. 29. Рот впалый - пассивная зависимость.

2. 30. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презритель­ные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

2. 31. Ноздри - примитивная агрессия.

2. 32. Зубы чётко нарисованы - агрессивность.

2. 33. Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.

2. 34. Выражение лица подобострастное - незащищённость.

2. 35. Лицо, похожее на маску, -- осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчуждённости.

2. 36. Брови редкие, короткие - презрение, изощрённость.

2. 37. Волосы - признак мужественности, храбрости, силы.

2. 38. Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с во­ображением.

2. 39. Волосы не заштрихованы - субъектом управляют вра­ждебные чувства.

 

Конечности:

 

2. 40. Широкие руки - интенсивное стремление к действию.

2. 41. Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный кон­троль действий и импульсивности.

2. 42. Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная уста­новка.

2. 43. Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компро­миссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявле­ние агрессивных враждебных влечений.

2. 44. Руки длинные и мускулистые субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как компенсации.

2. 45. Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособ­ляемость в межперсональных отношениях.

2. 46. Руки напряжены и прижаты к телу ригидность.

2. 47. Руки очень короткие - отсутствие стремлений.

2. 48. Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте.

2. 49. Руки изображены близко к телу - напряжение.

2. 50. Большие руки и ноги у мужчины - грубость, чёрст­вость.

2. 51. Сужающиеся руки и ноги - женственность.

2. 52. Руки длинные - желание чего-то достигнуть.

2. 53. Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке.

2. 54. Руки, повёрнутые в стороны, - зависимость, желание любви, привязанности.

2. 55. Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными выпадами.

2. 56. Рука, как боксёрская перчатка, - вытесненная агрессия.

2. 57. Руки за спиной или в карманах - чувство вины, неуве­ренность в себе.

2. 58. Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины.

2. 59. Руки отсутствуют в женской фигуре - материнская фи­гура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, не поддерживающая.

2. 60. Пальцы отделены (обрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.


2. 61. Большие пальцы - грубость, чёрствость.

2. 62. Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.

2. 63. Пальцы без ладоней - грубость, чёрствость, агрессия.

2. 64. Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.

2. 65. Пальцы длинные - открытая агрессия.

2. 66. Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.

2. 67. Кулаки прижаты к телу - вытесненный протест.

2. 68. Кулаки далеко от тела - открытый протест.

2. 69. Пальцы крупные - враждебность.

2. 70. Ноги непропорционально длинные - сильная потреб­ность к независимости и стремление к ней.

2. 71. Ноги слишком короткие - чувство физической или пси­хологической неловкости.

2. 72. Рисунок начат со ступней ног - боязливость.

2. 73. Ступни не изображены - замкнутость, робость.

2. 74. Ноги широко расставлены - откровенное пренебреже­ние (неподчинение, игнорирование или незащищённость).

2. 75. Ноги отсутствуют - робость, замкнутость.

2. 76. Ступни непропорционально длинные - потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

2. 77. Ступни непропорционально мелкие - скованность, за­висимость.

2. 78. Лицо изображено так, что виден затылок, - тенденция к замкнутости.

2. 79. Голова - в профиль, тело - анфас - тревога, вызванная социальным окружением, потребность в общении.

2. 80. Человек, изображённый в беге, - желание убежать, скрыться от кого-либо.

2. 81. Человек без определённых частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутст­вующих частей.

2. 82. Человек в плавном лёгком шаге — хорошая приспособ­ляемость.

2. 83. Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешён­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

 

Фон, окружение:

2. 84. Тучи - боязливая тревога, опасения, депрессия.

2. 85. Забор для опоры, контур земли - незащищённость.

2. 86. Фигура человека на ветру - потребность в любви, при­вязанности, заботливой теплоте.

2. 87. Линия основы (земли) - незащищённость.

2. 88. Оружие - агрессивность.

 

Многоплановые критерии:

 

2. 89. Разрывы линий, стёртые детали, пропуски, акцентиро­вание, штриховка - сфера конфликта.

2. 90. Пуговицы, пряжка ремня, подчёркнута вертикальная ось фигуры, карманы - зависимость.

2. 91. Контур, нажим, штриховка. Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

2. 92. Закруглённые линии - женственность.

2. 93. Контур неяркий - боязливость, робость.

2. 94. Энергичные, уверенные штрихи - настойчивость, безо­пасность.

2. 95. Тонкие продлённые линии - напряжение.

2. 96. Эскизный контур - тревога, робость.

2. 97. Разрыв контура - сфера конфликтов.

2. 98. Зубчатые, неровные линии - дерзость, враждебность.

2. 99. Уверенные твёрдые линии - амбиции, рвение.

2. 100. Яркая линия - грубость.

2. 101. Сильный нажим - энергичность, настойчивость; боль­шая напряжённость.

2. 102. Лёгкие линии - недостаток энергии.

2. 103. Неровный, неодинаковый нажим -- импульсивность, нестабильность. Тревога, незащищённость.

2. 104. Длина штрихов - если человек возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет-удлиняются.

2. 105. Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство.

2. 106. Штрихи угловатые - напряжение, замкнутость.

2. 107. Горизонтальные штрихи - подчёркивание воображе­ния, женственность, слабость.

2. 108. Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

2. 109. Стирания - тревожность, опасливость.

2. 110. Частые стирания - нерешительность, недовольство собой.

2. 111. Большой рисунок - склонность к тщеславию, высоко­мерию.

2. 112. Маленькие фигуры - тревога, эмоциональная зависи­мость.

2. 113. Рисунок у края листа - зависимость, неуверенность в себе.

2. 114. Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении.

2. 115. Недостаточная детализация - тенденция к замкнутости.

2. 116. Особо щепетильная детализация - скованность, пе­дантичность.

2. 117. Сопротивление, отказ от рисования - скрывание про­блем, нежелание раскрыть себя.

 

Интерпретация рисунка «Дерево»

 

3. 1. Земля приподнимается к правому краю листа - задор, энтузиазм.

3. 2. Земля опускается к правому краю листа - упадок сил, недостаточность стремлений.

3. 3. Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, за­крытое.

3. 4. Корни равны стволу - более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

3. 5. Корни больше ствола — интенсивное любопытство, мо­жет вызвать тревогу.

3. 6. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми -может самоутверждаться и действовать свободно.

3. 7. Листва тонкими линиями - тонкая чувствительность, внушаемость.

3. 8. Ствол линями с нажимом - решительность, активность, продуктивность.

3. 9. Линии ствола прямые — ловкость, находчивость.

3. 10. Линии ствола кривые - активность заторможена мыс­лями о непреодолимости препятствий.

3. 11. Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка «убежать» от неё в меч­ты и игры.

3. 12. Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.

3. 13. Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внеш­ним миром.

3. 14. Ствол расширяется книзу - поиск надёжного положе­ния в своём кругу.

3. 15. Ствол сужается книзу — изоляция и стремление укре­пить своё «я».

3. 16. Общая высота - нижняя четверть листа - зависимость, недостаток веры в себя.

3. 17. Три четверти листа - хорошее приспособление к среде.

3. 18. Лист использован целиком - хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

3. 19. Листва занимает почти всю страницу - бегство в мечты.

Манера изображения:

3. 20. Острая вершина - защищается от опасности, настоящей или мнимой. Трудности в контактах. Хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти.

3. 21. Множество деревьев - детское поведение.

3. 22. Два дерева - может символизировать себя и другого близкого человека.

3. 23. Пейзаж - означает сентиментальность.

3. 24. Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.

3. 25. Ветви вверх-энтузиазм, порыв, стремление к власти.

3. 26. Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, кон­тактов, суетливость.

3. 27. Листва - сетка, более или менее густая, - большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций.

3. 28. Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое принятие окружающего.

3. 29. Ветви выходят из одного участка на стволе - детские поиски защиты, норма для 7 лет.

3. 30. Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприят­ностей.

3. 31. Толстые ветви - хорошее различение действительности.

3. 32. Листья - петельки - предпочитает использовать своё обаяние.

3. 33. Листва - сетка - уход от неприятных ощущений.

3. 34. Листва, похожая на узор, - женственность, приветли­вость, обаяние.

3. 35. Пальма - стремление к перемене мест.

3. 36. Плакучая ива - недостаток энергии и задора, трудности в принятии решений.

3. 37. Зачернение, штриховка - напряжение, тревожность.

3. 38. Ствол зачернён - внутренняя тревога, подозритель­ность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

3. 39. Ствол в форме разломанного купала - острое ощуще­ние внешнего принуждения и невозможность ему противостоять.

3. 40. Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.

3. 41. Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели.

3. 42. Земля изображена несколькими различными чертами -действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...