3.4. Тест-опросник родительского отношения
3. 4. Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столиц) Данная методика ориентирована на изучение особенностей родительской позиции - матери или отца - по отношению к конкретному ребёнку. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Опросник включает следующие шкалы. 1-я шкала. «Принятие-отвержение» - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его. 2-я шкала. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3-я шкала. «Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком, то есть родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда. 4-я шкала. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 5-я шкала. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Опросник: 1. Я всегда сочувствую своему ребёнку. 2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок. З. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных и жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально - чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка. 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своём ребёнке. 22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное. 23. Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 25. Я жалею своего ребёнка. 26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребёнком все своё свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать от него. 32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребёнка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка. 35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребёнком. 38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребёнка - эгоизм, упрямство и лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком. 41. Самое главное - чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения своего ребёнка. 44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения своего ребёнка. 46. Мой ребёнок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребёнка - сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49. Я не доверяю своему ребёнку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка. 52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы своего ребёнка. 54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком. 59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю это от него. 61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику: 1-я ш к а л а. «Принятие - отвержение»: «Да» - 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60. «Нет» - 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56. Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют. По остальным шкалам учитывают только положительные ответы. 2-я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. 3-я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. 4-я шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. Порядок подсчёта тестовых б а л л о в. При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: 1 - отвержение; 2 - социальная желательность; 3 - симбиоз; 4 - гиперсоциализация; 5 - инфантилизация. Есть основания считать, что идеальным для первой шкалы является ранг, соответствующий 7 баллам, для второй - 9, третьей - 3, четвёртой - 2, пятой - 0. Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
Окончание табл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|