Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим земель водного фонда.




К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, занятые гидротехническими объектами, расположенными на водных объектах.

Объекты правового режима земель водного фонда.

Объектами правового режима являются:

1. поверхностные водные объекты (моря и (или) их отдельные части, водотоки, водоемы, ледники, снежники) (ст. 5, 6 ВК РФ).

В этих объектах определена береговая линия:

Моря – определена по среднему уровню воды. Если уровень меняется, то по минимальному уровню воды.

Реки, ручьи, каналы, озера – по среднему многолетнему уровню воды в период, когда они не порыты льдом.

Пруды, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды.

Болота – по границе залежей торфа на нулевой глубине.

2. к подземным водам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты.

3. земли, занятые водными объектами, гидротехническими сооружениями;

4. земли, выделенные для полос отвода, предназначенных для использования и охраны вод;

5. земельные участки, в пределах которых находятся прибрежные защитные полосы, объекты водоснабжения и др.

Субъекты правового режима земель водного фонда

Субъектами правового режима земель водного фонда являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица (ст.7 ВК РФ).

Права и обязанности субъектов.

Правовой режим регулируется Водным Кодексом РФ (ВК РФ), а также ст.102 ЗК РФ.

Водным Кодексом определено целевое назначение водоемов, экологичность водопользования (ст.57 закона «Об охране окружающей среды»), правовой статус субъектов землепользования.

В соответствии с ВК РФ различают собственности на водные объекты:

¨ государственная (федеральная п.1 ст. 8 ВК РФ – все водные объекты за исключением указанных в пунктах 2 и 3 ст. 8 ВК РФ);

¨ муниципальная (пруды, обводнённые карьеры п. 2, 3 ст. 8 ВК РФ);

¨ граждан и юридических лиц.

В той же собственности находятся и участки под водными объектами.

Для признания водного объекта в федеральной собственности необходимо решение Правительства РФ, согласованное с органом государственной власти.

Для определения региональной собственности на водный объект необходимо решение регионального органа власти. Если водный объект находится в границах соответствующего земельного участка, принадлежащего региону, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, то и водный объект будет находится в таком же правовом режиме.

Государственное управление использованием земель водного фонда.

Управление землями водного фонда осуществляется органами общей компетенции и специальной компетенции.

Органы общей компетенции - органы публичной власти, в ведении которых находятся водные объекты.

Органы специальной компетенции – Министерство водных ресурсов РФ, Министерство экологии РФ.

Функции Федерального агентства по водным ресурсам:

§ мониторинг водных ресурсов;

§ планирование использования водных ресурсов;

§ правовое регулирование использования ресурсов;

§ охрана водных ресурсов.

Мониторинг включает наблюдение за поверхностью водных объектов, состоянием дна, берегов, подземных вод, водохозяйственных систем и сооружений. Он ведется на уровне пользователя, территориальном, региональном и федеральном уровнях соответствующими органами Министерства природных ресурсов РФ (ст.31 ВК РФ).

Планирование использования водных ресурсов базируется на водохозяйственном балансе, определяющем потребность в воде и ее запасах. Порядок планирования следующий:

1. разработка схемы комплексного использования и охраны водных объектов на федеральном уровне;

2. схема расписывается по регионам, районам (территориям) – ст.33 ВК РФ;

Правовое регулирование использования определено ст.11-23 ВК РФ. Особенности:

1) не допускаются сделки, которые ведут к отчуждению водных объектов;

2) пользование является лицензионным;

3) использование водных объектов определено как совместное и обособленное (могут быть в собственности). Совместное пользование регулируется органами публичной власти. Такие объекты могут быть в личной собственности (ст.38 ВК РФ).

Водопользование оформляется договором, который регистрируется в государственном водном реестре территориальным органом Министерства Природы РФ. Договор регулируется ст.11,12,13,14,15,16, 17, 18, 19 ВК РФ, статьёй 20 ВК РФ регулируется плата за водопользование. Согласно ст.41 возможно приостановление водопользования.

Согласно ст.43-54 определено целевое назначение использования водных объектов:

ü питьевое;

ü хозяйственно-бытовое;

ü промышленное;

ü другое.

Режимы использования:

питьевых водных объектов даны в ст.43 ВК РФ;

энергетических - в ст.46 ВК РФ;

водные ресурсы водохранилищ – в ст.45 ВК РФ;

водные объекты транспорта – ст.47 ВК РФ;

для лечебно-оздоровительных целей – ст.49 ВК РФ;

рыболовство – ст.51 ВК РФ;

водные объекты коренных народов – ст.54 ВК РФ.

Обязанности водопользователей (ст.39 ВК РФ):

- не допускать нарушение прав других пользователей;

- не ухудшать качество воды;

- информирование об авариях;

- оплата водопотребления;

- соблюдение режима водоохранных зон.

Право пользования землями водного фонда оформляются в двух формах: лицензия (или договор) и режим общего пользования. Объектами прав являются земельные участки с расположенными на них водоемами, охранная зона, сооружения.

Принципы права пользования землями водного фонда:

v целевое использование;

v экологическая безопасность;

v профилактика нарушений;

v платность;

v возмещение убытков водопользователю.

Особенности предоставления земельного участка водного фонда:

o не требуется выполнения кадастровых работ по отводу этих объектов;

o границы определены водной поверхностью, а прибрежная полоса соответствующими нормативами;

o если прибрежная полоса не использовалась, то она не изымается, если водоем используется по целевому назначению;

o не требуется повышение биопотенциала водного объекта.

Необходимо определить два важных объекта в управлении водопользования

1. наличие бассейновых округов (ст. 28 ВК РФ). Один из них является Балтийский, к которому относится и новгородская область. Через эти округа и осуществляется управление водными объектами. Через бассейновые советы (ст. 29 ВК РФ) разрабатываются схемы комплексного использования и охраны объектов. В состав бассейновых советов входят уполномоченные представители от Правительства субъектов, органов местного самоуправления и других водопользователей.

2. Управление в области использования водных объектов определенно главой 4 ВК РФ, там даны полномочия всех субъектов.

3. Охрана водных объектов определяется главой 6 ВК РФ, при этом важнейшее значение имеет ст. 65, в которой определены размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос. При определении водоохранных зон необходимо учитывать положение ст. 6 ВК РФ, в которой даны количественные определения (размер) береговых полос водных объектов.

Правовая охрана водного объекта.

Запретительные и ограничительные меры определены ст.65 ВК РФ. Там же определены размеры охранных зон, береговых полос и т.д.

Существует ответственность за нарушения (ст.68,69 ВК РФ). Ответственность за административные нарушения определена ст.8.13,8.14 КоАП.

Уголовная ответственность предусматривается ст.246,262 в УК РФ.

Дисциплинарная ответственность регулируется Трудовым Кодексом РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...