Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.7.6. Проективный тест «Дом - дерево - человек»




1. 7. 6. Проективный тест «Дом - дерево - человек»

Историческая справка.

 

Проективная методика «Дом - дерево - человек» (ДДЧ) ис­следования личности была предложена Дж. Буком в 1948 году.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем прово­дится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они зна­комы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, её потребностях, уровне психосексуального развития и т. д.

Помимо использования теста ДДЧ в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития (коэффициент ранговой корреляции с тестами интеллекта составляет 0, 4-0, 75). Это со­гласуется с данными традиционной диагностики уровня интел­лекта с помощью рисунка.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой значительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, вы увидите, что действитель­но происходит в нашей жизни. В упрощённой форме дерево символизирует жизненную энергию и стремление к жизни.

Другим способом интерпретации может быть порядок, в ко­тором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если пер­вым нарисовано дерево, значит, основное для человека - жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими поня­тиями.

Цели: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касаю­щихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в це­лом и с конкретными людьми в частности.

Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей.

Материалы: белый лист бумаги, сложенный пополам и об­разующий таким образом четыре страницы размером 15 х 21 см (рисуночная форма). Первая страница предназначена для реги­страции даты обследования и данных испытуемого, после­дующие три страницы отведены для рисунков и соответственно озаглавлены: «Дом», «Дерево», «Человек»; несколько простых мягких карандашей, ластик. Для детей дошкольного возраста можно предоставить обычный лист белой бумаги, не складывая его на четыре части (это может отвлечь ребенка от выполнения задания).

Исследование может проводиться как в группе, так и инди­видуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестиро­ванию, дающему большие возможности для наблюдения и по­зволяющему получить от ребенка подробные комментарии.

 

Инструкция для детей дошкольного возраста: «Мне ска­зали, что ты очень хорошо умеешь рисовать, прямо как настоя­щий художник. Это правда? (Ребенок всегда с этим соглашает­ся. ) Я хочу попросить тебя нарисовать домик. Рисовать его можно только простым карандашом. Домик может быть любым: тот, в котором ты живешь; сказочный; тот, который ты видел где-то и т. д. Подумай, какой домик ты хочешь нарисовать. Я дам тебе столько времени, сколько нужно. Постарайся нари­совать дом как можно лучше».

Как только испытуемый начинает рисовать, включается се­кундомер.

После того, как дом нарисован, педагог просит ребенка на­рисовать дерево, а затем человека - так хорошо, как только он сможет. Часто дети без дальнейшей инструкции психолога сами начинают рисовать рядом с домом дерево и человека. Не оста­навливайте ребенка, дайте ему возможность дорисовать рисунок до конца.

Пока ребенок рисует дом, дерево, человека, психолог дол­жен в протоколе зафиксировать:

аспекты, касающиеся времени (интервал времени с мо­мента представления психологом инструкции до момента, когда испытуемый приступил к рисованию; длительность любой пау­зы, соотнося ее с выполнением той или иной детали; общее вре­мя, затраченное на рисование);

последовательность изображения деталей каждого ри­сунка, пронумеровывание их (необходима точная запись для по­следующей интерпретации);

все комментарии (по возможности дословно), самопроиз­вольно сделанные ребенком во время рисования;

любую эмоцию (самую незначительную) ребенком в про­цессе выполнения теста. Затем нужно связать это эмоциональ­ное выражение с изображаемой в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у детей сильные эмоции, которые должны быть записаны.

Пострисуночный опрос создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок, описывая и комментируя рисунки дома, дерева и человека, мог отразить свои чувства, отношения, по­требности и т. п., а также предоставляет психологу возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

Ниже приводим список вопросов. Психолог предлагает ребенку ответить на вопросы, которые лучше помогут ему узнать о рисунке.

Для рисунка человека:

1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?

2. Сколько ему (ей) лет?

З. Кто он?

4. Это твой родственник, друг или кто-нибудь другой?

5. 0 ком ты думал, когда рисовал?

6. Что он делает? (И где он в это время находится? )

7. 0 чем он думает?

8. Что он чувствует (какое у него настроение)?

9. 0 чем тебя заставляет думать нарисованный человек?

10. Кого тебе напоминает нарисованный человек?

11. Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

12. Какая, на твой взгляд, погода на рисунке?

13. Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

14. Как одет этот человек?

 

Для рисунка дерева:    

 

1. Что это за дерево?

2. Где приблизительно находится это дерево?

3. Каков приблизительно возраст этого дерева?

4. Это дерево стоит отдельно или среди других деревьев?

5. Когда ты смотришь на это дерево, как тебе кажется: оно расположено выше тебя, ниже или вы с ним одинакового размера?

6. Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?

7. Есть ли на рисунке ветер?

8. Покажи, в каком направлении дует ветер?

9. Расскажи подробнее, что это за ветер?

10. Если бы на этом рисунке ты изобразил солнце, где бы оно располагалось?

11. Что тебе напоминает это дерево?

12. Это дерево здорово?

13. Это дерево сильное?

14. Кого тебе напоминает это дерево? Почему?

15. Чего больше всего хочется этому дереву? Почему?

16. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объ­екта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву) был человек, то кто бы это мог быть?

 

Для рисунка дома:

1. Сколько этажей у этого дома?

2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

3. Это твой дом (если нет, то чей)?

4. Когда рисовал этот дом, кого ты представлял в качестве

его хозяина?

5. Тебе бы хотелось, чтобы этот дом был только твоим? По­чему?

6. Если бы этот дом был только твой и ты мог распоряжаться им как хочется, какую комнату ты бы выбрал для себя? Почему? С кем бы ты хотел жить в этом доме, почему?

7. Когда ты смотришь на рисунок домика, он далеко или

близко от тебя?

8. Когда ты смотришь на рисунок дома, тебе кажется, что он выше, ниже или одного размера с тобой?

9. 0 чем напоминает тебе этот домик?

10. Этот дом приветливый, дружелюбный?

11. Как ты думаешь, все ли дома дружелюбные?

12. Какая погода на этом рисунке?

13. О ком ты думаешь, глядя на этот дом? Почему?

14. Чего больше всего хочется этому дому?

15. Для чего нужна труба на крыше?

16. Куда ведет эта дорожка?

17. Если бы вместо дерева (куста или любого другого объек­та на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был че­ловек, то кто бы это мог быть?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...