2.3. Тест тревожности. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амеи). 2.4. Выявление тревожности старших дошкольников. (автор В. С Мерлин)
2. 3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амеи)
Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемые (дети 4-7 лет) должны выбрать предлагаемое лицо на рисунке - «грустное» или «веселое». Картинки делят по половому признаку: для девочек - картинки с девочкой, для мальчиков - с мальчиком. Для практического психолога тест удобен в использовании и в обработке. Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом: 1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей. 2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и рисуночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование. 3. Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке. 4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т. д. ). В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из двух частей. I. Инструкция: «На картинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) - желтым карандашом». При анализе данного задания учитывается адекватность рисунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка нарушено восприятие мимики лица, то, прежде чем предлагать тест тревожности, необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.
II. Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без дополнительных рисунков (см. работу Р. В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» *). Инструкция: «Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему поможем! » Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному анализу. Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14). По ИТ дети в возрасте от 3, 5 до 7 лет подразделяются на три г р у и п ы: а) высокий уровень тревожности (ИТ> 50 %); б) средний уровень тревожности (20 % < ИТ < 50 %); в) низкий уровень тревожности (0 % < ИТ < 20 %). Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают рисунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек), с большой вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. (Подробное описание теста тревожности предлагается в работе Р. В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе». )
_______________________ Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе М TLI «Сфера», 19%.
Результаты интеллектуальной и эмоциональной диагностики оформляются в специальную таблицу, которая позволяет ежегодно (или чаще) производить сравнительный анализ развития ребенка.
Осознание себя и других в отношениях с другими Испытуемому задаются вопросы о личностных качествах: 1. Как ты считаешь, ты добрый мальчик (девочка)? Почему? 2. Что такое добрый человек? 3. Что такое злой человек? 4. Тебя хвалят? Кто? За что? 5. Бывает, что тебя ругают? Кто? За что? 6. Кто тебе в группе больше всех нравится? 7. Кто тебе в группе меньше всех нравится? 8. Кого ты больше всего жалеешь? 9. Если бы ты увидел, что мальчик (девочка) плачет, что ты сделал бы? 10. Кто у вас в группе самый добрый? 11. Есть такой человек, на которого ты хотел бы быть похожим? Если ребёнок понимает это как внешнее сходство, то нужно объяснить, что имеется в виду. После этого задаются вопросы: «А ты такой же? Если нет, то в чем не такой? ». Все ответы ребёнок должен обосновать. При этом выясняется: осознание им своих личностных качеств и отношения к себе; что понимает ребёнок под такими словами, как «добрый» и «злой»; предпочтение им определённых лиц, сопоставление себя с ними; наличие идеала; осмысляется или нет другой человек, а если осмысляется, то что при этом оказывается значимым; какие личностные качества (например, заступиться за друга) для ребёнка важнее, чем то, что другой шалит.
2. 4. Выявление тревожности старших дошкольников (автор В. С Мерлин) Цель: выявление тревожности. Испытуемые - три ребенка старшего дошкольного возраста, наблюение ведется за одним из них. Показатель тревожности - поведение ребенка во фрустрирующей ситуации, которая создается дефицитом времени для выполнения задания. Организация. Предварительно готовятся песочные часы на 3 минуты, материал для занятий за первым и вторым столом. Ребенок должен выполнить задания за двумя столами: за первым с часами, за вторым - без часов. Задание должно быть рассчитано на 10-15 минут (например, за первым столом задание со строительным материалом, за вторым - с узором из мозаики). Инструкция общая: «Ты будешь выполнять задания за двумя столами. Сначала за этим (экспериментатор показывает, что ребенок должен сделать), затем за вторым (показывает, что нужно делать за вторым столом), затем снова за первым и т. д. Работать будешь за каждым столом по 3 минуты, пока не закончишь всю работу».
Инструкция для первого стола: «По моей команде начнешь работать за первым столом. Работать будешь ровно 3 минуты. Всю работу ты сделать за это время не успеешь, но как только три минуты истекут, встанешь и перейдешь за второй стол. Поработаешь там столько же (3 минуты) и вернешься опять за этот стол. Время узнаешь по песочным часам (ребенку показывают, как работают песочные часы). Выполнять задание надо аккуратно, хорошо? Бели сделаешь плохо, работа не будет зачтена и придется делать все заново». Инструкция для второго стола: «Начинай работать. Поработаешь ровно 3 минуты. Всю работу сделать не успеешь, но по истечении 3 минут перейдешь за первый стол, потом снова вернешься сюда. Часы я закрою, и ты должен сам, без напоминания, догадаться, когда пересыпался песочек. Работать надо аккуратно, точно по времени. Если сделаешь плохо, работа не будет учтена и придется начать все заново». Через полторы минуты надо напомнить ребенку: «Ты не забыл про часы? » Показатели тревожности: работа за вторым столом без часов; проявление беспокойства за первым и вторым столом (смотрит на часы, торопится). Регистрируются характер действий испытуемого, время работы. К числу «тревожных» относят испытуемых, которые за вторым столом работали меньше 3 минут; к числу «беззаботных» -более 3 минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|