Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим земель специального назначения.




Земли специального назначения – земли (ч.2 ст.87) промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности, иного специального назначения, объединенные в единую категорию.

Объекты правового режима земель специального назначения.

Объектами правового режима земель специального назначения являются земли и земельные участки земель специального назначения.

Земельные участки представляются по видам земель следующим образом.

Земельные участки для промышленных целей представляются для:

1. размещения промышленных и административных сооружений, но после оформления горного отвода;

2. утверждения проекта рекультивации земель;

3. восстановления ранее обработанных земель;

4. разработки полезных ископаемых

Объектами земель энергетики являются земельные участки, представленные для

o размещения атомных, тепловых, гидроэлектрических станций;

o размещения ядерных установок;

o хранения ядерных материалов и веществ;

o размещения объектов электросетевого хозяйства.

Земли транспорта:

§ земельные участки для размещения железнодорожных путей;

§ земельные участки для размещения зданий, сооружений, обслуживающих железнодорожные пути;

§ земельные участки для размещения полос отвода и охранных зон железной дороги;

§ земельные участки для размещения автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса.

Земли связи:

§ земельные участки для эксплуатации предприятий связи;

§ земельные участки для эксплуатации кабельных, релейных, воздушных и охранных зон;

§ земельные участки для эксплуатации кабельных, наземных и подземных учредительных пунктов;

§ земельные участки для эксплуатации наземных сооружений и инфрастуктуры спутниковой связи.

Земли космической деятельности:

§ земельные участки для размещения объектов наземной космической структуры (п.2 ст.92 ЗК РФ).

Земли обороны и безопасности:

§ земельные участки для строительства подготовки и поддержания необходимой готовности Вооруженных сил РФ, других воинских формирований и органов;

§ земельные участки для ремонта вооружения;

§ земельные участки для создания запасов материальных ценностей.

В ч.1 ст.88-93 ЗК РФ дается определение каждого вида земель.

К объектам также относят земельные участки под охранные зоны.

 

Субъекты правового режима земель специального назначения

Субъектами права пользования данными землями являются физические и юридические лица.

Права и обязанности субъектов.

1. строго соблюдать целевое использование земельного участка, рационально использовать земельные участки (минимум земельной площади под возводимые объекты);

2. соблюдать правила охраны труда;

3. осуществлять благоустройство, озеленение;

4. обеспечивать охрану земель и окружающей среды (ст.34 ФЗ «Об охране земель»).

Порядок государственного управления.


Государственное управление землями специального назначения.

    Земли промышленности (ст. 88 ЗК)   Земли энергетики (ст. 89 ЗК)   Земли транспорта (ст.90 ЗК) Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91 ЗК) Земли для обеспечения космической деятельности (ст. 92 ЗК)   Земли обороны и безопасности (ст. 93 ЗК)
Собственность - публичная - юр. лица - физ. лица (пункт 1)   Федеральная (пункт 1)
Зонирование     - охранная - санит. защитная (пункт 2)     - охранная   (пункт 2)     - охранная - трубопроводы (пункт 6; 8)     - охранная - кабели (пункт 2)     -   - запретные - особые условия использования (пункт 7)
Изъятие   На общих основаниях (статья 49) Особенность не изъятия (пункт 3)   Реквизиция (ст. 51 п. 2; 6)
Исключительная федеральная собственность   Для деятельности, определенной статьей 71 Конституцией Российской Федерации
Резервирование - - (пункт 7) - - -
Ограничения Определено зонированием и запретами
Размеры земельного участка   Проект (п. 3 ДОК)   Постановления правительства (пункт 3)   Постановления правительства, строительная норма 46774   Постановления правительства № 486 от 14.08.03       -     Законы РФ (пункт 3)


Особенности государственного управления землями специального назначения:

A. устанавливаются зоны с особыми условиями землепользования и землевладения и особого правового режима;

B. множественность органов ведомственного управления;

C. т.к. объекты специального назначения являются большими, то отвод земель осуществляется по частям;

D. размеры земельного участка должны быть обоснованными, но минимально необходимыми.

Особенности управления связаны с землями, предоставляемыми для разработки недр. При этом законодательной базой являются следующие законы:

ü Закон «О недрах»;

ü Закон «О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из Федерального Закона «О соглашении о разделе продукции»».

В соответствии с законодательством о недрах особенности государственного управления землями специального назначения по недропользованию заключаются в следующем:

v Государственное управление недропользованием и представление земельного участка для этих целей осуществляют:

Президент РФ и Правительство России;

органы исполнительной власти;

Федеральное агентство Росреестра;

органы государственного экологического надзора за недропользованием и их территориальные органы;

Министерство Природы России.

v Обеспечение порядка пользования недрами (задача госконтроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр);

v Обеспечение всеми пользователями законодательства (госнадзор за безопасным ведением работ, связанных с использованием недр).

 

Особенности управления землями обороны:

1. законодательная база:

* ФЗ «Об обороне»;

* Указ президента РФ «Об утверждении военной доктрины РФ»;

* Указ президента РФ «Об утверждении концепции национальной безопасности РФ»;

* Закон «О космической деятельности».

2. управляют землями обороны Министерство обороны РФ, органы государственной безопасности, иные ведомства, на которые налагаются функции обороны страны.

3. в управлении землями обороны существуют запретные зоны внутри земельного участка и вне земельного участка.

Внутренние запретные зоны запрещают проход и проезд через земельный участок. Они устанавливаются Министерством обороны РФ. Внешние запретные зоны устанавливаются органами, которые издают акты об отводе земель для нужд обороны. Примером внутренней зоны является пограничная полоса, которая не должна превышать 2 километров от линии государственной границы.

4. Предоставление ЗУ регулируется постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 г. №176 «Об утверждении правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования».

 

 

Управление землями транспорта регулируется следующими законами:

- от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

- от 27 февраля 2003 г. №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»;

- от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 8 ноября 2007 г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне»;

- Приказ Минтранса РФ от 13.01.2010 №4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» (вместе с «Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения»);

- приказ Минтранса РФ от 13 января 2010 г. №5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения»;

- №69-ФЗ от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. №264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»;

- Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог».

- ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Во всех этих документах определена плата за использование земельных участков. Например, арендная плата исчисляется в 1% кадастровой стоимости земельного участка под дороги (ст. 39 закона «Об автодорогах»).

Нормативные документы по землям связи:

- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи»;

- Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. №486 «Об утверждении правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети»;

- правила «Определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети».

 

Правовой механизм охраны правового режима земель специального назначения.

 

v Каждый объект, возводимый на землях специального назначения, должен отвечать требованиям безопасности для сельскохозяйственного производства;

v Приоритет сельскохозяйственного производства, который заключается в предоставлении непригодных для сельскохозяйственного использования земель для специального назначения. Неиспользуемые земли специального назначения передаются во временное сельскохозяйственное использование физическим и юридическим лицам.

v Соблюдение технологического режима на землях специального назначения должно соответствовать требованиям по охране природы.

v Должна соблюдаться охрана самих объектов, для которых отведены земли, от нарушений со стороны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...