Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.4. Управление производством. Глава 4. Оценка эффективности работы предприятий. 4.1. Методологические основы анализа результатов и эффективности работы




3. 4. Управление производством

Управление – это планирование, организация, координирование, мотивирование, контроль.

Управленцы, выполняя упомянутые функции, организуют сбор информации и разработку вариантов решения, выбирают оптимальный вариант, принимают окончательное решение и направляют усилия подчиненных на его реализацию.

Таблица 1. Управление производством

Функции управления Комплексы задач
1. Управление стратегией развития. 1. Долгосрочные перспективы. 2. Новые направления деятельности. 3. Развитие материальной базы. 4. Бизнес-планы проектов.
2. Организация системы и процессов управления 1. Учредительные документы. 2. Функции управления. 3. Штатное расписание. 4. Должностные инструкции. 5. Регламенты управления.
3. Управление персоналом 1. Кадровая политика 2. Подбор персонала. 3. Оценка и аттестация. 4. Расстановка персонала. 5. Обучение персонала.
4. Управление социальным развитием 1. План социального развития. 2. Коллективный договор. 3. Социальные блага. 4. Социальные гарантии. 5. Социальное обеспечение.
5. Управление экономическим развитием. 1. Годовой (квартальный) план. 2. Экономические нормативы. 3. Критерии и показатели эффективности. 4. Экономический анализ деятельности.
6. Управление финансами и бухучетом. 1. Бухгалтерский баланс 2. Ценообразование. 3. Налогообложение. 4. Инвестиции. 5. Дебиторы и кредиторы. 6. Валютные операции.
7. Управление капиталом, строительством и ремонтом 1. Проектирование строительства 2. Строительно-монтажные работы 3. Ремонтно-строительные работы. 4. Оборудование 5. Технический надзор.
8. Управление качеством продукции 1. Международные стандарты качества 2. Внутренние стандарты качества 3. Технический контроль качества. 4. Технологический контроль качества.
9. Управление трудом и зарплатой 1. Положение об оплате труда. 2. Контрактная система. 3. Нормативы управленческого труда. 4. Должностные оклады. 5. Фонд оплаты. 6. Фонд премирования.
10. Технико-технологическое управление 1. Агрономическое руководство производством. 2. Зоотехническое руководство производством. 3. Ветеринарное руководство производством. 4. Инженерно-техническое руководство производством. 5. Экология
11. Оперативное управление 1. Наряды, диспетчерские совещания, планерки. 2. Производственный инструктаж. 3. Контроль за ходом производства. 4. Сбор, анализ, передача оперативной информации.
12. Управление охраной труда и техникой безопасности 1. Наряды, диспетчерские совещания, планерки. 2. Производственный инструктаж 3. Контроль за ходом производства. 4. Сбор, анализ, передача оперативной информации
13. Управление материально - техническим снабжением 1. Нормативы затрат ресурсов 2. Потребности в ресурсах 3. Заявки на ресурсы 4. Поставки ресурсов 5. Складское хозяйство
14. Управление маркетингом 1. Анализ рынка  2. Каналы продвижения товаров 3. Цены 4. Реклама 5. Связи с общественностью  
15. Управление обслуживающим хозяйством 1. Подсобное хозяйство 2. Столовая 3. Медпункт 4. Детские учреждения
16. Управление внешнеэкономической деятельностью 1. Зарубежные партнеры  2. Совместные проекты 3. Валютно-финансовые отношения 4. Таможня 5. Внешнеэкономические операции 6. Международное право и арбитраж
17. Управление делопроизводством и юридическим обслуживанием 1. Прием, разбор, отправка корреспонденции 2. Ведение записей в книгах, журналах регистрации документов 3. Снятие копий с документов 4. Архив 5. Юридические консультации 6. Спорные вопросы в арбитражном суде

Глава 4. Оценка эффективности работы предприятий

4. 1. Методологические основы анализа результатов и эффективности работы

Результативность работы любого предприятия определяется степенью удовлетворения экономических интересов тех, кто принимает в этом участие. Для получения такой информации и принятия соответствующих управленческих решений проводят диагностику эффективности работы предприятия. Заинтересованных физических и юридических лиц в экономических результатах работы предприятия можно разделить на несколько групп.

Первая группа — собственники предприятия. Для них важен конечный экономический результат, т. е. масса прибыли, которая является вознаграждением за использование их собственности.

Вторая группа — государство. Предоставляя каждому предприятию как субъекту хозяйствования, возможность по определенным «правилам» функционировать, оно рассчитывает на получение налога для обеспечения выполнения своих конституционных и других обязательств.

Третья группа — инвесторы, т. е. физические и юридические лица, которые с суживают денежные средства предприятию на долгосрочной основе в расчете на то, что они получат свою долю дохода в виде процентов по ссудам и займам.

Четвертая группа — граждане, работающие по найму (контракту), поставщики, кредиторы и прочие контрагенты. Представители этой группы удовлетворяют свои интересы путем получения надбавок к заработной плате, процентов по текущим кредитам и займам, возможности для реализации своей продукции и ее оплаты.

Учитывая характер рассмотренной заинтересованности, в методологическом плане различают показатели экономического результата и экономической эффективности.

Экономический результат — показатель итога работы предприятия, характеризует объем проделанной работы. Основным показателем безубыточной работы предприятия является прибыль.

Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный экономический результат с затратами или ресурсами, использованными для его получения.

Таким образом, существуют два подхода к оценке экономической эффективности — ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности выражается формулой

где Э — величина экономического результата;

Р — величина ресурсов или затрат.

В отечественной экономической практике этот показатель имеет название рентабельности. Однако за последние 10 лет широкое распространение получил такой показатель, какрентабельность продаж отношение прибыли к выручке от продаж. Этот показатель не является показателем экономической эффективности в классическом понимании, поэтому в дальнейшем он будет рассматриваться какдоходность продаж.

Экономическая эффективность работы предприятия проявляется в его деловой активности, которая отражает динамичность достижения экономических результатов за счет использования экономического потенциала. Диагностика деловой активности сводится к сравнению темпов изменения экономических результатов, объемов проданной продукции и совокупного капитала, авансированного в деятельность предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...