Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ рисунка семьи. Анализ особенностей графических презентаций членов семьи. Анализ процесса рисования




Анализ рисунка семьи

а) Сравнение состава нарисованной и реальной семьи:

• не изображены люди - сильный эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией;

• изображены люди, не связанные с семьей, - травматиче­ские переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком;

• уменьшение реального состава семьи - «забывают» нари­совать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлека­тельными;

 • ребенок не рисует себя - чувство неприятия в семье, ощу­щение отверженности;

• ребенок рисует только себя - эгоцентричность, сфор­мированное чувство общности;

• увеличение состава семьи - неудовлетворенные психиче­ские потребности, поиск человека, способного удовлетворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах;

б) расположение членов семьи:

• сплоченность семьи, объединенность в общих действиях, соединенные руки - психологическое благополучие;

• разобщенность членов семьи - низкий уровень эмоцио­нальных связей;

в) группировка членов семьи, психологические микро­структуры семьи:

• рядом с собой рисует другого члена семьи - эмоциональ­ная связь;

• физические расстояния отдельных семейных групп отра­жают различный уровень эмоциональной связи;

• отдельные группы - конфронтация в семье.

 

Анализ особенностей графических презентаций членов семьи

а) Количество деталей тела: если присутствуют голова, во­лосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни, большое количество частей тела - позитивное отношение; схематичность, неоконченность рисунка - негативное отношение к человеку;

б) количество используемых цветов для рисования фигур: разнообразие цвета, позитивные яркие цвета - хорошее отноше­ние к семье; темные цвета, однообразие цвета - конфликт, нега­тивное восприятие семьи;

в) величина фигур обозначает выражение превосходства,

значительности, силы;

• большая фигура мамы - авторитетность ее в семье, руко­водство;

• меньшая величина собственного изображения - незначи­тельность «Я» в семье, требование опеки;

• одинаковые фигуры - равноправие, равная ценность се­мьи, сотрудничество;

• большие поднятые вверх руки с длинными пальцами - аг­рессивные желания, желание быть сильным;

• нет рук, маленькие руки - бессилие, чрезмерный контроль со стороны;

• нет лица, головы - нарушения в сфере общения;

• зубы, большой рот - вербальная агрессия.

 

Анализ процесса рисования

а) Последовательность рисования членов семьи:

• первый образ - главный, наиболее эмоционально близкий человек;

• последний образ - менее значимый человек, негативное отношение;

• если в начале рисования изображаются предметы, живот­ные - защитная реакция ребенка в неблагополучной семейной ситуации;

б) стирание, паузы, возвращение к нарисованным дета­лям: доминирующее переживание, выделение главного:

• паузы - конфликтные отношения;

• стирание с последующим улучшением - позитивные эмо­ции, с ухудшением - конфликт с данным человеком;

в) спонтанные комментарии: проясняют смысл рисуемого содержания ребенку, ослабляют внутреннее напряжение, на ка­ком образе были комментарии - на таком человеке больше на­пряжения, возможность конфликта.

Таким образом, интерпретация рисунка условно делится на три части:

1. Анализ процесса рисования.

2. Анализ структуры рисунка, сравнение с реальной семьей.

3. Интерпретация графических презентаций членов семьи.

Наиболее содержательно-информативным является сам про­цесс рисования.

 

 

Кто изображается первым? Эмоциональная близость
Фигура большая, но схема­тичная, не детализированная Значимость человека при отрицатель­ных чувствах
Фигура тщательно прорисо­ванная, декорированная Любимый член семьи. Почитаемый. Желание быть похожим на него
Мебель, солнце и др., но не люди Защитная реакция, эмоциональное не­благополучие
Возвращение к декорирова­нию Значимость для ребенка
Символичность изображе­ния Снижение значимости
Цвет деталей Эмоциональное отношение
Стирание, подрисовывание Что именно?
Спонтанные комментарии Прояснение смысла рисунка. Внутрен­няя напряженность

 

Основные характеристики Интерпретация
А. Состав семьи   Изображены не люди, не члены семьи Большее (меньшее) число членов семьи Рисование только «Я» (автор ри­сунка) Отсутствие в рисунке «Я»     Эмоциональный конфликт Неудовлетворенность Эгоцентричность. Истероидность Отвержение. Неприятие
Б. Расположение членов семьи   На большом расстоянии Огранизованное пространство На очень близком расстоянии Объединение по полу, по ролям. Соединенные руки     Разобщенность Попытка сплотить семью Конфронтация Сплоченность  
В. Прорисовка деталей Голова, волосы, уши, глаза и т. д. Детали одежды, украшения и пр. Количество используемых цветов     Интеллектуальный уровень ре­бенка   Эмоциональное отношение к членам семьи  
Г. Размеры изображенных фигур Фигуры родителей больше детских Фигуры детей больше (равны) Большие размеры фигур   Маленькие размеры фигур «Я» меньше других членов семьи   «Я» в замкнутом пространстве     Нормативность Эгоцентризм. Чувство ревности Уверенность в себе. Импульсив­ность Тревожность Незначительность. Ненужность. Желание защиты, опеки, тре­вожность Желание защиты, тревожность  
Д. Наличие отдельных частей тела Руки, поднятые вверх с пальцами Только у «Я» нет рук Отсутствие глаз, рта Заштрихован ность Закрашенность части лица Прорисовка зубов Нажим карандаша небольшой Нет нажима карандаша Предметы в руках     Агрессивность. Властность Незащищенность. Бессилие Нарушение общения. Аутизм Поле напряженности Враждебность Оральная агрессия Неуверенность Тревожность Роль в семье  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...