Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Диагностика эмоциональных нарушений




2. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

2. 1. Критерии эмоциональных нарушений

Предлагаем несложные, но информативные методики, кото­рые позволят расширить представления об эмоциональных осо­бенностях детей и выбрать эффективные способы для их кор­рекции.

Нарушения поведения у детей

Инфантильная агрессивность. Задиристый. Часто ссорится с детьми. Мучает окружающих. Часто провоцирует родителей. Оскорбляет окружающих. Придирчивый. Непослушный.

Постоянно выставляет свои требования родителям. Характерны внезапные проявления буйного темперамента. Ведет себя как тиран. Склонен к припадкам агрессивности. Ревнует к братьям и сестрам. Жалуется, что его не любят. Ссорится со сверстниками. Неугомонный, буйный. Сердит других детей. Слишком много говорит.

Разрушает принадлежащие ему вещи, игрушки.

Сверхактивность

Находится в постоянном движении.

Суетлив.

Много говорит.

Говорит чепуху.

Неспокойно спит.

Характерны внезапные проявления буйного темперамента.

Нервно обкусывает ногти.

Не умеет ждать.

Обособленность

• Застенчивый.

• Любит одиночество.

• Скрывает свои чувства.

• Стремится держаться в тени.

• Не принимает участия в грубых играх.

• Предпочитает не уходить далеко от дома.

• Необщителен.

• Пуглив.

Страх

• Склонен к головным болям, в школьном возрасте мигреням.

• Частые боли в животе.

• Ощущает страх перед детским садом или школой.

• Легко соглашается, что виноват.

• Жалуется, что его не любят.

• Легко возникает рвота.

Нарушения сна

• Не хочет спать один.

• Трусливый.

• Боится по ночам.

• Беспокойный сон.

• Робкий.

• Мучают кошмары.

Трудности в обучении

• Заучивает материал с трудом.

• Плохо читает.

• Плохо делит слова на слоги.

• Не справляется с домашними заданиями.

• Отстает от остальных учеников, одногруппников.

• Плохо пишет.

• Плохо считает.

• Легко отвлекается.

Агрессивное поведение

• Иногда совершает плохой поступок, только чтобы при­влечь к себе внимание.

• Охотно провоцирует детей.

• Мешает другим детям своим неугомонным поведением.

• Толкает, задирается и бьет других детей.

• Всегда находит недостатки в том, что делают другие дети.

• Когда сердится, грозит причинить другим детям зло.

Скованное поведение

• Боится чужих взрослых.

• Изменение ситуации его легко выводит из равновесия.

• Боится, что проиграет во время игры.

• Дрожат руки, когда волнуется.

• Быстро пугается.

• Никогда не кричит громко, даже если есть все основания сердиться.

• Не защищается, когда другие дети обижают.

Пассивно-агрессивное поведение

• Становится капризным и упрямым, если что-то не получа­ется так, как хочет.

• Обижается па малейшую критику по отношению к себе.

• Считает, что все должны ему во всем потакать.

• От любого требования подчиниться дисциплине приходит в ярость.

• Сердито и зло смотрит на окружающих.

• Постоянно заряжен гневом.

• Когда сердится, ни с кем не разговаривает. Внимательно прочитайте приведенный список, ознакомьтесь

с признаками нарушений в поведении и отметьте, что свойст­венно Вашему ребенку. Вполне возможно, что Вы обнаружите сочетание признаков: например, скованное поведение может сочетаться со страхами, нарушениями сна, обособленностью. Соответственно, Вы можете сами определить, что Вашему ре­бенку необходимо помочь развить навыки общения, работать со страхами и заниматься методами снятия психомышечного напряжения. Вы можете разработать программу для домашних занятий и 2 -3 раза в неделю регулярно их проводить.

2. 2. «Шкала тревожности»

Назначение: выявить уровень тревожности ребёнка, сферу значимых переживаний.

Их три:

1. Процесс обучения в детском саду, общение с воспитате­лями внутри этой деятельности (учебная тревожность).

2. Ситуации анализа представлений о себе (самооценочная).

3. Ситуации общения (межличностная).

Материал: три цветные карточки - красная, зелёная, голу­бая (или жёлтая).

Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, ко­торые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть не­приятными для тебя, вызывать у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Если тот случай, о ко­тором я говорю, очень неприятен для тебя, ты возьмёшь и пока­жешь мне красную карточку. Если это только немножко непри­ятно - зелёную. А если этот случай тебе не страшен - голубую». (Все выборы и спонтанные комментарии фиксируются. )

Опросник:

1. Ты отвечаешь у доски на занятиях.

2. Тебя ругает папа или мама.

3. Встречаешься с ребятами из детского сада.

4. Идёшь в гости к незнакомым людям.

5. Ты остаёшься дома один.

6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.

7. Не можешь справиться с заданием на занятии.

8. Сравниваешь себя с другими ребятами.

9. Думаешь о своих делах.

10. На тебя смотрят, как на маленького.

11. Ты часто плачешь.

12. Воспитатель тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии.

13. Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.

14. С тобой не согласны ребята, спорят.

15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.

16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.

17. Тебе снятся страшные сны.

18. Воспитатель даёт трудное задание.

19. Выбираешь в игре главные роли.

20. Оценивают твою работу родители или ребята.

21. Не понимаешь объяснений воспитателя.

22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.

23. Смотришь «ужасы» по телевизору, тебе рассказывают страшные истории.

24. Думаешь о том, что будет, когда вырастешь большим.

25. На тебя сердятся, непонятно почему, взрослые.

26. Воспитатель оценивает работу, которую ты выполнил на занятии.

27. На тебя смотрят, наблюдают за тобой, когда ты что-то делаешь.

28. У тебя что-то не получается.

29. Ребята с тобой не играют, никогда не берут в игру, не дру­жат с тобой.

30. Воспитатель тебе делает замечание на занятии.
Оценка:

один выбор красного цвета оценивается в 3 балла;

зелёного - 2 балла;

голубого - 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов в целом и по каждому виду тревожности.

1. Учебная - 1, 6, 7, 12, 13, 18, 21, 22, 26, 30.

2. Самооценочная - 5, 8, 9, 11, 17, 19, 20, 23, 24, 28.

3. Межличностная-2, 3, 4, 10, 14, 15, 16, 25, 27, 29. Обратить внимание:

 

- на высокий уровень тревожности - более 20 баллов по од­ному разделу или более 60 баллов в сумме;

- очень низкий уровень тревожности - не выше 5 баллов по разделу.

Норма - от 10 до 20 баллов по каждому разделу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...