Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Работа с родителями. 3. 1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей. 3. 2. Оценка уровня тревожности ребенка




4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 

3. 1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей

 

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Инструкция: оцените наличие или отсутствие перечислен­ных признаков у Вашего ребенка по степени выраженности.

0 - нет;

1 - немного;

2 - средняя выраженность;

3 - очень много.

Затем подсчитайте общее количество баллов и определите степень выраженности психоэмоционального напряжения по схеме:

от 0 до 19 баллов - невысокая степень;

от 20 до 38 баллов - средняя степень;

от 39 до 58 баллов - высокая степень.

Данные опросника необходимы психологам как дополни­тельные сведения о ребенке, который не бывает одинаковым в садике, в школе и дома.

 

Признаки

Интенсивность

Примечания
       
1. Грызет ногти 2. Сосет палец 3. Отсутствует аппетит 4. Разборчив в еде 5. Засыпает медленно и с трудом 6. Спит неспокойно 7. Плохо и неохотно встает 8. Жалуется на головные боли 9. Жалуется на боли в животе 10. Часто бывает рвота 11. Часто бывают головокружения 12. Заикается 13. Чрезмерно потеет 14. Краснеет, бледнеет 15. Легко пугается 16. Часто дрожит от возбуждения или волнения 17. Часто плачет 18. Часто моргает 19. Дергает рукой, плечом 20. Недержание мочи 21. Недержание стула 22. Бывают припадки злости 23. Играет какой-либо частью тела 24. Боится за свое здоровье 25. Бывают побуждения постоянно и церемонно что-либо делать 26. Часто мечтает, мысли его где-то далеко 27. Не умеет сосредоточиться 28. Имеются ли заботы 29. Очень тревожен 30. Старается всегда быть тихим 31. Видит фантастические предметы 32. Боится темноты 33. Боится одиночества 34. Боится животных. Каких? 35. Боится чужих людей 36. Боится шума 37. Боится неудачи 38. Бывает чувство стыда, виновности 39. Бывает чувство неполноценности          

3. 2. Оценка уровня тревожности ребенка

(тест А. И. Захарова)

Инструкция: внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребенка.

Возможные варианты ответов:

данный пункт выражен и возрастает в последнее время -2 балла;

данный пункт проявляется периодически - 1 балл;

данный пункт отсутствует - 0 баллов.

Тест выполняют родители детей 4-10 лет.

Ваш ребенок:

1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что - в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не мо­жет успокоиться.

3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустя­кам, не может ждать, терпеть.

4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что мо­жет смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдер­живать себя, или заторможенным и вялым при выполнении за­даний.

10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в дей­ствиях и поступках.

12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентриро­вать внимание продолжительное время.

13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходи в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; бес­покоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15. Снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему:

от 20 до 30 баллов - невроз;

от 15 до 20 баллов - невроз был или будет в ближайшее время;

от 10 до 15 баллов - нервное расстройство, но не обязатель­но достигающее стадии заболевания;

от 5 до 9 баллов - необходимо внимание к этому ребенку;

менее 5 баллов - отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

 

3. 3. Опросник «Взаимодействие родителя

 с ребёнком» (ВРР)

Инструкция: отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной шкале. Оцените утверждения от­дельно для каждого ребенка в бланке ответов.

5 - несомненно, да (очень сильное согласие);

4 - в общем, да;

3 - и да, и нет;

2 - скорее нет, чем да;

1 - нет (абсолютное несогласие).

Опросник:

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно оставить без присмотра.

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.

7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем нравится.

8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

10. Я чувствую, что непоследовательна в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитывал (а) своих детей так же, как я его (ее).

13. Он (а) редко делает с первого раза то, что я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.

16. Считаю, что для него главное - это слушаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений.

19. Я считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хо­телось бы.

20. Могу признать неправоту и извиниться перед ним.

21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отно­шению к нему (ней).

23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.

25. Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у боль­шинства его друзей.

26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.

 

 

28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я бы хотел (а) в нем (ней) многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).

34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожидан­ным.

35. Бывает, что когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п. ) начинает упрекать меня в излишней строгости.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).

37. Я предъявляю к нему много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприят­ностей жизни.

41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Считаю, что мой долг - оградить его (ее) от всяких опас­ностей.

46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совер­шаю сама.

47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).

49.     Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он
(она) не хочет.

 

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

51. Мне бы хотелось знать о нем (о ней) все: о чем он (а) ду­мает, как относится к своим друзьям и т. д.

52. Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свобод­ное время.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54. Я приветствую его (ее) поведение.

55. Я часто выражаю свое недовольство им (ей).

56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).

57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за од­но и то же.

 

59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (же­на, бабушка и т. п. ) специально говорит наоборот.

60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Ф. И. О. взрослого______________

возраст______________________ образование  

Ф. И. ребенка_____ его возраст___

 

№ во­проса Баллы № во­проса Баллы № во­проса Баллы № во­проса Баллы № во­проса Баллы  
           
           
           
           
           
           
           
8...   20...   32...   44...   56...    

 

 

Подсчет и обработка результатов опросника ВРР.

11одсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается - прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:

ответы 12 3 4 5

баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездоч­ками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляет­ся в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая стро­ка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ).

Ключ к опроснику ВРР для родителей:

 

№ во­проса Бал­лы № во­проса Бал­лы № во­проса Бал­лы № во­проса Бал­лы № во­проса Бал­лы № шкалы Сумма по шкале
  ***        
  ***   *** ***  
***     ***   3/2  
***       ***        
      ***    
*** ***     *** 5/2  
*** *** *** ***          
           
           
*** *** *** *** ***  
           
      ***    

 

 

Опросник ВРР включает следующие шкалы.

1-я шкала: нетребовательность - требовательность ро­дителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требова­тельности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высо­кого уровня ответственности от ребенка.

2-я шкала: мягкость - строгость родителя. По результа­там этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, при­меняемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3-я шкала: автономность - контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более вы­ражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навяз­чивости, ограничении; низкий контроль может приводить к пол­ной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением роди­теля привить ему самостоятельность.

4-я шкала: эмоциональная дистанция - близость ре­бенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важ­ным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребен­ка, можно судить о точности представлений родителей, о пере­оценке или недооценке близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение - принятие ребенка родителем.

Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества - сотрудничест­во. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудниче­ство является следствием включенности ребенка во взаимодей­ствие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенст­во и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля вос­питания.

 

%
10, 5
12, 5
14, 5 16. 5
15, 5 17, 5
19, 5
21, 5

 

7-я шкала: тревожность за ребенка.

8-я шкала: непоследовательность - последовательность родителя. Последовательность родителя является важным па­раметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощ­рений, и т. д. Непоследовательность родителя может быть след­ствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.

9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителями. Низкая степень удовлетворенности может свиде­тельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, о возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...