Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация




Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдель­но или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый ребенок изображает его с некими особенно­стями, имеющими для него по каким-либо причинам значение, причем эти особенности могут иметь определенный смысл, от­личный от того, что могут говорить об этом дети.

Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих групп элементов: детали, пропорции, пер­спектива, время, качество линий, самокритичность, отноше­ние к заданию, комментарии.

Считается, что детали рисунка символизируют собой то, на­сколько ребенок ориентируется в различных ситуациях повсе­дневной жизни и его интерес к ним. Психолог должен выяснить глубину этого интереса, насколько реалистичен его взгляд на жизнь, субъективное значение, которое он приписывает жиз­ненным ситуациям, и способ организации повседневной жизни в целом.

Важно обратить внимание на количество основных обяза­тельных деталей, использованных в рисунке.

На рисунке дома должны быть изображены:

• дверь (за исключением того случая, когда нарисована только боковая стена);

• одно окно;

• одна стена;

• крыша;

• труба или что-то для обогрева дома.

 

Для дерева обязательны:

• ствол;

• хотя бы одна ветвь (если не оговаривается, что это пень, -в таком случае, очевидно, ответ необходимо расценивать как «аномальный»).

У человека должны быть отображены:

• голова, туловище, две ноги;

• две руки (при условии, что отсутствие какой-либо конеч­ности не объясняется устно и что человек нарисован не в про­филь);

• два глаза, нос, рот, два уха.

 

Отсутствие обязательных деталей в рисунках испытуемого, имеющего средний уровень интеллекта, свидетельствует о сни­жении этого уровня. Дети дошкольного возраста могут о каких-то деталях не иметь понятия, следует уточнить это.

Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок вы­полнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что испытуемому свойственны:

• склонность к замкнутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой);

• «аномальное» игнорирование традиционных вещей.

Если минимум деталей в рисунке сочетается с низким уров­нем качества пропорциональных и пространственных отноше­ний, можно предположить, что:

• у ребенка снижен интеллект;

• происходит снижение его интеллектуальной работоспо­собности, которое имеет либо обратимый, либо необратимый характер.

Изображение чрезмерного количества деталей, по-види­мому, всегда является патоформным элементом, так как обычно это признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окру­жающей средой (определить, с чем связаны эти проявления, можно по типу используемых деталей).

Также производится качественная оценка используемых де­талей.

Так, при анализе рисунка дома:

• окно (окна) - это образ визуального контакта. Замкнутый, ушедший в себя испытуемый может проявлять свою враждеб­ность тем, что рисует окна без стекол, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна, но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками. Открытый человек, напро­тив, всегда рисует несколько окон, дети же (особенно девочки) стараются украсить подоконники цветочками. Наличие чердач­ного окна округлой формы говорит о ласковом и нежном отно­шении матери к ребенку;

• дверь (двери) - подразумевает возможность выхода из до­ма или входа в него. Фронтальная дверь может представлять со­бой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя или боковая дверь, напротив, обычно символизирует выход, бегство от действительности. Замкнутые, необщитель­ные испытуемые рисуют на двери большой замок, тяжелые дверные петли и т. п.;

• труба - наличие трубы на крыше говорит о хорошем от­ношении отца с ребенком, а если из трубы идет дым, это свиде­тельствует о благоприятной атмосфере в семье.

При анализе рисунка дерева:

• дерево - символизирует то, как чувствует себя испытуе­мый в окружающей его действительности;

• дерево в виде замочной скважины, то есть с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом у которого может быть как замкнутым, так и незамкнутым, а ствол в виде двух вертикальных линий, соединенных или не соединенных у осно­вания, означает сильные враждебные импульсы. Дерево такой формы большей частью представляет собой незаполненное про­странство;

• ствол - символизирует чувства испытуемого, касающиеся его основных способностей, личностного потенциала;

• крона - интерпретируется как показатель взаимосвязи, степени и стремления ребенка к получению удовлетворения от окружающего мира. Отказ от рисования кроны может выра­жать враждебность по отношению к окружающему;

• рубцы и (или) сломанные, поникшие или мертвые ветви дерева, по-видимому, символизируют психические травмы. Графические или вербальные указания, свидетельствующие о том, что дерево мертвое, расцениваются как признаки чувства неполноценности или несостоятельности, бесполезности, вины. При этом образ совершенно мертвого дерева может означать плохую приспособленность испытуемого в большей мере, чем образ частично мертвого дерева. Чаще всего мертвыми называ­ют ветви или корни, в этом случае интерпретации, правомер­ность которой пока не доказана, трактуют поврежденные ветви как символ травмирующего воздействия окружающей среды. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся в дан­ный момент ресурсы личности;

• корневая система - представляет собой силу и качество тех аспектов личности, которые теоретически располагаются как бы ниже сознательного уровня. Мертвая корневая система под­разумевает внутриличностную дисгармонию или распад психи­ческих функций;

• внешние силы — воздействия на дерево извне (погодные условия). Преимущественно дети выражают через них свои положительные или отрицательные чувства по отношению к ок­ружающему миру. Ветер символизирует чувство подверженно­сти воздействию сил, которые практически не поддаются управ­лению. Так, ветер, дующий слева направо или наоборот, никак не интерпретируется. Ветер, дующий снизу вверх (вертикально или по диагонали), символизирует сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазий; а ветер, дующий по диагона­ли от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значе­ние (при этом направление интерпретируется по вектору време­ни: левый угол - прошлое, правый - будущее);

• заходящее солнце - может означать депрессивное настрое­ние. Солнце, нарисованное за облаком, подразумевает тревожа­щие и не дающие удовлетворения отношения между испытуемым и «согревающей» (или враждебной, угрожающей) фигурой.

При анализе рисунка человека:

• руки - представляют собой орудие, при помощи которого совершается оборонительное или наступательное действие в от­ношении окружающего мира или самого себя. Если ребенок ри­сует человека, прячущего руки за спину, значит, он что-то на­творил и не хочет, чтобы об этом узнали;

• ступни - символизируют движение. Ребенок может выра­зить чувство собственной беспомощности, нарисовав автопорт­рет без рук или ступней;

• глаза, нос, рот, уши - представляют собой органы, вос­принимающие внешние стимулы, которые могут быть неприят­ными (как, например, выслушивание обвинений), могут привес­ти к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего только глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней осторожности; отсутствие носа, ушей и рта указывает на неже­лание общаться.

Важно обратить внимание на уместность деталей. Так, примерами лишних деталей (которые, по-видимому, представляют собой потребность ребенка структурировать ситуацию) являются следующие: для рисунка дома - наличие дерева во дворе; для рисунка дерева - птица на нем или животное около него; для рисунка человека - стул, дверь, в которую он стучит и т. п. Считается, что деревья или кусты, нарисованные возле дома или человека, часто олицетворяют людей (обычно членов семьи), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях. Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, строго говоря, не является уместной деталью. Она интерпретируется как при­знак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укреп­ляющим реальность рисунка). Кроме того, ребенок, рисующий эту линию, испытывает большую потребность в структурирова­нии рисунка, чем остальные тестируемые. Линия основания дает необходимую точку отсчета, обеспечивает стабильность рисун­ка в целом. Нужно обратить внимание на объект, который нари­сован на этой линии, количество объектов над линией, степени акцентирования. Значение линии основания может напрямую зависеть от качества, которое приписывает ей ребенок. К неуме­стным деталям можно отнести облака в небе для любого из ри­сунков. В данном случае облака символизируют тревожность, связанную с окружающей реальностью.

Следует обратить внимание и на такой параметр оценки, как акцентирование. Оно может быть как позитивным, так и нега­тивным. Существует несколько форм позитивного акцентиро­вания: в ряде случаях может уделяться чрезмерное внимание несуществующим деталям, например, окно, расчерченное на мно­жество клеток и похожее на сетку. Может проявляться навязчи­вая потребность в подкреплении какой-либо детали: ребенок возвращается к ней снова и снова, иногда даже после заверше­ния рисунка. Такое подкрепление может означать смутную тревогу, а конкретно - свидетельствовать о фиксации на данном объекте, действии или отношении. Негативное акцептирование также передается несколькими способами: ребенок может сте­реть нарисованную деталь частично или полностью, может вы­черкнуть одну из основных деталей рисунка.

Следующий параметр оценки - последовательность прори­совывания деталей. Оказалось, что большинство детей при прорисовке дома придерживаются такой последовательности:

1) крыша; 2) стена (стены); 3) дверь и окно (окна) или окно (окна), дверь.

Или: 1) линия основания; 2) стена, крыша и т. п.

Неуверенные в себе дети часто изображают одну деталь от­дельно от другой или от рисунка в целом без учета связи между ними, а иногда - симметрично (две трубы, две двери, два окна и т. п. ). Следует обратить внимание на последовательность прори­совки дома, при которой дверь или окна первого этажа прорисо­вываются в последнюю очередь. Она подразумевает отвержение межличностных контактов или стремление избегать контакта с реальностью.

Рисунок дерева обычно выполняется в последовательности:

1)ствол;

2)ветви и крона (или листва).

Или:

1) макушка дерева;

2) ветви;

3) ствол;

4) основание ствола.

В большинстве случаев человек изображается в последо­вательности:

1) голова;

2) черты лица;

3) шея;

4) туловище;

5) руки (с пальцами или кистями);

6) ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке).

Если рисунок человека начинается со ступней и заканчива­ется головой и чертами лица, то такую последовательность можно считать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: о тенденции отвергать воспри­нимаемые органами чувств внешние стимулы; о желании оття­нуть, насколько возможно, идентификацию нарисованного че­ловека.

Любые отклонения от нормальной последовательности, включая необычный порядок изображения, произвольный воз­врат к заранее нарисованному либо с последующим стимулиро­ванием, либо с перерисовыванием, подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся), должны расцениваться как патоформные.

Необходимо попытаться определить, вызвано ли отклонение от нормальной последовательности рисования деталей только снижением базовой интеллектуальной работоспособности или колебаниями, нерешительностью, причина которых заключается в неких эмоциональных расстройствах либо органических изме­нениях и представляет собой изменения в структуре личности.

Интерпретируя рисунок, важно обратить внимание на его пропорции. Считается, что значение пропорциональных отно­шений, отраженных в рисунках дома, дерева, человека, в боль­шинстве случаев демонстрируют оценки, которые ребенок при­сваивает вещам, ситуациям, людям и т. д., представленным в его рисунках в реальном или символическом виде.

Отношение размера рисунка к размеру страницы. Когда рисунок занимает маленькую площадь доступного пространства, это интерпретируется как проявление чувства неполноценности испытуемого, попытка избежать реальности или желание от­вергнуть конкретный рисунок или его символическое значение (например, часто через рисунок дома выражается символическое отвержение семьи). Когда рисунок занимает почти всю страницу или даже не помещается на ней, это интерпретируется:

• как проявление сильной фрустрации, вызванной ограни­чивающими воздействиями окружающей реальности, в сочета­нии с чувством враждебности и потребностью в агрессивных

действиях;

• раздражительность и проявление довольно острого ощу­щения напряженности;

• отражение ощущения состояния двигательной беспомощ­ности (например, если ступни или часть ног на рисунке срезаны нижним краем страницы).

Отношение фрагмента к рисунку в целом. Психолог дол­жен обратить внимание на существование диспропорции между размером какого-либо фрагмента и рисунка в целом. Например, крылечная дверь по сравнению со средним окном в доме рас­сматривается как нежелание ребенком допускать кого-либо к своим истинным чувствам.

Перспектива в рисунке раскрывает свое видение очень ши­роких и сложных взаимосвязей, которые испытуемый должен устанавливать с окружающим миром, существующими в нем людьми, а также способы поддержания этих взаимосвязей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...