Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Образование государства в Швеции (XII – первая половина XIV в.) 1 страница




Как было показано во второй главе, к концу XI в. в Швеции еще не существовало государства, хотя уже появились его зачатки. Цель этой главы – попытаться проследить образование государства в Швеции.

В начале представляется уместным напомнить основные черты, отличающие государство от родоплеменной организации общества. По Энгельсу, они таковы:

– во-первых, разделение подданных государства по территориальным делениям, а не по родам и племенам;

– во-вторых, учреждение особой публичной власти, " которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила". Эта особая публичная власть состоит из особых (по Ленину) (1) отрядов вооруженных людей, а также из тюрем и принудительных учреждений всякого рода, " которые были неизвестны родовому устройству общества. Она может быть весьма незначительной, почти незаметной в обществах с еще неразвитыми классовыми противоположностями";

– в-третьих, введение налогов для содержания этой публичной власти, которые " были совершенно не известны родовому обществу";

– в-четвертых, введение исключительных законов, дающих государственным чиновникам " особую святость и неприкосновенность";

– в-пятых, " в большинстве известных в истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением... Однако это политическое признание различий в имущественном положении отнюдь не существенно. Напротив, оно характеризует низшую ступень государственного развития" (2).

В изучаемый период в Швеции существовало и племенное и территориальное деление.

Источники четко выделяют четыре племени: вестъётов (др. -швед. vaestgö tar, лат. vestgot[h]i), эстъётов (др. -швед. ö stgö tar, лат. ostgot[h]i), гутов (др. -швед. gutar, лат. gutenses, gotenses) и свеев (др. -швед. svear, лат. svei). Вестъёты и эстъёты жили в южной части тогдашней Швеции, в Ёталанде, гуты – на острове Готланд, называвшемся в средние века Гутланд, а свеи – в Средней Швеции, в Свеаланде, и в Северной Швеции.

В областных законах также упоминаются: вирды (virdar) – жители Веренда, вермы (vaermar) – жители Вермланда (3), верхние свеи (upsvear) – жители Уппланда, сёдерманы (suþ ermaen) – жители Сёдерманланда и вестманы (vaestmaen) – жители Вестманланда (4). Не исключено, что это – тоже названия племен.

Еще в XIII – первой половине XIV в. у ётов и гутов сохранялось прочное племенное самосознание. Согласно Гуталагу, за гута платился вергельд, почти вдвое больший, чем за " всех других людей" (5). Хотя Гуталаг допускал браки гутов с иноплеменниками, он явно поощрял племенную эндогамию. За иноплеменницу, вышедшую замуж за гута, платился ее прежний вергельд, т. е. благодаря ее браку с гутом она не становилась гуткой. За гутку, вышедшую замуж за иноплеменника, платился вергельд гута, но за ее детей от этого брака – вергельд их отца, т. е. они не считались гутами (6). Вестъёталаг и Эстъёталаг также устанавливали за соплеменников более высокий вергельд, чем за иноплеменников – жителей Шведского королевства; за иноплеменников не платился " штраф рода" (7). " Сага о гутах" и вестъётские хроники " Лагманы вестъётов", " Христианские короли Швеции" и " Перечень епископов" проникнуты племенным патриотизмом. На одном средневековом церковном колоколе в Вестеръётланде выбита надпись: " Боже, помоги всем вестъётам! " (8).

Из сохранившихся источников XIII – первой половины XIV в. (в первую очередь из областных законов) видно, что в это время существовали племенные диалекты древнешведского языка. Особенно сильно отличался гутский диалект, так называемый древнегутский язык (forngutnisk), на котором написаны Гуталаг и " Сага о гутах". Существовали вестъётский и эстъётский, а также разные свейские диалекты (9).

Территориально Швеция делилась на множество земель – " ландов" (др. -швед. land, в источниках на латыни terra). Ёталанд делился на следующие ланды. Его южная часть (современный Смоланд) называлась " Смоланды" (" Маленькие, мелкие ланды" ). Это были небольшие ланды Веренд, Финнведен и Ньюдунг и еще более мелкие, херады – Мере, Амбюрд (современный Хандбёрдс херад), Аспеланд, Тьюст, Севеде, Веден (современный Сведбу херад), Грепна, Твета, Юдре и Кинда. К северу от Смоландов были расположены ланды: Дальсланд, Вестеръётланд, Вермланд и Эстеръётланд. Отдельными ландами были острова Эланд и Готланд. Свеаланд делился на ланды: Нерке, Сёдерманланд, Вестманланд, ланд-хундари Даларна (" Долины" ) и так называемые фолькланды: Тиундаланд, Аттундаланд, Фьедрундаланд и приморский ланд Руден. Северная часть тогдашней Швеции, которая вся называлась Хельсингланд, делилась на небольшие ланды. Алир, Сундед, Медельпад и Онгерманланд. В источниках изучаемого периода Хельсингланд (лат. Helsingia) означает не современный Хельсингланд, а территорию последних названных ландов.

Ланды делились на более мелкие территориальные подразделения. В Ёталанде и на Эланде, а также в Свеаланде они делились на сотенные округа, называвшиеся в Ёталанде и на Эланде херадами (др. -швед. ед. ч. haeraþ ), а в Свеаланде хундари (др. -швед. hundari). В источниках на латыни херад и хундари часто называются " провинция" (provincia). Херады в Вестеръётланде и Эстеръётланде делились на четверти – фьердунги (др. -швед. ед. ч. fiaerþ unger). Нерке и Даларна делились на трети – тридьунги: (др. -швед. ед. ч. þ riþ iunger). Готланд делился на тридьунги, шестые части – шеттунги (др. -гутск. ед. ч. siaettunger) и тинги. Руден, Алир, Сундед, Медельпад и Онгерманланд делились на " корабельные округа" – шиплаги (др. -швед. ед. ч. skiplagh).

Это территориальное деление Швеции возникло еще в эпоху викингов или еще раньше, т. е. еще при родоплеменном строе (10).

В XII – первой половине XIV в. в территориальном делении, Швеции произошли лишь незначительные изменения. Как уже говорилось во второй главе, еще при родоплеменном строе в некоторых ландах возникло свое местное обычное право, и появилась публичная должность законоговорителей, лагманов. Ланд, имевший свое право, назывался " лагсага". Первоначальное значение слова лагсага (laghsagha) – " законоговорение", т. е. устное оглашение законов на тинге. Второе его значение – " территория, на которой эта лагсага действовала, имела силу" (11). Ланд и лагсага (land ok laghsagha) были синонимами (12). Вначале, вероятно, каждый крупный ланд был лагсагой. Но в течение XII – первой половины XIV в. возникли лагсаги, объединявшие по нескольку ландов. Так, по-видимому, во второй половине XII в. образовалась лагсага Десяти херадов, охватывавшая ланды Веренд, Финнведен и Ньюдунг (которые вместе составляли десять херадов). В 1296 г. три фолькланда, Фьедрундаланд, Тиундаланд и Аттундаланд, бывшие до этого самостоятельными лагсагами, вместе с Руденом были объединены в лагсагу Уппланд (13). Вероятно, в первой половине XIV в. возникла лагсага Хельсингланд, включавшая в себя ланды Алир, Сундед, Медельпад, Онгерманланд и более северные районы.

К началу XIV в. Швеция делилась на следующие лагсаги (с юга на север): 1) лагсага Десяти херадов, 2) лагсага вестъётов (включавшая Вестеръётланд и Дальсланд, 3) лагсага эстъётов (включавшая Эстеръётланд и Смоланды, не входившие в лагсагу Десяти херадов), 4) лагсага Эланд, 5) лагсага Вермланд, 6) лагсага Нерке, 7) лагсага Сёдерманланд, 8) лагсага Вестманланд, 9) лагсага Даларна, 10) лагсага Уппланд и 11) лагсага Хельсингланд. Готланд, имевший свое право – Гуталаг, занимал особое положение в Шведском королевстве и не считался лагсагой.

После издания в 1347 г. первого общешведского свода законов – Ландслага Магнуса Эрикссона – страна была разделена на девять административно-судебных округов – " лагманств" (laghmansdö me): 1) лагманство " всего Уппланда" (включавшее в себя Уппланд и всю бывшую лагсагу Хельсингланд), 2) лагманство Эстеръётланд, 3) лагманство Эланд, 4) лагманство Вестеръётланд, 5) лагманство Вермланд, 6) лагманство Сёдерманланд, 7) лагманство Нерке, 8) лагманство Вестманланд и Даларна и 9) лагманство Десяти херадов (14). Границы лагманств, как правило, совпадали с границами прежних лагсаг. Сохранилось и прежнее деление на сотенные округа – херады (в Свеаланде хундари стали называться херадами, как в Ёталанде) и шиплаги. Так в Швеции " родовая организация переходила в территориальную и оказалась поэтому в состоянии приспособиться к государству" (15). Деление на лагманства сохранялось в Швеции до 1849 г.

В изучаемый период перечисленные выше ланды-лагсаги Швеции были отдельными социально-этническими областями (16). Жители какого-либо ланда считались в остальных иноземцами. В областных законах встречаются термины " своеземец" (haerlaendsker inlaendinger (17)) и " иноземец" (utlaenskan man; utlaendinger (18)). Существовал областной " патриотизм". В документах законы и обычаи того или иного ланда очень часто называются " законами и обычаями отечества" (terre leges et patrie consuetudo) (19).

До середины XIV в. Шведское королевство оставалось конфедерацией перечисленных выше ландов-лагсаг.

Каждый ланд-лагсага имел, как уже говорилось, свое право, свой закон и обычай (lagh ok sidwaenia, лат. lex terre et consuetudo), а также свои органы публичной власти – тинг ланда, ландстинг (landsþ ing), и тинги округов, на которые он делился (тинги хундари, херадов, шиплагов и т. д. ).

В источниках на латыни тинги обычно названы терминами: placitum commune, pretorium puplicum, placitum seu pretorium puplicum.

В работе " Марка" Энгельс писал: " В древности вся публичная власть в мирное время была исключительно судебной властью и находилась в руках народных собраний сотен, округов, наконец, всего племени. Но народный суд был только народным судом марки, действовавшим в случаях, которые касались не только дел марки, но и входили в сферу публичной власти" (20). Шведские источники хорошо иллюстрируют это положение.

Ландстинги Швеции были прямыми наследниками племенных народных собраний. Об этом свидетельствует, в частности, то, что еще в изучаемый период ландстинг Вестеръётланда назывался " тинг всех ётов" (aldra gö ta þ ing) (21), а ландстинг Готланда – " тинг всех гутов" (gutnalþ ing).

Примерло до середины XIII в. ландстинги были центрами всей политической и общественной жизни шведских ландов. На ландстингах главных ландов страны народ признавал вновь избранных королей. На ландстингах, очевидно, выбирались лагманы (22) и епископы. В Вестъёталаге о выборах епископа говорится следующее: " Если надлежит брать епископа, тогда король должен спросить всех жителей ланда, кого они хотят иметь [епископом]. Он должен быть сыном бонда. Затем король должен дать ему в руки посох и золотое кольцо. Затем надлежит привести его в церковь и посадить на епископский престол... " (En biscup skal tala. þ a skal konongaer allandae at spyriae huarn þ er uiliae hava. han skal bondae svn varae. þ a skal konongaer hanum staf i hand saetiae ok gullfingrini siþ an skal han i kirkiu leþ ae ok i biskops stol saettie) (23). Папа Иннокентий IV в булле от 7 декабря 1250 г. к архиепископу и епископам Швеции писал, что, как ему известно, в Швеции уже давно епископы назначаются и смещаются светской властью: королем, знатью " и даже криком шумящего простого народа" (24).

Очевидно, на ландстингах лагманы ежегодно (annis singulis) обнародовывали обычное право – " закон обычая" (lex consuetudinis), по выражению одной папской буллы 1206 г., – своих ландов. На ландстингах обсуждались и принимались новые законы. Еще в 1296 г. Уппландслаг и в 1327 г. Сёдерманналаг были приняты на ландстингах (25). На ландстингах обсуждались вопросы, касавшиеся всех жителей ланда. В вестъётской хронике " Перечень епископов" говорится, что епископ Йерпульв, живший в конце XII в., первым собирал с бондов десятину для епископа и " добился решения об этом на тинге" (26). Очевидно, здесь имеется в виду ландстинг – " тинг всех ётов". Ландстинги были также высшими судебными собраниями своих ландов-лагсаг. На них объявляли " лишенными мира" (т. е. вне закона) в данном ланде преступников (27), объявляли о примирениях кровной вражды, " вводили в род" (28), решали судебные тяжбы в первой инстанции, пересматривали после апелляции приговоры, вынесенные на тингах округов, и оглашали соглашения об обмене, дарении, продаже и залоге земли.

Тинги округов (хундари, херадов и т. д. ) были не только судебными собраниями первой инстанции, но также центрами общественной жизни этих округов. На них обсуждались и решались вопросы, касавшиеся всех жителей данного округа (например, об альменнинге) (29), объявляли о примирениях вражды (30), брали под опеку больных и стариков, освобождали рабов (31), предлагали родственникам купить родовую землю, обменивали, дарили, закладывали и продавали землю.

Кто имел право участвовать в заседаниях тингов?

Из источников прямые данные об этом содержит лишь Далалаг. Там сказано: " Каждый, кому пятнадцать лет, имеет право быть участником тинга (aerþ ingsgilder)" (32). Согласно всем областным законам, кроме Хельсингелага, совершеннолетним считался человек, достигший 15-летнего возраста (согласно Хельсингелагу, совершеннолетним считался уже 12-летний (33)). В Далалаге упоминается " человек на костылях (kroklokarl), настолько старый, что он не в состоянии прийти на тинг" (34). Там также говорится, что быть свидетелем на тинге имеет право своеземец (inlaendinger) " как бедный, так и богатый" (35). Из этих данных Далалага можно сделать вывод, что в Даларна участником тинга мог быть любой совершеннолетний своеземец. В остальных областных законах и в Ландслаге Магнуса Эрикссона имеются лишь данные о том, кто имел право быть соприсяжником, свидетелем и присяжным заседателем на тинге.

Согласно Вестъёталагу, соприсяжниками и присяжными не могли быть: рабы, " лишенные мира" преступники, отлученные от церкви и несовершеннолетние (36). Интересно, что никакой служилый человек (engin þ iaenistoman) также не мог быть присяжным на тинге херада без согласия бондов и херадсхёвдинга (37). По Эстъёталагу соприсяжниками не могли быть: " лишенные мира" преступники, рабы, иноземцы, прожившие " в ланде и лагсаге" менее года и дня, несовершеннолетние и женщины (38). Свидетелями всегда должны были быть оседлые люди, а не бродяги или наймиты (39). Согласно Уппландслагу и Сёдерманналагу, свидетелями в делах об убийствах, грабежах и воровстве должны были быть " свободные и свободнорожденные люди" (40), а свидетелями имущественных сделок – оседлые люди из той же хундари (41). По Вестманналагу свидетелем должен был быть свободный человек, имевший имущество стоимостью не менее трех марок (42). Согласно Ландслагу, свидетелями, соприсяжниками и присяжными должны были быть, оседлые люди (43). По Уппландслагу и Вестманналагу передавать палочку-приказ о созыве тинга хундари (а следовательно, принимать в нем участие) обязаны были бонды и ландбу, а согласно Сёдерманналагу и Ландслагу, – также и брюти (44).

Участие брюти в тингах зафиксировано в некоторых документах. В грамоте об обмене земельными владениями в Веренде, которую издатель датирует 1216-1220 гг., среди свидетелей обмена, присутствовавших на тинге, упоминается некий Bofester villicus (45). В грамоте 1298 г. крупный землевладелец Юхан Энгель сообщает, что он поручил своему " верному" бывшему брюти Хегго (fideli meo heggoni quondam villico in Telgium) обнародовать на тинге хундари Оланд в Уппланде грамоту о проданных им дворах (46). Документы конца XIII – начала XIV в. свидетельствуют, что в тингах участвовали ремесленники. Так в 1296 г. среди свидетелей продажи имений (в 27 населенных пунктах! ) вдовой лагмана Тиундаланда Израеля Уппсальской соборной церкви, оформленной на тинге в Уппсале (In publico placito vpsalie) – очевидно, на фолькландстинге Тиундаланда, – упоминаются ремесленник Магнус (magnus faber) и портной Ингильберт (Ingilbertus sartor) (47). В 1301 г. среди свидетелей одного дарения имения в сельской местности, оформленного также на тинге в Уппсале, упоминаются: пивовар, портной и сапожник (Nicolaus bryggiare, Engilbertus sartor, Gotica sutor) (48).

Из приведенного материала можно, по-видимому, сделать вывод, что участвовать в заседаниях тингов имели право все свободные совершеннолетние оседлые мужчины – жители данного ланда-лагсаги, включая ландбу, брюти и ремесленников. Бродяги и наймиты как неоседлые, очевидно, не имели права быть участниками тингов (49-50).

По-видимому, примерно до конца XIII в. посещение тингов было добровольным. Об этом, на наш взгляд, косвенно свидетельствует начало Смоландслага, гласящее: " Теперь должны люди ехать на тинг и слушать нашу лагсагу. Пусть ее выслушают те, кои присутствуют, и расскажут тем, кои остались дома" (Nw sculii maen till thinx fara. oc laghsaghu warae hö ra. hö ra the som haer aeru. oc sighiae them som hemae siliae) (51). В древнейших областных законах, Гуталаге и Вестъёталаге, еще нет предписаний о кворуме тингов и о штрафах за неявку на тинг, которые имеются в более поздних законах. Очевидно, в этом еще не было необходимости, так как большинство населения, по-видимому, добровольно посещало тинги. Об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся документы. Так в одной грамоте о продаже деревни Ротма и дарении деревни Энглев королем Кнутом Эрикссоном монастырю Юлета (Сёдерманланд), датируемой 1167-1199 гг., сообщается, что свидетелями продажи (очевидно, на тинге), кроме епископа, ярла и двух поименованных (вероятно, знатных) лиц, было " почти все население этой хундари" (omnis pene prouincie illius multitude) (52). В грамоте об обмене земельными владениями между монастырем Нюдала (Веренд) и тремя братьями, датируемой 1216-1220 гг., говорится, что свидетелями (очевидно, на тинге) были все прихожане из Фрёаля (omnes parrochiani de frø al) (53). В грамоте лагмана вестъётов Густава об установлении границ между владениями монастыря Гудхем и альменнингом херада Кокинд, датируемой 1225 г., сказано, что решение об этом было принято на тинге херада (in prouinciali placito) с согласия и одобрения всех присутствовавших жителей херада (et huic stabilitati prouinciales omnes astantes assensum adhiberunt et fauorem) (54). Еще в 1312 г. при определении границ в одном лесу между владениями лагмана вестъётов Гудмара и соборного пробста Скары присутствовало " множество народа из Saevdal (Sä vdals hä rad? ) и херада Aschem (astante mullo populo de saevdal et aschemhaerad)" (55).

Как часто происходили тинги округов и ландстинги?

В некоторых областных законах имеются сведения, как часто собирались тинги округов. Более древний порядок отражают, по-видимому, Вестъёталаг, Хельсингелаг и Далалаг (56). Согласно Вестъёталагу, регулярный тинг херада происходил два раза в год, весной и осенью (57). По Хельсингелагу регулярный тинг прихода, а следовательно, и шиплага (ибо в Хельсингланде тинговыми округами были и шиплаги, и приходы) (58), также собирался два раза в год (59). Согласно Далалагу, регулярный тинг тридьунга происходил три раза в год (60).

Более поздний порядок, сложившийся, вероятно, к концу XIII в., отражают Эстъёталаг, Вестманналаг, Уппландслаг и Сёдерманналаг. Согласно этим законам (а также Хельсингелагу), в определенные периоды года был так называемый мир в судебных исках (friþ i soknum), когда не могли собираться никакие тинги. Эстъёталаг устанавливал два таких " мира": " весенний мир" (с середины великого поста до троицы) и " мир урожая" (с 29 июля до времени, " когда готовы копны и стога" ) (61), а Хельсингелаг и Вестманналаг – три: " мир урожая" (по Хельсингелагу с 29 июня, а по Вестманналагу – с 29 июля, и до 29 сентября), " рождественский мир" (согласно Хельсингелагу, с 15 декабря до 13 января, по Вестманналагу с сочельника до 13 января) и " весенний мир" (согласно Хельсингелагу, с 25 апреля до 17 июня, по Вестманналагу – с вечера пасхи до троицы (62)). Уппландслаг и Сёдерманналаг, кроме " мира урожая" (с 29 июля до 29 сентября), " рождественского мира" (с сочельника до 13 января) и " весеннего мира" (с середины великого поста до святого четверга), устанавливали четвертый период такого " мира": Уппландслаг – " мир дисатинга" (2-9 февраля), Сёдерманналаг – " мир ярмарки в Стренгнесе" (неделя в конце февраля). Наконец, согласно Уппландслагу и Сёдерманналагу, тинги не могли происходить вовремя ледунга в тех хундари и шиплагах, жители которых лично принимали в нем участие (63). Но в остальное время года регулярные тинги округов, по Эстъёталагу, Уппландслагу, Вестманналагу и Сёдерманналагу, должны были собираться раз в неделю (согласно Эстъёталагу, в субботу) (64). Согласно Ландслагу Магнуса Эрикссона, тинги херадов должны были происходить раз в неделю три периода в год: 1) с 13 января до начала великого поста перед пасхой, 2) с 17 до 29 июля и 3) с 29 сентября до 26 ноября (65), т. е. в периоды между " миром урожая", " рождественским миром" и " весенним миром" областных законов. Но в случаях, когда в округе совершалось тяжкое преступление (кража, изнасилование, убийство) мог быть созван внеочередной тинг округа (66). Согласно Сёдерманналагу, такой внеочередной тинг мог созвать каждый бонд, если против него было совершено насилие (67).

В областных законах нет предписаний о том, как часто должны были происходить ландстинги. В Эстъёталаге упоминается " понедельник законодательного тинга" (laghþ ingsmandagh) " спустя семь суток после второго дня троицы" (68). В печатном издании Эстъёталага 1607 г. в самом конце перечисляются " понедельники законодательного тинга". Их было четыре: первый – через семь дней после второго дня троицы, второй – первый понедельник после Михайлова дня (29 сентября), третий – второй понедельник после тридцатого дня рождества, четвертый – первый понедельник после воскресенья в середине великого поста (69). Бросается в глаза, что " понедельник законодательного тинга" в рукописях Эстъёталага совпадает с первым понедельником " законодательного тинга" в издании Эстъёталага 1607 г. Очевидно, " законодательный тинг" (laghþ ing) это – ландстинг Эстеръётланда, называвшийся Лионгатинг (Liongaþ ing). По-видимому, ко времени составления Эстъёталага ландстинг Эстеръётланда собирался четыре раза в год в указанные выше дни. Согласно Ландслагу Магнуса Эрикссона, ландстинг должен был происходить также четыре раза в год: 1) в первый понедельник после 20-го дня рождества, 2) в первый понедельник после воскресенья в середине великого поста, 3) в понедельник после Петрова дня (29 июня) и 4) в первый понедельник после Михайлова дня (70), т. е. в те же самые дни, что и ландстинг Эстеръётланда. Однако, по-видимому, это был также более поздний порядок, ибо трудно допустить, чтобы ландстинги могли собираться чаще, чем окружные тинги. Известно, что ландстинг Готланда еще в конце XV в. происходил только один раз в год, но с 1618 г. – четыре раза (71). Из трех дипломов 1314 г. явствует, что в ландах Алир, Сундед, Медельпад и Онгерманланд ежегодно весной в определенных местах собирались ландстинги, которые назывались " весенними тингами" (placitum nostrum commune quod fit (fieri solet) annis singulis apud... in vere dictum varthing) (72). Думается, что само название " весенний тинг" предполагает, что собирался еще один, " осенний", ландстинг (так как в Хельсингланде тинги округов происходили только два раза в год, нельзя предположить, что ландстинги происходили чаще). По-видимому, и в остальных лагсагах Швеции примерно до конца XIII в. ландстинги происходили один – два раза в год.

Тинги происходили в определенных, традиционных местах. Согласно Далалагу, тинг должен был собираться " на законном и старинном месте для тинга" (73). По Уппландслагу, Вестманналагу и Сёдерманналагу в каждой хундари должно было быть одно " законное место для тинга" (74). В Вестъёталаге говорится: " В каждом хераде должно быть место для тинга в каждом фьердунге и там надлежит держать тинг херада" (75). В Хельсингелаге, действовавшем в областях, где проводилась широкая колонизация и возникали новые населенные районы, сказано, что " прихожане должны соорудить место для тинга, где смогут, кроме двора священника" (76). Ландстинги собирались в главных пунктах ландов (в XIII – первой половине XIV в. обычно в городах): ландстинг лагсаги Десяти херадов – в Векшё, ландстинг лагсаги вестъётов – в Скаре, ландстинг лагсаги эстъетов – в Линчёпинге, ландстинг Вермланда – на Горе Закона в Тингвалле (современный Карлстад), ландстинг Нерке – в Эребру, ландстинг Вестманланда – в Вестеросе, ландстинг Сёдерманланда – в Стренгнесе, ландстинг Фьедрундаланда – в Энчёпинге, ландстинг Тиундаланда – в Уппсале, ландстинг Аттундаланда – сначала в Фолькландстингстаде, позднее в Сигтуне, ландстинг Готланда – близ Румы (77), ландстинг Алир – около Сёдералы, ландстинг Сундед – у Хег, ландстинг Медельпада – у Хусабю, ландстинг Онгерманланда – у Куты (78).

Тинги созывались посредством палочки-приказа (buþ kafli), деревянного жезла, передававшегося из двора во двор (79).

На ландстинге председательствовал лагман. В источниках на латыни он обычно называется legifer, изредка legislator (80). Еще в начале XIII в. в Швеции не было писаных законов (81). Лагман обязан, был знать и помнить наизусть все законы и обычаи своего ланда-лагсаги и обнародовать, " говорить" (taelia) их на ландстинге. Как уже говорилось, такие законоговорения происходили ежегодно. В хронике " Лагманы вестъётов" о лагмане Ассуре сказано: " Он говорил весь вестъётский закон один день, то есть один раз, и никогда больше, потому что он вскоре после этого умер" (82). Лагманы бывали иногда творцами новых законов и обычаев. В начале хроники " Лагманы вестъётов" говорится, что " здесь перечислены имена тех мужей, кои выработали и обнародовали законы Вестеръётланда" (Haer hittaes namn þ aerrae mannae. aer vaestraegö tlanz lagh gö rð þ o oc framfö rð o) (83). Далее сказано, что, согласно традиции, язычник лагман Лумб " придумал и выработал большую часть" законов вестъётов (84). О лагмане Алли говорится, что " он был злым и из-за своей несправедливости включил в наш закон много несправедливого, ложного и хитрого", и поэтому его прозвали Алли-Вокруг-да-около (85). Лагман Эскиль, который " тщательно разузнал и изучил закон Лумба и другие [законы], какими они были по доброму обычаю отцов в ланде", а затем " обдумал их с большой мудростью и по собственному разумению" (86), был составителем дошедшего до нас " Старшего" Вестъёталага (87). Но обсуждались и " принимались" эти законы на ландстингах. В хронике " Христианские короли Швеции" упоминаются " законы, которые были высказаны и приняты в каждом ланде" (lagh. þ у. tald waru ос takin. i. hwariu lanzskappi) (88). На ландстингах присутствовали и другие сведущие в законах люди (alii viri providi et in legibus periti) (89), которые, очевидно, могли контролировать лагмана. Лагман был верховным судьей ланда-лагсаги и должен был толковать закон (lagh skilia) (90). Он мог объявить недействительным приговор, вынесенный нижестоящими судьями на тинге округа. Лагман был не только законоговорителем и верховным судьей, но также политическим руководителем своего ланда. Лагманы главных ландов-лагсаг Швеции " присуждали в короли" на ландстингах вновь избранных королей. Когда около 1130 г. вестъёты убили одного из королей, " Вестеръётландом правили добрый лагман и хёвдинги ланда" (styrð hi þ a godhaer laghmadþ aer. waestraegö tllandi. oc lanz hö fhengiaer) (91). Для заимки на альменнинге ланда требовалось разрешение ланда и лагмана (92). Лагманы командовали ополчениями ландов (93). В хронике " Лагманы вестъётов" один из лагманов назван " заступником вестъётов" (waestgö tae formaeli) (94), а другой " хранителем законов" (laghae styraeri) и " отцом отечества" (fað þ ir at fostaerlandi) (95).

Как уже говорилось, должность лагмана была выборной. В Вестъёталаге сказано: " Лагманом должен быть сын бонда. Этим (выборами лагмана. – С. К. ) должны распоряжаться с божьей милостью все бонды" (Bondae sun skal lagmaþ er uaerae. þ y skulu allir bonder ualdae maeþ gusz miskvn) (96). На основании хроники " Лагманы вестъётов" и дипломов можно предположить, что лагманы избирались пожизненно. Иногда лагманов смещали, очевидно, на ландстингах. Так в хронике " Лагманы вестъётов" рассказывается, что лагман Влуар был смещен " за свои дурные поступки и безрассудство" (97). В XIII – первой половине XIV в. лагманы имелись в большинстве ландов-лагсаг Швеции: в лагсаге Десяти херадов, в лагсаге вестъётов, в лагсаге эстъётов, на Эланде, в Вермланде, в Нерке, в Сёдерманланде, в Вестманланде, в Тиундаланде, в Аттундаланде и, вероятно, в Фьедрундаланде (а с 1296 г. в Уппланде). Лагман Вестманланда был также лагманом в Даларна. Лагман Эланда был подчинен лагману эстъётов (98). В Хельсингланде лагманами назывались окружные судьи. Они подчинялись лагману Уппланда.

Судя по хронике " Лагманы вестъётов", лагмапов часто выбирали из членов одной семьи. Так после лагмана Тюрпа лагманом был его сын Влуар (99), после лагмана Ёнда – его брат Наглли (100). Четверо лагманов принадлежали к одной и той же семье, причем сын становился лагманом после отца. Двое из них носили имя Альгот (101). Вероятно, они были из рода Альготссонов, члены которого в позднее средневековье обычно были лагманами Вестеръётланда. По-видимому, и в других лагсагах должность лагмана, как правило, переходила по наследству в некоторых родах (102).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...