Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов. 1.21. Методика игры «Секрет». 1.22. Определение эмоционального благополучия ребенка. в группе детского сада




Анализ результатов.

1. Потребность в общении:

• желает общаться в широком кругу - используются все «стульчики» или добавляются новые;

• желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу - «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;

• несформированная потребность в общении - выбор игру­шек, предметов, животных.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, дове­рительные, приятные отношения - люди располагаются рядом с «именинником».

3. Значимость социального окружения:

• количественное преобладание взрослых, детей, предметов -наличие опыта общения с ними;

• преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т. Д. ) - значимая среда в общении;

• половое преобладание в общении - наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.

Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рожде­ния», прикасается к личному миру малыша. Необходимо пом­нить о доверительном контакте с ним. В тест погружают посте­пенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому жела­тельно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места, тенденции на лидерство (крупный «стул») или неуверен­ность (маленький «стул»). В том случае, когда социальная про­ба не даст психологу необходимой информации, можно повто­рить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только дети) или для де­тей (если за предыдущим столом располагались только взрос­лые), а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, со свечек, звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.

Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомога­тельную задачу теста и ситуативность ребенка. Для углублённо­го социометрического исследования, а также для уточнения ин­формации рекомендуется использовать другие социальные про­бы, методики, тесты («Рисунок семьи», методика Рене Жиля, игра «Секрет», социометрические опросники и др. ).

 

1. 21. Методика игры «Секрет»

Подготовка исследования. Подготовить переводные кар­тинки по 3 штуки на каждого ребёнка и 6-8 запасных.

Проведение исследования. Исследование проводят с деть­ми 3-7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется два раза в год (в октябре - ноябре, в апреле - мае). Каждого ребёнка «но секрету» от остальных просят по собственному выбору по­дарить предложенные ему три картинки трём детям группы. Иг­ру можно провести в раздевальной комнате. Перед началом экс­перимента ребёнку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По сек­рету, чтобы никто не знал, все дети будут дарить друг другу красивые картинки. Ты тоже будешь дарить ребятам, а они, на­верное, подарят тебе. Ты можешь подарить их тем детям, кото­рым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют, и их нет в детском саду». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем ребятам, которые тебе больше всех нра­вятся, с которыми ты любишь играть».

После того как ребёнок сделал свой выбор, его спрашивают: «Почему ты решил подарить картинки именно этим ребятам? » Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трём детям из группы не хватило, кому бы ты тогда не стал дарить картинки и почему? » Все ответы записываются, а на оборотной стороне картинки - имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных.

Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количест­во детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных» и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе. Данные заносятся в таблицу. Положительный выбор обозначают знаком «+», отрицательный - знаком «-». Взаимный выбор.

Проводят сравнительный анализ количества выборов у маль­чиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребёнка и распределяют всех детей по услов­ным статусным категориям:

1. «Предпочитаемые» - 6-7 выборов.

2. «Принятые» - 3-5 выборов.

3. «Не принятые»- 1-2 выбора.

4. «Изолированные» - не получившие ни одного выбора. Встречается и несколько другое название групп: «Лидеры»,

«Предпочитаемые», «Терпимые», «Изолированные».

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе. Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов.

 

1. 22. Определение эмоционального благополучия ребенка

в группе детского сада

(авторы: Г. Любuнa, Л. Микулик)

Инструкция: «Уважаемый коллега (педагог, родитель), от­ветьте на предложенные вопросы как можно более откровенно».

 

№ п/п Вопросы Да Нет
Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе, ему рады?    
Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?    
Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?    
Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?    
Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, иг­рушками?    
Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?    
Имеет ли ребенок возможность проявлять актив­ность, в том числе двигательную?    
Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?    
Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?    
Ощущает ли себя достойным человеком?    
Ощущает ли себя виноватым, если что-то не по­лучилось?    
Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?    
Уверен ли ребенок в том, что послушание - его главное достоинство в детском саду?    
Понимает ли ребенок, что в присутствии «прове­ряющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?    
Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?    

 

Обработка данных.

Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвер­дительно, а на вопросы с 12 по 15 отрицательно, то ребенок в груп­пе детского сада испытывает эмоциональное благополучие.

Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 15, а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то это - свидетельство от­сутствия эмоционального благополучия, наличие травмирую­щей эмоциональной обстановки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...