Наличие или отсутствие того или иного члена семьи.
Иногда в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями, не встречается ни одного члена семьи. Для них типично детальное изображение дома - символа семьи, на которую ребенок смотрит со скрытым ностальгическим желанием, солнца - символа материнской любви и заботы. Так выражается значимость для ребенка семьи и тех отношений, которые существовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными переживаниями (чувство покинутости, брошенности, нелюбимости), и ребенок избегает этой темы. Если между персонажем, с которым идентифицирует себя ребенок, и персонажем, рядом с которым он изображен, имеется подчеркнутая удаленность или если сам ребенок вообще отсутствует на рисунке, то вот наиболее вероятная интерпретация: ребенок страдает от изоляции и одиночества в семье, однако часто чувства эти впоследствии исчезают, поскольку подвергают его сильным мучениям и лишениям. Исключение себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или ощущением отсутствия общности. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнение с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют снижению самоуважения и подавлению в ребенке инициативности и воли к достижениям. Менее явная демонстрация тех же проблем наблюдается, когда ребенок рисует себя последним из всех членов семьи. Это не скромность, а заниженный статус, что особенно значимо, если все остальные расположены в хронологическом порядке (по старшинству) и автор рисунка не является самым младшим. Эти наблюдения подводят к проблеме тревожного состояния. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка так же, как у взрослого, - как следствие страха перед воображаемой угрозой, исходящей от определенного источника, который легко узнаваем. Тревожность воспринимается ребенком как реальность, которую тяжело вынести, поскольку она является причиной сильных страданий.
Рассмотрим несколько примеров. Одна из распространенных ситуаций, когда ребенок ревнует к младшему брату (тому достается большая часть любви и внимания родителей), но сдерживает проявления агрессивности, так как чувствует, что родителям это может не нравиться. Поэтому он испытывает страх, что его ревность будет замечена и он будет наказан последующим лишением любви со стороны родителей. На рисунке у такого ребенка будет отсутствовать младший брат. Отрицая его существование, ребенок снимает проблему, уничтожив источник. Он может изобразить на рисунке только младшего брата, исключив себя из состава семьи, идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Освобождая себя от семейных связей и идентифицируя себя с младшим братом, ребенок одновременно отрицает существование проблемы и связанного с ней чувства тревожности. Итак, если: • ребенок с удовольствием взялся рисовать семью - благоприятный микроклимат в доме, в котором он живет; • отказывается рисовать - с семьей связаны неприятные воспоминания; • кого-то из членов семьи нарисовал первым, - тот представляет наибольшую значимость для ребенка; • изобразил себя большим - ориентирован на себя, то есть истероидный тип; • изобразил себя маленьким - показатель малозначимости в семье; • гигантская мама и маленький папа - нарушена психологическая гармония в семье, мама значима; • все фигуры очень маленькие - у ребенка депрессия, тревога, подавленность;
• рисует без полового различия - задержка полового воспитания; • ноги большие - признак значимого места в семье, ноги маленькие - неустойчивая позиция в семье; • голова заштрихована (напоминает ракурс со спины) -ушел в себя; • закрытое лицо - ребенок не любит быть в семье; • рот, губы большие, яркие - признак агрессии; • девочка рисует себе глаза с ресницами - хочет нравиться, в ней заложена большая сексуальная энергия; • пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ - возможно, этот человек вызывает у ребенка неприятные воспоминания или страх; • все члены семьи в ячейках - семья не дружная, многие отчуждены; • наличие телевизора, ковра - отдельным прорисованным предметам отдается предпочтение ребенка; • нарисовал осветительные приборы, солнце - значит, испытывает отсутствие тепла в семье; • изобразил просто дом вместо семьи - источник угроз, нежелание идти туда; • присутствуют в рисунках куклы или собаки -~ не хватает тепла в семье, общение ищет с животными и игрушками; • много мелких деталей - не хватает общения с близкими; • много черных штрихов - испытывает тревогу; • отказывается использовать цветные карандаши - тревожность и низкая самооценка; • ребенок рисует себя в центре - чувствует себя самым значимым, внизу листка - самым зависимым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|