Ответ оценивается в 2. балла.
3) неумение объяснить выбор слова, не соотнесенного со словом-стимулом ("Я просто так сказал"). Такие ответы оцениваются в 1 балл. Оценка выполнения III задания (составление рассказа на тему многозначного слова) включает в себя как показатели связности высказываний, так и его грамматическую оформленность. Кроме того, оценивается понимание разных значений многозначного слова и разнообразие лексических средств. Итак, оценка детских рассказов проводится по следующим.показателям: 1) содержательность: интересный сюжет в рассказе (сказке), придуманном самостоятельно, т. е. оригинальность сюжета оценивается в 3 балла. Заимствованный сюжет (из литературных произведений, мультфильмов) - 2 балла. Неумение составить рассказ - 1 балл;
- 51 - 2) композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины; середины и конца), нарушение логики изложения -2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл; 3) грамматическая правильность построения предложений, простых и сложных, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях 3 балла, использование только простых предложений -2 балла; однотипные конструкции (называние предложения) - 1 балл; 4) разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы "а", "и", наречие "потом") - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл; 5) разнообразие лексических средств (использование образных слов в прямом и переносном смысле разных частей речи) - 3 балла; некоторые нарушения точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл;
6) неумение дать заглавие своему рассказу в соответствии с пониманием смысла многозначного слова - 3 балла; название, частично соотнесенное с содержанием сочинения - 2 балла; название, не соответствующее сюжету, - 1 балл. Таким образом, если сочинение ребенка (рассказ, сказка) интересно задумано, составлено грамматически правильно, излагается в логической последовательности, отражает понимание ребенком разных значений многозначного слова - оно получает 18 баллов. Если в повествовании встречаются отдельные нарушения, охарактеризованные выше, - 12 баллов. Приведем примеры оценки высказываний детей, отнесенные нами к высокому уровню. Елочка и зайчик Однажды зайчик захотел погулять и вышел из дома. А за кустом лиса была. Зайчик идет, а лиса бежит за ним. Он увидел лису, побежал быстро-быстро, а там стояла елочка. Спрятался зайчик под елку, и елочка опустила свои ветки с зеленными иголочками. Лиса туда прибежала, а зайчика не увидела. Так елочка помогла зайчику спрятаться от лисы. Когда лиса ушла, зайчик сказал: "Спасибо тебе, елочка-зеленая иголочка" (Оксана С.). - 52 - Сказка девочки составлена грамматически правильно, композиция совершенно четкая, есть начало, есть развитие действия и концовка. Ребенок заметил, "А в конце у меня даже складно получилось". Сказка Антона называется " Как ежу иголки пригодились ". "Один раз пошел ежик за яблоками. Видит - яблоня стоит впереди, а под ней яблоко валяется, да не одно, а целых три! Подумал ежик: "А может, собака там есть?" Увидел он будку с надписью "злая собака". Свернулся он в клубок, подкатился к будке, но никакой собаки там не было, и никто не тронул его. Еж перевернулся на яблоко, повернулся на ноги и побежал к норе. Положил яблоко и побежал за другими. На второй раз он наколол целый два яблока.' Вот как ему повезло!"
Интересно задуман сюжет рассказа, ребенок сам дал ему название "Как ежу иголки пригодились", очень четко выстроено содержание сказки, логично развивается действие, хорошо закончен текст. Причем передавал его Антон очень выразительно, интонационно выделяя образные выражения ("да не одно, а целых три", "вот как ему повезло!"). Самый интересный рассказ, вернее это снова была сказка, получился у Ксюши. И назвала она его интересно "Иголка - друг ежика". Сначала нам показалось, что речь пойдет про ежиную иголку, но с первый слов стало понятно, что имеется в виду иголка для шитья. А что с ней приключилось - об этом и сказка. "У меня иголка хороша! Шьет и вышивает, все зашивает. Но однажды иголка убежала от нитки (у нее хозяева были плохие). Идет она по лесу и встретила лису. И ей лиса говорит: "Что ты делаешь в лесу одна?" Иголка отвечает, "Ничего, просто так гуляю!" Встречает она ежика и просится к нему на спину. Вжик ее взял. А иголка наколола на себя самое спелое яблоко. К железная иголка стала командиром всех ежиных иголок. Она говорила им, чтобы они накалывали самое необходимое для своего хозяина. Вот живет она себе, живет. Ежик ее очень хорошо кормит, даже снимает ее и купает. Дает ей пить чай. Еж иголку приютил, и она стала ему близким другом". В этой сказке прежде всего бросается в глаза фантазия ребенка, логичное выстраивание сказки и необычайная выразительность
- 53 - изложения. Все предложения построены правильно.- Слово "иголка" употребляется в двух значениях, и название сказке Ксюша придумала образное. Такой уровень понимания многозначного слова можно считать высоким. Эта девочка хорошо выполняла и другие задания на объяснение многозначных слов, подбор словосочетаний по смыслу, показав понимание не только прямого, но и переносного значения слов и выражений. Приведем примеры рассказов, отнесенные ко II уровню. "Мама берет иголку шить доченьке воротничок. А доченька пропала. Мама позвала доченьку домой, а сама ушла. Доченька укололась иголкой, которую взяла без спроса Мама пришла, а доченька плачет" (Данила М.).
"Елочка зелененькая сломалась и упала на снег. Мальчик взял иголочку и отнес домой. Он поставил иголочку в баночку, чтобы она чуть выросла" (Таня Б. >. А вот рассказы III уровня "Росла елочка. Мальчишки ее срубили. Девочка взяла елку и укололась". (Оля И.). "Девочка взяла иголку. Мальчик отобрал ее. Иголка упала, и ее не нашли" (Даша К.). В целом анализ ответов детей показал, что старшие дошкольники имеют широкую ориентировку на смысловую сторону слова, однако далеко не все дети понимают значение многозначных слов и различают эти значения в разных контекстах. Анализ результатов обследования показывает также, что понимание и осознанное употребление многозначных слов зависит от общего речевого и умственного развития дошкольников, стратегии обучения родному языку и индивидуальных особенностей ребенка. Все вышесказанное позволило нам сделать вывод о том, что изучение особенностей ассоциативных связей у детей дошкольного возраста можно использовать для диагностики лингвистического развития.
- 54 -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|