Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наличие или отсутствие того или иного члена семьи.




Иногда в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями, не встречается ни одного члена семьи. Для них типично детальное изображение дома - символа семьи, на которую ребенок смотрит со скрытым ностальгическим желанием, солнца - символа материнской люб­ви и заботы. Так выражается значимость для ребенка семьи и тех отношений, которые существовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными пережи­ваниями (чувство покинутости, брошенности, нелюбимости), и ребенок избегает этой темы.

Если между персонажем, с которым идентифицирует себя ребенок, и персонажем, рядом с которым он изображен, имеется подчеркнутая удаленность или если сам ребенок вообще отсут­ствует на рисунке, то вот наиболее вероятная интерпретация: ребенок страдает от изоляции и одиночества в семье, однако часто чувства эти впоследствии исчезают, поскольку подверга­ют его сильным мучениям и лишениям.

Исключение себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или ощущением отсутствия общности. Роди­тельское недовольство, чрезмерная критичность, сравнение с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способст­вуют снижению самоуважения и подавлению в ребенке инициа­тивности и воли к достижениям.

Менее явная демонстрация тех же проблем наблюдается, ко­гда ребенок рисует себя последним из всех членов семьи. Это не скромность, а заниженный статус, что особенно значимо, если все остальные расположены в хронологическом порядке (по старшинству) и автор рисунка не является самым младшим.

Эти наблюдения подводят к проблеме тревожного состоя­ния. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка так же, как у взрослого, - как следствие страха перед воображаемой угрозой, исходящей от определенного источника, который легко узнаваем. Тревожность воспринимается ребенком как реаль­ность, которую тяжело вынести, поскольку она является причи­ной сильных страданий.

 

Рассмотрим несколько примеров. Одна из распространен­ных ситуаций, когда ребенок ревнует к младшему брату (тому достается большая часть любви и внимания родителей), но сдерживает проявления агрессивности, так как чувствует, что родителям это может не нравиться. Поэтому он испытывает страх, что его ревность будет замечена и он будет наказан по­следующим лишением любви со стороны родителей.

На рисунке у такого ребенка будет отсутствовать младший брат. Отрицая его существование, ребенок снимает проблему, уничтожив источник. Он может изобразить на рисунке только младшего брата, исключив себя из состава семьи, идентифици­руя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Освобождая себя от семейных связей и идентифици­руя себя с младшим братом, ребенок одновременно отрицает су­ществование проблемы и связанного с ней чувства тревожности.

 Итак, если:

• ребенок с удовольствием взялся рисовать семью - благо­приятный микроклимат в доме, в котором он живет;

• отказывается рисовать - с семьей связаны неприятные воспоминания;

• кого-то из членов семьи нарисовал первым, - тот пред­ставляет наибольшую значимость для ребенка;

• изобразил себя большим - ориентирован на себя, то есть истероидный тип;

• изобразил себя маленьким - показатель малозначимости в семье;

• гигантская мама и маленький папа - нарушена психологи­ческая гармония в семье, мама значима;

• все фигуры очень маленькие - у ребенка депрессия, трево­га, подавленность;

• рисует без полового различия - задержка полового воспи­тания;

• ноги большие - признак значимого места в семье, ноги маленькие - неустойчивая позиция в семье;

• голова заштрихована (напоминает ракурс со спины) -ушел в себя;

• закрытое лицо - ребенок не любит быть в семье;

• рот, губы большие, яркие - признак агрессии;

• девочка рисует себе глаза с ресницами - хочет нравиться, в ней заложена большая сексуальная энергия;

• пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нари­сованный образ - возможно, этот человек вызывает у ребенка неприятные воспоминания или страх;

• все члены семьи в ячейках - семья не дружная, многие отчуждены;

• наличие телевизора, ковра - отдельным прорисованным

предметам отдается предпочтение ребенка;

• нарисовал осветительные приборы, солнце - значит, испы­тывает отсутствие тепла в семье;

• изобразил просто дом вместо семьи - источник угроз, не­желание идти туда;

• присутствуют в рисунках куклы или собаки -~ не хватает тепла в семье, общение ищет с животными и игрушками;

• много мелких деталей - не хватает общения с близкими;

• много черных штрихов - испытывает тревогу;

• отказывается использовать цветные карандаши - тревож­ность и низкая самооценка;

• ребенок рисует себя в центре - чувствует себя самым зна­чимым, внизу листка - самым зависимым.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...