Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2. Диагностика экономических результатов




4. 2. Диагностика экономических результатов

Успешная работа предприятия определяется, прежде всего, его способностью получать прибыль, поэтому диагностика ее составляющих является чрезвычайно важной. Данная процедура может быть проведена в виде вертикального анализа отчета предприятия о прибылях и убытках.

Аналитическая таблица (табл. 2) дает возможность проследить динамику составляющих экономического результата, прежде всего это уровень совокупных расходов в общей сумме доходов и поступлений, структура расходов и их удельный вес в общем объеме.

Рассматривая работу ОАО «Сибирские продукты» в отчетном году, следует отметить снижение общего экономического результата, что обусловлено падением доходности продаж на 8, 5 пункта (21—29, 5). Увеличение чистой прибыли на 120, 6 %, или на 991 тыс. руб., произошло главным образом за счет повышения удельного веса общих расходов в доходах и поступлениях на 8, 5 % (79 —70, 5).

Налоговые и иные обязательные платежи увеличились на 918 тыс. руб. Увеличение чистой прибыли прямым образом повлияло на удовлетворение экономических интересов акционеров предприятия и работающих по найму, повысило возможность направления денежных средств на потребление и накопление, в фонд социальном сферы, на создание резервных фондов, выплату взятых авансов.

Таблица 2. Диагностика экономических результатов ОАО «Сибирские продукты»

Показатели и коды строк по отчету о прибылях и убытках

На начало года

На конец года

Отклонение на конец года от начала (+, -)

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Всего доходов и поступлений (стр. 010+060+080 +090+120+170) 100, 0 100, 0 190, 7
2. Общие расходы1 (стр. 020+030+040+070++100+130+180) 70, 5 79, 0 213, 7
3. Выручка от продаж1 (стр. 010) 190, 7
4. Затраты на производство и сбыт продукции, всего 213, 7
в том числе. себестоимость продукции2 (стр. 020) 213, 7
коммерческие расходы2 (стр. 030)            
управленческие расходы2 (стр. 040)            
5. Прибыль (убыток) от продаж3 (стр. 050) 29, 5 21, 0 135, 6
6. Доходы по операциям финансового характера 1 (стр. 060+080)            
7. Расходы по операциям финансового характера4 (стр. 070)            
8. Прочие доходы1(стр. 090+120+170)            
9. Прочие расходы4 (стр. 130+180)            
10. Прибыль (убыток) до налогообложения1 (стр. 140) 29, 5 21, 0 135, 6
11. Налог на прибыль и др. обязательные платежи 5(стр. 150) 10, 0 20, 0 271, 6
12. Чистая прибыль1 (стр. 190) 26, 5 16, 8 120, 6

 

Объем прибыли от продаж непосредственно зависит от успешности производства и продажи продукции — от себестоимости продукции, коммерческих, управленческих расходов. В боль­шинстве случаев эта прибыль является источником для других расходов. При фиксированной выручке от продаж снижение названных расходов непосредственно способствует увеличению прибыли. В то же время объем выручки зависит от цен на продукцию, объема и структуры проданной продукции, ее себестоимости, цен на материалы и тарифов на услуги.

4. 3. Анализ доходности продаж

В широком смысле слова рентабельность означает прибыльность, доходность. Предприятие считают рентабельным, если результаты от продажи продукции покрывают его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.

Экономический смысл анализа показателей рентабельности заключается в оценке (показе) прибыли, получаемой с 1 руб. вложенных денежных средств. Эти показатели в наименьшей мере подвержены влиянию инфляции.

Наиболее распространенный показатель рентабельности — прибыль на 1 руб. затрат, вложенных в проданную продукцию:

где П— прибыль от продаж продукции (выручка от продаж за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и полных затрат на производство проданной продукции); З —затраты на производство продукции (полная себестоимость с учетом коммерческих и управленческих расходов).

Другой показатель — доходность продаж — представляет собой размер прибыли с 1 руб. проданной продукции:

,

где В — выручка (нетто) от продаж продукции (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей).

Сравнение приведенных показателей позволяет оценить эффективность производственной деятельности, выбрать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменить структуру продукции, определить экономически целесообразные объекты для инвестирования.

В последние годы наиболее значимым становится показатель доходности, так как он дает более наглядное представление о доходе предпринимателей не с позиций произведенных ими затрат, а с позиций объема продаж продукции, т. е. оценки рынком их деятельности. Для удобства можно модифицировать формулу доходности следующим образом:

где q —количество проданных единиц продукции; р — цена продажи единицы продукции.

При фиксированном количестве проданных единиц продукции (q = const) изменение доходности зависит от цен продаж и себестоимости. Проанализируем доходность предприятия на примере данных табл. 3.

Таблица 3. Оценка доходности продаж продукции ОАО «Сибирские продукты»

№ п/п Показатели Базисный год Отчетный год Отклонение (+, -)
Выручка от продаж продукции (В), тыс. руб.
Полная себестоимость проданной продукции (3), тыс. руб.
Прибыль от продаж (Л), тыс. руб. (стр. 01—стр. 02)
Доходность продаж Дп, % (стр. 03: стр. 01 • 100) 29, 5 21, 0 -8, 5
Величина активов (А), тыс. руб.
Коэффициент оборачиваемости активов (А'об), обороты (стр. 01: стр. 05) 0, 44 0, 64 0, 2
Рентабельность активов (Д, ), % 12, 8 13, 3 0, 5

 

Как видим, доходность продаж в отчетном году снизилась на 8, 5 пункта. Снижение дохода с 1 руб. проданной продукции может быть одним из сигналов рынка о сокращении спроса на продукцию предприятия или появлении более сильных конкурентов.

Рассчитаем влияние на доходность продаж изменения цены и себестоимости проданной продукции способом цепных подстановок.

1. Изменение доходности продаж за счет изменения цен продаж:

где «о» и «п» — индексы, означающие соответственно отчетный и базисный годы.

2. Изменение доходности продаж, за счет увеличения себестоимости проданной продукции

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в условиях повышения объема продаж на 16477 тыс. руб. увеличение цен на продукцию способствовало поддержанию доходности продаж, повышение себестоимости продукции усугубило ситуацию, по этой причине снизилась доходность по предприятию в целом.

Точность расчетов можно проверить, рассчитав совокупное влияние факторов:

В ходе анализа следует оценить влияние других факторов на изменение доходности, прежде всего таких, как виды продукции, их удельный вес в общем объеме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...