1.7. Использование проективных графических (рисуночных)
1. 7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников Выделенные параметры эмоциональной сферы (эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических тестов: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус», «Страхи в домиках», «Дом - дерево - человек». Комплексное применение этих методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — вес это существенно влияет на диагностический портрет личности.
1. 7. 1. Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников В рисуночных методиках, в частности, можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если: • рисунок начинается с изображения ног и ступней; • фигура человека на рисунке очень маленькая; • в рисунке присутствуют облака; • у нарисованного человека покатые плечи; • в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет). О положительном эмоциональном фоне свидетельствует выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка. Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций. Однако необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя, скорее всего, он достоверен только для правшей, то есть для детей с ведущим левым полушарием.
Об эмоциональной напряженности могут свидетельствовать: • штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний); • штриховка, выходящая за контуры фигуры; • стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут свидетельствовать об эмоциональной напряженности ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая деталь); • предпочтение красных тонов. Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры - показатель чрезмерно нагрузочных, негативных переживаний, связанных с ними. Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка: • выполнение изображения короткими штрихами; • наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования; • изменчивый нажим карандаша; • отсутствие изображения шеи. Анализируя выполнение ребенком заданий рисуночных методик, можно получить информацию об уровне его самооценки. О высокой самооценке свидетельствуют: • крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой); • сильный, уверенный нажим; • длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи. На уровень низкой самооценки указывают: • расположение рисунка в нижней части листа; • частые стирания; • слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка); • изображение несоразмерно маленького туловища;
• отсутствие изображения ног. Показатели противоречивой самооценки (высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах): • расположение человека в верхней части листа; • изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении); • уход от выполнения задания - ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы; • штриховка ног, преувеличенный размер обуви. Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке. 1. 7. 2. Тест «Рисунок семьи» Цель: диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них, и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу. Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении. Материалы: лист белой бумаги (20 х 29), цветные карандаши (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый) -6 штук, ластик. Порядок проведения. Из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать: • чья семья изображена им на рисунке - его самого, или какого-нибудь друга, или вымышленного героя; • где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент; • какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье; • кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему; • кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей? ) и почему; • если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома; • если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан. Здесь представлен один из подходов в интерпретации теста «Рисунок семьи» - метод Кормана. «Кинетический рисунок семьи» - метод Бернса - может использоваться совместно с вышеуказанным и дать дополнительную информацию.
Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкцию повторяют вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему? » Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|