Анализ результатов. 1.21. Методика игры «Секрет». 1.22. Определение эмоционального благополучия ребенка. в группе детского сада
Анализ результатов. 1. Потребность в общении: • желает общаться в широком кругу - используются все «стульчики» или добавляются новые; • желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу - «убираются» (зачеркиваются) «стулья»; • несформированная потребность в общении - выбор игрушек, предметов, животных. 2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения - люди располагаются рядом с «именинником». 3. Значимость социального окружения: • количественное преобладание взрослых, детей, предметов -наличие опыта общения с ними; • преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т. Д. ) - значимая среда в общении; • половое преобладание в общении - наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин. Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рождения», прикасается к личному миру малыша. Необходимо помнить о доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места, тенденции на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). В том случае, когда социальная проба не даст психологу необходимой информации, можно повторить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые), а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, со свечек, звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.
Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребенка. Для углублённого социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методика Рене Жиля, игра «Секрет», социометрические опросники и др. ).
1. 21. Методика игры «Секрет» Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки по 3 штуки на каждого ребёнка и 6-8 запасных. Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3-7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется два раза в год (в октябре - ноябре, в апреле - мае). Каждого ребёнка «но секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трём детям группы. Игру можно провести в раздевальной комнате. Перед началом эксперимента ребёнку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все дети будут дарить друг другу красивые картинки. Ты тоже будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют, и их нет в детском саду». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем ребятам, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребёнок сделал свой выбор, его спрашивают: «Почему ты решил подарить картинки именно этим ребятам? » Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трём детям из группы не хватило, кому бы ты тогда не стал дарить картинки и почему? » Все ответы записываются, а на оборотной стороне картинки - имя сверстника, которому она подарена.
Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных» и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе. Данные заносятся в таблицу. Положительный выбор обозначают знаком «+», отрицательный - знаком «-». Взаимный выбор. Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребёнка и распределяют всех детей по условным статусным категориям: 1. «Предпочитаемые» - 6-7 выборов. 2. «Принятые» - 3-5 выборов. 3. «Не принятые»- 1-2 выбора. 4. «Изолированные» - не получившие ни одного выбора. Встречается и несколько другое название групп: «Лидеры», «Предпочитаемые», «Терпимые», «Изолированные». Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе. Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов.
1. 22. Определение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада (авторы: Г. Любuнa, Л. Микулик) Инструкция: «Уважаемый коллега (педагог, родитель), ответьте на предложенные вопросы как можно более откровенно».
Обработка данных. Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 15 отрицательно, то ребенок в группе детского сада испытывает эмоциональное благополучие. Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 15, а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то это - свидетельство отсутствия эмоционального благополучия, наличие травмирующей эмоциональной обстановки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|