Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.4. Тест-опросник родительского отношения




3. 4. Тест-опросник родительского отношения

(А. Я. Варга, В. В. Столиц)

Данная методика ориентирована на изучение особенностей родительской позиции - матери или отца - по отношению к конкретному ребёнку.

Родительское отношение понимается как система разнооб­разных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стерео­типов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспри­ятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник включает следующие шкалы.

1-я шкала. «Принятие-отвержение» - отражает инте­гральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание од­ного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпати­зирует ему. Родитель стремится проводить много времени вме­сте с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом по­люсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испы­тывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не до­веряет ребёнку и не уважает его.

2-я шкала. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрыва­ется так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3-я шкала. «Симбиоз» - отражает межличностную ди­станцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком, то есть родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все по­требности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребё­нок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда.

4-я шкала. «Авторитарная гиперсоциализация» - отра­жает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Ро­дитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дис­циплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления свое­волия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5-я шкала. «Маленький неудачник» - отражает особен­ности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность.

Родитель видит ребёнка младше по сравнению с реальным воз­растом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влия­ний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его не­успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Опросник:

1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.

З. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных и жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ре­бенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально - чтобы доса­дить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своём ребёнке.

22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.

23. Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немно­го стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребёнка.

26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребёнком все своё свобод­ное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взросле­ет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать от него.

32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребёнка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

 

 

37. Я всегда считаюсь с ребёнком.

38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребёнка - эгоизм, уп­рямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить от­пуск с ребёнком.

41. Самое главное - чтобы у ребёнка было спокойное и без­заботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.

44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.

46. Мой ребёнок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребёнка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребёнку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.

52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребёнка.

54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоя­тельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю это от него.

61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

 

Ключи к опроснику:

1-я ш к а л а. «Принятие - отвержение»:

«Да» - 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60.

«Нет» - 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.

Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют. По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.

2-я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3-я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4-я шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчёта тестовых б а л л о в.

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интер­претируется как:

1 - отвержение;

2 - социальная желательность;

3 - симбиоз;

4 - гиперсоциализация;

5 - инфантилизация.

Есть основания считать, что идеальным для первой шкалы является ранг, соответствующий 7 баллам, для второй - 9, третьей - 3, четвёртой - 2, пятой - 0.

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

 

Сырой балл Процентальный ранг

1-я шкала

0, 63
3, 79
12, 02
31, 01
53, 79
68, 35
77, 21
84, 17
88, 6
90, 5
92, 4
93, 67
94, 3
95, 5
97, 46
98, 1
98, 73
98, 73
99, 36
25-32

2-я шкала

1, 57
3, 46
5, 67
7, 88
9, 77
12, 29

 

Окончание табл.

 

19, 22
31, 19
48, 82
80, 93

3-я шкала

4, 72
19, 53
39, 06
57, 96
74, 97
86, 63
92, 93
96, 65
4-я ш кала
4, 41
13, 86
32, 13
53, 87
69, 3
83, 79
95, 76
-
5-я ш кала
14, 55
45, 57
70, 25
84, 81
93, 04
96, 83
98, 83
99, 37

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...