Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.7. Использование проективных графических (рисуночных)




1. 7. Использование проективных графических (рисуночных)

методов для выявления эмоциональных особенностей

дошкольников

Выделенные параметры эмоциональной сферы (эмоциональ­ный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических тестов: «Ри­сунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее живот­ное», «Кактус», «Страхи в домиках», «Дом - дерево - человек».

Комплексное применение этих методик позволяет заинтере­совать ребенка и настроить его на совместную работу. При ин­терпретации рисунков обязательно надо учитывать изобрази­тельный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — вес это существенно влияет на диагностический портрет личности.

 

1. 7. 1. Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников

В рисуночных методиках, в частности, можно предполо­жить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если:

• рисунок начинается с изображения ног и ступней;

• фигура человека на рисунке очень маленькая;

• в рисунке присутствуют облака;

• у нарисованного человека покатые плечи;

• в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, ко­ричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).

О положительном эмоциональном фоне свидетельствует выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или мини­мальная штриховка.

Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответст­венно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций. Однако необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя, скорее всего, он достоверен только для правшей, то есть для де­тей с ведущим левым полушарием.

Об эмоциональной напряженности могут свидетельст­вовать:

• штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштри­хованные части являются источником негативных пережива­ний);

• штриховка, выходящая за контуры фигуры;

• стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут свиде­тельствовать об эмоциональной напряженности ребенка, внут­ренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с ко­торой соотносится исправляемая деталь);

• предпочтение красных тонов.

Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигу­ры - показатель чрезмерно нагрузочных, негативных пережи­ваний, связанных с ними.

Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:

• выполнение изображения короткими штрихами;

• наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования;

• изменчивый нажим карандаша;

• отсутствие изображения шеи.

Анализируя выполнение ребенком заданий рисуночных ме­тодик, можно получить информацию об уровне его самооценки.

О высокой самооценке свидетельствуют:

• крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);

• сильный, уверенный нажим;

• длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.

На уровень низкой самооценки указывают:

• расположение рисунка в нижней части листа;

• частые стирания;

• слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка);

• изображение несоразмерно маленького туловища;

• отсутствие изображения ног.

Показатели противоречивой самооценки (высокий уро­вень сочетается с неуверенностью в своих силах):

• расположение человека в верхней части листа;

• изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении);

• уход от выполнения задания - ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;

• штриховка ног, преувеличенный размер обуви.

Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельство­вать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.

1. 7. 2. Тест «Рисунок семьи»

Цель: диагностика внутрисемейных отношений.

Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них, и свою роль в се­мье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тре­вогу.

Ситуация в семье, которую родители оценивают положи­тельно, может быть воспринята ребенком совершенно противо­положно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, ро­дителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

Материалы: лист белой бумаги (20 х 29), цветные каранда­ши (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый) -6 штук, ластик.

Порядок проведения. Из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

• чья семья изображена им на рисунке - его самого, или ка­кого-нибудь друга, или вымышленного героя;

• где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;

• какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье;

• кто из них самый приятный и почему, кто самый счастли­вый и почему;

• кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей? ) и почему;

• если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но мес­та на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;

• если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.

Здесь представлен один из подходов в интерпретации теста «Рисунок семьи» - метод Кормана. «Кинетический рисунок семьи» - метод Бернса - может использоваться совместно с вышеуказанным и дать дополнительную информацию.

Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты се­бе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали». Слово «семья» не объясняется, чтобы не иска­жать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему ри­совать, инструкцию повторяют вновь. Время выполнения зада­ния не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым со­держанием.

После выполнения задания у ребенка вербальным путем до­бирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нари­сованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему? »

Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, ко­торые соответствуют трем выводам в конце работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...