Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественные потребности в некоммерческом продукте




 

Некоммерческий обмен является способом удовлетворения потребностей следующих основных его участников:

• потребителя, которому адресован некоммерческий продукт:

• некоммерческого субъекта, стремящегося обеспечить социальный эффект, который от него ожидает и экономически стимулирует государство:

• общества (в лице государства и институтов власти), заинтересованного в социальном эффекте и обеспечивающего регулирование некоммерческого рынка, финансирование и экономические льготы.

Понятие некоммерческого обмена позволяет определить основных субъектов рынка некоммерческих продуктов (рис.. 2.2.1). Некоммерческие субъекты — это некоммерческие образования, государственные субъекты, физические лица (см. раздел 1.2). Помимо этого к некоммерческим субъектам мы относим государство и его институты, выражающие интересы общества, или, иначе говоря, государственную власть, так как, во-первых, она объективно является участником некоммерческого обмена, о чем подробно говорилось в предыдущем параграфе, во-вторых, ее потребности и средства платежа в процессе обмена не схожи с аналогичными у отдельно взятых государственных субъектов на различных уровнях власти. Это можно наблюдать на примере парламента и правительства как законодательного и распорядительного органов власти, принимающих решения по вопросу развития школ или вузов страны, выделяющих им финансирование, определяющих государственную стратегию их развития, вводящих для них различные квоты и ограничения, т.е. формирующих этот некоммерческий и соответствующий коммерческий рынок образовательных услуг. В этом случае субъектами рынка будут: парламент, правительство (производители) и школы, вузы (по­требители). Совершенно иной спектр потребностей возника­ет у государственных субъектов, не относящихся к властным структурам, и их потребителей: школа, вуз (производитель) — школьник, студент (потребитель). Поэтому государственную власть и ее институты следует рассматривать и как некоммер­ческий субъект и как потребителя на рынке некоммерческих продуктов (см. рис. 2.2.1).

 

Потребителями, которым адресован некоммерческий про­дукт, могут быть некоммерческие образования, государствен­ные субъекты, физические лица (коммерческие и некоммер­ческие), коммерческие образования, государство и все ветви его власти. Принимая во внимание, что каждому из этих потребителей свойственны свои специфические нужды и по­требности, рассмотрим лишь важнейшие, формирующие во многом потребности всех остальных. Это потребности физи­ческих лиц и государственной власти, выражающей ин­тересы общества.

Следует сразу же отметить, что в дальнейшем, наряду с понятием «физическое лицо», мы будем использовать и такие, как:

• человек — если необходимо подчеркнуть физиологические потребности физических лиц, в первую очередь обусловливающих их жизнедеятельность как индивидов:

• личность [22, с. 358] — когда речь идет о социальных, субъективных потребностях человека, обусловленных его личностными ценностями;

• гражданин — в том случае, когда имеется в виду физическое лицо, являющееся потребителем некоммерческих продуктов органов государственной власти;

• коммерческое или некоммерческое физическое лицо — если это будут потребности физических лиц. обусловленные основной целью их деятельности как производителей соответствующих коммерческих и (или) некоммерческих продуктов:

• потребитель — различные потребители некоммерческого продукта, отмеченные на рис. 2.2.1.

Говоря о государственной власти как о потребителе, мы будем использовать термин «правовое государство» — любое государство, для которого высшей ценностью является человек, его права и свободы, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее нрава, в котором государственный интерес, обходящий законы, не имеет никакой ценности.

Существует множество определений потребностей с точки зрения философии, экономики, социологии, менеджмента и других наук, заинтересованных в изучении возможностей мотивации на основе потребностей. Большинство из них сводится к тому, что потребность это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. В теории маркетинга, согласно определению Ф. Котлера, потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культур­ным уровнем и личностью индивида, а нужда — чувство ощу­щаемой человеком нехватки чего-либо [14, с. 8].

Для изучения специфики потребностей физических лиц в некоммерческих продуктах целесообразно рассмотреть известные современные классификации общественных потребностей на примере некоммерческих субъектов и их продуктов.

философская классификация потребностей человека [17, с.74-80] выделяет:

• естественные, объективные или первичные потребности, обусловленные природой человека. Эту группу потребностей человека, куда относится потребность в медицинской помощи, удовлетворяют, например, такие некоммерческие субъекты, как государственные медицинские учреждения:

• приобретенные, субъективные или вторичные потребности, являющиеся культурными и социальными, которые зависят от условий среды и развития общества. В эту группу потребностей человека можно отнести потребность в образовании, культурном досуге, в саморазвитии и самореализации, которые удовлетворяют такие некоммерческие субъ­екты, как государственные дошкольные и школьные учреждения, вузы, общественные движения и политические партии, театры, музеи и многие другие;

• родовые и производные потребности, когда производная потребность является своеобразным откликом на потребность родовую. Так например, потребность человека в государственных органах безопасности, внутренних дел, обороны является производной от родовой потребности человека в безопасности.

Экономическая теория потребностей человека [17, с. 74-80] представлена несколькими известными научными школами:

• Реестр человеческих потребностей Меррея:

первичные (физиологические) и вторичные (духовные, социальные) потребности;

позитивные и негативные потребности в зависимо­сти от того, привлекает ли объект индивида или отталкивает. Например, такая потребность человека, как посещение театра, библиотеки или музея, привлекает потребителя и является позитивной, а потребность в уплате налогов или потребность в отказе от употребления наркотиков может отталкивать потребителя и быть негативной;

явные и латентные потребности в зависимости oт того, обусловливает ли потребность действительное поведение или воображаемое. Например, потребность в среднем образовании является явной, а потребность в религии, в духовных ценностях является латентной;

осознанные и неосознанные потребности в зависимости от того, связаны ли они с самоанализом и самооценкой поведения, психики индивида или нет. Например, потребность физического лица в участии в выборах является осознанной, а потребность человека в отказе от курения и употребления наркотиков может являться не осознанной.

По Меррею потребности личности существуют в трех состояниях:

1. Рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности. Такими потребностями человека, используя примеры некоммерческих продуктов, могут быть потребность в мире без насилия, потребность в отказе от войны как средстве разрешения конфликтов, в отказе от пехотных мин и т.п.

2. Внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена. Примерами потребности в этом состоянии могут быть: потребность в религии, в благотворительной деятельности, в участии в выборах.

3. Активном, при котором потребность определяет поведение личности. Ее примерами могут быть: потребность в достоверной информации, получаемой от официальных представителей государственной власти, в уважении, признании, в социальном статусе и т.п.).

• Иерархия потребностей по Маслоу, как известно, выстраивает фундаментальные потребности по пяти уровням, зависящим от фазы развития индивида, ранжирует их по приоритетам, что создает своеобразную иерархию (пирамиду):

физиологические потребности. Например, физиологические потребности обусловливают потребность в государственном социальном обеспечении;

потребности в безопасности. Это, например, потребность в личной безопасности, в пожарной безопасности, экологической безопасности, которую обеспечивают государственные, общественные и другие некоммерческие организации;

социальные потребности. Потребность в дружбе, общении, принадлежности к той или иной социальной или политической группе удовлетворяют религиозные конфессии, общественные организации, политические движения и т. п.;

потребности в уважении. Например, потребность в охране чести и достоинства удовлетворяют государственные органы правозащиты, потребность в признании заслуг — государственные органы, комитеты и комиссии по наградам, научным степеням и званиям и т.п.;

потребности в самоактуализации, самореализации, развитии личности. Потребность в образовании, потребность в личной и социальной перспективе, потребность в духовных и религиозных ценностях, как уже отмечалось, удовлетворяют государственные образовательные учреждения, политические партии, религиозные конфессии и многие другие некоммерческие субъекты.

При этом, по Маслоу, поведение личности предопределяет нижний уровень неудовлетворенных потребностей.

• Питер Р. Диксон [8, с. 101] выделяет физиологические (здоровье, продолжение рода, секс, безопасность), эмоциональные (любовь, дружба, удовольствия, юмор), умственные или интеллектуальные (образование, творчество, истина) и духовные потребности (патриотизм, философия, умиротворение). Им соответствуют различные способы удовлетворения — товары, услуги, идеи, виды деятельности.

Психологический подход к потребностям личности. Психологи считают, что мотивация личности в процессе удовлетворения потребностей обусловлена тремя причинами, или детерминантами благополучия — поиском комфорта, наслаждения и стимуляции. Поиск комфорта, обусловленный поведением двух типов — снижающим напряжение путем удовлетворения потребности в чем-либо (обезболивание) и снимающим скуку путем перемен, нестабильности, риска, новизны (новая телепередача).

Поиск человеком комфорта имеет целью устранение нужды и обеспечение негативного бла­га, поиск человеком наслаждения и стимуляции имеют своей Целью обеспечение позитивного блага.

В связи с имеющейся неудовлетворенной потребностью, мотивация потребителя в этом случае сравнительно высока, поиск наслаждения путем снятия напряжения и наслаждения, обеспечиваемого стимулами, и поиск стимуляции как средства борьбы со скукой и средства, формирующего возможности для самореализации Личности [17, с. 71].

• Теория «стимула-реакции» исходит из того, что стимул напряженности создает побуждение, обусловливает активность, восстанавливающее равновесие и ликвидирующее побуждение [17, с. 65]. Например, стимулом к удовлетворению такой негативной потребности, как уплата налогов, отталкивающей и малопривлекательной для потребителя, является возврат потерянного чувства спокойствия, чувство свободы, возврат прежнего чувства гармонии в семье и т. п.

Теория структуры человеческой личности по Фрейду исходит из трех уровней организации психической жизни: Ид (Оно), Я (или Эго), Супер-эго. Ид (Оно) — примитивная часть человеческой личности, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия, ничего не знающее о реальности и обществе, вырастает из наследственного опыта. Эта инстанция всегда иррациональна, бессознательна и аморальна и ее сдерживает другая инстанция — Я (или Эго) — следует принципу рациональности, это посредник между стимулами, идущими как от среды, так и из глубин психики. К его функциям относится самосохранение и контроль за инстинктами, исходящими от Ид. Супер -эго — источник моральных и религиозных чувств, продукт воспитания и влияний, исходящих от других людей и среды, контролирующий и наказующий агент [23, с. 428].

Вот как, например, исходя из этих положений Фрейд объяснял потребность человека в религии. Добрая весть божественного провидения смягчает страх перед жизненными опасностями, постулирование нравственного миропорядка обеспечивает торжество справедливости, чьи требования так часто остаются внутри человеческой культуры неисполненными, продолжение земного существования в будущей жизни предлагает пространственные и временные рамки, внутри которых надо ожидать исполнения этих желаний.

Последователь 3. Фрейда К. Юнг считал, что в бессознательном поведении человека присутствует теневая сторона человеческой личности. Современный человек «слеп к тому, что, несмотря на свою рациональность и эффективность, он одержим «силами», находящимися вне его контроля. Его демоны и боги вовсе не исчезли, они всего лишь обрели новые имена. И они удерживают его на ходу своим беспокойством, нечетким пониманием, психологическими сложностями, ненасытной жаждой лекарств, алкоголя, табака, пищи и прежде всего огромной массой неврозов» [25, с. 76].

Несмотря на неоднозначное отношение многих ученых к теории Фрейда и его последователей уже на протяжении более чем семидесяти лет, для некоммерческого маркетинга важным является то, что бессознательная психическая деятельность в том или ином виде, обнаруживается в любой форме поведения человека в условиях принятия решенья им об ответной реакции на маркетинговые воздействия субъектов. Поэтому вне этого невозможно понять ни одно проявление сознательной активности личности в процессе некоммерческого обмена. Например, причины неожиданного успеха (или неудачи) политических лидеров, популярности Гитлера в Германии в начале 30-х годов, сравнительно быстрого распространения фашизма и его живучесть по сей день и, наконец, феномен потребностей, которые существуют в рефракторном состоянии и не всегда поддаются контролю со стороны объективных, сознательных мотивов и стимулов (наркомания, алкоголь, войны, насилие, терроризм).

Примеры, рассмотренные почти в каждом случае классификации потребностей человека, свидетельствуют о колоссальном многообразии потребностей личности, удовлетворяемых некоммерческим обменом. Практически невозможно воспользоваться какой-либо одной теорией или классификацией потребностей, чтобы охарактеризовать все их многообразие.

Потребности в некоммерческих продуктах имеют ряд особенностей, связанных, как минимум, со следующими обстоятельствами:

• Специфика и нематериальная форма некоммерческого продукта.

Как правило, некоммерческий продукт, например, государственных субъектов, — это закон, некоммерческий продукт политической партии — программа, устав, концепция. Некоммерческий продукт религиозных конфессий — религиозная идея и т.п. Возможны также и другие формы некоммерческих продуктов, что подробнее будет рассмотрено в разделе 6.1. Здесь лишь отметим то, что некоммерческие продукты рассмотренных выше субъектов, как правило, направлены на формирование личностных ценностей физических лиц, их нравственность и духовность.

• Специфика некоммерческих средств платежа, ожидаемых субъектом от потребителя.

Как правило, это реакция, поведенческий отклик потребителя на соответствующий некоммерческий продукт. Некоммерческие субъекты, например органы государственной власти, ожидают от потребителя исполнения обязанностей ПО законам, политическая партия — поддержку кандидата, церковь — присоединения к вере и следования ей, т.е. все они рассчитывают на изменения поведения потребителя, если он воспринял предложенный некоммерческий продукт и готов корректировать свое поведение в соответствии с предлагаемыми ему ценностями.

• Характер удовлетворяемых потребностей физических лиц.

Потребности физических лиц в некоммерческих продуктах удовлетворяют некоммерческие образования, некоммерческие физические лица, государственные субъекты и государственная власть. Рассмотрим специфику потребностей физических лиц, удовлетворяемых каждым типом некоммерческих субъектов.

Некоммерческие образования и некоммерческие физические лица удовлетворяют так называемые субъективные, вторичные потребности человека, зачастую внушаемые и латентные. Например, к таковым относятся социальные и духовные потребности в образовании, культуре, самореализации и самоактуализации, религии и т.п.

Государственные субъекты удовлетворяют две группы потребностей физических лиц:

Первая группа связана с функцией государства, гарантирующей человеку право на жизненный уровень, права на труд, жилище, социальную защиту, медицинское обслуживание, пенсию, пособия, т.е. удовлетворяющей первичные потребности, объективно присущие человеку (пакет социальных гарантий от государства).

Вторая группа связана с функцией государства, гарантирующей гражданину демократические права и свободы: право на свободу мысли, совести, религии, свободу слова, собраний, право участвовать в выборах и быть избранным и другие. Хотя с точки зрения рассмотренных классификаций потребностей они являются вторичными, субъективными, вместе с тем, это важнейшие потребности свободного развития личности, которые способна гарантировать лишь государственная власть.

Государственная власть, выражающая интересы общества, обеспечивает «репрессивные» функции, направленные на мотивацию выполнения гражданами своих конституционных обязанностей: воинских, налоговых, а также предусмотренных гражданским, уголовным и другим законодательством. Эти потребности находятся в рефракторном состоянии, зачастую имеют характер неосознанных и негативных, и государственные субъекты стремятся видоизменять их в осознанные и позитивные.Потребности физических лиц, удовлетворяемые на рынке некоммерческих продуктов, безусловно, имеют много общего с потребностями, удовлетворяемыми на рынке товаров и услуг. Однако процесс формирования потребностей в некоммерческом продукте и понятие выгоды или блага, приобретаемого потребителем в результате некоммерческого обмена, на этих двух рынках существенно отличаются. Как видно из рис. 2.2.2, формирование потребностей у любого субъекта, будь то физическое лицо или государственная власть, происходит в определенной логической последовательности. Среда потребителя формирует его ценности: у физического лица это личностные ценности, у правового государства — это справедливость, нравственность, порядок, правдивость и другие, первоначально основанные на идее равенства и свободы. Среда и ценности потребителя предопределяют развитие его потребностей, которые при наличии соответствующих некоммерческих средств платежа преобразуются в спрос. Выгода, приобретенная потребителем и обществом в лице государства. Представляет собой разницу между совокупной потребительской ценностью некоммерческого продукта и соответствующими совокупными затратами потребителя и общества. При этом, учитывая, что зачастую именно общество в лице государства финансирует деятельность некоммерческих субъектов, получаемая им выгода (а по сути это социальный эффект общества) является не менее значимой, чем «индивидуальное» благо, полученное физическим лицом.

 

Среда потребителя — это совокупность условий, его окружающих и формирующих его ценности, потребности и поведение. Эта среда характеризуется несколькими уровнями: внешняя макро- и микросреда, внутренняя среда.

Макросреда потребителя — это совокупность условий, сил и субъектов, объективно, помимо воли потребителя воздействующих на него, которые оказывают влияние на микросреду потребителя и формируют его ценности. К макросреде потребителя относятся факторы демографической, экономической, политико-правовой, культурной, природной и технологической среды. Это факторы глобального порядка, которые потребитель вынужден учитывать, поскольку является гражданином страны, частью природы, мирового сообщества, культуры и т.п. Составной элемент макросреды — государственная власть, которая реально влияет и формирует микросреду потребителя. Те же факторы оказывают соответствующее влияние на все коммерческие и некоммерческие субъекты. Они являются макросредой субъектов (производителей) и в этом качестве анализируются и учитываются при разработке маркетинговых стратегий и программ.

Микросреда потребителя состоит из внешней и внутренней. Внешняя микросреда потребителя — это совокупность экономических и социальных факторов, которые непосредственно формируют внутреннюю среду потребителя (рис. 2.2.3).

Экономические факторы внешней микросреды потребителя всецело обусловлены уровнем развития в стране рыночной экономики и всех ее структурных элементов (рынок труда, рынок финансов, рынок товаров и др.), эффективностью их государственного регулирования, уровнем развития рынка товаров и услуг. Именно здесь формируются доходы потреби­теля, здесь он может удовлетворять потребности в коммерче­ских продуктах, здесь реализуются его права и свободы как покупателя. Эту сферу мы называем коммерческой или рын­ком коммерческих продуктов.

Социальные факторы внешней микросреды вместе с экономическими условиями сформированы макросредой потребителя, государственной властью, регулирующей конкуренцию на этих рынках, гарантирующей демократические права и свободы человека. Эти факторы составляют социальную инфраструктуру жизни человека или рынок некоммерческих продуктов. Внешняя микросреда потребителя, представленная рынком коммерческих и некоммерческих продуктов и конкурирующих субъектов, является сферой удовлетворения его многообразных потребностей и основным источником маркетинговых воздействий на потребителя (не считая государственную власть, которая входит в понятие макросреды потребителя).

Потребитель одновременно подвергается маркетинговому воздействию коммерческих и некоммерческих субъектов, относящихся к различным уровням охвата территорий: мировой, региональный, городской, районный, локальный и т. п. Например, внутренняя микросреда и поведение избирателей в предвыборный период формируется не только под воздействием предвыборных программ политических партий и их кандидатов на пост президента страны, но и под влиянием опыта, ошибок и достижений аналогичных политических партий и их лидеров, находящихся у власти в других странах мира: социалистов, коммунистов, демократов и т.п.

 

 

Внутренняя среда потребителя — это совокупность личностных характеристик потребителя, куда входят личностные факторы, ценности потребителя, тип личности. Эти характе­ристики подконтрольны потребителю куда в большей степе­ни, чем все остальные факторы его среды. Поэтому, исходя из них, он принимает решение об ответной реакции на марке­тинговые воздействия некоммерческих субъектов (равно как и коммерческих), руководствуясь своими потребностями и со­ображениями приобретаемого блага.

Личностные факторы потребителя — это пол, возраст, род занятий, экономическое положение, семья, роль и статус потребителя, его культура, образ мысли, религия и т. п.

Тип личности потребителя — это его представление о самом себе, особенности мотивации и другие психологические факторы.

Под ценностями личности мы понимаем «совокупность убеждений, касающихся предпочтительных стилей поведения», являющихся результатом образа мысли, совести, исповедуемой религии и других факторов, формируемых всеми субъектами (некоммерческими и коммерческими) посредством своих продуктов и маркетинговых воздействий. Таким образом, ценность — это укоренившаяся убежденность, что определенный стиль поведения или конечное состояние существования индивида предпочтительно в личном или социальном отношении противоположному или обратному стилю поведения или конечному существованию. «Ценность — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважени­ем, признанием, почтением. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и условием полноценного бытия объекта» [17, с. 76].

Понимаемая таким образом среда потребителя определяет его ценности, а в дальнейшем— нужды, потребности и спрос на некоммерческий продукт.

На наш взгляд, потребность физических лиц в некоммерческих продуктах — это состояние потребителя в данных условиях его среды, вызванное неудовлетворенностью нужд в соответствии с его личностными ценностями.

Потребность становится спросом, когда потребитель готов платить за необходимый продукт, расходуя время, физические силы, эмоции или сознательно изменяя свое поведение ради ее удовлетворения. Примером спроса на некоммерческий продукт является ежегодный «спрос» абитуриентов на образовательные программы различных государственных вузов. Эта потребность всецело зависит от личностных ценностей абитуриента, его родителей, их дохода и других факторов внутренней и внешней микро- и макросреды. Однако потребность становится реальным спросом, когда абитуриент начинает заблаговременно готовиться к вступительным экзаменам, тратит на это время, силы, сознательно изменяет свое поведение ради получения необходимого образовательного продукта и документа, официально подтверждающего факт некоммерческой реализации — диплома.

Приобретенная потребителем выгода или благо представляет собой разницу между совокупной потребительской ценностью некоммерческого продукта и совокупными затратами потребителя [15, с. 523]. Это по сути то, что П. Самуэльсон называл «прибылью потребителя» [19], а А. Смит — «прибавочным продуктом» потребителя, подталкивающим его к необходимости обмена с производителем.

Совокупные затраты — это весь спектр потенциальных потерь потребителя (некоммерческих средств платежа).

Совокупная потребительская ценность некоммерческого продукта — это сумма различных приобретенных потребительских свойств, благодаря которым потребитель может реально изменить те или иные факторы его внутренней среды.

При таком понимании приобретенной выгоды потребителя и совокупной потребительской ценности некоммерческого продукта становится очевидной потребительская ценность таких некоммерческих продуктов, как кандидат, закон и многие другие. Если продолжить наш пример, то потребительская ценность диплома о высшем образовании дает потребителю следующие преимущества и реально меняет следующие параметры микросреды выпускника: позитивно изменяется система ценностей личности, повышается культурный уровень, растут шансы трудоустройства на выбранном рынке труда, улучшается материальное положение и т. п.

Однако нельзя не отметить, что известную выгоду или социальный эффект одновременно получает общество и государство в его лице. Рост числа людей с высшим образованием в любой стране меняет своеобразную внутреннюю среду самого государства как потребителя (ментальность общества, его культуру, образованность, качественный уровень производительных сил страны, ее экономическое положение). Все это позитивно влияет также и на внешнюю макросреду государства, и в частности, на соответствующий рейтинг или положение страны в ряду других стран мирового сообщества (например, ООН ежегодно готовит отчет по странам-членам орга­низации о доле людей с высшим образованием в общей численности на­селения страны). Эту выгоду государство получает в ответ на финансирование и государственную поддержку некоммерческого рынка образовательных услуг.

Таким образом, основное отличие потребностей физических лиц в некоммерческих продуктах от коммерческих, во-первых, состоит в том, что приобретаемая потребителем выгода не просто позитивно меняет его внутреннюю среду, но и затрагивает его личностные ценности и поведение как гражданина. При потреблении коммерческих продуктов это происходит значительно реже. Во-вторых, при удовлетворении потребностей в некоммерческих продуктах государство приобретает выгоду в виде социального эффекта, который оно реально заказывает и оплачивает некоммерческим субъектам. В отличие от коммерческих продуктов, потребление которых также может давать обществу социальный эффект, приобретение некоммерческих продуктов, как правило, требует от потребителя изменения личностных ценностей и соответствующего поведения. Поэтому рассматриваемые потребности становятся действительно общественно необходимыми или социально значимыми. Государство в странах с рыночной ориентацией и демократическим устройством выполняет следующие функции, обусловливающие его потребности: обеспечивает экономику нужным количеством денег и налоговых доходов, регулирует внешние эффекты, удовлетворяет потребности в «общественных благах». Позитивные и негативные эффекты деятельности коммерческих и некоммерческих субъектов для общества. Например, негативный эффект — экологическая опасность. Позитивный эффект — рост благосостояния граждан. Оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.п.

В экономической теории выделяют три функции государства, связанные с обеспечением:

• эффективности, достигаемой экономическими регуляторами рынка, такими, как целевое финансирование, государственные закупки, налоговая, денежно-кредитная, валютная и таможенная политика;

• справедливости в отношении прав и свобод всех субъектов рынка;

• стабильности, обеспечиваемой правовой основой, социальным климатом в обществе, исполнением всеми субъектами своих обязанностей.

Таким образом, выполняя свои экономические и социальные функции государство с демократической рыночной ориентацией предоставляет его потребителям в лице граждан (физических лиц) и субъектов (коммерческих и некоммерческих) права и свободы на коммерческом и некоммерческом «рынке», а также регулирует выполнение физическими лицами, коммерческими и некоммерческими субъектами своих обязанностей, предусмотренных Конституцией страны, гражданским, уголовным, налоговым кодексом и другими законами, предопределяющими поведение субъектов в различных сферах рынка.

Чтобы обеспечить удовлетворение своих потребностей государство, как известно, создает структуры и органы власти, которые своими действиями формируют и регулируют коммерческий и некоммерческий рынок. Его специфическим некоммерческим продуктом при этом являются фактические права и свободы, которыми обладают потребители на рынке коммерческих и некоммерческих продуктов: граждане (физические лица) и субъекты (коммерческие и некоммерческие).

Потребности государства как субъекта.этих рынков определяются понятием обязанности граждан, коммерческих и некоммерческих субъектов, соблюдение которых оно требует от всех в ответ на предоставленные права и свободы, используя при этом все присущие ему рычаги принуждения и стимулирования. Не увлекаясь философским, юридическим и политологическим аспектом этих понятий, отметим лишь то, что важно с точки зрения маркетинговой концепции. Исполнение физическим лицом соответствующих обязанностей является ни чем иным, как поведенческим откликом граждан на некоммерческий маркетинг институтов власти.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...