Анализ рисунка семьи. Анализ особенностей графических презентаций членов семьи. Анализ процесса рисования
Анализ рисунка семьи а) Сравнение состава нарисованной и реальной семьи: • не изображены люди - сильный эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией; • изображены люди, не связанные с семьей, - травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком; • уменьшение реального состава семьи - «забывают» нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными; • ребенок не рисует себя - чувство неприятия в семье, ощущение отверженности; • ребенок рисует только себя - эгоцентричность, сформированное чувство общности; • увеличение состава семьи - неудовлетворенные психические потребности, поиск человека, способного удовлетворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах; б) расположение членов семьи: • сплоченность семьи, объединенность в общих действиях, соединенные руки - психологическое благополучие; • разобщенность членов семьи - низкий уровень эмоциональных связей; в) группировка членов семьи, психологические микроструктуры семьи: • рядом с собой рисует другого члена семьи - эмоциональная связь; • физические расстояния отдельных семейных групп отражают различный уровень эмоциональной связи; • отдельные группы - конфронтация в семье.
Анализ особенностей графических презентаций членов семьи а) Количество деталей тела: если присутствуют голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни, большое количество частей тела - позитивное отношение; схематичность, неоконченность рисунка - негативное отношение к человеку;
б) количество используемых цветов для рисования фигур: разнообразие цвета, позитивные яркие цвета - хорошее отношение к семье; темные цвета, однообразие цвета - конфликт, негативное восприятие семьи; в) величина фигур обозначает выражение превосходства, значительности, силы; • большая фигура мамы - авторитетность ее в семье, руководство; • меньшая величина собственного изображения - незначительность «Я» в семье, требование опеки; • одинаковые фигуры - равноправие, равная ценность семьи, сотрудничество; • большие поднятые вверх руки с длинными пальцами - агрессивные желания, желание быть сильным; • нет рук, маленькие руки - бессилие, чрезмерный контроль со стороны; • нет лица, головы - нарушения в сфере общения; • зубы, большой рот - вербальная агрессия.
Анализ процесса рисования а) Последовательность рисования членов семьи: • первый образ - главный, наиболее эмоционально близкий человек; • последний образ - менее значимый человек, негативное отношение; • если в начале рисования изображаются предметы, животные - защитная реакция ребенка в неблагополучной семейной ситуации; б) стирание, паузы, возвращение к нарисованным деталям: доминирующее переживание, выделение главного: • паузы - конфликтные отношения; • стирание с последующим улучшением - позитивные эмоции, с ухудшением - конфликт с данным человеком; в) спонтанные комментарии: проясняют смысл рисуемого содержания ребенку, ослабляют внутреннее напряжение, на каком образе были комментарии - на таком человеке больше напряжения, возможность конфликта. Таким образом, интерпретация рисунка условно делится на три части: 1. Анализ процесса рисования. 2. Анализ структуры рисунка, сравнение с реальной семьей. 3. Интерпретация графических презентаций членов семьи.
Наиболее содержательно-информативным является сам процесс рисования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|