Технические средства обучения и контроля
Студенты могут воспользоваться кратким изложением лекционного материала по курсу в электронном виде, методическими указаниями, контрольными вопросами, кейсами в электронном варианте. В БГУЭП для освоения дисциплины могут быть применены: - компьютерное оборудование; - мультимедийное оборудование; - тесты по темам в электронном изложении; - пакет прикладных обучающих программ; - видео- и аудиовизуальные средства обучения; - электронная библиотека курса; - и др. Инновационные методы обучения Для лучшего освоения дисциплины применяется: ■ решение ситуационных задач; ■ мозговые штурмы; ■ кейсы; ■ презентации; ■ студенческие конференции. Список рекомендуемой литературы 5.1. Основная литература
1. Андреев С.Н., Мельниченко Л.Н. Основы некоммерческого маркетинга. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 256 с.: ил. 2. Бернет Дж., Божук С.Г., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. Пер.с англ./ Дж.Бернет,С.Мориарти;Под ред.С.Г.Божук.- СПб.: Питер, 2001.-864с. 3. Даулинг Г., Кузнецов А.В. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. Пер. с англ. А.В.Кузнецова.- М.: ИМИДЖ-Контакт, ИНФРА-М, 2003.-367с. 4. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: учеб. Пособие для высшей школы /Под общ. ред С.Д. Резника. – Изд. 5-е, ипр. И доп. – М.: Академический Проект, 2008. – 510 с. 5. Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями /В.Л. Музыкант. – М.: Эксмо, 2008. – 832 с. – Полный курс МВА 6. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 328 с. 7. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации./ – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Эксмо, 2008. – 464 с. 8. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума / А.В.Ульяновский. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с.
5.2. Дополнительная литература
9. Батра, Раджив, Майерс, Джон Дж., Аакер, Дэвид А. Рекламный менеджмент: Пер. с англ. – 5-е изд. – М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 1999. – 784 с. 10. Бландер Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 384 с. 11. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. – М.: Изд-во «Финпресс», 2000. – 256 с. – (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом) 12. Критсотакис Я.Г. Торговые выставки и ярмарки. Техника участия и коммуникации. – М.: Изд-во «Ось-89», 1997. – 224 с. 13. Современные паблик рилейшнз. Фрэйзер П.Сайтэл;Пер. с англ.:О.В.Дубицкая и др.- М.: ИМИДЖ-Контакт,ИНФРА-М, 2002.-591с. 14. Хенслоу Ф. Практическое руководство по Паблик Рилейшнз. - СПб.: Нева, 2003.-190с. 15. Шульц Д.Е., Лаутерборн Р.Ф., Танненбаум С.И. Новая парадигма маркетинга. - М.: ИНФРА-М, 2004.-232с. 16. Журналы «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинг в России и за рубежом», «Реклама», «Рекламист» и др.
Интернет-ресурсы
http://4p.ru/ http://prpro.hut.ru/libr5.html http://Mamba.ru http://creativ.ru http://marketing.spb.ru http://sfin.ru http://marketingmix.ru http://aup.ru http://sostav.ru http://romic.ru http://rayter.com http://7st.ru compromat. ru кompromat. ru NNS. RU FLB. RU 6. Глоссарий Ассортиментный ряд некоммерческих продуктов так же, как и товарный ассортимент коммерческих продуктов, представляет собой группу продуктов, тесно связанных между собой в силу схожести их потребительских свойств, назначения, цен и каналов распределения. Внутренняя среда потребителя — это совокупность личностных характеристик потребителя, куда входят личностные факторы, ценности потребителя, тип личности. Эти характеристики подконтрольны потребителю куда в большей степени, чем все остальные факторы его среды. Поэтому, исходя из них, он принимает решение об ответной реакции на маркетинговые воздействия некоммерческих субъектов (равно как и коммерческих), руководствуясь своими потребностями и соображениями приобретаемого блага.
Восприятие — процесс, посредством которого личность отбирает, систематизирует и интерпретирует информацию в зависимости от своих ценностей. Различают три процесса восприятия: избранное запечатление, избранное искажение, избранное запоминание. Выгода приобретенная потребителем выгода или благо представляет собой разницу между совокупной потребительской ценностью некоммерческого продукта и совокупными затратами потребителя. Дифференцирование продукта — это выявление существенных для потребителя особенностей продукта по определенным признакам (свойствам). Доля рынка субъекта определяется как удельный вес его фактического потенциала (фактического рынка) в общем суммарном фактическом потенциале всех некоммерческих субъектов, представленных на данном рынке некоммерческих продуктов или в данной сфере некоммерческого обмена. Таким же образом можно рассчитать долю рынка конкурентов (на всех уровнях конкуренции: конкуренты — ценности, потребности, продукты, посредники, субъекты). Емкость рынка в классическом маркетинге имеет известное определение, которое предполагает, что это верхний предел объемов реализации продуктов при условии максимальных маркетинговых расходов и неизменности маркетинговой среды. Емкость рынка — потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода времени, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения и деловой активности. Каналами некоммерческой реализации для государственных субъектов являются: • для государственных вузов в приемный период — их приемные комиссии; • для центральной избирательной комиссии страны в предвыборный период — избирательные участки; • для министерства обороны в период призывных компаний — военкоматы: • для налоговой службы страны — региональные налоговые инспекции; • для министерства внутренних дел — местные отделения милиции и т.д. Канал некоммерческой реализации продукта — это совокупность различных посредников — участников канала, которые в соответствии со спецификой некоммерческого субъекта, его продукта и некоммерческих средств платежа, организуют процесс их обмена и выполняют функцию места некоммерческой реализации. В качестве функции места некоммерческом обмена мы рассматриваем фиксацию (учет) коммуникативной и (или) интерактивной ответной реакции потребителя в процессе некоммерческого обмена. Именно эту функцию выполняют, например, такие участники каналов некоммерческого обмена, как пост дорожной полиции, государственная детская поликлиника, избирательный участок, военкомат, районная налоговая инспекция, приемная комиссия вуза и т.п.
Каналом продвижения или каналом коммуникаций - совокупность субъектов и лиц, которые создают и продвигают поток коммуникационных обращений. Участники канала в соответствии со стратегией продвижения создают коммуникационные сообщения, определяют их форму и содержание, выбирают СМИ и другие носители, которые доводят их до целевого рынка. Канал распределения некоммерческого продукта — это последовательность ряда участников, через которых он проходит путь к потребителю в процессе некоммерческой реализации. Качество некоммерческого продукта - степень соответствия его характеристик (полезных свойств) потребностям и предпочтениям потребителей. Комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, которые субъект использует для того, чтобы вызвать необходимый ему поведенческий отклик со стороны целевого потребителя [13, с. 57].Комплекс маркетинга (или маркетинг-микс) определяют и как набор маркетинговых инструментов, которыми субъект оперирует для решения маркетинговых задач на целевом рынке. Комплекс некоммерческого маркетинга — это совокупность контролируемых факторов, которые некоммерческий субъект использует для достижения позитивной реакции на результаты его деятельности со стороны потребителей. Конкурентоспособность некоммерческого продукта определяется при сравнении его качества и «цены» с аналогичными характеристиками продуктов конкурентов. Такое сравнение осуществляет сам потребитель. Если качество предлагаемого продукта не ниже, чем у аналогов конкурентов, он считается конкурентоспособным: если оно явно выше — речь идет о конкурентном преимуществе. Некоммерческий маркетинг нацелен на максимально возможное в данных условиях увеличение конкурентоспособности некоммерческого продукта и победу в конкурентной борьбе.
Конкуренция на рынке некоммерческих продуктов — это соревновательный процесс за потребителя некоммерческого продукта и первенство в некоммерческой реализации. Критерии лояльности потребителей к некоммерческому продукту (субъекту) до и после маркетингового воздействия на потребителей позволяет получить коэффициент удержания потребителей (отношение показателя лояльности потребителей до маркетингового воздействия к аналогичному показателю после такого воздействия, позволяет получить коэффициент удержания потребителей). Личная продажа используется государственными субъектами в виде выступления первого лица субъекта: интервью с его представителями: личные встречи доверенных лиц с потенциальными потребителями, общественностью, спонсорами и т.п. Маркетинговое управление некоммерческими субъектами подразумевает рыночную ориентацию, нацеленность на удовлетворение спроса в таких нерыночных (в классическом понимании) видах деятельности, как государственное управление, политика, благотворительность, религиозная и проповедническая деятельность, наука, искусство и т.д. Лишь следование идее маркетингового управления позволяет достигать максимального в данных условиях социального эффекта с оптимальными затратами необходимых ресурсов. Маркетинговые коммуникации (называемые также комплексом средств продвижения или Promotion) - это совокупность сигналов, исходящих от субъекта (производителя) в адрес различных аудиторий, в том числе клиентов, потребителей, сбытовиков, поставщиков, акционеров, органов управления, а также собственного персонала. Цель подобных сигналов — сделать продукт известным и сделать его привлекательным для потребителя. Макросреда потребителя — это совокупность условий, сил и субъектов, объективно, помимо воли потребителя воздействующих на него, которые оказывают влияние на микросреду потребителя и формируют его ценности. К макросреде потребителя относятся факторы демографической, экономической, политико-правовой, культурной, природной и технологической среды. Микросреда потребителя состоит из внешней и внутренней. Внешняя микросреда потребителя — это совокупность экономических и социальных факторов, которые непосредственно формируют внутреннюю среду потребителя.
Места коммерческой реализации, образуя экономические факторы внешней микросреды потребителя, предоставляют ему в первую очередь возможность реализации прав покупателя товаров (услуг) — лишь одно из безусловно важных его демократических прав на рынке коммерческих продуктов. Места коммерческой реализации образуют коммерческую инфраструктуру общества (страны, региона, города) и отражают уровень развития сети предприятий и обеспеченность ими населения. Подобными показателями могут быть количество магазинов различного профиля, ресторанов, казино, предприятий fast food, гостиниц, предприятий бытовых услуг и т.п. в расчете на 1000 жителей. Места некоммерческой реализации для потребителя отличается от своего коммерческого аналога тем, что эти места образуют социальные факторы внешней микросреды потребителя, назначение которых — гарантировать ему права, свободы, исполнение гражданских обязанностей, т. е все его демократические права и обязанности. Церкви, избирательные участки, политические мероприятия и манифестации, государственные медицинские, социальные и образовательные учреждения и иные места предоставляют потребителю возможность реализовать права на свободу мысли, совести, религии, на медицинскую помощь, социальное обеспечение, образование. Место некоммерческой реализации с точки зрения государственной власти или участник капала распределения) представляет собой элемент социальной инфраструктуры общества. Количественный и качественный уровень развития таких мест дает государственной власти представление о социальной защищенности общества и об обеспеченности населения сетью таких мест. Некоммерческий обмен — это обмен между субъектом (производителем) и потребителем некоммерческих продуктов. Некоммерческий продукт — это результат деятельности некоммерческого субъекта, адресованный потребителю и предназначенный для некоммерческого обмена. Некоммерческий продукт, аналогично товару (услуге) в классическом маркетинге, имеет определенные характеристики, ассортимент, обладает определенным качеством и конкурентоспособностью. Некоммерческий продукт — это результат деятельности некоммерческого субъекта, адресованный потребителю и предназначенный для некоммерческого обмена. Все участники некоммерческого обмена рассматривают его как нечто, способное удовлетворить определенные потребности, но совершенно различным образом согласно их представлению о целях и выгоде. Некоммерческий продукт для потребителя — это выгода (благо), необходимое для изменения его внутренней среды, удовлетворения нужд, потребностей. За эту выгоду потребитель, как правило, платит не деньгами, а своей ответной реакцией и некоммерческими средствами платежа (время, эмоции, физические силы, поступки, и т.д.). Для общества некоммерческий продукт — это выгода в виде реального предоставления потребителю (гражданину) возможности реализации его прав, свобод и обязанностей или социального эффекта. Потребление некоммерческого продукта экономически не обогащает общество налоговыми доходами. Наоборот, производителей некоммерческих продуктов государство стимулирует и финансирует. Продукт для некоммерческого субъекта — это материальное (или не материальное) воплощение его цели, достигаемое посредством потребительских свойств, создающих выгоду (благо) для потребителя и социальный эффект для общества. В обмен на этот продукт некоммерческий субъект получает от потребителя — необходимую ему ответную реакцию или поведенческий отклик, а от общества в лице государства — отклик в виде финансировать, льгот и т. п. Некоммерческий продукт в зависимости от специфики удовлетворяемых потребностей и формируемых ценностей может принимать следующие материально-вещественные формы: • продукт — например, это Конституция как продукт субъектов государственной власти; предвыборная программа кандидата на выборах — продукт политической партии; образовательная программа — продукт вуза и т.д.; • идея — например, это соответствующие идеи общественных и религиозных субъектов, политических партий, международных организаций. Например, экологическая безопасность — идея «Гринпис»; равенство и гарантии прав человека на планете — идея ООН и т. п. Кроме этого, идея как некоммерческий продукт, может лежат», в основе произведений, являющихся предметом интеллектуальной собственности. Чаще всего, эта ситуация наблюдается у физических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью (художники, писатели, ученые и т.п.); · услуга — например, это услуги таких государственных некоммерческих субъектов, как фонд занятости, фонд социального страхования, услуги различных международных некоммерческих организаций, таких, как Красный крест. Миротворческие силы ООН и др. Продукты некоммерческих субъектов могут быть представлены и в других, менее распространенных материально-вещественных формах: • физическое место — например, ритуальное, культовое или историческое место, которое может выступать продуктом некоммерческих субъектов и приносить социальный эффект обществу (Стена плача в Иерусалиме, Мекка, Красная площадь, Мемориал памяти героям Второй мировой войны. Храм Христа Спасителя, здания мечети, синагоги, костела, вуза, музея, библиотеки, связанные с их историей или историей страны и т.п.); • имидж физического лица — например, предвыборный образ кандидата, выдвигаемого на выборах от политической партии; имидж миссионера, деятеля культуры, первого лица государства. Сам факт присутствия этих физических лиц и их имидж оказывают воздействие на общество, умы, настроения людей и приносит социальный эффект. Значимость этого типа продуктов чрезвычайно высока в деятельности физических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью, и первых лиц любых некоммерческих субъектов, заинтересованных в социальном эффекте не только от своих основных продуктов, но и от личного имиджа. С точки зрения маркетинга в этом случае они сами должны подавать себя и свой образ как некоммерческие продукты. К примерам подобных продуктов можно отнести имидж таких выдающихся личностей, как мать Тереза, принцесса Диана, А. Сахаров, Генеральный секретарь ООН, президенты и первые лица различных стран мира, политических партий, главы церквей и конфессий, известные общественные деятели, представители культуры и искусства и т.д.; • денежные средства, предназначенные для безвозмездной передачи потребителю. Продукт подобного типа является безусловной привилегией лишь некоммерческих субъектов. В этом качестве могут выступать, например, в деятельности благотворительной организации — финансовые ресурсы, переданные потребителям в порядке материальной помощи; в деятельности пенсионных фондов - пенсии, социальные дотации и т. п. Коммерческий субъект также может быть спонсором, жертвователем, финансовым донором, инвестором. Но в этом случае он выступает не как производитель, а как потребитель, который платит некоммерческому субъекту своим поведенческим откликом — благотворительным денежным взносом, безвозмездной передачей финансовых ресурсов, грантов. Некоммерческие образования — это объединения различных форм собственности, имеющие определенный юридический статус, чья деятельность не преследует цели получения прибыли. Это могут быть и органы государственной власти, и профсоюзные организации, и благотворительные фонды, и религиозные конфессии, которые можно объединить общим понятием «некоммерческие образования». Другую группу некоммерческих субъектов составляют физические лица, занимающиеся деятельностью, не направленной на получение прибыли (независимые политики, ученые, миссионеры, деятели культуры и т.д.). Некоммерческий субъект — это производитель, создатель некоммерческого продукта, заинтересованный в его некоммерческой реализации. В этой роли выступают некоммерческие образования и физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью. Отношение — благоприятная или неблагоприятная оценка личностью какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и эмоции. 1. Целенаправленное поведение, когда потребитель последовательно проходит все четыре этапа процесса принятия решения. Например, выборы президента, выбор учебного заведения, вида спорта как хобби, решение об альтернативной службе в армии. 2. Локальное поведение, когда процесс выбора начинается с оценки имеющихся альтернатив, минуя осознание проблемы и поиск информации. Это сужает «окончательный комплект выбора» (этапы 2-4). Например, поступать в конкретный вуз, следовать идеям определенной партии или общественного движения и др. 3. Импульсивное поведение, когда процесс выбора состоит из двух этапов — импульсивная оценка альтернатив из «комплекта выбора решений» и принятие решения об ответной реакции, импульсивная оценка приобретенной выгоды (этапы 3-4). Такое поведение характерно для ситуаций, когда возможна коммуникативная реакция потребителя — «правится, не нравится», а также интерактивная реакция потребителя, принятая случайно, без предварительного анализа. Например, пользуясь случаем и находясь в поликлинике, потребитель может решить сделать прививку от гепатита; находясь в компании друзей, попробовать наркотик; придя на избирательный участок, проголосовать за любого кандидата из списка и т.п. Позиционирование товара — это процесс обеспечения конкурентного положения товара на выбранных целевых рынках путем формирования в сознании потребителя преимуществ товара в ряду конкурентов (или без них). Показатели внутреннего потенциала субъекта — это традиционный спектр финансово-экономических и других показателей, характеризующих деятельность некоммерческого субъекта: численность сотрудников, численность региональных филиалов, образовательный уровень кадров, техническая оснащенность, фонд заработной платы, учредительный фонд, основные и оборотные средства, интеллектуальная собственность и нематериальные активы и т.п. Потребители некоммерческого продукта — общество в целом, отдельные индивиды или группы населения. Так, например, потребителем государственной программы реформирования экономики страны является все общество, потребители бесплатных инвалидных колясок — инвалиды с пораженными нижними конечностями, а потребители специфической научной идеи — отдельные ученые, аспиранты, студенты. Продвижение некоммерческого продукта (или коммуникации) — это комплекс целенаправленных коммуникативных воздействий некоммерческого субъекта на потребителей для формирования двухстороннего контакта, при котором некоммерческий субъект заинтересован в изменении предпочтений и поведения потребителей в процессе выбора некоммерческого продукта, а потребитель — в удовлетворении соответствующих потребностей. Потребителями, которым адресован некоммерческий продукт, могут быть некоммерческие образования, государственные субъекты, физические лица (коммерческие и некоммерческие), коммерческие образования, государство и все ветви его власти. Продуктовый ряд — это совокупность всех ассортиментных групп (рядов), предлагаемых потребителям. Прямой маркетинг государственных субъектов — это организация теле- и радиодебатов их представителей с потребителями, почтовая и другие формы рассылки обращений в их адрес, а также использование Internet и других онлайновых каналов для проведения Internet-конференций, Internet-голосований (опросов потребителей, заполнение электронных анкет и т. п.). Сюда же следует отнести и телевизионный маркетинг прямого отклика, позволяющий зрителям во время телевизионного эфира бесплатно позвонить и проголосовать по тому или иному обсуждаемому в передаче вопросу. Рынок некоммерческих продуктов — система взаимоотношений между некоммерческими субъектами, с одной стороны, и потребителями с другой, по поводу некоммерческой реализации, направленной на удовлетворение общественных потребностей. Рыночный потенциал (или потенциальный рынок) некоммерческого субъекта — это верхний предел численности потенциальных потребителей, которые проявляют интерес к его продуктам и которым они могут быть адресованы. Свойства дифференцирования — это потребительские свойства (потребительские свойства — это свойства продуктов (услуг), которые проявляются непосредственно в процессе их потребления и определяют уровень качества продуктов, т. е. это те свойства продуктов, которые создают выгоду (благо) для потребителя) элементов комплекса маркетинга, обусловливающие их качество. Связи с общественностью, организуемые государственными субъектами, во многом напоминают аналогичные усилия коммерческих субъектов. Разница между ними состоит лишь в том, что государственные субъекты зачастую не имеют необходимой PR-концепции и программы, предусматривающих основные приоритеты в освещении деятельности субъекта, его некоммерческой цели и социального эффекта, имиджа субъекта или его первого лица и т. п. Поэтому их связи с прессой зачастую носят не плановый и активный, а пассивный характер, обусловленный теми или иными событиями, чрезвычайными обстоятельствами, происшествием или скандалом. Совокупная потребительская ценность некоммерческого продукта — это сумма различных приобретенных потребительских свойств, благодаря которым потребитель может реально изменить те или иные факторы его внутренней среды. Совокупные затраты — это весь спектр потенциальных потерь потребителя (некоммерческих средств платежа). Спрос — готовность потребителей к восприятию и потреблению некоммерческого продукта, отражающая степень их заинтересованности в результатах деятельности некоммерческих субъектов. При этом удовлетворенный (реализованный) спрос отражает позитивную реакцию потребителей и достижение определенного социального эффекта: неудовлетворенный спрос — негативную реакцию на некоммерческий продукт, не дающий социального эффекта (или дающий недостаточный); формирующий спрос — неопределенную или слабо выраженную реакцию на некоммерческий продукт, о котором нет достаточной информации. Среда потребителя — это совокупность условий, его окружающих и формирующих его ценности, потребности и поведение. Эта среда характеризуется несколькими уровнями: внешняя макро- и микросреда, внутренняя среда. Средства коммуникации для государственных некоммерческих субъектов — это инструмент формирования нравственных и других личностных ценностей, составляющих внутреннюю среду потребителя (гражданского, национального, патриотического сознания, ментальности и культуры общества), а также инструмент, определяющий гражданское поведение его членов. Это существенным образом отличает общественную значимость маркетинговых коммуникаций некоммерческих субъектов от коммерческих, которые информируют общество лишь о возможности фактической реализации прав покупателя на выбор и покупку (обмен и т.п.) продуктов, услуг, их качество и т.п. Стимулирование сбыта (некоммерческой реализации) применяют государственные субъекты весьма специфично. Дело в том, что все многообразие приемов такого стимулирования можно условно поделить на два типа: нормативный, или законодательный (льготы и привилегии, предусмотренные для потребителей или собственного персонала) и альтернативный, который полностью зависит от специфики некоммерческих продуктов, маркетинговой инициативы субъектов, их финансовых возможностей и законодательных ограничений. Стратегия маркетинга некоммерческого субъекта - логическое построение, определяющее пути достижения перспективных маркетинговых целей, стоящих перед ним. Тактика некоммерческого маркетинга - совокупность и последовательность решения конкретных задач частного характера, реализующих стратегию на практике. Усвоение — это перемены, происходящие в поведении личности под влиянием воспринятого. Убеждение — это мысленная характеристика чего-либо. В некоммерческом маркетинге этот фактор чрезвычайно значим, так как весьма часто некоммерческим продуктом выступает идея. Поэтому важно, чтобы, пройдя избирательное запоминание и усвоение, идея стала убеждением, изменив при этом ценности и поведение потребителя. Фактический потенциал (или фактический рынок) субъекта — это та часть рыночного потенциала, или численность реальных потребителей некоммерческих продуктов, которые характеризуются необходимой субъекту положительной ответной реакцией на маркетинговые воздействия при данном уровне маркетингового бюджета. Целевой потенциал (или целевой рынок) субъекта — это часть рыночного потенциала, или численность потребителей некоммерческих продуктов, на которых некоммерческий субъект решил направить свои маркетинговые воздействия, исходя из планируемого маркетингового бюджета. Цена некоммерческого продукта — совокупность затрат некоммерческих средств платежа, времени, физических сил и (в отдельных случаях) денежных средств потребителя, которые он готов понести для использования результатов деятельности некоммерческого субъекта. Цена некоммерческого продукта для потребителя — это инструмент увеличения его выгоды (блага) и экономии совокупных затрат некоммерческих средств платежа. Экономия затрат потребителя выражается, главным образом, не в Деньгах как основном средстве платежа за товар (услугу), а в некоммерческих средствах платежа (время, эмоции, физические силы и т. п.). В некоммерческом обмене цена продукта для потребителя — это потери его времени, денежные, идеологические, эмоциональные, психологические и другие затраты, которые приходится оплатить субъекту и государственной власти за некоммерческий продукт, адекватно соответствующим нормам общества и некоммерческого субъекта. Цена некоммерческого продукта, воспринимаемая потребителем таким образом, чаще всего бывает зафиксирована не столько в денежных единицах, сколько в виде определенного нормативного поведенческого отклика или реакции потребителя. Для общества и государственной власти цена некоммерческого продукта — это инструмент увеличения его выгоды и социального эффекта, экономии на совокупных затратах в виде прямого финансирования субъектом, предоставления им экономических льгот и средств на развитие. В отличие от коммерческого продукта, цена некоммерческого продукта для общества служит источником не экономической выгоды, а социального эффекта. Для некоммерческого субъекта цена продукта — это затраты на его создание, связанные с достижением некоммерческой цели и ответной реакции потребителя, т.е. выгодой субъекта. Выгода некоммерческого субъекта не сопряжена с получением прибыли как источника развития и удовлетворения соответствующих потребностей. Она связана с обеспечением выгоды потребителя и социального эффекта, в котором заинтересовано общество, оплачивающее тем или иным образом развитие и финансирование субъекта.
Читайте также: D) денежные средства населения Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|