4. Работа с родителями. 3. 1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей. 3. 2. Оценка уровня тревожности ребенка
4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
3. 1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей
ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Инструкция: оцените наличие или отсутствие перечисленных признаков у Вашего ребенка по степени выраженности. 0 - нет; 1 - немного; 2 - средняя выраженность; 3 - очень много. Затем подсчитайте общее количество баллов и определите степень выраженности психоэмоционального напряжения по схеме: от 0 до 19 баллов - невысокая степень; от 20 до 38 баллов - средняя степень; от 39 до 58 баллов - высокая степень. Данные опросника необходимы психологам как дополнительные сведения о ребенке, который не бывает одинаковым в садике, в школе и дома.
3. 2. Оценка уровня тревожности ребенка
(тест А. И. Захарова) Инструкция: внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребенка. Возможные варианты ответов: данный пункт выражен и возрастает в последнее время -2 балла; данный пункт проявляется периодически - 1 балл; данный пункт отсутствует - 0 баллов. Тест выполняют родители детей 4-10 лет. Ваш ребенок: 1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу. 2. Чуть что - в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться. 3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть. 4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний. 5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно. 6. Все больше грустит и печалится без видимой причины. 7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках. 8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром. 9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий. 10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях. 11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках. 12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время. 13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходи в себя. 14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.
15. Снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу. Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему: от 20 до 30 баллов - невроз; от 15 до 20 баллов - невроз был или будет в ближайшее время; от 10 до 15 баллов - нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания; от 5 до 9 баллов - необходимо внимание к этому ребенку; менее 5 баллов - отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.
3. 3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) Инструкция: отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной шкале. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов. 5 - несомненно, да (очень сильное согласие); 4 - в общем, да; 3 - и да, и нет; 2 - скорее нет, чем да; 1 - нет (абсолютное несогласие). Опросник: 1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого. 2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. 3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть. 4. Моего ребенка смело можно оставить без присмотра. 5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит. 6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни. 7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем нравится. 8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой. 9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка. 10. Я чувствую, что непоследовательна в своих требованиях. 11. В нашей семье часто бывают конфликты. 12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитывал (а) своих детей так же, как я его (ее). 13. Он (а) редко делает с первого раза то, что я прошу. 14. Я его (ее) очень редко ругаю. 15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки. 16. Считаю, что для него главное - это слушаться меня. 17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной. 18. Я не разделяю его (ее) увлечений. 19. Я считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы. 20. Могу признать неправоту и извиниться перед ним.
21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное. 22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней). 23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали. 24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения. 25. Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей. 26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания. 27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.
28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно. 29. Я всегда сочувствую своему ребенку. 30. Мне кажется, я его (ее) понимаю. 31. Я бы хотел (а) в нем (ней) многое изменить. 32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение. 33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа). 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. 35. Бывает, что когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п. ) начинает упрекать меня в излишней строгости. 36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь). 37. Я предъявляю к нему много требований. 38. По характеру я мягкий человек. 39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома. 40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни. 41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки. 42. Мне нравится его (ее) характер. 43. Я часто критикую его (ее) по мелочам. 44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. 45. Считаю, что мой долг - оградить его (ее) от всяких опасностей. 46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама. 47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи. 48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней). 49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он
50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы. 51. Мне бы хотелось знать о нем (о ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т. д. 52. Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время. 53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
54. Я приветствую его (ее) поведение. 55. Я часто выражаю свое недовольство им (ей). 56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а). 57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее). 58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п. ) специально говорит наоборот. 60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК Ф. И. О. взрослого______________ возраст______________________ образование Ф. И. ребенка_____ его возраст___
Подсчет и обработка результатов опросника ВРР. 11одсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается - прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом: ответы 12 3 4 5 баллы 5 4 3 2 1 В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Ключ к опроснику ВРР для родителей:
Опросник ВРР включает следующие шкалы. 1-я шкала: нетребовательность - требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка. 2-я шкала: мягкость - строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо. 3-я шкала: автономность - контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничении; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность. 4-я шкала: эмоциональная дистанция - близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка. 5-я шкала: отвержение - принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее. 6-я шкала: отсутствие сотрудничества - сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7-я шкала: тревожность за ребенка. 8-я шкала: непоследовательность - последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений, и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п. 9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье. 10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителями. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, о возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|