Интерпретация
Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый ребенок изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам значение, причем эти особенности могут иметь определенный смысл, отличный от того, что могут говорить об этом дети. Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих групп элементов: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий, самокритичность, отношение к заданию, комментарии. Считается, что детали рисунка символизируют собой то, насколько ребенок ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни и его интерес к ним. Психолог должен выяснить глубину этого интереса, насколько реалистичен его взгляд на жизнь, субъективное значение, которое он приписывает жизненным ситуациям, и способ организации повседневной жизни в целом. Важно обратить внимание на количество основных обязательных деталей, использованных в рисунке. На рисунке дома должны быть изображены: • дверь (за исключением того случая, когда нарисована только боковая стена); • одно окно; • одна стена; • крыша; • труба или что-то для обогрева дома.
Для дерева обязательны: • ствол; • хотя бы одна ветвь (если не оговаривается, что это пень, -в таком случае, очевидно, ответ необходимо расценивать как «аномальный»). У человека должны быть отображены: • голова, туловище, две ноги; • две руки (при условии, что отсутствие какой-либо конечности не объясняется устно и что человек нарисован не в профиль); • два глаза, нос, рот, два уха.
Отсутствие обязательных деталей в рисунках испытуемого, имеющего средний уровень интеллекта, свидетельствует о снижении этого уровня. Дети дошкольного возраста могут о каких-то деталях не иметь понятия, следует уточнить это.
Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что испытуемому свойственны: • склонность к замкнутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой); • «аномальное» игнорирование традиционных вещей. Если минимум деталей в рисунке сочетается с низким уровнем качества пропорциональных и пространственных отношений, можно предположить, что: • у ребенка снижен интеллект; • происходит снижение его интеллектуальной работоспособности, которое имеет либо обратимый, либо необратимый характер. Изображение чрезмерного количества деталей, по-видимому, всегда является патоформным элементом, так как обычно это признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой (определить, с чем связаны эти проявления, можно по типу используемых деталей). Также производится качественная оценка используемых деталей. Так, при анализе рисунка дома: • окно (окна) - это образ визуального контакта. Замкнутый, ушедший в себя испытуемый может проявлять свою враждебность тем, что рисует окна без стекол, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна, но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками. Открытый человек, напротив, всегда рисует несколько окон, дети же (особенно девочки) стараются украсить подоконники цветочками. Наличие чердачного окна округлой формы говорит о ласковом и нежном отношении матери к ребенку; • дверь (двери) - подразумевает возможность выхода из дома или входа в него. Фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя или боковая дверь, напротив, обычно символизирует выход, бегство от действительности. Замкнутые, необщительные испытуемые рисуют на двери большой замок, тяжелые дверные петли и т. п.;
• труба - наличие трубы на крыше говорит о хорошем отношении отца с ребенком, а если из трубы идет дым, это свидетельствует о благоприятной атмосфере в семье. При анализе рисунка дерева: • дерево - символизирует то, как чувствует себя испытуемый в окружающей его действительности; • дерево в виде замочной скважины, то есть с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом у которого может быть как замкнутым, так и незамкнутым, а ствол в виде двух вертикальных линий, соединенных или не соединенных у основания, означает сильные враждебные импульсы. Дерево такой формы большей частью представляет собой незаполненное пространство; • ствол - символизирует чувства испытуемого, касающиеся его основных способностей, личностного потенциала; • крона - интерпретируется как показатель взаимосвязи, степени и стремления ребенка к получению удовлетворения от окружающего мира. Отказ от рисования кроны может выражать враждебность по отношению к окружающему; • рубцы и (или) сломанные, поникшие или мертвые ветви дерева, по-видимому, символизируют психические травмы. Графические или вербальные указания, свидетельствующие о том, что дерево мертвое, расцениваются как признаки чувства неполноценности или несостоятельности, бесполезности, вины. При этом образ совершенно мертвого дерева может означать плохую приспособленность испытуемого в большей мере, чем образ частично мертвого дерева. Чаще всего мертвыми называют ветви или корни, в этом случае интерпретации, правомерность которой пока не доказана, трактуют поврежденные ветви как символ травмирующего воздействия окружающей среды. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся в данный момент ресурсы личности; • корневая система - представляет собой силу и качество тех аспектов личности, которые теоретически располагаются как бы ниже сознательного уровня. Мертвая корневая система подразумевает внутриличностную дисгармонию или распад психических функций;
• внешние силы — воздействия на дерево извне (погодные условия). Преимущественно дети выражают через них свои положительные или отрицательные чувства по отношению к окружающему миру. Ветер символизирует чувство подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются управлению. Так, ветер, дующий слева направо или наоборот, никак не интерпретируется. Ветер, дующий снизу вверх (вертикально или по диагонали), символизирует сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазий; а ветер, дующий по диагонали от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значение (при этом направление интерпретируется по вектору времени: левый угол - прошлое, правый - будущее); • заходящее солнце - может означать депрессивное настроение. Солнце, нарисованное за облаком, подразумевает тревожащие и не дающие удовлетворения отношения между испытуемым и «согревающей» (или враждебной, угрожающей) фигурой. При анализе рисунка человека: • руки - представляют собой орудие, при помощи которого совершается оборонительное или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя. Если ребенок рисует человека, прячущего руки за спину, значит, он что-то натворил и не хочет, чтобы об этом узнали; • ступни - символизируют движение. Ребенок может выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук или ступней; • глаза, нос, рот, уши - представляют собой органы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (как, например, выслушивание обвинений), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего только глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней осторожности; отсутствие носа, ушей и рта указывает на нежелание общаться. Важно обратить внимание на уместность деталей. Так, примерами лишних деталей (которые, по-видимому, представляют собой потребность ребенка структурировать ситуацию) являются следующие: для рисунка дома - наличие дерева во дворе; для рисунка дерева - птица на нем или животное около него; для рисунка человека - стул, дверь, в которую он стучит и т. п. Считается, что деревья или кусты, нарисованные возле дома или человека, часто олицетворяют людей (обычно членов семьи), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях. Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, строго говоря, не является уместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка). Кроме того, ребенок, рисующий эту линию, испытывает большую потребность в структурировании рисунка, чем остальные тестируемые. Линия основания дает необходимую точку отсчета, обеспечивает стабильность рисунка в целом. Нужно обратить внимание на объект, который нарисован на этой линии, количество объектов над линией, степени акцентирования. Значение линии основания может напрямую зависеть от качества, которое приписывает ей ребенок. К неуместным деталям можно отнести облака в небе для любого из рисунков. В данном случае облака символизируют тревожность, связанную с окружающей реальностью.
Следует обратить внимание и на такой параметр оценки, как акцентирование. Оно может быть как позитивным, так и негативным. Существует несколько форм позитивного акцентирования: в ряде случаях может уделяться чрезмерное внимание несуществующим деталям, например, окно, расчерченное на множество клеток и похожее на сетку. Может проявляться навязчивая потребность в подкреплении какой-либо детали: ребенок возвращается к ней снова и снова, иногда даже после завершения рисунка. Такое подкрепление может означать смутную тревогу, а конкретно - свидетельствовать о фиксации на данном объекте, действии или отношении. Негативное акцептирование также передается несколькими способами: ребенок может стереть нарисованную деталь частично или полностью, может вычеркнуть одну из основных деталей рисунка. Следующий параметр оценки - последовательность прорисовывания деталей. Оказалось, что большинство детей при прорисовке дома придерживаются такой последовательности: 1) крыша; 2) стена (стены); 3) дверь и окно (окна) или окно (окна), дверь. Или: 1) линия основания; 2) стена, крыша и т. п. Неуверенные в себе дети часто изображают одну деталь отдельно от другой или от рисунка в целом без учета связи между ними, а иногда - симметрично (две трубы, две двери, два окна и т. п. ). Следует обратить внимание на последовательность прорисовки дома, при которой дверь или окна первого этажа прорисовываются в последнюю очередь. Она подразумевает отвержение межличностных контактов или стремление избегать контакта с реальностью.
Рисунок дерева обычно выполняется в последовательности: 1)ствол; 2)ветви и крона (или листва). Или: 1) макушка дерева; 2) ветви; 3) ствол; 4) основание ствола. В большинстве случаев человек изображается в последовательности: 1) голова; 2) черты лица; 3) шея; 4) туловище; 5) руки (с пальцами или кистями); 6) ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке). Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно считать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: о тенденции отвергать воспринимаемые органами чувств внешние стимулы; о желании оттянуть, насколько возможно, идентификацию нарисованного человека. Любые отклонения от нормальной последовательности, включая необычный порядок изображения, произвольный возврат к заранее нарисованному либо с последующим стимулированием, либо с перерисовыванием, подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся), должны расцениваться как патоформные. Необходимо попытаться определить, вызвано ли отклонение от нормальной последовательности рисования деталей только снижением базовой интеллектуальной работоспособности или колебаниями, нерешительностью, причина которых заключается в неких эмоциональных расстройствах либо органических изменениях и представляет собой изменения в структуре личности. Интерпретируя рисунок, важно обратить внимание на его пропорции. Считается, что значение пропорциональных отношений, отраженных в рисунках дома, дерева, человека, в большинстве случаев демонстрируют оценки, которые ребенок присваивает вещам, ситуациям, людям и т. д., представленным в его рисунках в реальном или символическом виде. Отношение размера рисунка к размеру страницы. Когда рисунок занимает маленькую площадь доступного пространства, это интерпретируется как проявление чувства неполноценности испытуемого, попытка избежать реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок или его символическое значение (например, часто через рисунок дома выражается символическое отвержение семьи). Когда рисунок занимает почти всю страницу или даже не помещается на ней, это интерпретируется: • как проявление сильной фрустрации, вызванной ограничивающими воздействиями окружающей реальности, в сочетании с чувством враждебности и потребностью в агрессивных действиях; • раздражительность и проявление довольно острого ощущения напряженности; • отражение ощущения состояния двигательной беспомощности (например, если ступни или часть ног на рисунке срезаны нижним краем страницы). Отношение фрагмента к рисунку в целом. Психолог должен обратить внимание на существование диспропорции между размером какого-либо фрагмента и рисунка в целом. Например, крылечная дверь по сравнению со средним окном в доме рассматривается как нежелание ребенком допускать кого-либо к своим истинным чувствам. Перспектива в рисунке раскрывает свое видение очень широких и сложных взаимосвязей, которые испытуемый должен устанавливать с окружающим миром, существующими в нем людьми, а также способы поддержания этих взаимосвязей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|